Практико-ориентированный проект «Клеточка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости. Со старшей группы для детей с ТНР ребята начинают изучать звуки, буквы, и первые буквы дети печатают по клеткам в тетрадках. Вот почему так важно именно в начале старшей группы с помощью данного проекта подвести детей к ориентировке в клетке и по клеткам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя Образовательная Школа №5 (детский сад «Журавушка»)
городского округа Ступино Московской области
Практико-ориентированный проект
«Клеточка»
старшая группа №7 "Говорушки"
компенсирующей направленности для детей с ТНР
творческая группа:
Воспитатель: Биглова А.Ж.
Сентябрь 2023г.
Паспорт проекта
По доминирующему методу: практико-ориентированный
По продолжительности: краткосрочный (25-29 сентября).
По характеру содержания: мероприятия, направленные на развитие навыка ориентировки на микроплоскости, зрительно-моторной координации, на развитие мелкой моторики и пространственного воображения
По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).
По количеству участников: логопедическая старшая группа, воспитатели, учитель-логопед
Проблема
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на плоскости. В ряде исследований тифлопедагогики Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной отмечают общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки. Развитие речи детей напрямую связано с развитием мелкой моторики, чему немало способствует работа в тетрадках по клеточкам. Такие упражнения помогут детям стать более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребенок может выполнить задание взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять по образцу.
Актуальность
Со старшей группы для детей с ТНР ребята начинают изучать звуки, буквы, и первые буквы дети печатают по клеткам в тетрадках. Вот почему так важно именно в начале старшей группы с помощью данного проекта подвести детей к ориентировке в клетке и по клеткам.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием КЛЕТКА
- Учить находить в клетке заданные стороны, углы, середины сторон
- Учить правильно держать карандаш
- учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;
Развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого
- работать над развитием правильной, четкой и связной речью;
- активизировать слуховое восприятие, внимание и память.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Работа с родителями
- укреплять связи дошкольного учреждения с семьей, способствовать активному вовлечению родителей в совместную познавательную и развивающую деятельность с детьми во время реализации проекта
- оповестить родителей о предстоящем проекте
-консультации для родителей «Чему научит клеточка», «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги», «Как правильно держать карандаш»
- повысить уровень компетентности родителей в познавательном развитии дошкольников.
Предполагаемый результат
-улучшение ориентировки на микроплоскости: дети научатся видеть клетку, находить в ней углы, стороны, середины сторон правильно держать карандаш развитие зрительно-моторной координации; − развитие познавательных процессов ( улучшится внимание, воображение, мышление, память); − обогащение активной речи, за счет овладения пространственной терминологией − формирование учебного поведения (умение слушать взрослого, выполнять словесные инструкции
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Основные методы и приемы: проблемно-поисковые (проблемные ситуации), словесные (беседы, объяснение, вопросы, живое слово, литературные произведения), наглядный (демонстрационный, раздаточный материал), практические, игровые (дидактические, словесные, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики), ИКТ-технология
Практическая значимость проекта:
Для детей: дети научились правильно держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, тетради (верх, низ, право, лево, цент), научились видеть клетку в тетради, находить у клетки углы, середины сторон, центр.
Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей, задач по теме проекта, получили признание родителей и других педагогов
Для родителей: повысился уровень компетентности в познавательном развитии дошкольников, стали активными участниками проекта.
1 ЭТАП: Подготовительный
- Изучить психолого-педагогическую литературу и методику развития у дошкольников ориентировки в пространстве и на плоскости.
- Познакомить родителей с целями и задачами предстоящего проекта, подготовить консультацию «Чему научит клеточка», «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги», «Как правильно держать карандаш»
- Подготовить демонстрационный материал для занятий (девочку Клеточку, насекомых на магните), раздаточный материал
2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию
Ребята, отгадайте, что это такое:
«Посмотрите на меня
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — легкая загадка:
Каждый знает, я…» (тетрадка)
Под обложкой — клеточки,
Тоненькие сеточки.
Чтоб примеры записать,
Ученик открыл…(тетрадь)
В клетку, линейку,
А также с полями,
Тонкой и толстой,
Бывает (тетрадь)
Вот тетрадь эта, посмотрите, это обложка, это страницы, это корешок, за который все страницы держатся, а эта красная линия называется «поля» - это как стоп-граница, за нее заезжать нельзя. Посмотрите на страницы, они чистые? Да, здесь голубые линии какие-то. Может кто-то знает для чего они?
Да, по ним и пишут и даже рисуют. Показ рисунков
Ой, кто это вылез из тетради? Это девочка Клеточка!
