Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО»
для детей старшего дошкольного возраста
Участник Форума:
воспитатель
Лупу Николета Генадьевна
Гатчина
2020 год
Введение
Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.
Программы построены по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. У всех программ есть 3 главных стратегических направления:
- Построение на основе математической логики;
- Реализация серии междисциплинарных проектов;
- Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).
Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.
Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними, увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес.
Работая с лабораторией, дети перевоплощаются в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты.
Цель проекта:
Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
- Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
- Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.
Развивающие задачи:
- Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
Воспитательные задачи:
- Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
- воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии.
Научно-методические задачи:
- Создать преемственные связи ДОУ, семьи;
- использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
- отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности;
- повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).
Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный, в течение 1 года. Сентябрь2020 – май 2021
Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы.
Ожидаемые результаты:
- Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
- уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования;
- дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
- сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.
Условия реализации проекта: интерес детей и родителей, методические разработки.
План реализации проекта.
Этапы проекта:
- Собирательно – информационный.
- Знакомство с программой STEAM – лабораторией.
- Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта.
- Подбор литературы для участников проекта.
- Организационно – практический.
Вся работа над проектом разделилась по программам
№ | Название программы | Сроки |
1 | Основы программирования | Октябрь – декабрь |
2 | Основы математики и теории вероятности | Январь – март |
3 | Основы картографии и астрономии | Апрель – май |
В рамках первой программы «Основы программирования» мы с детьми познакомились с ключевыми понятиями программирования; кто такой робот, какими они бывают; с принципами работы робота.
Изучали пошаговое программирование через сюжетно – ролевые игры с роботом, проектную деятельность. Дети самостоятельно принимают выбор решения задачи и совместную реализацию от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата.
Был организован праздник – соревнования между командами детей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии когнитивных и практических навыков.
- Завершающий – презентационный.
- Проектное занятие – Тема: «Дом для Микибота».
- Выставка детских работ.
- Подведение итогов.
- Беседа с детьми «Что мы нового узнали?».
- Родительское собрание.
Предполагаемый результат:
1. Диагностика.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение и применение доступных знаний детьми об инновационных технологиях.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
5. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему – то новому.
В ходе реализации проекта, благодаря применению данной технологии я повышаю результативность овладения детьми основ программирования и робототехники. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Перспективное планирование по программе «Основы программирования»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Октябрь/1 неделя | «Роботы – кто это?» | -Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека. -Сформировать навык задания команд и проверки их выполнения. -Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом. |
Октябрь/1 неделя | «Кто ты, Микибот?» | -Закрепить термины: робот, программист, команда, программа. -Познакомить с принципом работы робота. -Сформировать взаимосвязь между командой и ее визуализацией. -Способствовать формированию образа робота ка помощника человека, формированию уверенности в собственных силах. |
Октябрь/2 неделя | «Что ты можешь, Микибот?» | -Познакомить с понятиями: последовательность действий, алгоритм. -Способствовать формированию навыка анализа последовательности действий, навыка создания программы для робота. -Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях. |
Октябрь/2 неделя | «Микибот, знакомься, это я!» | -Закрепить понятия: «последовательность действий», «алгоритм», «верно», «неверно». Познакомить с числами 0 и 1. -Укрепить навыки создания простейшего алгоритма: программирования последовательности действий для робота. -Развивать умения детей работать в группе сверстников. |
Октябрь/3 неделя | «Микибот гуляет по городу» | -Закрепить понятия: число 1, число 0. Познакомить с числом 2. -Способствовать формированию навыка целеполагания, программирования, критического анализа. -Развивать коммуникативные способности детей. |
Октябрь/3 неделя | «Миибот за городом» | -Познакомить с числом 3. -Закрепить формирование навыка целеполагания, программирования, критического анализа. -Формировать навыки систематизации. |
Октябрь/4 неделя | «Микибот на рыбалке» | -Познакомить с числом 4, понятиями: цикл, цикличность, тест, тестирование. -Получить навыки составления циклов действий. -Воспитывать навык концентрации внимания. |
Ноябрь/1 неделя | «Вечеринка с Микиботом» | -Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, цикл, цикличность, тест, тестирование. Изучаем число 5. -Создать программы для новых целей и задач. -Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием. |
Ноябрь/1 неделя | «Микибот на конкурсе талантов» | -Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, цикл, алгоритм, цикл в цикле. Познакомить с числом 6. -Создать усложненные программы. -Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования. |
Ноябрь/2 неделя | «Микибот готовит праздник» | -Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, цикл в цикле, условие, выбор. Познакомить с числом 7. -Изучить возможность выбора: конструкция «если …, то…». -Формировать навыки коммуникации. |
Ноябрь/2 неделя | «Микибот учит цифры» | -Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ. -Способствовать развитию критического мышления, умения оценивать результат своей работы. -Формировать навыки коммуникации. |
Ноябрь/3 неделя | «Микибот хочет есть» | -Познакомить с понятиями: лабиринт, выход, задача, решение. -Формировать умение определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи, программировать движение по лабиринту. -Способствовать формированию логического мышления, целеустремленности в решении задач, уверенности в своих силах. |
Ноябрь/4 неделя | «Микибот ленится» | -Познакомить с понятиями: альтернативное решение, оптимизировать. -Сформировать умения определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи. Программировать движение по лабиринту. -Способствовать формированию логического мышления, умения не бояться совершить ошибку, оптимистичного подхода к решению задач и изменениям задач, уверенности в своих силах. |
Декабрь/1 неделя | «Микибот – на старт!» | -Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизировать, оптимизировать путь. -Закрепить навык определения задачи, поиска решения, оптимизации. Программировать движение по лабиринту. -Способствовать формированию логического мышления, навыка позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам. |
Декабрь/2 неделя | «Роботы для каждого» | -Развивать творческий подход к формированию базовых компетенций в робототехнике. -Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация. -Способствовать формированию логического и креативного мышления. |
Декабрь/2 неделя | «Микибот на тренировке» | -Закрепить навыки программирования прохождения лабиринтов и смены задач. -Способствовать формированию навыков командной работы, усидчивости и концентрации внимания. |
Декабрь/3 неделя | «Микибот на чемпионате!» | -Закрепить навыки программирования. -Формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях. |
Декабрь/3 неделя | «Мой робот!» | -Развить творческую активность. -Способствовать развитию креативности. -Повышать мотивацию к обучению и уверенность в себе. |
Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Январь/2 неделя | «Волшебные фигуры» | -Познакомить с понятиями: геометрия, геометрическая фигура, круг, квадрат, треугольник, цвет (красный, синий, желтый), числом 8. -Научить создавать программы поиска по заданным параметрам. -Содействовать развитию творческого мышления. |
Январь/2 неделя | «Занятие для волшебников!» | -Знакомить с понятиями: хроматические и ахроматические цвета, первичные цвета, вторичные цвета, число 9. -Формировать навыки организации выборки по цветовому признаку. -Развивать творческое мышление и художественные навыки. |
Январь/3 неделя | «Микибот потрясен!» | -Закрепить понятия: цвет, форма. Познакомить с числом 10. -Закрепить навыки выбора по цвету и форме. -Развивать креативное и критическое мышление, терпение. |
Январь/3 неделя | «Микибот сдает экзамен» | -Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10. -Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме. -Развивать навыки взаимопомощи, совместной работы. |
Январь/4 неделя | «Веселые старты» | -Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа. -Способствовать формированию навыков командной работы, умения дополнять программу. -Укреплять навык конструктивного реагирования на усложнение условий задачи в ходе работы. |
Февраль/1 неделя | «Выбор Микибота» | -Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. -Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор. -Развивать коммуникативные навыки. |
Февраль/1 неделя | «Двойной бросок» | -Закрепить понятия: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. - Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор. -Укреплять уверенность в своих силах и повышать мотивацию к обучению. |
Февраль/2 неделя | «Могу лучше!» | -Закрепить навыки выбора по числу и оптимизации. -Формировать навык системного подхода. -Развивать критическое мышление. |
Февраль/2 неделя | «Новые знакомства Микибота» | -Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние, измерение, шаг, линейка. -Формировать навыки голосования, подсчета голосов, определения расстояния. -Формировать основы демократических подходов. |
Февраль/3 неделя | «Иду к тебе!» | Закрепить понятия: расстояние, измерение, шаг, линейка. -Закрепить навык определения расстояния, навык проведения сравнительного анализа. -Развивать позитивно – конструктивное отношение к ошибкам. |
Февраль/4 неделя | «Супергерой Плюс!» | -Познакомить с понятиями: сложение, знак плюс, слагаемое, сумма. -Формировать базовые навыки сложения. Закрепить навыки программирования, расширения программы. -Повышать мотивацию к обучению. |
Февраль/4 неделя | «Супергерой Минус!» | -Закрепить понятия: сложение, знак плюс. Познакомить с понятиями: вычитание, знак минус. -Формировать базовые навыки вычитания. -Повышать мотивацию к обучению. |
Март/1 неделя | «Скок – перескок» | -Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями: четные, нечетные числа. -Формировать навык программирования заданного шага. -Развивать навыки коммуникации. |
Март/1 неделя | «Навстречу друг другу» | -Познакомить с понятиями: движение, навстречу друг другу, движение в одну сторону. -Формировать навык определения направления движения. -Укреплять навык командной деятельности. |
Март/2 неделя | «Ювелирных дел мастер» | -Познакомить с понятиями: комбинация, комбинаторика. Познакомить с профессией ювелир. -Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. -Практиковать навыки работы в команде. |
Март/3 неделя | «Невероятная теория» | -Закрепить понятия: комбинация, комбинаторика. Познакомит с понятиями: вероятность, невозможное событие, достоверное событие, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. -Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. -Повышать мотивацию к обучению. |
Март/3 неделя | «Куда пойдет наш Микибот?» | -Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. -Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. -Повышать мотивацию к обучению. |
