Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"
методическая разработка
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка»», структурное подразделение муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 « Улыбка»» г.Щучье
Консультация для педагогов
Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО
Автор – составитель: воспитатель
высшей квалификационной
категории Чернова И.В.
г.Щучье
2022г.
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
STEAM-лаборатория – учебно-методическое пособие, включающее в себя:
- учебно-методические материалы – иллюстрированный сборник подробных планов всех занятий;
- руководство для педагогов;
- программируемого робота (работает от 3 батареек ААА);
- комплекс игровых и учебных приложений – более 200 карточек, игровые познавательные поля, кубик, лупа, специализированные линейки);
- USB-флеш-носитель, содержащий презентации к занятиям, раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей;
- материалы для STEAM-проектов и научных исследований - по 100 шт.: бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч – 2 шт.
STEAM-лаборатория включает в себя 5 программ: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.
Эти программы внедряются последовательно, от простого к сложному, связаны сюжетной линией и опираются на предыдущий материал.
Как должна выстраиваться деятельность по реализации инновационного учебно-методического пособия?
Длительность занятий по STEAM-лаборатории – 35 недель.
Занятия по трем программам - «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии» - проводятся по 25 минут 26 недель. Занятия по программе «Основы чтения» проводятся ежедневно, параллельно с этими программами в течение 26 недель.
Потом в течение 9 недель проводятся только занятия по 25 минут по программе «Основы криптографии».
№ | Программы | Длительность | |
1 | Программа 2. «Основы программирования». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 8 недель |
2. | Программа 3. «Основы математики и теории вероятности». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 8 недель |
3. | Программа 4. «Основы картографии и астрономии». Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | Программа 1. «Основы чтения». Занятия ежедневно по 7 мин. (4 этапа: 1 мин., 1 мин., 2 мин., 3 мин.) | 10 недель |
4. | Программа 5. «Основы криптографии» Занятия 2 – 3 раза в неделю по 25 мин. | 9 недель | |
Итого: | 35 недель |
Занятия по программе «Основы чтения» выстраиваются по алгоритму: ежедневно воспитатель 4 раза по 1 – 3 минуты играет с детьми с карточками со словами – итого занятия по программе «Основы чтения» длятся по 7 минут в день.
Авторы инновационного учебно-методического пособия разработали особый график проведения занятий по чтению, для удобства он представлен в таблице. Рассмотрим его подробно.
График ежедневных занятий по чтению
Этапы | Время | Порядок выполнения |
Знакомимся с новыми словами | До завтрака 1 мин. |
|
Распознаем новые слова | После завтрака
|
|
Закрепляем распознание новых слов | Перед обедом 2 мин. |
|
Распознаем новые и старые слова | Перед/после полдника 3 мин. |
|
STEAM-лаборатория включает в себя 104 карточки со словами. На каждой карточке с одной стороны размещено слово печатными буквами и рисунок, визуализирующий слово, а с другой стороны – то же самое слово, но без рисунка. Для удобства использования каждая карточка содержит указание, в каком периоде ее изучать: номер программы и номер недели.
Авторы программы предлагают следующий алгоритм ее реализации. В группе подготовлены 2 коробки для карточек:
«Текущие карточки» - в ней хранятся слова, которые готовятся к изучению;
«Отработанные карточки» - в ней хранятся слова, которые первично изучили и те, которые используем для вечерней игры «Поиграшки». Каждое утро педагог берет очередные карточки из коробки «Текущие карточки» и работаем с ними 3 раза в день по графику. На вечернее занятие – игру «Поиграшки» добавляем к текущим карточкам любые карточки из коробки «Отработанные карточки» - всего 10 карточек. После занятия все карточки, с которыми работали в этот день, складываются в коробку «Отработанные карточки».
Для остальных последовательно реализуемых программ пособия разработаны:
- 36 обучающих игр,
- 17 творческих проектов,
- 45 STEAM-проектов,
- дополнительные задания повышенной сложности.
Занятия по программам имеют общую сюжетно-ролевую историю. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя легенда: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в смене привычных для нас позиций: не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.
При использовании данного учебно-методического пособия очень важным является принятие новой позиции педагога: воспитатель становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. По этой причине авторы STEAM-лаборатории рекомендуют на занятиях особые формы обращения к детям: «дорогие коллеги», «юные лаборанты», «уважаемые инженеры/программисты/шифровальщики» и пр.
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Учебно-методическое пособие предполагает организацию тесного взаимодействия с родителями: часто незримо для самих себя родители могут быть включены в занятия по STEAM-лаборатории: ребята изготавливают для них карту садика, чтобы они не заблудились, предлагают им разгадать настоящие шифровки.
Авторами технологии рекомендуется проведение нескольких совместных праздников с демонстрацией проектов воспитанников. На подобных мероприятиях дети будут выступать в роли учителей, наставников для своих родителей:
- на вечеринке с Микиботом дети смогут научить родителей программировать робота и устроить соревнования между командами родителей или смешанными детско-взрослыми командами, а робот будет танцевать по «заданным» программам;
- в ходе реализации программы «Основы математики и теории вероятности» предлагается устроить для родителей экзамены «Второй раз – в первый класс!» - дети с помощью воспитателя проведут для родителей ряд игр из программы в качестве конкурсов и пр.
При подготовке к праздникам, совместным развлечениям воспитатели могут брать за основу сюжеты, игры, конкурсы, целые сценарии или составлять собственные сценарии, используя занятия пособия.
Диагностика эффективности реализации программ учебно-методического пособия
В учебно-методическом пособии предложены диагностические бланки для каждой программы пособия. Они предназначены для фиксирования сводной информации: количество детей, усвоивших материал на низком, среднем и высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста
В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".
Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Консультация для педагогов "Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Материал содержит методические рекомендации по вопрсам духовно-нравственного воспитания дошкольников и создании условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ....

Консультация для педагогов "Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Рекомендации педагогам по экспериментированию с детьми...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Создание условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...

Формирование современных компетенций у детей дошкольного возраста через технологию STEM-образования.
Статья "Формирование современных компетенций у детей дошкольникольного возраста через технологию STEM - образования. В этой статье автор описывает основы формирования современных компетенций у де...

«Формирование современных компетенций у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEM – лабораторий в образовательный процесс».
Система планирования и организация работы в ДОУ по теме самообразования...