- я девочка Клеточка. Живу в тетрадке со своими многочисленными сестренками. А вы хотите так научиться рисовать в клеточках? Я вас научу, мы отправляемся в проект «Клеточка»
Календарно-тематическое планирование с 26 по 28 апреля
Основные мероприятия
Дата | Содержание деятельности | Участники |
Понедельник 25 сентября | Рассматривание рисунков по клеточкам
Упражнение «Осенний дождь» Учить детей правильно сидеть за столом, держать правильно карандаш, рисовать прямые линии сверху вниз. Развивать внимание, старание. II-пол. дня: Д/упражнение «Стрекозы» Учить детей видеть предметы, направленные направо, налево, ввести в активный словарь слова налево, направо. | Воспитатели Дети |
Вторник 26 сентября | Упражнение «Ветер» Учить детей правильно держать карандаш, рисовать прямые линии слева направо, наклонные линии слева направо, справа налево. Развивать внимание, аккуратность в работе II-пол. дня: Д/ игра «Муха» Учить детей ориентироваться на плоскости по клеткам. Ввести в активный словарь слова, обозначающие четыре основных направления.
| Воспитатели Дети |
Среда 27 сентября Четверг 28 сентября | Упражнение «Домик клеточки» Учить детей ориентироваться на плоскости: определять в клетке верхний левый (правый), нижний левый(правый) углы; проводить прямые линии из угла в угол слева направо, сверху вниз, из левого верхнего угла в правый наискосок, из правого верхнего по диагонали в нижний левый. Закрепить знание цветов, Развивать внимание, старание. II-пол. дня: Д/у «Улитки» Учить детей видеть предметы, направленные направо, налево, ввести в активный словарь слова налево, направо. Упражнение «Друзья клеточки» Учить правильно держать карандаш, ориентироваться на плоскости (в клетке); проводить прямые линии из угла в угол в заданном направлении; развивать внимание, фантазию у детей, воображение. Консультация для родителей: «Подготовка руки ребенка к школе» (папка передвижка), пост в группе «Говорушки 2023-2025» | Воспитатели Дети Воспитатели Дети Воспитатели Дети |
Пятница 29 сентября | Упражнение «Гости клеточки» Учить правильно держать карандаш, ориентироваться на плоскости (в клетке); проводить прямые линии из угла в угол в заданном направлении; развивать внимание, фантазию у детей, воображение. II-пол. дня: Д/у «Помоги лыжнику скатиться с горы» Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание. | Воспитатели Дети |
Понедельник 2октября | Упражнение «Путешествие Клеточки по реке» Учить различать оттеночные цвета, ориентироваться по клеточкам, правильно раскрашивать, правильно держать карандаш II-пол. дня: Д/упражнение «Мартышка и удав» Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание. | Воспитатели Дети |
Вторник 3 октября | Знакомство с тетрадью Упражнение в тетради «Путешествие по реке» Учить различать оттеночные цвета, ориентироваться по клеточкам, правильно раскрашивать, правильно держать карандаш II-пол. дня: Д/упражнение «Стрельба по тарелочкам» Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание. | Воспитатели Дети |
Среда 4 октября | Итоговое упражнение в тетради «Корабли для «Клеточки» Учить ориентироваться в тетради, выполнять фигуры прямоугольной формы, размером 2 клеточки, отсчитывать клетки от угла до угла II-пол. дня: Д/упражнение «Помоги машине проехать по трассе через лес» Учить контролировать движения руки, развивать зрительную координацию, старание. | Воспитатели Дети |
3 ЭТАП: Реализация проекта (25 сентября-4 октября)
4 ЭТАП: Заключительный
Упражнение в тетради «Корабли для клеточки»
Дополнительные упражнения для развития графо-моторных навыков
Заключение
В результате проведенного проекта дети научились ориентироваться по клеткам в тетради, находить начало строки, страницы. Постепенно уменьшая размер квадрата, в котором выполнялись задания, мы подвели детей к размеру тетрадной клетки, научили видеть клеточку в тетради как единицу измерения. Ребята научились правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш, ориентироваться по сторонам на плоскости (верх, низ, лево, право). Родители познакомились с рекомендациями педагогов «Подготовка руки ребенка к школе». Работа этим проектом не окончена, предстоит дальнейшая работа по развитию ориентировки и зрительно моторных навыков у детей.
Литература
Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В. - ТЦ Сфера, М.2006
Графические диктанты для мальчиков и девочек, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза, 2010
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
Рахманова Е.М. «Графические диктанты» - М.: Издание «Литера», 2005.
Куликова, Е. Н. «Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) / Е. Н. Куликова, М. М. Шерипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)
Долгосрочный проект поможет детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....
1 часть Проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Едем, плаваем, летаем»
Тип проекта: познавательно-игровой, исследовательский....
Информационный практико-ориентированный проект «Мой друг - Абакус» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В старшей группе дети еще не знают, что такое арифметические действия. Тем не менее очень важно начать работу с абакусом именно со старшей группы, т.к. занятия включают в себя не просто арифметический...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...
Проект «Русские валенки» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприяти...