Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"
учебно-методический материал ( группа) на тему
Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в ФГОС ДО : это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования; п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы; п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития); п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами: Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе. Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье. Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Проблемы: Обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения. Разрозненность информации о ребёнке. Можно определить основную цель работы по преодолению противоречий: объединение усилий специалистов на основе создания единого информационного пространства. И задачи: массовая диагностика воспитанников всеми специалистами по проблемам развития; выявление групп детей, требующих особого внимания специалистов; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка; реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.
Задача педагога ДОО переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников , с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ , включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Разработка ИОМ ИОМ разрабатывается на всех детей , а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием. ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы : принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру . Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. принцип отказа от усредненного нормирования. Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Временные отрезки, на которые составляется ИОМ Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
Содержательная часть ИОМ Анамнез общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад); характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д..
Содержательная часть ИОМ Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности); показатели уровня усвоения ребенком программного материала; уровень готовности ребенка к обучению в школе; выявление индивидуальных склонностей ребенка;
Контролирующая часть структуры ИОМ: Текущий контроль Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы) Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка
Корректировка ИОМ Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
Организационно – педагогические условия Оценка готовности педагогов к ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы , знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу. Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
Формы реализации ИОМ Фронтальная работа Подгрупповая работа Индивидуальная работа
Индивидуальный подход в организации среды: Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности; Создание уголков для уединения; Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка; Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей).
Этапы моделирования индивидуальной траектории развития Этап наблюдения Диагностический этап Беседы и анкетирование родителей Этап конструирования Этап реализации Этап итоговой диагностики
1 этап. Наблюдение. Необходимы для выявления групп дошкольников, которые испытывают трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные) Все наблюдения должны фиксироваться. Наблюдения бывают: спонтанные плановые
Спонтанные наблюдения происходят не преднамеренно в течение дня, в различных режимных моментах, они фиксируются в блокнот в виде коротких записок. Обычно спонтанные наблюдения проводятся в начале учебного года. Плановые наблюдения – это запланированное наблюдение за тем или иным ребенком, либо за группой детей. ( Сбор информации с определенной целью.) Педагог ставит перед собой конкретную цель, которая поможет получать информацию только в одном аспекте развития ребенка, который его интересует. Все результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует в регистрационных формах и использует затем для оказания ребенку помощи в его развитии, подбирая для него соответствующие методы и подходы, организуя, таким образом, контекст индивидуального развития.
Для определения конкретных видов поведения, подлежащих отслеживанию, целесообразно завести журнал наблюдений за ребенком. Журнал наблюдений за ребенком: обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждый из областей развития. Воспитатель использует эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности для индивидуальной траектории развития ребенка , основываясь на принцип заложенный во ФГОС ДО – индивидуализация.
2 этап. Диагностика (мониторинг) Выявляет причины , по которым у ребенка возникают определенные трудности. Диагностические процедуры проводятся совместно с педагогом психологом. Результаты диагностических процедур, заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины которые их вызывают (на начало и конец сопровождения ребенка) Педагогическая оценка развития ребенка. Диагностика отклонений развития ребенка. (Специалисты: логопед, психолог, врач) Дифференциация детей на подгруппы по разным уровням развития: одаренные дети, нормально развивающиеся, дети с отклонениями в развитии
Оценка индивидуального развития детей Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой Психологическая диагностика Используется при необходимости; Проводят квалифицированные специалисты; Только с согласия родителей.
3 этап. Беседа и анкетирование родителей Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления индивидуального образовательного маршрута
4 этап. Конструирование. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, на основе выявленных трудностей и установленных причин, которые вызывают эти трудности. Определяются методы педагогической поддержки и содержание запланированной работы.
5 этап. Реализация ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников. Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения. Основным способом реализации индивидуальных образовательных маршрутов является ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА.
6 этап. Завершающая диагностика. Выявление результативности выстроенного маршрута (сохранились имеющиеся трудности в развитии дошкольника или не сохранились) Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу , где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают (на начало и конец сопровождения ребенка)
Все этапы позволяют составить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты , учитывая разнообразные методы педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин , которые способствуют возникновению этих причин.
Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды , направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги , способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Структура индивидуального образовательного маршрута целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И. ребенка ______________________________________ Дата рождения ____________________________________ Дата поступления в ДОО ____________________________ Характер адаптации ребёнка к условиям ДОО ____________________ Краткая характеристика состояния его здоровья (группа здоровья, частота пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д.) ________________________________________________ Результаты экспресс диагностики: _________________________________________ Индивидуальные особенности ребенка ___________________________________ Выводы и рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка ___________________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника на 2015 - 2016 учебный год Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________ Группа ________________ Возраст ребенка: ________ Проблема (интерпретация Результатов педагогической диагностики) Цель ИОМ: создание образовательного пространства, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения, воспитания и развития ребёнка с учётом его особых образовательных потребностей Задача ИОМ: Своевременное выявление нарушений и затруднений, препятствующих полноценному освоению основной образовательной программы. Осуществление непрерывного консультирования и мониторинга уровня развития ребёнка. Обеспечение развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей. Формирование и развитие социальной и жизненной компетенции ребёнка. Периодичность занятий: ____________________________________________ Длительность (сроки): ______________________________________________
- не усвоено - частично усвоено - усвоено
УЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ __________ ГРУППЫ НА 2015-2016 учебный год № Ф.и.ребенка Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/09/picture-491146-1594293763.jpg)
Консультация для педагогов : Разработка индивидуального образовательного маршрута
консультация для педагогических работников ДОУ: что такое индивидуальный образовательный маршрут, для чего он нужен, какие принципы нужно соблюдать при его составлении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354863-1385473087.jpg)
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1206381-1578970533.jpg)
Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395654-1647947482.jpg)
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для педагогов«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»Расскажи мне и я забуду.Покажи мне и я запомню.Вовлеки меня и я научусь…(народна...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1399362-1667663110.jpg)
"Консультация Скрайбинг и вебквест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация для педагогов «Скрайбинг и вебквест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО» Высокие темпы развития совре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-1497579-1700984301.jpg)
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования
Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...