Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
презентация по коррекционной педагогике на тему
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос написания индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида. Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.Однако дело этот нелёгкое и очень объёмное.
Среди нарушений зрения особое место занимают слепота и слабовидение, требующие специфических методов обучения и иной системы кодирования информации, способной быть воспринятой этой категорией детей. Именно эти дети требуют особенно тщательно проработанных направлений и методов коррекции.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями зрения, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на медико – психолого – педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка с нарушением зрения:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка с ОВЗ;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника с ОВЗ,
мы опираемся на следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Особенности работы специалистов по созданию индивидуального маршрута ребенка
1 этап - Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
•Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития
• Подбор методик, определение методов и приемов работы.
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных
траекторий развития детей С ОВЗ, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальная тифлопедагогическая карта развития ребенка (Образец )
Ф.И. ребенка Дата рождения 07.09.2013( Младшая группа)
Диагноз Слабовидящий ОИ, врожденная патология, сложный миапический астигматизм ОИ,горизонтальный нистагм, ЧАЗН ОИ.F 88.
Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.
При сходящем косоглазии рекомендуются упражнения: смотреть вверх и вдаль, рассматривание картин вести на подставках.
План индивидуальной работы на 2014 – 2015 уч. год
Октябрь
I неделя. Продолжать формировать представления ребенка о себе (представления о схеме своего тела и своем внешнем виде). Учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Учить различать предметы по величине (большой - маленький).
II неделя. Учить ребенка выделять части тела и лица; показывать и называть по просьбе взрослого расположение частей тела и лица, их функции. Продолжать учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Закреплять умение ребенка различать предметы по величине (большой - маленький).
III неделя. Учить ребенка узнавать себя в зеркале и на фотографиях; формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности и способов сравнения себя с другими. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить соотносить игрушки с их изображением на картинке.
IV неделя. Формировать представления ребенка о своей семье, о взаимоотношениях в ней и способах их проявления к близким людям. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить ребенка выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики).
Литература
1.Брусянина Е. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 179-182.
2.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002.
3.Целитан С.В. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута, как педагогическая поддержка личностного самоопределения воспитанника. Интернет-ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 268.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе". Галилео Галилей.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются : - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. - для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут - определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников с ОВЗ и их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка с нарушением зрения: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка с ОВЗ; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
П ринципы разработке индивидуального маршрута дошкольника с ОВЗ: • Принцип опоры на обучаемость ребенка. • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. • Принцип соблюдения интересов ребенка. • Принцип тесного взаимодействия специалистов • Принцип непрерывности • Принцип отказа от усредненного нормирования. • Принцип опоры на детскую субкультуру.
Этапы создания индивидуального маршрута ребенка 1 этап – Выбор 2 этап. Наблюдение и беседа 3 этап. Диагностика 4 этап. Работа 5 этап. Контроль
Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы. • индивидуальные игры, упражнения и тренинги. • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Приемы арт – терапии; • Релаксационные психогимнастические упражнения ;
Структура индивидуального образовательного маршрута. -Целевой. - Информационный: содержит информацию об особенностях развития ребенка на момент постановки на учет: физическое, психическое, интеллектуальное. - Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка , имеющего ОВЗ - Содержательный - Диагностическо-результативный : отражает формы контроля и учета достижения ребенка.
Предполагаемый результат : • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ; • развитие чувства самоценности ; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Спасибо за внимание! Творческих успехов вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.
Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (нарушение зрения)
В данном материале предлагается вариант индивидуального образовательного маршрута для дошкольника, имеющего нарушение зрения. Маршрут содержит следующие разделы; основные сведения, специальные условия...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.
В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....
Разработка индивидуального образовательного маршрута на ребёнка с ТНР
Логопедическое представление, план работы учителя-логопеда, лист экспертизы на ребёнка с ТНР на определённый промежуток времени....
Презентация "Разработка примерного индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения...
"Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
В презентации представлен алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей ...
Пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка старшей группы с тяжёлым нарушением речи первого года обучения по Программе под ред. Л.В.Лопатиной
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка 5-6лет с ТНР составлен на целый учебный год по периодам в соответствии с направлениями работы учителя-логопеда в старшей группе. При разработке ИОМ у...