«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
материал
В статье раскрывается актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
Старший воспитатель Кривцова Т.В.
МБОУ СОШ №3, город Бийск
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Наблюдается увеличение количества детей с проблемами в развитии, испытывающие стойкие трудности в обучении и адаптации, что обусловлено разными факторами (наследственностью, здоровьем родителей, социально-экономическими условиями жизни в семье и др.)
В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 79 Инклюзивное образование содействует обеспечению равного доступа образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В Российской Федерации создана система оказания ранней помощи детям с ОВЗ, детям с инвалидностью, функционируют коррекционные образовательные учреждения, центры реабилитации.
Однако не все категории воспитанников охвачены такой помощью по разным причинам: в силу возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, и особых возможностей здоровья.
Актуальность осуществления психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста обусловлена тем, что в данном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка. Следовательно, контроль за психическим развитием детей 2-3 лет необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.
Анализ контингента детей поступающих в группы раннего возраста в образовательные учреждения показывает, что ежегодно увеличивается количество малышей, нуждающихся в ранней психолого- педагогической помощи.
Также отмечается, что у детей с особыми возможностями здоровья посещающих образовательные учреждения наблюдаются проблемы в развитии социально-эмоциональной сферы, дети не умеют взаимодействовать со сверстниками, низкая потребность в общении и развивается слабо. При выполнении заданий нередко прослеживается беспокойство, неуверенность, тревожность, иногда при возникновении трудностей случаются эмоциональные реакции, аффективные вспышки и отказ от деятельности.
Решением актуальных проблем таких детей является создание для них благоприятной среды и условий.
Сенсорная комната выступает в качестве инклюзивной образовательной среды, которая создает условия для успешной социальной адаптации, психологической коррекции, ранней помощи детям раннего возраста, детям с ОВЗ, и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Целью организации работы с детьми в сенсорной комнате является создание и обеспечение равных возможностей для каждого ребенка через организацию психологической комфортной среды, способствующих социальной адаптации воспитанников раннего возраста, детей с особыми возможностями здоровья и детей.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение. Сенсорную комнату Мария Монтессори оборудовала насыщенным автодидактическим материалом для занятий с детьми раннего возраста и детей, имеющих задержку в развитии.
Сенсорная комната в работе с детьми создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность у воспитанников.
Сенсорная комната должна быть оборудована стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.
Для оснащения сенсорной комнаты в дошкольном образовательном учреждении рекомендовано использовать оборудование:
- сухой бассейн с разноцветными шариками для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений;
- «сухой дождь» (в виде обруча с разноцветными ленточками), - используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации; развития наблюдательности и внимания;
- тактильное панно, которое способствует развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности;
- игровая ширма предназначена активации физической активности и мозговой деятельности;
- зеркальный шар – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания; расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки;
- сенсорные дорожки - коррекции двигательных нарушений, зрительной координации;
- игровые дидактические и сенсорные игры - для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия);
- музыкальная колонка с музыкальными произведениями, мешочки с запахами для использования звуко- и ароматерапии.
- Особый уют и атмосферу комфорта вносят мягкие модули, детские подушки которые способствуют развитию тактильных ощущений, оказывают массажный и расслабляющий эффект.
Психолого-педагогическая поддержка воспитанников в сенсорной комнате способствует раннему выявлению отклонений в развитии и оказание ранней помощи детям. Проведение игровых развивающих занятий с детьми раннего возраста, способствует облегчению прохождения адаптации, успешной социализации.
В сенсорной комнате проводятся коррекционно-развивающие занятия по индивидуальному маршруту сопровождения детей с ОВЗ, применение индивидуальных мер коррекции; проведение релаксационных упражнений.
Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально, проходят в игровой форме используются игры, этюды, релаксационные упражнения и игровые тренинги.
В условиях организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении осуществляется взаимодействие с родителями в рамках социальной интеграции воспитанников и профилактики неблагополучного развития детей.
Для этого проводятся совместные сенсорные тренинги, развивающие занятия с детьми и родителями, которые способствуют родителям включиться в образовательный процесс и стать полноценным участником образовательных отношений.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты обеспечивает равные возможности для каждого ребенка, создает условия для успешной социальной адаптации воспитанников раннего возраста, детей с особыми возможностями здоровья.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практ. рекомендации М.: АРКТИ,200г.
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет Полуфункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/ сот. Т.В. Селищева- Волгоград: учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности
Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...
Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности
Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...
Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности
Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (для детей с особыми возможностями здоровья - нарушение слуха)
Сюжетно-ролевая игра "Дружок" (Ветеринарная клиника)...
Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"
Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...
Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет челов...
Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ
Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ...