Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности "Мусор-проблема настоящего".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Миляуша Айратовна

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены образовательного учреждения в окружающий мир и социальную действительность.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают,  а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.

Девиз проекта: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_musor_-_problema_nastoshchego.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 «Бригантина»

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности.

Мусор – проблема настоящего»

для детей старшей группы №13

«Морские черепашки» компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР

(общее недоразвитие речи)

                                                                                         

                                             

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                           Подготовили воспитатели:

                                                                                           Акимова С.В.

                                                                                           Васильева М. А.

                     


Санкт – Петербург

2020-2021

ПРОЕКТ

для детей старшей группы №13

«Морские черепашки» компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)

на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности.

Мусор – проблема настоящего»

«Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок -                     и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего».

Вид проекта: информационно -  исследовательский, творческий, практико - ориентированный

Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01.10.2020 по15.05.2021.

Актуальность:

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,                    и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ                  и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным                     и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены образовательного учреждения в окружающий мир и социальную действительность.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают,  а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.

Девиз проекта: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Проблема проекта: Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли   в целом.

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
  • познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;
  • выявление причин образования несанкционированных свалок, определить, насколько опасны мусорные свалки для экологии города и здоровья жителей, осветить в глазах дошкольников, родителей, данную проблему и попытаться найти пути её решения.
  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • развивать связную речь, грамматический строй речи, мелкую и общую моторику;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  • учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых                с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
  • развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Особенности проекта: В идею проекта положена мысль научить детей мыслить, делать выводы и корректировать свое экологическое поведение.

Суть проекта: Провести экологический эксперимент, научить детей делать правильные выводы, познакомить с деятельностью, направленную на чистоту окружающего мира,                        на защиту природы от мусора.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей: привитие детям экологической культуры; ответственное отношение                                    к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.                                

Для воспитателя:  повышение профессионализма;   внедрение новых методов в работе                       с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.                                                                                              

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; экологической культуры; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация. 

Этапы проведения проекта:

I этап – подготовительный (октябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов                        в интернете.

II этап – основной (октябрь-апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта.

III этап – итоговый (май)

Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами, обобщение материалов проекта. Проведение итогового мероприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Этапы проведения проекта

Форма работы

Задачи

Участники проекта

Сроки реализации

I этап – подготовительный

  1. Сбор литературных источников, изучение методической литературы, поиск материалов в интернете.
  2. Составление перспективного плана работы.
  3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
  4. Привлечение родителей к работе по проекту (анкетирование): «Экологическое воспитание».
  5. Беседа с детьми на темы:  «Как мусор появился на планете Земля?», «Чем мусор может навредить планете Земля?», «Как можно сберечь Землю?»
  • раскрыть  мир природы;
  • научить проникать в её тайны;
  • формировать основы экологического миропонимания у детей,
  • привлечь внимание родителей к данной проблеме.

Воспитатели

Дети

Родители

Октябрь

II этап – основной

Сбор и систематизация информации:

  1. Экскурсия в парк.
  2. Чтение художественной литературы на тему экологического воспитания.
  3. Рассматривание иллюстраций в книгах об окружающей среде.
  4. Показ презентации « Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
  5. Наблюдение на участке ДОУ.
  6. Викторина «Сколько живет мусор».

Исследовательская  деятельность:

  1. Прогулки по территории ДОУ, с целью  нахождения мусора;
  2. Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу, может ли этот мусор как - ни будь навредить природе, ее обитателям?
  3. Эксперимент «Как разлагается мусор» (закапывание разного вида мусора): бытового, пищевого и.т.
  4. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора в детском саду (контейнеры для раздельного сбора мусора) «Зеленый патруль».
  5. Экспериментальная деятельность.

Изготовление новой бумаги.

  • развивать у детей соответствующих знаний. познавательные, практические и творческие умения                                  ( анализировать наблюдаемое                   в природе, делать выводы                            о некоторых закономерностях                     и взаимосвязях,
  • изучение способов сортировки, переработки, утилизации мусора;
  • показать  разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;
  • стимулировать интерес                         к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы.

Акции:

  1. «Сбор макулатуры».
  2. «Сбор батареек».
  3. Листовка - агитация  «Выкидывайте  мусор   в урны!!!»
  • воспитание экологического сознания у детей;
  • привлечение детей к активной деятельности по спасению нашей планеты от неблагоприятных воздействий со стороны человеческой деятельности.

Воспитатели

Дети

Родители

Октябрь-Март

НОД на тему:

  1. «Бросим умный взгляд на мусор».
  2. «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» (изготовление детьми природоохранных знаков).
  • формировать представления детей об утилизации мусора,                 о целесообразности вторичного использования бытовых                       и хозяйственных отходов;
  • совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки;
  • расширять представления об экологических проблемах                   и способах их устранения. развивать внимание, память, воображение;
  • воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

Воспитатели

Дети

Октябрь-Март

Информация по темам (консультации, папки передвижки, памятки):

  1. «Экологическая ситуация в городе»,
  2. «Правила поведения детей в экстремальных условиях»,
  3. «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;
  4. Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем».
  5.  «Любимые уголки природы нашего города».
  • психолого– педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания;
  • совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Воспитатели

Родители

Октябрь-Март

Театрализованная деятельность:

  1. Театрализованная постановка,  экологическая сказка «Скажем мусору – нет».
  • посредством сказки показать детям, как важно уважать мир вокруг и не сорить;
  • показать способы применения некоторых видов отходов                      в творчестве;
  • развивать творческие способности в детях, самостоятельную активность;
  • развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
  • воспитывать умение сотрудничать с другими членами коллектива.

Воспитатели

Дети

Октябрь-Март

Дидактические игры по экологии:

  1. «Экологические знаки»,
  2. «Что будет?»,
  3. «Объяснялки»,
  4. «Защитники природы»,
  5. «Сортируем мусор правильно».
  • обогащать и систематизировать знания детей о природе;
  • приобретение новых знаний посредством игровой деятельности;

Воспитатели

Дети

Октябрь-Март

Творческая деятельность:

  1. Выставка рисунков « Выбрасывая еду, мы загрязняем планету!»
  2. Конкурс плакатов « Сохраним нашу планету!»
  3. Выставка поделок «Новая жизнь ненужных вещей».

(работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала).

  • совершенствовать изобразительные навыки                     и умения, формировать художественно – творческие способности;
  • побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.

Воспитатели

Дети

Родители

Октябрь-Март

Подвижные игры:

  1. "Кто быстрее соберет  пакеты",
  2. «Самый меткий»
  3. «Попади в корзину»
  4. «Сбей   флакон»
  • учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
  • выбирать ведущего с помощью считалки;
  • воспитывать справедливость, действовать быстро, ловко;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки.

Воспитатели

Дети

Октябрь-Март

III этап – заключительный

Мероприятие с родителями:

  1. Мастер-класс по дидактическим играм «
  2. Квест игра:  «Мусор – проблема настоящего».

  • формировать представления                   о целесообразности вторичного использования бытовых                          и хозяйственных отходов, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Воспитатели

Родители

Апрель-Май

Итоговое мероприятие:

  1. Квест игра:  «Мусор – проблема настоящего».
  2. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности  «Итоговая диагностика».

Воспитатели

Дети

Апрель-Май

Анализ результативности проекта

Положительная динамика формирования экологического развития у воспитанников.

Результаты итоговой диагностики

№ п/п

Уровни развития

Количество человек

Процент

успеваемости

1

Высокий

2

Средний

3

Низкий

Продукт проектной деятельности:

  • Разработка анкетирования для родителей: «Экологическое воспитание».
  • Викторина «Сколько живет мусор».
  •  Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
  • Разработка консультаций для родителей;
  •  Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора в детском саду (контейнеры для раздельного сбора мусора) «Зеленый патруль».
  • Информация по темам (консультации, папки передвижки, памятки): «Экологическая ситуация в городе», «Правила поведения детей в экстремальных условиях»,«Выбор экологически безопасных мест для прогулок», выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем», «Любимые уголки природы нашего города».
  • Сценарий экологической сказки «Скажем мусору – нет».
  • Разработка презентации: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
  • Разработка НОД;
  • Создание картотек: дидактических игр и  подвижных игр  по формированию экологической культуры;
  • Сценарий итогового  мероприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет,- Воронеж, 2002.
  2. ГульянцЭ. К. Что можно сделать из природного материала, - М.: Просвещение, 1984.
  3. Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию / под ред. дпн. профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
  4. Коробко В.И., Бычкова В.А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство.- М., 2012.
  5. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе, - М.: Просвещение, 1976.
  6. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М.: Новая школа, 1995.
  7. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы, - М., 1995.
  8. Рыжова Н. А. Я и природа, - М., 1996.
  9. Филенко Ф. П. Поделки из природного материала, - М.: Просвещение, 1976.
  10. Шишкина В. А. Прогулки в природу, - М.: Просвещение, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...

Проект на тему: «Здравствуй, весна! Мамин праздник» для детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР).

На современном этапе перед педагогами, работающими  с детьми дошкольного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи ставится ряд задач, а именно:- реально обеспечивать индивидуализацию для каждог...

ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизмене...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети  групп...

Практико-ориентированный проект «Клеточка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточно сформированных зрительно -моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, навыка ориентировки на пло...

Образовательный проект по теме: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» Для детей старшей группы компенсирующей направленности Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна

Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и са...

Проект «Русские валенки» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприяти...