Фрагмент календарно-тематического плана Старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Тема недели: Народные умельцы
Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно- прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_umeltsy.docx | 46.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: Народные умельцы
Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно- прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.
Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Дело мастера боится»
Пн. 24.09.18г. | ООД | ОДРМ | СДД | |
Утро | Беседа «Золотые руки мастеров»- развивать интерес к народному изобразительному искусству. Презентация «Как делают глиняную посуду?» - приобщать детей к истокам народного творчества, воспитывать любовь к людям труда. Д/и «Цветы на платке»-познакомить детей с элементами русского орнамента.(Авдей, Аня) | Утренняя гимнастика. Дежурство по столовой – продолжать формировать самостоятельность детей при выполнении обязанностей дежурных. Совместный труд в уголке природы: полив и рыхление растений, мытье поддонов – формироватьсоответствующие трудовые умения при уходе за растениями, привлекать к посильному труду. | Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО. «Приготовим Насте мы платок, чтоб на празднике всякий удивиться мог!» - развитие инициативы, самостоятельности и творческого мышления у детей. | |
Оод | Социальный мир (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.58) Тема:«Игрушки не простые- глиняные, расписные» Цель: Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства. Средства:Иллюстрации с изображением дымковских игрушек и материалов, из которых они сделаны, магнитная доска, таблица с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла, д.и. «Не ошибись». Способы:Рассказ воспитателя, беседа, физкультминутка «Весёлые игрушки», рефлексия. Изобразительная деятельность -лепка (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.60) Тема: «Лошадки»(по мотивам дымковской игрушки). Цель: Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора. Формировать обобщённые способы созданияобразов. Средства:Солёное тесто, дощечки, клеёнки, стеки, игрушка- дымковская лошадка, схема с показом способа лепки. Способы:Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Лошадки», беседа о способе лепки, показ воспитателя основных способов лепки, самостоятельная деятельность, физкультминутка «Эй, ребята, выходите», рефлексия. Физическое развитие «Город мастеров» Цель: Способствовать формированию навыка самоконтроля правильной осанки и дыхания; создать условия для развития координации, развития ловкости и сноровки движений. Роль воспитателя: Координировать движения детей, следить за дисциплиной, за дыханием, страховка при выполнении ОВД. | |||
Прогулка | Спортивное упражнение с мячом. Развивать умения подбрасывать мяч вверх и ловить его. (Саша, Веня, Кирилл) | Наблюдение за небом- обратить внимание на цвет неба, что оно стало хмурым, серым.Формировать умения детей сравнивать и подводить итоги наблюдения. П.и. «Ловишки»- формировать умение действовать по сигналу, развивать быстроту, ловкость. Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на участке - формировать навыки трудовой деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность: подвижные игры-развитие инициативы, организаторских способностей и творчества. | ||
Вечер | Д.игра «Цепочка слов»- закреплять умения детей подбирать слова (сущ. и прилаг.), характеризующие какие-либо объекты с аналогичными признаками(Миша, Тимур) Индив. работа с Семеном и Андреем С. по изобразительной деятельности– формирование навыков работыс пластилином с использованием разных приёмов(скатывание, размазывание…) Чтение сказки «Конёк-горбунок» Ершова – создать условия для воспроизведения сюжетной линии сказки, вызвать интерес к творчеству Ершова. | Оздоровительная гимнастика после сна. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода) –формировать умение вести диалог со взрослым, закреплять навыки в практической деятельности, развивать память, речь. | Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры- создавать условия для организации игрового взаимодействия. | |
Вечерняя прогулка | Спортивные упражнения: катание на самокате - упражнять детей в правильности выполнения поворотов на самокате, сохранять равновесие. (Веня) | Наблюдение за вечерним небом- развивать умения замечать изменения в природе, вызывать желание фантазировать. П.и. «Карусель»- формировать умения выполнять игровые действия, понимая суть задания, развивать координацию движений. Трудовые поручения –подмести дорожку у веранды - формировать у детей ответственное отношение к работе, умение работать сообща. Игры с песком - развивать фантазию, воображение, поощрять использование природного материала. Самостоятельные игровая деятельность детей- стимулировать самостоятельность детей при выборе игр и атрибутов. |
Тема недели: Народные умельцы
Вторник 25.09 | ООД | ОДРМ | СДД | |
Утро | Рассматривание выставки хохломских мастеров- систематизировать знания детей о народных промыслах. Словесная игра «Вы хотите -мы хотим» - формировать умения образовывать разные формы глагола хотеть (хочу -хочет, хотим, хотят)(Ева, Настя) | Утренняя гимнастика. Дежурство в уголке природы- систематизировать умения детей выполнять обязанности дежурного по поливу растений. Формирование КГН: «О чём нам рассказало Витино полотенце»-закреплять умения детей чисто мыть руки в определённой последовательности. | Самостоятельная художественная деятельность: закрашивание раскрасок «Золотая хохлома», «Дымка»-закреплять умения правильно использовать цветовую , гамму, развивать замысел, творчество. | |
ООД | Обучение грамоте«Согласный звук С (С). Определение места звука в трёх позициях» (Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» с.26) Цель: познакомить с новым звуком и новой буквой; упражнять в нахождении слова со звуком С, определять его место в слове; упражнять в выполнении звукового анализа слова. Средства:магнитная доска, мяч, разрезная азбука, карточки с изображением букв и слогов. Способы: Беседа, фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком С», загадки, физкультминутка «Раз, два, три», индивид.работа по разрезной азбуке, рефлексия. Рисование «Золотая хохлома»(Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.) Цель:продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно- прикладного искусства. Формировать навык рисования элементов росписи, воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Средства: Альбом «Золотая хохлома», таблица с характерными элементами и цветосочетаниями, листА4,гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой. Способы:Презентация «Золотая хохлома», беседа, рассматривание таблицы с элементами узоров, показ способа рисования, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, рефлексия. Музыкальное развитие Цель: Формирование умений передачи игровых и танцевальных образов различного характера в соответствии с музыкой. Репертуар: «Вальс» муз.Д.Кабалевского, «Урожайная» муз. А. Филлипенко, «Листья золотые» муз. Т.Попатенко, «Переменный шаг» рус.нар.мелодия. Роль воспитателя: Способствует созданию условий для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному, развивать самостоятельность и активность. Отмечает выразительное и эмоциональное исполнение песен, поощряет и активизирует певческую деятельность. | |||
Прогулка | Спортивное упражнение: катание на самокате – развитие координации, закреплениеправил езды на самокате (Андрей, Тимур) | Наблюдение за работой дворника – расширять знания детей о труде взрослых осенью. П/и «Я садовником родился»- понимание и выполнение задания в соответствии с текстом. Труд в природе: сбор семян- выполнять простые поручения (сбор семян для последующей посадки их весной). Самостоятельная деятельность детей – обогащать игровой, двигат.детей. | ||
Вечер | Инд.раб. по изобразительной деятельности :прорисовывание элементов «дымковский индюк»(Соня, Настя)- закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы. Д.и. «Назови элемент правильно»- развивать умения называть элементы росписей.( Даша) Д/и «Одень кукол Машу и Агашку»- закреплять представления детей о предметах национальных костюмов (русского и мордовского)(Даша Т., Даша Б.) | Оздоровительная гимнастика после сна. Самообслуживание: игровая ситуация «Я проснулся» -закреплять навыки детей самостоятельно, последовательно и аккуратно выполнять все необходимые действия после сна, оказывать помощь сверстникам. | Игры на русских народных музыкальных инструментах: создание условий для творческой импровизации на деревянных ложках, колокольчиках, трещотках- помочь детям выбрать инструмент по желанию, обогащать музыкальный опыт детей при исполнении несложных мелодий по собственному желанию. | |
Вечерняя прогулка | Д.и. «Моё облако»- развивать воображение, образное восприятие природы.(по желанию) | Наблюдение за облаками- расширять представления о многообразии неживой природы (рассказать о видах облаков(кучевые, перистые). Развивать умение видеть красоту неба. Труд: уборка участка от веток и камней – воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. Игра- забава «Мыльные пузыри»-развитие положительных эмоций. Подвижные игры по выбору детей- развивать интерес к подвижным играм. Напомнить детям правила безопасного поведения во время игр. |
Тема недели: Народные умельцы
Среда 26.09 | ООД | ОДРМ | СДД | |
Утро | Рассматривание альбома «Национальный орнамент»- систематизировать представление детей об элементах орнамента русского и мордовского костюма. Д.и. «Продолжи ряд»- упражнять в составлении узора из счётных палочек.(Миша, Андрей) Индивид.работа с Веней, Настей по формированию навыков работы с ножницами. | Утренняя гимнастика. Ситуативный разговор: опасность разговора за столом- направление детей на поиски решения проблемы, закреплять правила поведения за столом. | «Мы на ярмарке народных промыслов». «Ты в магазине сувениров» - формировать самостоятельность при описании предметов народного творчества, подводить к творческому рассказыванию. Закрашивание раскрасок по теме. | |
ООД | Математическое развитие«Счет до семи»(Г.Е.Сычёва «Формирование элементарных математических представлений» с.31) Цель: Обучение счету до семи, закрепление навыков согласования числительных, развитие мелкой и общей моторики Средства: Магнитная доска, сюжетная картинка, предметные картинки по количеству детей, корзинка, мешочки, простые и цветные карандаши. Способы: Художественное слово, рассказ, беседа, динамическое упражнение,рефлексия. Аппликация «Укрась фартук узором» (Н.Н.Леонова «Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» с.222) Цель: формирование умения составлять узоры для фартука из знакомых элементов. Развивать интерес к искусству оформления русского костюма. Способы: Художественное слово, презентация, вопросы воспитателя, д.и. «Одень куклу Машу», показ способа работы, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, рефлексия Средства: Ноутбук, клеёночки, кисточки для клея, салфетки, баночки для клея, клей, тарелочки для заготовок, заготовки фартуков, ножницы, некоторые элементы узора. Физическое развитие«Город мастеров» Цель: Создать условие для развития пространственной ориентировки, скоростных и силовых качеств, умения мягко приземляться в прыжках в высоту. Роль воспитателя: Координировать движения детей, следить за дисциплиной, за дыханием, страховка при выполнении ОВД. | |||
Прогулка | И.упр. «В зарослях крыжовника»- упражнять Веню, Кирилла., Соню в ходьбе с высоким подниманием колен с перешагиванием через предметы | Наблюдения за деревьями- формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Д.и. «Узнай дерево по листочку»-развивать умения находить и называть дерево по внешнему виду листьев. П.и. «Попробуй, достань»- развивать прыгучесть, ловкость, воспитывать уверенность в себе. Труд в природе- подготовка огорода к зиме- совершенствовать трудовые умения детей, пользоваться детским инвентарём, выбирать рациональные приёмы работы. Самостоятельная двигательная деятельность детей- формировать и совершенствовать двигательные умения в процессе двигательной деятельности, обеспечение условий для использования пособий в организации подвижных игр и упражнений. | ||
Вечер | Д.и. «Назови правильно» - закреплять знания детей о народных промыслах, их признаках. Д.и. «Что перепуталось»-закреплять навыки порядкового счёта(Веня,Лена). Разучивание стихов с Аней, Авдеем к празднику осени. Беседа «Был ли ты в музее?» - способствовать возникновению интереса к культурным местам нашего города, углубить и систематизировать знания о культуре поведения в общественных местах. | Оздоровительная гимнастика после сна. Самообслуживание: упражнение «Я всё делаю сам»- формировать у детей полезные привычки, осознанно относиться к своему внешнему виду. | Игры в уголке физического воспитания- развивать самостоятельность, творчество, поощрять активность. | |
Вечерняя прогулка | Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по бревну Еву, Настю Д/и «бывает – не бывает?» - развивать память, логическое мышление.(группа детей) | Наблюдение: трава осенью- выявить изменения, происходящие с травой осенью, рассказать о них по результатам наблюдений. П.и. «В огород мы пойдём»- развивать координацию движений, способствовать повышению согласованности движений и слов. Труд: на участке - совершенствовать умения детей самостоятельно планировать и организовывать свою работу, распределять обязанности, поддерживать чистоту на участке. Игровая деятельность по интересам детей- формировать умения детей выступать организаторами игр, создавать условия для организации самостоятельных игр, подбора необходимого инвентаря и атрибутов. |
Тема недели: Народные умельцы
Четверг 27.09 | ООД | ОДРМ | СДД | |
Утро | Беседа «Обычаи и занятия наших предков»-расширять и систематизировать представления детей об обычаях наших предков, традициях родного края. Рассматривание альбома народных умельцев, скульптуру и резьбу о дереву - продолжать знакомить детей с разными видами искусства | Утренняя гимнастика. Игровая ситуация: «Грустныйшкафчик»-совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своём шкафу. | «Представь, что ты народный умелец, мастер». Творческая мастерская «Мастерим кукол для сказки» (из бумаги) – способствовать возникновению интереса к ручному труду, изготовлению поделок из бумаги. | |
ООД | Развитие речи «Сочини сказку»(В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» с.29 Цель: формирование умения самостоятельно придумывать сказки о мастерах- умельцах. Способы: Художественное слово, вопросы воспитателя, игра «Хорошо- плохо», игра «Нарисуй волшебный лес», физкультминутка, рефлексия Средства: Картинки с изображением сказ.героев, аудиозапись «В гостях у сказки», карточки-схемы, медали «Знаменитый сказочник» Конструирование из бумаги«Веселая матрешка» (из конуса)(Н.Н.Леонова «Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» с.111) Цель: формирование умение изготавливать поделку из бумаги, сложенной конусом, дополняя ее различными деталями. Средства: матрёшка. ножницы, цветная бумага, клеёнки, кисти для клея, баночки для клея, салфеточки, клей, картон разных цветов. Способы:Худ.слово(загадка), беседа, д/и «Укрась матрёшкам сарафаны», показ этапов работы, самостоятельная работа детей, р.н.игра «Карусель», рефлексия Музыкальное развитие Цель: Формирование умений передачи игровых и танцевальных образов различного характера в соответствии с музыкой. Репертуар: «Вальс» муз.Д.Кабалевского, «Урожайная» муз. А. Филлипенко, «Листья золотые» муз. Т.Попатенко, «Коробейники» муз. Т.Суворовой, «Удивительный узор» рус.нар.мелодия, «Переменный шаг» рус.нар.мелодия. Роль воспитателя:Способствует созданию условий для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному, развивать самостоятельность и активность. Отмечает выразительное и эмоциональное исполнение песен, поощряет и активизирует певческую деятельность. Способствовать развитию умений слышать начало и окончание музыки, смену муз.фраз в муз.подвижной игре «Удивительный узор» рус.нар.мел. | |||
Прогулка | Игра –эстафета «Прокатите, да не уроните» - упражнять Дашу, Семена в ходьбе по гимнастической скамейке, продвигаться, прокатывая перед собой мяч. Развивать гибкость, ловкость. | Наблюдение за погодой –предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о ветре, осадках, о солнце. Составить краткие рассказы о том, кому какая погода нравится. П/и «Затейники» -продолжать знакомить детей с правилами игры и правилами безопасности, контролировать правильность выполнения основных движений . Трудовые поручения – уборка на участке- организовывать совместную трудовую деятельность, закреплять умения работать сообща. Самостоятельная двигательная деятельность – формирование потребности в двигательной деятельности, создание у детей эмоционального подъёма. | ||
Вечер | «Скороговорки» -продолжать знакомить с устным творчеством русского народа. Индивид.раб. с Тимуром, Славой по составлению небольшого рассказа по картине. Д/и «Назови звук» - формировать умение называть звук по символу (Егор Ш, Андрей Л.) | Оздоровительная гимнастика после сна. Упражнение «Аккуратные пальчики»- формировать умения детей следить за состоянием ногтей. Рассказать об опасностях, связанных с грязными ногтями. | Творческая мастерская: рисование «Моя любимая сказка»-закреплять умения детей правильно передавать образ героев сказок. | |
Вечерняя прогулка | Спортивное упражнение «Школа мяча» - упражнять детей в выполнении подбрасывания и ловле мяча одной рукой, совершенствовать умение бросать мяч вверх, набивать о землю и ловить одной или двумя руками. (Слава, Ева, Семен, Егор ) | Наблюдения в природе- формирование правил безопасного поведения в природе. П.и. «Стрельба в мишень»- совершенствовать технику метания предмета в горизонтальную цель. Развивать меткость, интерес к подвижным играм. Труд в природе – обсудить с детьми назначение выполняемой трудовой операции, предложить выбрать для работы необходимые инструменты. Воспитывать трудолюбие, формировать умение работать в коллективе. Самостоятельная игровая деятельность – развивать умения детей выступать в качестве организаторов игрового взаимодействия, развитие самостоятельности в организации игр. |
Тема недели: Народные умельцы
Пятница 28.09 | ООД | ОДРМ | СДД | |
Утро | Рассматривание иллюстраций к русским и мордовским народным сказкам- продолжать знакомить с устным народным творчеством. Компьютерная презентация «Народные промыслы Нижегородской области» закрепление знаний детей о народных промыслах Нижегородской области. | Утренняя гимнастика. Игровая ситуация: носовой платочек- закреплять КГН, следить за состоянием носа и рта, при кашле и чихании пользоваться носовым платком. | Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры- создать условия для организации игрового взаимодействия детей, закреплять умения соблюдать правила игры. | |
