«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
материал

Кривцова Татьяна Владимировна

В статье раскрывается  актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»

Старший воспитатель Кривцова Т.В.

МБОУ СОШ №3, город Бийск

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Наблюдается увеличение количества детей с проблемами в развитии, испытывающие стойкие трудности в обучении и адаптации, что обусловлено разными факторами (наследственностью, здоровьем родителей, социально-экономическими условиями жизни в семье и др.)

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 79   Инклюзивное образование содействует обеспечению равного доступа образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В Российской Федерации создана система оказания ранней помощи детям с ОВЗ,  детям с инвалидностью, функционируют  коррекционные образовательные  учреждения, центры реабилитации.

Однако не все категории воспитанников охвачены такой помощью по разным причинам: в силу возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, и  особых  возможностей здоровья.

Актуальность осуществления психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста обусловлена тем, что  в данном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка.  Следовательно, контроль за психическим развитием детей 2-3 лет необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.

Анализ контингента детей поступающих в группы раннего возраста  в образовательные учреждения показывает, что ежегодно увеличивается количество малышей, нуждающихся в ранней психолого- педагогической помощи.

Также  отмечается, что у детей с особыми возможностями здоровья посещающих образовательные учреждения наблюдаются проблемы в  развитии социально-эмоциональной сферы, дети не умеют взаимодействовать  со сверстниками, низкая потребность в общении и развивается слабо. При выполнении заданий нередко прослеживается беспокойство, неуверенность, тревожность, иногда при возникновении трудностей случаются эмоциональные реакции, аффективные вспышки и отказ от деятельности.

Решением  актуальных проблем таких детей является создание для них благоприятной среды и условий.

         Сенсорная комната выступает в качестве инклюзивной образовательной среды, которая  создает условия для  успешной социальной адаптации, психологической коррекции,   ранней помощи детям раннего возраста, детям с ОВЗ,  и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.  

Целью организации работы с детьми в сенсорной комнате является  создание и обеспечение равных возможностей для каждого ребенка через организацию психологической комфортной среды, способствующих социальной адаптации воспитанников раннего возраста, детей с особыми возможностями здоровья и детей.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено итальянским  врачом и педагогом Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение. Сенсорную комнату Мария Монтессори оборудовала  насыщенным автодидактическим материалом для  занятий с детьми раннего возраста и детей, имеющих задержку в развитии.

     Сенсорная комната   в работе с детьми создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность у воспитанников.

 Сенсорная комната  должна быть оборудована стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка.  Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты в дошкольном образовательном учреждении рекомендовано использовать оборудование:

  • сухой бассейн с разноцветными шариками для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений;
  • «сухой дождь» (в виде обруча с разноцветными ленточками), - используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации; развития наблюдательности и внимания;
  • тактильное панно, которое способствует развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности;
  • игровая ширма предназначена  активации физической активности и мозговой деятельности;
  • зеркальный шар – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания; расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки;
  • сенсорные дорожки - коррекции двигательных нарушений, зрительной координации;
  • игровые дидактические и сенсорные игры - для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия);
  • музыкальная колонка  с музыкальными произведениями, мешочки с запахами для использования звуко- и ароматерапии.  
  • Особый  уют и атмосферу комфорта  вносят мягкие модули, детские подушки которые способствуют развитию тактильных ощущений, оказывают массажный и расслабляющий эффект. 

        Психолого-педагогическая поддержка  воспитанников в сенсорной комнате  способствует раннему выявлению отклонений в развитии и оказание ранней помощи  детям. Проведение игровых развивающих  занятий с детьми раннего возраста,  способствует облегчению прохождения адаптации, успешной социализации.

В сенсорной комнате проводятся  коррекционно-развивающие занятия по индивидуальному маршруту сопровождения детей с ОВЗ, применение индивидуальных мер коррекции; проведение релаксационных упражнений.

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально, проходят в игровой форме используются  игры, этюды, релаксационные упражнения и  игровые тренинги.  

В условиях организации сенсорной комнаты  в образовательном учреждении осуществляется взаимодействие с родителями в рамках социальной интеграции воспитанников  и профилактики неблагополучного развития детей.

Для этого проводятся совместные  сенсорные тренинги,  развивающие занятия  с детьми и родителями, которые способствуют родителям включиться в образовательный процесс и стать полноценным участником образовательных отношений.

         Таким образом, психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья  посредством организации сенсорной комнаты  обеспечивает равные возможности для каждого ребенка, создает условия для успешной  социальной адаптации воспитанников раннего возраста, детей с особыми возможностями здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:  практ. рекомендации М.: АРКТИ,200г.
  3.  Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет Полуфункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/ сот. Т.В. Селищева- Волгоград: учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"

Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...

Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

  Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет челов...

Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ

Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в  том числе с ОВЗ...