Технология игрового обучения
учебно-методический материал
Технология игрового обучения
Технология базируется на методике Губановой Н.Ф. « Игровая деятельность в детском саду»
Пояснительная записка.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф.Губановой, она выполняет, роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Актуальность.
Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Цель использования технологии.
Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.
Главный компонент игровой технологии, по мнению Губановой - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Губанова считает, что нужно уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.
Подготовительный этап.
1. Формулирование педагогической цели.
2. Планирование и организация в режиме дня дошкольников различных видов игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных, подвижных.
3.Разработка сценария игры.
4.Создание игровой предметно-развивающей среды.
Введение участников в игру:
1. Постановка цели.
2. Ознакомление с правилами игры.
3. Распределение ролей.
Этап проведения.
1.Игровая деятельность в соответствии с распределенными ролями.
2 . Организация ООД в игровой форме.
3. Организация в режиме дня развлекательных мероприятий.
Этап анализа и обобщения.
1.Анализ, оценивание и самооценивание работы.
2.Формулировка выводов.
Результат использования технологии.
Получены следующие результаты:
- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
- Развился игровой опыт детей, который применяют в повседневной жизни; формируются у детей основы базовой культуры личности.
- Увеличение числа детей, умеющих преодолевать трудности, возникающие в общении с окружающими.
- Развитие способности к творческому воображению.
- Вовлечение в игровой процесс детей с отклоняющимся поведением.
Аналитическая справка по результатам использования технологии игрового обучения.
Автор: Губанова Н.Ф.
В результате использования мною в работе с дошкольниками технологии игрового обучения получены следующие результаты:
- дети научились проявлять собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознавать себя, свои достоинства и недостатки;
- в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками дети могут осознавать своё социальное «Я» и понимать характер отношений к ним окружающих;
- воспитанники успешно усвоили этические мерки, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;
- научились создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты;
- научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты;
- могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов.
- стали более инициативными, эмоционально отзывчивыми;
- научились следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих и сюжетно-ролевых играх;
- у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, обогатился опыт игрового взаимодействия;
- сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Целесообразно продолжить работу по развитию коммуникативных умений в процессе игр.
Младшая группа 2018 - 2019 Средняя группа 2019 -2020
начало года – конец года начало года – конец года
высокий 0% 2% высокий 2% 10%
средний 30% 56% средний 56% 72%
низкий 70% 42% низкий 42% 18%
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология базируется на методике Губановой Н.Ф. « Игровая деятельность в детском саду» | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология игрового обучения.
Технология базируется на методике Губановой Н.Ф. « Игровая деятельность в детском саду»
Пояснительная записка.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф.Губановой, она выполняет, роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Актуальность.
Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Цель использования технологии.
Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.
Главный компонент игровой технологии, по мнению Губановой - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Губанова считает, что нужно уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.
Подготовительный этап.
1. Формулирование педагогической цели.
2. Планирование и организация в режиме дня дошкольников различных видов игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных, подвижных.
3.Разработка сценария игры.
4.Создание игровой предметно-развивающей среды.
Введение участников в игру:
1. Постановка цели.
2. Ознакомление с правилами игры.
3. Распределение ролей.
Этап проведения.
1.Игровая деятельность в соответствии с распределенными ролями.
2 . Организация ООД в игровой форме.
3. Организация в режиме дня развлекательных мероприятий.
Этап анализа и обобщения.
1.Анализ, оценивание и самооценивание работы.
2.Формулировка выводов.
Результат использования технологии.
Получены следующие результаты:
- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
- Развился игровой опыт детей, который применяют в повседневной жизни; формируются у детей основы базовой культуры личности.
- Увеличение числа детей, умеющих преодолевать трудности, возникающие в общении с окружающими.
- Развитие способности к творческому воображению.
- Вовлечение в игровой процесс детей с отклоняющимся поведением.
Аналитическая справка по результатам использования технологии игрового обучения.
Автор: Губанова Н.Ф.
В результате использования мною в работе с дошкольниками технологии игрового обучения получены следующие результаты:
- дети научились проявлять собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознавать себя, свои достоинства и недостатки;
- в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками дети могут осознавать своё социальное «Я» и понимать характер отношений к ним окружающих;
- воспитанники успешно усвоили этические мерки, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;
- научились создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты;
- научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты;
- могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов.
- стали более инициативными, эмоционально отзывчивыми;
- научились следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих и сюжетно-ролевых играх;
- у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, обогатился опыт игрового взаимодействия;
- сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Целесообразно продолжить работу по развитию коммуникативных умений в процессе игр.
Младшая группа 2018 - 2019 Средняя группа 2019 -2020
начало года – конец года начало года – конец года
высокий 0% 2% высокий 2% 10%
средний 30% 56% средний 56% 72%
низкий 70% 42% низкий 42% 18%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ФЭМП НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ ЗАЙЧОНКУ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения по теме «Рыбка просит помощи»
Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора...
Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....
Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения и ИКТ по теме «Воздух»
Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП на тему «Поможем зайчонку» с использованием технологии игрового обучения"
Конспект занятияво второй младшей группе по ФЭМП на тему «Поможем зайчонку...
Проект "Обучение детей младшей группы правилам дорожного движения, посредством технологии игрового обучения"
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте использовалась инновационная технология игрового обучения, а также применя...
Консультация для родителей "Технология игрового обучения в раннем возрасте"
В консультации рассказывается о игровом обучении детей раннего возраста....