Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"
материал (подготовительная группа)
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlopaadskiy_platok.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной совместной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Павлово - Посадский платок»
Музыкальный руководитель: Столетова Наталья Викторовна
Воспитатели подготовительной группы: Ангелова Наталья Владимировна
Мисникова Ольга Валерьевна
Цель: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.
Задачи:
Познакомить детей с технологией росписи платка. Формировать у детей понятия об особенностях узора.
Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный и музыкальный фольклор.
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей за счет русских народных подвижных игр, ритмичных танцевальных движений, характерных русскому народу.
Воспитывать устойчивый интерес к совместному взаимодействию друг с другом и с педагогом как носителем национальной культуры.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия «Полянка»
Музыкальный руководитель:Приглашаю вас на вечер русского платка! Встанем в круг и поприветствуем друг друга, а поможет нам платочек.
Русская народная игра «Наш платочек голубой»
Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
-Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся в маленький городок –Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки.
- Павлопосадские платки самые известные в нашей стране, они очень ценятся своими красивыми узорами.
- На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво.
- Женщины носили платки не только как украшение, но и как защиту от холода.
- Зимы у нас холодные и мастерицы научились вязать платки на спицах из козьего пуха. Красивые и сложные узоры вывязывали они, что прославились на всю страну.
- Хорошие были платки: тёплые, мягкие, удобные, но не радостные.
- Одной из женщин, которая была весёлой и жизнелюбивой, захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Тогда она взяла в руки краски и украсила свой платок красивыми цветами. Другие женщины этого городка увидели и тоже стали украшать свои платки необычными узорами.
- И слава об этих мастерицах распространилась по всей Руси.
- К мастерицам Павловского Посада стали обращаться с заказами женщины других городов.
- С тех пор появились мастера по изготовлению платков.
- Сначала рисовали художники орнаментальный рисунок (цветочный), потом рисунок вырезался из дерева.
- Мастера, которые наносили рисунок, назывались набойщиками. Они делали это вручную. Для их работы были специально изготовлены из дерева формы, которые назывались цветками. При помощи их наносили контурный рисунок на платок.
- Потом они окунали деревянные формы-цветки в специальную краску-загуститель и наносили цветной орнамент. Это трудоёмкая тяжёлая работа.
- Но со временем люди построили фабрику по производству Павлопосадских платков и уже наносили рисунок не вручную, а на специальных станках.
Выставка платков
Внимательно посмотрите на платки. На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу (набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно.
- Какой тебе платок больше всего нравится? Почему?
Рассматривание узора
Что за чудо узор,
Что за краски вокруг?
Это поле, цветы,
Словно солнечный луг.
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад.
Это сказка с названьем
Павлов Посад.
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
- Какую форму имеет платок? (квадратную)
- Чем украшены платки? (Цветами) Какими цветами?( Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.)
- Какого цвета фон платков? (Зеленый, синий, красный, белый).
Бытовали и старинные определения цветов тканей: сахарный, алый, вишневый, темно-лимонный, лазоревый брусничный.
Типы рисунка имеют свое название: травчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, перьями.
Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден. Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.
Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. Чтобы ткань лучше пропитывалась краской, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин “набойка”, или “набивка”.
Сейчас на фабрике используют автоматические станки. Павлово-Посадские платки известны и в других странах. Они получают награды на разных выставках.
Русская народная игра «Платок»
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
- И сегодня мы с вами сделаем своими руками платок.
Дети садятся за столы и на заготовках делают узоры.
- Спасибо вам за работу
Музыкальный руководитель: Что вам понравилось на занятии? Вы бы подарили такой платок своим родным.
По завершению работы, дети делятся впечатлениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сказка к нам приходит в сад"
Занятие рассчитано на детей подготовительной группы, возраста 6-7лет. Занятие проводится по подгруппам в музыкальном зале с участием музыкального руководителя.Целью занятия является знакомство с...
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми раннего возраста по произведению А. Барто «Наша Таня»
Конспект по произведению А.Барто "Наша Таня"...
Конспект Интегрированной совместной деятельности с детьми 5–6 лет. Тема: «Волшебный цветок желаний для мамы.»
Конспект интегрированного мероприятия для детей 5-6 лет.Тема: «Волшебный цветок желаний для мамы. »Образовательная область: социально-коммуникативное развитее.Интеграция: речевое развит...
Конспект Интегрированной совместной деятельности с детьми 5-6 лет по ФЭМП.
Конспект интегрированного мероприятия для детей 5-6 лет по ФЭМП.Тема: «Игры с блоками Дьенеша.»Образовательная область: Коммуникация, познание.Интеграция:Цель: Расширить знания детей о логических блок...
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми младшей группы "Наш мяч"
Ознакомление детей младшей группы с понятием "один-много", составление целого из частей....
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми по экспериментированию с использованием нетрадиционной техники рисования Эбру в подготовительной группе на тему: «Свойства воды»
дети знакомятся со свойствами воды, затем рисуют на воде в технике Эбру...