Март/4 неделя | «Дом для Микибота!» | -Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. -Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. -Повышать мотивацию к обучению. |
Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Апрель/1 неделя | «Зачем тебе карта?» | -Познакомить с понятиями: карта, картография. -Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка. -Повышать уверенность в собственных силах. |
Апрель/1 неделя | «Что сказала карта?» | -Закрепить понятия: карта, картография. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения. -Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. -Повышение мотивации к обучению, командная деятельность. |
Апрель/2 неделя | «Дом хоббита» | -Познакомить с понятиями: картограф, масштаб. -Формировать навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. -Развивать абстрактное мышление. |
Апрель/2 неделя | «Мама, я – картограф!» | -Закрепить понятия: картограф, масштаб. -Формировать умения ориентироваться на плоскости, понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги, умение выполнять различные практические задания при ориентировке на плоскости, самостоятельно характеризовать размещение объектов на листе бумаге. -Развивать пространственное, аналитическое, критическое мышление. |
Апрель/2 неделя | «Письмо для инопланетян» | -Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки. -Формировать навык масштабного мышления. -Развивать творческое и математическое мышление. |
Апрель/3 неделя | «Тайна острова сокровищ» | -Познакомить с понятиями: географические объекты. -Закреплять навык масштабного и творческого мышления. -Развивать уверенность в собственных силах и повышать мотивацию к обучению. |
Апрель/3 неделя | «Моя чудесная планета» | -Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус. -Закрепить понятия: географические объекты, карта, а также навыки чтения изображений, чтения карт. -Развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам других стран. |
Апрель/4 неделя | «Почему космос – это круто?» | -Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные карты, навигация, ракеты, космические станции. -Расширить горизонты мышления и творческого потенциала детей. -Повышать мотивацию к изучению космоса и осознания его важности для жизни детей. |
Апрель/4 неделя | «Семья звезды по имени Солнце!» | -Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечная система. -Создать собственную карту Солнечной системы. -Содействовать масштабированию мышления, повышения мотивации к изучению космоса. |
Апрель/4 неделя | «Что нам делать с Меркурием?» | -Познакомить с самой маленькой планетой Солнечной системы, с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса. -Формировать понимание значимости исследований космических объектов. -Развивать познавательную и творческую активность. |
Май/1 неделя | «Юпитер – президент среди планет!» | -Познакомить с самой большой планетой Солнечной системы. -Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита. -Развивать познавательную и творческую активность. |
Май/1 неделя | «Сестра Земли - Венера» | -Познакомит с самой близкой планетой – Венерой. Познакомить с понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора. -Формировать навыки сравнения и анализа. -Формировать интерес к изучению космического пространства. |
Май/2 неделя | «Кто найдет кольца Сатурна?» | -Познакомить с планетой Сатурн. -Развивать творческое и критическое мышление, навык решения проблем. -Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в своих силах. |
Май/2 неделя | «Высаживаемся на Марсе!» | -Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, роли устранения неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций и экспериментов по решению проблем. -Развивать способности к проектированию, использованию и поддержке технологических систем. -Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса. |
Май/3 неделя | «Сквозь алмазы к дальним звездам!» | -Познакомить с планетами Уран и Нептун. Формировать перспективы для изучения космического пространства. -Развивать навыки исследования физических законов. -Формировать уверенность в своих силах, командную деятельность. |
Май/3 неделя | «Космическое турагентство!» | -Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив ее основания. -Формировать навыки прокладывания маршрута на карте. -Развивать комплексное, креативное и творческое мышление. |
Май/4 неделя | «Экзамены для супер астронавтов!» | -Создать условия для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе. -Закреплять навыки принятия решения, оптимизации. -Повышать уверенность в своих силах и мотивировать нацеленность на результат. |
Май/4 неделя | «Открой свою планету!» | -Познакомить с понятием экзопланета. -Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению задач. -Укреплять навыки совместной командной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская универсальная STEAM-лаборатория
На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технолог...
Детская универсальная STEAM лаборатория и её составляющие.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовате...
Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по...
Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста
Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект открытой образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе с использованием детской универсальной STEAM-лаборатории по теме «Космическое турагентство»
Цель образовательной деятельности: создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.Задачи:1. Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив ее основания.2. ...
Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию с использованием детской универсальной STEAM-лаборатории на тему «Путешествие по родному городу» (с детьми 6-7 лет)
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи.Цель: формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обобщение знаний дошкол...
«Формирование современных компетенций у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEM – лабораторий в образовательный процесс».
Система планирования и организация работы в ДОУ по теме самообразования...