Практико-ориентированный проект «Клеточка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Биглова Альфира

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости.  Со старшей группы для детей с ТНР ребята начинают изучать звуки, буквы, и первые буквы дети печатают по клеткам в тетрадках. Вот почему так важно именно в начале старшей группы с помощью данного проекта подвести детей к ориентировке в клетке и по клеткам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Образовательная Школа №5 (детский сад «Журавушка»)

городского округа Ступино Московской области

Практико-ориентированный проект

«Клеточка»

старшая группа №7 "Говорушки"

компенсирующей направленности для детей с ТНР

творческая группа:

Воспитатель: Биглова А.Ж.

Сентябрь 2023г.

Паспорт проекта

По доминирующему методу: практико-ориентированный

По продолжительности: краткосрочный (25-29 сентября).

По характеру содержания: мероприятия, направленные на развитие навыка ориентировки на микроплоскости, зрительно-моторной координации, на развитие мелкой моторики и пространственного воображения

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: логопедическая старшая группа, воспитатели, учитель-логопед

Проблема

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости. В ряде исследований тифлопедагогики Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной отмечают общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки. Развитие речи детей напрямую связано с развитием мелкой моторики, чему немало способствует работа в тетрадках по клеточкам. Такие упражнения помогут детям стать более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребенок может выполнить задание взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять по образцу.

Актуальность

Со старшей группы для детей с ТНР ребята начинают изучать звуки, буквы, и первые буквы дети печатают по клеткам в тетрадках. Вот почему так важно именно в начале старшей группы с помощью данного проекта подвести детей к ориентировке в клетке и по клеткам.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием КЛЕТКА
  • Учить находить в клетке заданные стороны, углы, середины сторон
  • Учить правильно держать карандаш
  • учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;

Развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого

- работать над развитием правильной, четкой и связной речью;

- активизировать слуховое восприятие, внимание и память.

Воспитательные:

оспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Работа с родителями

- укреплять связи дошкольного учреждения с семьей, способствовать активному вовлечению родителей в совместную познавательную и развивающую деятельность с детьми во время реализации проекта

- оповестить родителей о предстоящем проекте

-консультации для родителей «Чему научит клеточка», «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги», «Как правильно держать карандаш»

- повысить уровень компетентности родителей в познавательном развитии дошкольников.

Предполагаемый результат

-улучшение ориентировки на микроплоскости: дети научатся видеть клетку, находить в ней углы, стороны, середины сторон правильно держать карандаш развитие зрительно-моторной координации; − развитие познавательных процессов ( улучшится внимание, воображение, мышление, память); − обогащение активной речи, за счет овладения пространственной терминологией − формирование учебного поведения (умение слушать взрослого, выполнять словесные инструкции

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Основные методы и приемы: проблемно-поисковые (проблемные ситуации), словесные (беседы, объяснение, вопросы, живое слово, литературные произведения), наглядный (демонстрационный, раздаточный материал), практические, игровые (дидактические, словесные, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики), ИКТ-технология

Практическая значимость проекта:

Для детей: дети научились правильно держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, тетради (верх, низ, право, лево, цент), научились видеть клетку в тетради, находить у клетки углы, середины сторон, центр.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей, задач по теме проекта, получили признание родителей и других педагогов

Для родителей: повысился уровень компетентности в познавательном развитии дошкольников, стали активными участниками проекта.

1 ЭТАП: Подготовительный

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и методику развития у дошкольников ориентировки в пространстве и на плоскости.
  2. Познакомить родителей с целями и задачами предстоящего проекта, подготовить консультацию «Чему научит клеточка», «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги», «Как правильно держать карандаш»
  3. Подготовить демонстрационный материал для занятий (девочку Клеточку, насекомых на магните), раздаточный материал

2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию

Ребята, отгадайте, что это такое:

«Посмотрите на меня

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — легкая загадка:

Каждый знает, я…» (тетрадка)

Под обложкой — клеточки,

Тоненькие сеточки.

Чтоб примеры записать,

Ученик открыл…(тетрадь)

В клетку, линейку,

А также с полями,

Тонкой и толстой,

Бывает (тетрадь)

Вот тетрадь эта, посмотрите, это обложка, это страницы, это корешок, за который все страницы держатся, а эта красная линия называется «поля» - это как стоп-граница, за нее заезжать нельзя. Посмотрите на страницы, они чистые? Да, здесь голубые линии какие-то. Может кто-то знает для чего они?

Да, по ним и пишут и даже рисуют. Показ рисунков

Ой, кто это вылез из тетради? Это девочка Клеточка!

- я девочка Клеточка. Живу в тетрадке со своими многочисленными сестренками. А вы хотите так научиться рисовать в клеточках? Я вас научу, мы отправляемся в проект «Клеточка»

Календарно-тематическое планирование с 26 по 28 апреля

Основные мероприятия

Дата

Содержание деятельности

Участники

Понедельник

25 сентября

Рассматривание рисунков по клеточкам

Упражнение «Осенний дождь»

Учить детей правильно сидеть за столом, держать правильно карандаш, рисовать прямые линии сверху вниз. Развивать внимание, старание.

II-пол. дня:

Д/упражнение «Стрекозы»

Учить детей видеть предметы, направленные направо, налево, ввести в активный словарь слова налево, направо.

Воспитатели

Дети

Вторник

26 сентября

Упражнение «Ветер»

Учить детей правильно держать карандаш, рисовать прямые линии слева направо, наклонные линии слева направо, справа налево.

Развивать внимание, аккуратность в работе

II-пол. дня:

Д/ игра «Муха»

Учить детей ориентироваться на плоскости по клеткам. Ввести в активный словарь слова, обозначающие четыре основных направления.

Воспитатели

Дети

Среда 27 сентября

Четверг 28

сентября

Упражнение «Домик клеточки»

Учить детей ориентироваться на плоскости: определять в клетке верхний левый (правый), нижний левый(правый) углы; проводить прямые линии из угла в угол слева направо, сверху вниз, из левого верхнего угла в правый наискосок, из правого верхнего по диагонали в нижний левый. Закрепить знание цветов, Развивать внимание, старание.

II-пол. дня:

Д/у «Улитки»

Учить детей видеть предметы, направленные направо, налево, ввести в активный словарь слова налево, направо.

Упражнение «Друзья клеточки»

Учить правильно держать карандаш, ориентироваться на плоскости (в клетке); проводить прямые линии из угла в угол в заданном направлении; развивать внимание, фантазию у детей, воображение.

Консультация для родителей: «Подготовка руки ребенка к школе» (папка передвижка), пост в группе «Говорушки 2023-2025»

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Пятница 29 сентября

Упражнение «Гости клеточки»

Учить правильно держать карандаш, ориентироваться на плоскости (в клетке); проводить прямые линии из угла в угол в заданном направлении; развивать внимание, фантазию у детей, воображение.

II-пол. дня:

Д/у «Помоги лыжнику скатиться с горы»

Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание.

Воспитатели

Дети

Понедельник

2октября

Упражнение «Путешествие Клеточки по реке»

Учить различать оттеночные цвета, ориентироваться по клеточкам, правильно раскрашивать, правильно держать карандаш

II-пол. дня:

Д/упражнение «Мартышка и удав»

Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание.

Воспитатели

Дети

Вторник

3 октября

Знакомство с тетрадью

Упражнение в тетради «Путешествие по реке»

Учить различать оттеночные цвета, ориентироваться по клеточкам, правильно раскрашивать, правильно держать карандаш

II-пол. дня:

Д/упражнение «Стрельба по тарелочкам»

Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание.

Воспитатели

Дети

Среда 4 октября

Итоговое упражнение в тетради «Корабли для «Клеточки»

Учить ориентироваться в тетради, выполнять фигуры прямоугольной формы, размером 2 клеточки, отсчитывать клетки от угла до угла

II-пол. дня:

Д/упражнение «Помоги машине проехать по трассе через лес»

Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание.

Воспитатели

Дети


3 ЭТАП: Реализация проекта (25 сентября-4 октября)

4 ЭТАП: Заключительный

Упражнение в тетради «Корабли для клеточки»

Дополнительные упражнения для развития графо-моторных навыков

Заключение

В результате проведенного проекта дети научились ориентироваться по клеткам в тетради, находить начало строки, страницы. Постепенно уменьшая размер квадрата, в котором выполнялись задания, мы подвели детей к размеру тетрадной клетки, научили видеть клеточку в тетради как единицу измерения. Ребята научились правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш, ориентироваться по сторонам на плоскости (верх, низ, лево, право). Родители познакомились с рекомендациями педагогов «Подготовка руки ребенка к школе». Работа этим проектом не окончена, предстоит дальнейшая работа по развитию ориентировки и зрительно моторных навыков у детей.

Литература

Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В. - ТЦ Сфера, М.2006

Графические диктанты для мальчиков и девочек, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза, 2010

Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011

Рахманова Е.М. «Графические диктанты» - М.: Издание «Литера», 2005.

Куликова, Е. Н. «Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) / Е. Н. Куликова, М. М. Шерипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Информационный практико-ориентированный проект «Мой друг - Абакус» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В старшей группе дети еще не знают, что такое арифметические действия. Тем не менее очень важно начать работу с абакусом именно со старшей группы, т.к. занятия включают в себя не просто арифметический...

Проект «Русские валенки» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприяти...