Программа дополнительной образовательной услуги на 2020-2021 г "Театральная студия Теремок"
рабочая программа (старшая группа)
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете Протокол от _______________ | УТВЕРЖДЕНО Директор филиала Детского сада «Березка», филиала Детского сада «Светлячок» _____________________Т.П. Саерова «_____»_______________20_________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
Театральная студия «Теремок»
Программу составила:
Людмила Владимировна Вяткина, воспитатель
г. Заводоуковск, 2020г
Содержание
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 11 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
Формы контроля Критерии отслеживания усвоения программы Условия реализации программы Воспитательная работа Литература | 14 |
I. Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
II. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования творческой личности, для развития способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к сценическому искусству, последовательное знакомство детей с видами театра, воспитание театральной культуры дошкольников.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение (умение перевоплощаться, снижение зажатости и скованности).
3. Способствовать развитию речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, выразительности речи и интонации (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства).
4. Продолжать развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, пластическую выразительность (умение пользоваться жестами, мимикой, создавать образы живых существ с помощью пластических движений).
5. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке (сцене), строить диалог с партнером на заданную тему, обыгрывать литературные произведения.
6. Воспитывать нравственно-этические качества.
III. Учебно-тематический план
(старший возраст)
месяц | Игровые занятия | Задачи | Количество занятий | Количество часов | ||
Сентябрь | Тема: «Основы театральной азбуки». Беседа-диалог «Мы идем в театр». Посещение театра онлайн. | Разработать план развития творческих способностей детей , опираясь на полученные результаты . Развивать чувство прекрасного, навыки поведения в театре, потребности в познании нового. | 2 | 6 | ||
Тема: «Театральная игра» Создание центра театрального искусства. . | Пополнить театр различными костюмами, масками, атрибутами для драматизации… | 2 | ||||
Тема: «Играем в профессии» Игра «Театральная разминка»; Загадки о театральных профессиях; Подвижные игры; Творческие задания по теме занятия. | Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий. | 2 | ||||
Октябрь | Тема: «Основы кукольного театра». Знакомство с ширмой. | Дать детям представление о театральной ширме, познакомить с различными видами театра(кукольный, варежковый, пальчиковый, музыкальный) | 2 | 8 | ||
Тема «Театральная игра». Игры : «Изменю себя друзья, догадайся кто же я?»; Театральный центр пополняется словарем театральных терминов. | Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей; экспериментировать со своей внешностью(мимика, жесты) | 2 | ||||
Основы кукольного театра. Этюды «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» | Формировать навыки кукловождения, резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра. | 2 | ||||
«Основы театральной азбуки». Беседа на тему «Удивительный мир кукол» | Познакомить с видами кукол и способами действия с ними. | 2 | ||||
Ноябрь | Тема : «Знакомьтесь ! Зимняя сказка. Беседа по содержанию сказки; музыкальные зарисовки к сказке; продумывание постановки. | Познакомить детей со сказкой «Зимняя сказка»; учить связно и логично передавать мысли, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать слушать музыку, передающую образ героев сказки. | 4 | 8 | ||
Театральная игра. Репетиция сказки «Зимняя сказка». | Распределение ролей. Упражнять детей в выразительном исполнении характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети) изготовлению шапочек, масок и других декораций к сказке. Показ сказки . | 4 | ||||
Декабрь | Тема: «Основы театральной азбуки». Беседа на тему: «Новые виды театров». (на ложках, на варежках,на стаканчиках, на втулках и др) | Познакомить детей с новыми неординарными видами театров. | 2 | 8 | ||
Тема: «Основы театральной азбуки» Оценка умения детей в театрально-игровой деятельности на пройденном материале. | 2 | |||||
Тема: «Сказка Золушка, Симбад-Мореход, Соловей разбойник» | Знакомство детей со сказками, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы. Выбор сказки для драматизации. Распределение ролей. | 4 | ||||
Январь | Театральная игра . мимические этюды (гнев, радость ,удивление) | Учить детей входить в роль изображая определенные эмоции у зеркала. | 2 | |||
Тема «Зимушка –зима» Игра «Снеговик»; упражнение «снежинки». | Совершенствовать умение детей управлять куклами. Продолжать работу над выразительностью жестов, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетическое восприятие произведения. | 2 | ||||
Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. | 2 |
| ||||
Февраль | Тема: Знакомство со сказкой «Почему кот умывается после еды»; Игра-имитация «Воробьи и кот»; Заучивание потешки «Как у нашего Данилы»; «Бабушкин сундук» (сарафан, косоворотку, кушак, лапти, кокошник) . | Учить детей слушать. Внимательно сказку, делать умозаключения. Совершенствовать умения логично и выразительно Пересказывать сказку, строить диалог. | 2 | 6 | ||
