Проект творческо – информационный в старшей группе компенсирующей направленности «Удивительные лабиринты»
проект (старшая группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Часто в разных играх нам предлагалось пройти непонятным, запутанным путем лабиринта. Но откуда они взялись, эти лабиринты, и зачем были нужны, а ведь существуют они с глубокой древности? С лабиринтами до сих пор вопросов больше чем ответов. Любой лабиринт – это невероятно интересная и полезная игра для детей. Всем детям, без исключения, нравится искать единственно возможный выход из запутанной ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект творческо – информационный  в старшей группе компенсирующей направленности «Удивительные лабиринты»

Педагог:

Боброва И.Ю .

                                                     Санкт-Петербург

                                                             2020 г

Проект в старшем дошкольном возрасте

«Удивительные лабиринты»

Паспорт проекта

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, учителя - логопеды

Вид проекта:

творческо-информационный

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный (19.10.2020 – 23.10.2020)

Актуальность:

Часто в разных играх нам предлагалось пройти непонятным, запутанным путем лабиринта. Но откуда они взялись, эти лабиринты, и зачем были нужны, а ведь существуют они с глубокой древности? С лабиринтами до сих пор вопросов больше чем ответов. Любой лабиринт – это невероятно интересная и полезная игра для детей. Всем детям, без исключения, нравится искать единственно возможный выход из запутанной ситуации. 

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста разумного досуга.

Задачи:

 Познакомить с историей возникновения лабиринтов, их разновидностями и интересными фактами о них. Научить проходить лабиринты разных типов. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.  Научить детей анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения( мыслить смело, креативно и рационально).

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание:опрос – диагностика  с детьми старшей  группы компенсирующей направленности: «Что мы знаем о лабиринтах? Что хотим узнать? Как мы можем  помочь мышке, котораяхочет построить лабиринт?» Цель: определить их стартовые возможности и выявить уровень знания по теме «лабиринт» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, как можно помочь мышке

2 этап – разработка проекта.Обсудили с детьми мероприятия  и решили привлечь  родителей группы.Цель: привлечь внимание всех участников образовательного процесса к умению с пользой проводить досуг с детьми.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проектной деятельности в группе(разучивание подвижных игр, физминуток, прохождение лабиринтов). Цель: создают условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап – газета «Лабиринты бывают разными»Цель: развитие познавательной деятельности детей, путём создания газеты.

Ожидаемые результаты:

Для детей: Пополнили знания о происхождение лабиринтов.

Для родителей:Привлекли внимание родителей к необходимости  играть вместе с детьми

Для педагогов: Пополнение педагогической копилки картотеками, играми.

Для ДОУ: Обобщение опыта по теме проекта

Проблемные вопросы:

Я мышка,и  живу в норке, но она у меня такая маленькая, что я не могу спрятаться от хищников, которые на меня охотятся. Утром меня хочет поймать кот, а как наступает вечер, сова… я так устал постоянно бегать от них и боятся. Говорят надо построить лабиринт, но я не могу его построить, потому что я не знаю как это сделать..

Презентация проекта

Создание газеты «Лабиринты бывают разными»

Комплексно – тематическое планирование проекта:

Физическое

развитие

(физ. развит, здоровье)

Физкультминутка: «У Смешариков в саду», дыхательное упражнение «Лабиринт», п/и «Лабиринт», «Клубок Ариадны»

ПРС: внести дыхательный лабиринт

Социально –

коммуникативное

развитие

(безопасность,

труд,

игра)

«Лабиринт по пожарной безопасности», «Лабиринты по правилам дорожного движения»

ПРС:внести лабиринты

ПРС:

Познавательное

развитие

(конструирование,

ФЭМП, ФЦКМ)

ФЦКМ «Садовые лабиринты»

Конструирование лабиринтов из лего и деревянного конструктора

ПРС:альбом иллюстраций «Какие бывают лабиринты?»  «Проходим лабиринты: развиваем логику» Н. П. Власенко, «Лабиринты цифры»

Речевое развитие

(развитие речи,

чтение х/лит)

Чтение К. Политти «Лабиринт», А. Антонова «Чёрный крот»

Просмотр мультфильмов Смешарики серия «Лабиринты», «Три кота» (серия 108 Лабиринт), «Тесей и Минотавр»

ПРС:альбом «Кадры мультфильмов»

Художественно – эстетическое

развитие

Лепка «Пластилиновый лабиринт на доске»

ПРС:

Слушание песни Варвары Стрижак «Лабиринт»

Работа с родителями:

Памятка «Играем с детьми в лабиринты»

Мастер класс «Настольная игра своими руками «Мышка в лабиринте»

https://master-klass.livejournal.com/497827.html

Памятка «Дидактические игры «Лабиринт» из бросового материала своими руками»

Новая проблема, которая вытекает из проекта: какие бывают игровые лабиринты

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Лабиринты»

Программные задачи:

 Познакомить с историей возникновения лабиринтов, их разновидностями и интересными фактами о них. Научить проходить лабиринты разных типов.

Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.  

Научить детей анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения.

Ход мероприятия:

Дети под музыку заходят в зал, взявшись за руки «змейкой» и садятся на стулья.

Здесь запутаны ходы,

Они ведут вас в тупики,

По дорожкам ты иди,

Выход из него найди. (Лабиринт)

Письмо: «Я мышка, и живу в норке, но она у меня такая маленькая, что я не могу спрятаться от хищников, которые на меня охотятся. Утром меня хочет поймать кот, а как наступает вечер, сова… я так устал постоянно бегать от них и боятся. Говорят, надо построить лабиринт, но я не могу его построить, потому что я незнаю, что такое лабиринт»

- Что такое лабиринт?Лабиринт -  состоит из запутанных путей к выходу и путей, которые ведут в тупик, откуда трудно найти выход

- Лабиринты появились у греков и римлян. Это такие здания из комнат, коридоров, дворов, переходов и тупиков были придуманы для того, чтобы запутать человека и не дать ему пройти в дом.Такой лабиринт оборонял жилище от врагов. Некоторые люди сами уходили в лабиринты, чтобы проверить свои выносливость и смекалку. Чтобы выбраться из запутанного лабиринта, нужно иметь хорошую память и способность ориентироваться в лабиринте.

- На острове Крит находится лабиринт Минатавра. Древнегреческому герою Тесею удалось найти из него выход,а как он это сделал мы узнаем из мультфильма «Тесей и Минотавр» (просмотр мультфильма)

- Ариадна подарила нам клубок, который нам поможет путешествовать. Давайте поиграем в игру «Клубок Ариадны».

Хороводная игра «Клубок Ариадны»

Дети выстраиваются в круг и берутся за нитку из клубка. Впереди всех становится
ведущий, он держит клубок.Ребята поют попевку, и двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего.Когда все дети собрались в «клубок», попевка повторяется еще раз, и дети двигаютсяв обратном направлении, за ведущим, который шел в самом конце.

Мы по лабиринту шли,

Клубок ниток нашли,

Клубок маленький,

Нитки аленькие,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле,

Нитка боле, боле, боле,

Нитка дольше всех,

Перевертышей шесть.

Мы по лабиринту шли,

Клубок ниток нашли

Клубок маленький,

Нитки аленькие.
Клубок катится,

Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле,
Нитка боле, боле, боле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась!

После слов «тонка нить оборвалась» - резко опускают руки, «разорвав нитку».

- Ребята, может ли наша мышка жить в подземелье Минотавра? А что ей там будет не хватать? (еды)

- Прошло время и в Англии стали появляться садовые лабиринты. Между кустами были дорожки, которые вели к одному центру. Кусты могли иметь разную высоту: низкие, средние или высокие.Эти дорожки:  то уходили в разные стороны, то соединялись с другими дорожками и  так они были запутаны, что гуляющим людям не легко было добраться до  центра лабиринта, также как и найти обратный путь

- В нашем городе Санкт – Петербурге тоже есть сад, а как он называется вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Есть в Петербурге чудо- сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад? ( Летний сад)

- Однажды, путешествовал Пётр I по Франции и в Версале увидел садовый лабиринт с фонтанами, при входе в который стояла статуя баснописцаЭзопа. Идея дополнить лабиринт фонтанами из басен, принадлежала писателю Шарлю Перро, автору знаменитых сказок о приключениях Кота в сапогах, Золушки, Красной Шапочки. Перро издал книгу «Лабиринт Версаля» с гравюрами Себастьяна Леклерка, которая была в библиотеке Петра I.

«Пройди Версальский лабиринт». Дети получают план и цветной карандаш. Задание может выполняться за столами или лёжа на полу. 

- Петр I приказал построить в Петергофе «фонтаны из лабиринта Версальскаго».Не дожидаясь, когда в Петергофе будут закончены фонтаны, он   распорядился о строительстве в «новой роще» в Летнем саду 36 фонтанов и лабиринта со скульптурами. Роща получила название «Фабульная» после того, как на ее дорожках и площадках были поставлены фонтаны со скульптурными изображениями животных – персонажей басен Эзопа.В петровское время посадки в садахпроизводили  «рощами», в которых преобладали деревья одной породы.В Летнем садубыла: Дубовая, Липовая, Еловая, Кленовая, Березовая роща.Петр I доставляли деревья по морю накораблях  из-за границы  и из наших городов.  Фабульная роща не сохранилась до наших дней.О Летнем саде ходит множество легенд. Одна из них гласит, что еще во времена Петра I в нём были прорыты подземные ходы и обустроены тайники, в которых хранились сокровища.