ООД | Рисованиедекоративное «Нарядные лошадки»(И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.62) Цель:инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок- украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штриховками). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками- рисовать кончиком кисти на объёмной форме. Способы: рассказ воспитателя о мастерицах, д.и. «Назови элемент», показ росписи, самостоятельная работа детей, физкультминутка, рефлексия Средства: вылепленные лошадки, гуашь, кисточки для красок, клеёнки, салфеточки, баночки с водой, ватные палочки, таблица с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Ознакомление с худ.литературой. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (О.С.Ушакова «Знакомим с художественной литературой» с.82) Цель:Систематизировать умения понимать эмоционально- образное содержание произведения. Способы:Д.и. «Настроение», игровое упражнение «Передай мимикой», чтение р.н.с. «У страха глаза велики», вопросы воспитателя, физкультминутка «На лесной полянке, д.и. «Наоборот», психогимнастика «Нарисуй свой страх», рефлексия. Средства:Иллюстрации к сказке, магнитная доска. Физкультура на воздухе: Упражнять детей в умении выполнять знакомые движения в естественных условиях, закреплять умение выполнять метание вдаль:принимать правильное и.п. выполнять замах для увеличения силы броска. | |||
Прогулка | Д.и. «Природа и человек»- систематизировать и дополнить знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа (Даша Б, Соня). | Наблюдение за птицами- закреплять знания о зимующих птицах. Рассказать каких птиц можно увидеть на участке, какие птицы остались зимовать, чем питаются. П.и. «Не попадись»-упражнять детей в прыжках через линию. Труд –уборка мусора на участке- формировать умение включаться в общую работу, доводить начатое до конца (Егор Ш, Слава) Самостоятельная игровая деятельность детей- закреплять навыки совместно- игровой деятельности. | ||
Вечер | Чтение р.н.с. «Царевна- лягушка»- продолжать знакомить с волшебными сказками, формировать понятие о жанрах литературы Д.и. «Угадай сказку» -продолжать знакомить детей с русскими и мордовскими сказками. Инд.работа в тетрадях – «Штриховка» – формировать умение работать в тетрадях, развивать мелкую моторику руки (Ева, Кирилл) | Оздоровительная гимнастика после сна. Дежурство по столовой: работаем сообща- совершенствовать умения детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивать коммуникативные способности. Ситуативный разговор «Чем вам понравились изделия народных промыслов?» - способствовать расширению активного словаря детей с использованием слов «хохломская роспись, городецкая роспись, гжель, дымковская, каргопольская игрушки». | Самостоятельная деятельность в центре творчества: изготовление украшений из бумаги- развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности. | |
Вечерняя прогулка | Д/и «Летает, бегает, плавает» - систематизировать знания детей о способах передвижения животных.(подгруппами) Упражнять Настю, Дашу в прыжках через скакалку. Д.и. «Корзина»-бросить в корзину фразу о дожде- формирование грамматически правильной речи у детей. | Наблюдение: осенний дождь- предложить детям составить рассказ о дожде по результатам наблюдения и из личного опыта- развитие связной речи, умение и желание выражать свои мысли. П.и. «Солнышко и дождик»-совершенствовать умения детей действовать в соответствии с текстом. Трудовые поручения: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку – учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка. Самостоятельная двигательная деятельность- развивать ловкость, повышать двигательную активность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»
Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»...
Фрагмент календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Осенины"
Осень - щедрая, хлебосольная пора. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник - праздник благодарности природе за щедрый урожай. На огородах созрели овощи, в полях - хлеба, в лесах ...
Фрагмент календарно-тематического планирования на неделю
План работы с детьми на неделю...
Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю тема "Деревья"
Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю в старшей группе....
Фрагмент календарно-тематического планирование на 2 недели
Тема: Осень (4.09 – 15.09)Задачи: расширение знаний детей об осени. Продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правила безопасности поведения в природе. Форм...
Фрагмент календарно-тематического планирования в младшей группе "Путешествие на дачу"
По программе "Детство"...
Фрагмент календарно-тематического планирования на ноябрь 2021г.
Фрагмент календарно-тематического планирования на ноябрь 2021г....