Драматизация:«Перчатки»С.Я.Маршак. Упражнение на развитие Воображения: «Как петух в печи пироги печет»(русская народная шутка) | Создать эмоционально Благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать фантазию, творчество в процессе диалога. | 4 | ||||
Март | Тема: «Волшебная шкатулка» Знакомство со сказкой «Почему плакал котенок?» Дидактическая игра «Угадай настроение» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Учить строить диалог. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение. | 2 | 8 | ||
Тема:«Кукловождение»по мотивам русской народной сказки «Три медведя». Пластический этюд «Деревья зимой» | Продолжать закреплять знания о правилах манипуляции верховыми куклами. Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности. | 2 | ||||
Тема: Кукловождение (закрепление)«Как собака себе друга искала» Работа у зеркала: удивление, огорчение. | Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Развивать навыки кукловождения. Учить строить диалог; пополнять словарный запас. | 2 | ||||
Апрель | Тема:«Знакомство со сказкой:Чуковского -«Цыпленок". Игра-имитация по сказке. | Формировать положительное отношение к играм драматизациям. Учить детей разыгрывать спектакль по литературному сюжету, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест) | 2 | 8 | ||
Тема:«Мамин день – 8 Марта». Игра-имитация «Мамины помощники». Упражнять в выразительном Чтении стихотворения к празднику 8 Марта. | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Учить строить диалог. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение | 2 | ||||
Тема: Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка».Танцевально-музыкальная импровизация. | Продолжать побуждать детей к участию в совместной творческой импровизации. Упражнять детей использовать различные жесты, позу, движение при передаче образа. | 2 | ||||
Ситуативный разговор «Что можно взять с собой в театр?». Репетиция сказки «Заюшкина избушка». | Формировать положительное отношение к играм драматизациям. Учить детей разыгрывать спектакль по литературному сюжету, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест) | 2 | ||||
Май | Тема: «Разучивание шуток прибауток». | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Учить строить диалог. | 2 | 8 | ||
Тема:«Оборудование кабинета юмора"(Изображением эмоц. состояния; маски, элементы костюмов…) | Развивать пантомимические навыки и творческое воображение | 2 | ||||
Тема: «Инсценировка сказки Заюшкина избушка» для ребят младших групп. | Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь в процессе драматизации. | 2 | ||||
Тема: «Знакомство со сказкой В.Сутеева «Яблоко» Разыгрывание этюдов и диалогов. Творческая игра « Самолет»(развитие чувства партнерства) | Учить детей понимать и изображать отдельные черты характера человека и литературного героя. Побуждать изображать эмоции с помощью речевой интонации, мимики и жестов. | 2 | ||||
Тема: «Кукловождение по сказке В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»Настольный театр. | Продолжать знакомить детей с приемами кукловождения. Формировать умение Концентрировать внимание на кукле. Закреплять умение вовремя включаться в диалог, внимательно слушать, пока «говорит» кукла партнера. | 2 | ||||
Июнь | Тема: «Будь внимателен», «Запомни свое место». Инсценировка: «Бездельник светофор». Основы актерского мастерства | Познакомить детей с характерными жестами героев. Развивать познавательный интерес (активность) к происходящему на сцене. Воспитывать самостоятельность через организацию совместной театральной игры. | 2 | 8 | ||
Тема: игра- импровизация «Веселые клоуны» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Учить строить диалог. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение. | 2 | ||||
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». | Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» воспитателем. Беседа по содержанию сказки.- вспомнить с детьми русскую народную сказку; -воспитывать интерес к устному народному творчеству. | 2 | ||||
Июль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». | -Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» по ролям. - Отгадывание загадок про домашних животных. - приобщать детей к русской национальной культуре; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | 2 | 6 | ||
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | -Распределение ролей репетиция к показу сказки «Волк и семеро козлят». - вызвать положительный настрой на театрализованную игру;-активизировать воображение детей; | 2 | ||||
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Подготовка к показу, репетиция ролей, отработка четкой речи. | 2 | ||||
IV. Содержание программы
Программа рассчитана на один учебный год.
Сроки реализации программы: с 01.09.2020г по 31.07.2021г
Один год обучения - 76 занятий, старший дошкольный возраст;
Занятия проводятся по 2 раза в неделю продолжительностью от 20 до 30 минут. Программа может быть реализована как самостоятельная в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях по коррекции и развитию речи детей в детском саду, в индивидуальной работе с детьми в домашних условиях.
V. Годовой календарный учебный график
Режим работы детского сада:
Понедельник - пятница: 07.30 до 18.00.
Продолжительность учебной недели: понедельник-пятница.
Продолжительность учебного года: начало учебных занятий – 01.09. 2020,
окончание учебных занятий – 31.07 2021г.
Праздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками:
4 ноября 2020; 1 января 2021; 7 января 2021; 23 февраля 2021; 8 марта 2021; 1 мая 2021; 9 мая 2021; 12 июня 2021.
Количество недель в учебном году: 20 недель, из них:
I полугодие | Каникулы зимние | II полугодие | Летние каникулы | ||
Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.01.2020 по 09.01.2020 | Продолжительность полугодия | Число полных недель | |
с7.06.2019по 31.12.2019г | 20 | с 01.01.2019 по 30.06.2020г | 23 |
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа Театральная студия «Теремок» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Комплектование в группу детей по дополнительной общеобразовательной программе Театральная студия «Теремок» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).
Принципы реализации программы:
- доступность изучаемого материала;
- учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и группы в целом;
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;
- сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.
Обучение воспитанников осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме, совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом директора филиала.
VII. Планируемые результаты
У детей сформирован познавательный интерес к сценическому искусству, дети знают виды театра называют их.
Развиты зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение (умеют перевоплощаться, значительно снижена зажатость и скованность). Развито речевое дыхание, правильная артикуляция, улучшилась дикция, выразительность речи и интонация. (дети умеют пользоваться интонациями, выражающими основные чувства).
У ребят развит музыкальный слух, чувство ритма, пластическая выразительность ,умеют пользоваться жестами, мимикой, ориентируются в пространстве, равномерно размещаться по площадке (сцене), строят диалог с партнером на заданную тему, обыгрывают литературные произведения, в детях воспитаны нравственно-этические качества.
VIII. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
-Наблюдение;
-заполнение диагностических листов;
- ежегодный мониторинг успешности работы по дополнительной общеразвивающей программе;
- мониторинг степени удовлетворённости родителей работой по дополнительной общеразвивающей программе.
Критерии отслеживания освоения программы
Методика проведения обследования по выявлению уровня творческих
театральных способностей детей
Диагностика уровней умений и навыков младших дошкольников проводится в
форме наблюдений.
Основы театральной культуры.
Высокий уровень (3 балла):проявляет устойчивый интерес к театральному искусству
и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет
различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные
профессии.
Средний уровень (2 балла):интересуется театрализованной деятельностью,
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл):не проявляет интереса к театрализованной деятельности;
знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура.
Высокий уровень (3 балла):понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных герое ; умеет пересказывать произведения, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла):понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных героев; в пересказе использует средства языковой
выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Низкий уровень (1 балл):понимает содержание произведения; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла):творчески применяет в спектаклях и инсценировках
знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует
различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла):владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях
и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется
помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл):различает эмоциональные состояния и характеристики, но
затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Основы изобразительно – оформительской деятельности.
Высокий уровень (3 балла):с желанием и старанием создает атрибуты к основам действиям спектакля, для персонажей с учетом материала, из которого их будет
изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к
спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на
фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла):с помощью взрослых создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции и декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл):создает рисунки на основные действиях спектакля;
затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла):проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла):проявляет инициативу и согласованность действий с
партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл):не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы
над спектаклем.
Театральная студия в нашем ДОУ работает по программе, созданной на основе учебной развивающей программы Щеткина А. В. «Театральная деятельность в детском саду» и Черешневой О. А. «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности.
Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование, инструменты, материалы):
Площадь групповой комнаты составляет 61,6 кв. м.
Оборудование:
-стол - 24 шт.
-стул - 24 шт.
-мольберт - 1 шт
-мультимедийное оборудование - 1 шт.
Материалы:
-ширмы большая и маленькая.
-книги русские народные сказки.
-диски –аудиосказки для прослушивания.
-детские костюмы для ряжения.
-картотека игр для развития речевого дыхания дикции формирования правильной артикуляции.
-маски.
-иллюстрации к сказкам
-атрибуты для спектаклей
Обучение воспитанников по дополнительной общеобразовательной программе осуществляет воспитатель.
Воспитательная работа
Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности ,воздействии художественного образа на формирование и воспитание личности ребенка. Таким образом занятия в театральной студии развивают у дошкольников не только психические функции личности, но и воспитывают силу воли, инициативность, воображение, создают положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение, учат решать конфликтные ситуации через игру. Помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Литература:
А.В. Щеткин – «Театрализованная деятельность в детском саду» издательство «Мозаика –Синтез» 2008г. М.Б.Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» издательство ООО «ТЦ Сфера» 2010г.
Е.В.Мигунова–«Театрализованная педагогика в детском саду» издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010г.
О.В.Гончарова–«Театральная политра» издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010г.
О.А.Черешнева - «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности» издательство «Мозаика –Синтез» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа дополнительной образовательной услуги кружок "Театральная студия"
Пояснительная записка Данная программа рассчитана на один год обучения. Возраст 5-6 лет-старшая группа Возраст 6-7 лет- п...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...