Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"
материал (подготовительная группа)

Столетова Наталья Викторовна

Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlopaadskiy_platok.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной  совместной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Павлово - Посадский платок»

Музыкальный руководитель: Столетова Наталья Викторовна

Воспитатели подготовительной группы: Ангелова Наталья Владимировна

Мисникова Ольга Валерьевна

Цель: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.

Задачи: 

Познакомить детей с технологией росписи платка. Формировать у детей понятия об особенностях узора.         

Вызвать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа через устный, затейный и  музыкальный фольклор.

 Накапливать и обогащать двигательный опыт детей за счет русских народных подвижных игр,  ритмичных танцевальных движений, характерных русскому народу.

Воспитывать  устойчивый  интерес  к совместному взаимодействию друг с другом и с педагогом как носителем  национальной культуры.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Полянка»

Музыкальный руководитель:Приглашаю  вас на вечер русского платка! Встанем в круг и поприветствуем  друг друга, а поможет нам платочек.

 Русская народная игра  «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят  слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

 Наш платочек голубой,

 Поиграть хотим с тобой.

 Ты беги, платок по кругу,

 Выбирай скорее друга!

 Покружись, попляши

 И платочек покажи!

-Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся в маленький городок –Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки.

- Павлопосадские платки самые известные в нашей стране, они очень ценятся своими красивыми узорами.

- На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво.

- Женщины носили платки не только как украшение, но и как защиту от холода.

- Зимы у нас холодные и мастерицы научились вязать платки на спицах из козьего пуха. Красивые и сложные узоры вывязывали они, что прославились на всю страну.

- Хорошие были платки: тёплые, мягкие, удобные, но не радостные.

- Одной из женщин, которая была весёлой и жизнелюбивой, захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Тогда она взяла в руки краски и украсила свой платок красивыми цветами. Другие женщины этого городка увидели и тоже стали украшать свои платки необычными узорами.

- И слава об этих мастерицах распространилась по всей Руси.

- К мастерицам Павловского Посада стали обращаться с заказами женщины других городов.

- С тех пор появились мастера по изготовлению платков.

- Сначала рисовали художники орнаментальный рисунок (цветочный), потом рисунок вырезался из дерева.

- Мастера, которые наносили рисунок, назывались набойщиками. Они делали это вручную. Для их работы были специально изготовлены из дерева формы, которые назывались цветками. При помощи их наносили контурный рисунок на платок.

- Потом они окунали деревянные формы-цветки в специальную краску-загуститель и наносили цветной орнамент. Это трудоёмкая тяжёлая работа.

- Но со временем люди построили фабрику по производству Павлопосадских платков и уже наносили рисунок не вручную, а на специальных станках.

Выставка платков

Внимательно посмотрите на платки. На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу (набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно.

- Какой тебе платок больше всего нравится? Почему?

Рассматривание узора

Что за чудо узор,        

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

На посадском платке –

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад.

Это сказка с названьем

Павлов Посад.

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

- Какую форму имеет платок? (квадратную)

- Чем украшены платки? (Цветами) Какими цветами?( Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.)

- Какого цвета фон платков? (Зеленый, синий, красный, белый).

Бытовали и старинные определения цветов тканей: сахарный, алый, вишневый, темно-лимонный, лазоревый брусничный.

Типы рисунка имеют свое название: травчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, перьями.

Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден. Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.

Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. Чтобы ткань лучше пропитывалась краской, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин “набойка”, или “набивка”.

Сейчас на фабрике используют автоматические станки. Павлово-Посадские платки известны и в других странах. Они получают награды на разных выставках.

Русская народная игра «Платок»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

- И сегодня мы с вами сделаем своими руками платок.

Дети садятся за столы и на заготовках делают узоры.

- Спасибо вам за работу

Музыкальный руководитель: Что вам понравилось на занятии? Вы бы подарили такой платок своим родным.

По завершению работы, дети делятся впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сказка к нам приходит в сад"

Занятие рассчитано на детей подготовительной группы, возраста 6-7лет. Занятие проводится по подгруппам  в музыкальном зале с участием музыкального руководителя.Целью занятия является знакомство с...

Конспект Интегрированной совместной деятельности с детьми 5–6 лет. Тема: «Волшебный цветок желаний для мамы.»

Конспект интегрированного мероприятия для детей 5-6 лет.Тема: «Волшебный цветок желаний для мамы. »Образовательная область: социально-коммуникативное развитее.Интеграция: речевое развит...

Конспект Интегрированной совместной деятельности с детьми 5-6 лет по ФЭМП.

Конспект интегрированного мероприятия для детей 5-6 лет по ФЭМП.Тема: «Игры с блоками Дьенеша.»Образовательная область: Коммуникация, познание.Интеграция:Цель: Расширить знания детей о логических блок...

Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми младшей группы "Наш мяч"

Ознакомление детей младшей группы с понятием "один-много", составление целого из частей....