- Клубок Ариадны поможет нам найти сокровища в Летнем саду.

На полу из нитки или шнура лежит лабиринт «Фабульной рощи».

Дети делятся на четыре команды. Они идут по нитке или шнуру до середины плана и произносят слова:

Ты катись, катись, клубок,
Через фабульную рощу, дружок,
Через все дорожки
К нам на порожки.

Раскрутись скорее,

Укажи быстрее:

 К чему нитка привела?

- Нитка привела нас к фонтану, где лежат иллюстрации деревьев и кустарников, которые растут в Летнем саду: каштан, дуб, липа, клён, лиственница, ясень, ива, бузина красная и чёрная, белая акация. Дети вспоминают названия деревьев и кустов. Там же они находят письмо от мышки: «Дорогие ребята! Мне очень понравилось в Летнем саду и в лабиринте «Фабульной рощи». К сожалению, и здесь я не могу жить, так как здесь растёт бузина. Её запах от листьев и побегов очень боятся мыши».

В Гатчину мы едем,

Узнать про парк хотим,

Ты катись, катись, клубок,

Через Гатчинский парк, дружок,

Нитка стоп, смотрите прямо,

Что же перед вами?

Водный лабиринт.

- Водный лабиринт — это одна из забав, устроенных в Гатчинском парке. Идея устроить забаву на воде пришла Павлу I после свадебного путешествия по Европе и посещения замка принца Луи-Жозефа Конде в городе Шантильи. Под впечатлением поездки Павел решил построить в парке два лабиринта — Зелёный (лесной) и Водный. В одном из заливов Белого озера  были созданы четыре искусственных острова, в результате чего образовались протоки причудливой формы  Лабиринт имел несколько тупиков и неожиданных поворотов, так что гостям, заплывшим сюда на лодках, было очень трудно вернуться снова в Белое озеро. Острова были соединены между собой деревянными мостиками с ажурными ограждениями, причем, все мосты отличались свои оформлением.

- Давайте построим лодку и поплывём по водному лабиринту. (Дети встают в рассыпную по группе)

Молоточком я стучу

стучат правым кулачком по левому

Лодку строить я хочу

показывают «лодочку» ладошками

Буду плыть я в лодке той

Показывают руками, как они гребут вёслами

По водному лабиринту с тобой

Делятся на пары

Дети берут мячи и ложатся на них животами с опорой на стопы и ладони. Под песню Е. Железновой «В лодке», они на мячах, медленно покачиваются вперёд и назад, поднимая то правую ногу, то левую.

В лодке мы с тобой плывём,

Нас волна качает
Дует слабый ветерок,

Лодку подгоняет
А куда мы приплывём –

Только речка знает

- Ребята, может наша мышка жить в водном лабиринте, ведь она умеет плавать? Почему? (мышка питается семенами растений, рисом, овсом, личинками  насекомых и любят себе делать запасы)

- Где мышке будет безопасно жить? Подскажет нам загадка:

Изрыл всё вдоль и поперёк
Слепой с рождения зверёк,
Его соседи крот и мышь,
А как зовут зверька? (Слепыш)

Рассказ слепыша:

Со мной под землей живут соседи: крот, медведка и полевая мышь. Мы живём дружно, потому что питаемся разной едой. У мышки полёвки есть нора, в которой, как в лабиринте, много подземных ходов. Подземные хода соединяют несколько комнат-кладовок, гнездо-спальню, а также имеют несколько запасных выходов. Один из них ведет к воды. Днем мыши находятся в своих укрытиях, а ночью выходят на охоту.

- Спасибо, ребята, вы мне рассказали, что такое лабиринт. Теперь мне можно будет там спрятаться от своих врагов. И я вам прислала игрушечную мышку, чтобы вы с ней поиграли.

Игра – танец «Мышка»

Дети поют и передают по кругу мышку. Как закончатся слова, начинает танцевать тот ребёнок, которому досталась мышка, а остальные повторяют его движения.


Мышка бегает по кругу,
Выбирает себе друга,
А кому так повезёт,
С мышкой танцевать пойдёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности "Мусор-проблема настоящего".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети  групп...

Проект информационный в старшей группе компенсирующей направленности «Историческое место –это гордость всей страны»

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история. Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследи...

Практико-ориентированный проект «Клеточка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на пло...