Теоретические основы развития детей раннего возраста Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Теоретические основы развития детей раннего возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых- психологов, как Н. М. Аксарина , В. Г. Алямовская, В. С. Мухина и др.
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Многочисленные исследования показатели, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную продолжительность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к людям. На фоне идентификации у ребенка проявляется чувство доверия к людям ( чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а вместе они достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной
активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении чувства личности.
Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию,а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений,где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъективации желания, т.е. для нас –к появлению желания, стремления для самого ребенка, к разрушению исходной общности со взрослым, становлению первой формы «Я» (Я – желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я – действующий.
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем детстве – непременное условие развития предметной деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-мишкой) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, а за другими закреплены иные и однозначные действия. Жесткая закрепленность действий за предметами – орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими
предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Развитие мышления
ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной
деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять
предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве,
действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это
создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной
деятельности и позволяет действовать с предметами не только
непосредственно, но и с помощью других предметов или действий
(например, стучать, вращать).
Практическая предметная деятельность детей – важный этап перехода
от практического опосредования к умственному, она создает условия для
последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе
выполнения действий с предметами и обозначения действий словами
формируются мыслительные процессы ребенка.
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка.
К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи
двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют
тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они
как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и
произносить слова, а также строить предложения. Ребенок второго года очень эмоционален.Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление.
Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная
деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе
игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность
для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств
потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним
проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком
своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным
обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Для того чтобы поднятьсяна эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь
объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества испособности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на
новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один
из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр
старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и
активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если
же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные
явления. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления
внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера,
способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в
общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в
лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.
Таким образом, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Еговедущая деятельность – предметно - манипулятивная, в рамках которой
возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные
действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение
ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в
которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы развития детей раннего возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых- психологов, как Н. М. Аксарина , В. Г. Алямовская, В. С. Мухина и др.
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Многочисленные исследования показатели, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную продолжительность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к людям. На фоне идентификации у ребенка проявляется чувство доверия к людям ( чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а вместе они достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной
активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении чувства личности.
Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию,а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений,где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъективации желания, т.е. для нас –к появлению желания, стремления для самого ребенка, к разрушению исходной общности со взрослым, становлению первой формы «Я» (Я – желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я – действующий.
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем детстве – непременное условие развития предметной деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-мишкой) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, а за другими закреплены иные и однозначные действия. Жесткая закрепленность действий за предметами – орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими
предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Развитие мышления
ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной
деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять
предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве,
действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это
создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной
деятельности и позволяет действовать с предметами не только
непосредственно, но и с помощью других предметов или действий
(например, стучать, вращать).
Практическая предметная деятельность детей – важный этап перехода
от практического опосредования к умственному, она создает условия для
последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе
выполнения действий с предметами и обозначения действий словами
формируются мыслительные процессы ребенка.
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка.
К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи
двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют
тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они
как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и
произносить слова, а также строить предложения. Ребенок второго года очень эмоционален.Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление.
Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная
деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе
игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность
для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств
потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним
проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком
своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным
обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Для того чтобы поднятьсяна эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь
объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества испособности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на
новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один
из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр
старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и
активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если
же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные
явления. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления
внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера,
способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в
общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в
лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.
Таким образом, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Еговедущая деятельность – предметно - манипулятивная, в рамках которой
возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные
действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение
ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в
которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, явля...
Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важн...
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста
К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенносте...