Разработка индивидуального образовательного маршрута на ребёнка с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое представление, план работы учителя-логопеда, лист экспертизы на ребёнка с ТНР на определённый промежуток времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № …»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

на ПМПк                                                                                  с родителями (законными

МБ ДОУ «Детский сад № …»                                                                                                 представителями)

Протокол № 1 от 29.10.2018г.                                                                                                Ивановой Алёной Николаевной

«1» ноября 20..г.

Индивидуальный образовательный маршрут

на Иванову Ксению Романовну

воспитанницу подготовительной группы № 2

(ноябрь – апрель 20…-20…гг.)

Новокузнецк 20..г.

                                                         

                                                               Логопедическое представление

 Иванова Ксения  поступила в МБ ДОУ «Детский сад № ..» 1 сентября 2016 г. с заключением ПМПК: Псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, синдром алалии, ОНР (II уровень). 

                                                              Состояние речи на данный момент    

Состояние артикуляционной моторики и звукопроизношения.  Отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата при выполнении заданных упражнений. Рот широко не открывает, язык напряжён, оттянут кзади, спинка закруглена, кончик не выражен. Движения языка ограничены, с трудом удерживает по средней линии, наблюдается отклонение в сторону. Воздушная струя слабая. Звукопроизношение нарушено в группе сонорных звуков. Шипящие поставлены (Ш, Ж), идёт автоматизация в спонтанной речи и в предложениях, соответственно. Самоконтроль вырабатывается с трудом. Ведётся  работа по постановке Л, подготовка к постановке Р.  Фонематические представления сформированы частично: затрудняется выделять на слух заданный звук из ряда других звуков, слогов и  слов. Место звука в слове не определяет.

Слоговая структура слова. Отмечается нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, персеверации.

Экспрессивная речь. Преобладает аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Словарный запас беден. В активе преобладают общеупотребительные слова (существительные и глаголы), других частей речи недостаточно. Навыки словообразования и словоизменения  сформированы частично. Словообразование: затруднены процессы образования качественных, относительных, притяжательных прилагательных, существительных и прилагательных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставочных глаголов.  В речи стойкие аграмматизмы, которые очень плохо поддаются коррекции: согласование прилагательных и существительных,  числительных и существительных, родовая принадлежность существительных. Связная речь не сформирована: не может пересказать текст даже  с помощью наводящих вопросов, не может составить рассказ по серии сюжетных картин, по картине. Испытывает трудности в понимании логико–грамматических структур.

                                                                       План работы учителя-логопеда

№ п/п

Направление

коррекционной

работы

Содержание

деятельности

Методы,

приёмы

Игры,

задания,

упражнения

1.

Артикуляционная моторика

Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений.

Объяснение, демонстрация картинного материала, показ артикуляционных упражнений.

Картинки с изображением артикуляционных упражнений, рифмовки  на каждое арт. упражнение

2.

 Звукопроизношение

1.Формировать умение принимать органами артикуляционного аппарата положения, необходимого для произнесения сонорных звуков Л, ЛЬ 

2. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, спонтанной речи.

Показ упражнений:

-по показу логопеда;

- с помощью логопеда;

-используя игры-упражнения, дидактические игры, картинный материал.

Артикуляционные упражнения для вызывания звуков Л, ЛЬ  «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Пощёлкать кончиком языка».

Речевой материал: Богомолова Е. В.(система работы по коррекции звукопроизношения); альбомы  СоколенкоН.И. «Посмотри и назови» (картинный материал по автоматизации звуков); альбомы Коноваленко

 В. В.

3.

 Слоговая структура слов

1.Формировать навыки слоговой структуры слова.

2. Развивать слуховое восприятие.

3.  Формировать умение воспроизводить двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

4. Формировать умение воспроизводить двухсложные слова из закрытых слогов и трёхсложные слова с закрытым слогом.

Объяснение, упражнения, словесные игры, дидактические игры.

Упражнения  со слоговыми кубиками, логокубом. Игры типа: «Отхлопай слово»,  «Прошагай слово», «Телеграф», «Сосчитай не ошибись», «Назови правильные слова»,«Цепочка слов»,  и т.д.

4.

Фонематическое восприятие.

1.Формировать умение выделять заданный звук  из ряда других звуков, из слогов, из слов.

2.   Формировать умение определять место звука в слове.

Объяснения, словесные инструкции, упражнения, дидактические игры.

Игры типа:

«Послушай - повтори».

«Поймай звук»,

«Где спрятался звук».

«Найди картинку».

Подбери картинку правильно».

«Сколько слогов?» и т.д.

5.

Словарь

Обогащать словарь словами-признаками, наречиями, местоимениями и активизировать его.

Рассматривание предметов по предметным картинкам; объёмных предметов (игрушек); картин знакомого содержания;

 наблюдение за изменениями в природе, деятельностью взрослых,   чтение стихов, коротких рассказов;

словесные игры;

отгадывание, загадывание загадок.

Д/игры типа: «Что увидел назови», «Предметные парочки», «Собери цепочку», «Съедобное - несъедобное», «Знаю все профессии», «Садовод», «Назови овощи, фрукты»,  Лото «Кому, что нужно», Картинный материал по лексическим темам и т.д.

6.

 Грамматический строй речи

Формировать навыки словообразования: качеств. относит. притяж. прилаг., существительных  с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов с помощью приставок; закреплять навыки  словоизменения:  согласование сущ. и прилаг., сущ. и числительных.

Дидактические игры, настольно-печатные игры, словесные упражнения и игры, игры с мячом,  картинный материал.

Игры типа: «Скажи ласково», «Большой-маленький», «Чьи вещи?», «Гномы-великаны», «Кто интереснее придумает?», «Волшебный мешочек», «Подбери картинку», «Как слова дружат?»

7.

 Связная речь

Формировать умение пересказывать с помощью наводящих вопросов; составлять рассказ по серии сюжетных картин, используя опорные картинки; составлять рассказ по сюжетной картине с помощью графического плана или мнемотаблицы.

Ответы на вопросы,

рассматривание картин, беседы, словесные игры.

Д/игры типа:  «Составь предложение»,«Учимся пересказывать», «Расскажи сказку», «Рассказы по картинкам»и др.

                                                                                      Лист экспертизы

п/п

Содержание

XI

IV

1.

Артикуляционная моторика.

Выполняет артикуляционные упражнения

ч/п                                                                                                                                                                                                             

с

2.

Звукопроизношение

  1. Артикуляционный уклад сформирован;
  2. Произносит звуки изолированно;
  3. Произносит звуки в слогах;
  4. Произносит звуки в словах;
  5. Произносит звуки в предложениях.

п/п

п/п

п/п

п/п

п/п

c

c

c

c

c

3.

Слоговая структура слов

     1.Воспроизводит двухсложные слова со стечением согласных в середине слова;

     2. Воспроизводит двухсложные слова из закрытых слогов и трёхсложные слова с закрытым слогом.

ч/п

п/п

c

ч/п

4.

Фонематическое восприятие:

  1. Выделяет заданный звук  из ряда других звуков, из слогов, из слов;
  2. Определяет место звука в слове.

п/п

п/п

ч/п

ч/п

5.

Словарь

  1. Пополнился словарь словами-признаками, наречиями, местоимениями (по лексическим темам);
  2. Активизировался в речи.

п/п

п/п

ч/п

ч/п

6.

Грамматический строй речи

  1. Образовывает качественные, относительные прилагательные;
  2.  Образовывает притяжательные прилагательные;
  3.  Образовывает существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  4.  Образовывает глаголы с помощью приставок;
  5. Согласовывает существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
  6. Согласовывает существительные с числительными.

п/п

п/п

    п/п

     п/п

     п/п

     п/п

ч/п

ч/п

ч/п

ч/п

ч/п

ч/п

7.

Связная речь    

  1. Пересказывает с помощью наводящих вопросов;
  2.  Составляет рассказ по серии сюжетных картин, используя опорные картинки;
  3. Составляет рассказ по сюжетной картине с помощью графического плана или мнемотаблицы.

  п/п

 п/п

 п/п

ч/п

ч/п

ч/п

Условные обозначения:

 п/п – значительная помощь

 ч/п–частичная помощь

 с –выполняет самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...

Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"

Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута   в условиях реализации ФГОС"...

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.

Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...