Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми по экспериментированию с использованием нетрадиционной техники рисования Эбру в подготовительной группе на тему: «Свойства воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
дети знакомятся со свойствами воды, затем рисуют на воде в технике Эбру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми по экспериментированию с использованием нетрадиционной техники рисования Эбру в подготовительной группе на тему: «Свойства воды»
Подготовила: Быченкова Е.С.
Тулун 2018 год.
Интеграция видов деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое.
Вид мероприятия: совместная деятельность.
Цель: привитие интереса к исследовательской деятельности, ознакомление с
искусством Эбру через нетрадиционную технику рисования.
Задачи: Образовательные: знакомить со свойствами воды, учить анализировать и делать выводы, развивать познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность, познакомить с новой техникой рисования Эбру;
Развивающие: развивать самостоятельность, умение договариваться, развивать творческие способности во время рисования;
Воспитательные: учить работать самостоятельно, делать вместе вывод, повторить правила безопасности при проведении опытов.
Планируемый результат: проявление интереса к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой.
Дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования
осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность,
аккуратность. Соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментов. Дети могут называть свойства воды, анализировать, делать выводы, простейшие умозаключения в соответствии с результатом эксперимента. Получение практического навыка и умения по использованию техники Эбру. Расширение и обогащение художественного опыта у детей. Установление партнерских взаимоотношений между детьми и воспитателем.
Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, Эбру.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, вопрос-ответ, объяснение, пояснение;
Наглядные: показ образцов.
Практические: исследования с водой, рисование на воде;
Игровые: физкультминутка, создание проблемной ситуации.
Материалы и оборудование:
стаканы с водой, сахар, соль, масло растительное, шипучая таблетка, долька апельсина, блюдце, ваза, стакан; пиалы для воды, молоко, ложечки, банка с крышкой, схемы – обозначения; емкости с водой для рисования, палочки, халаты, ноутбук, муз. проигрыватель, акриловые цветные краски, кисточки с широкой щетиной 7 шт., специальный раствор для рисования, деревянные палочки 8шт.; салфетки влажные, салфетки тканевые по количеству детей.
Ход:
Организационный момент.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
- Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро, здравствуйте» (дети здороваются)
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
-Для чего нужна вода человеку? ( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - Да.
Воспитатель –Проведем опыты с водой, выявим ее свойства.
Вода – уникальное вещество нашей планеты.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы.
Текучая, прозрачная.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. После каждого опыта мы будем схемой показывать Незнайке свойства воды, чтобы он лучше запомнил.
- Одевайте фартуки и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Приступим к первому исследованию. Вода – жидкость.
1.Воспитатель: - Перелейте воду из одной емкости в другую. Вода льется?
Почему?
Вывод: вода жидкая, она льется, течет. (схема)
Следующее исследование.
2.Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.
Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую.
-Если мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.
Опыт:
Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку.
(Самостоятельная работа)
Воспитатель: Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку, чашку, блюдце?
-Какую форму она принимает?
Дети: вода приняла форму этих предметов
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили - чашки, блюдца, баночки.
-Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?
Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Вывод - вода не имеет собственной формы. (схема)
3.Следующее исследование. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: - Перед вами два стакана: с водой и с молоком. Молоко какое? Дети: белое.
Воспитатель: Положите в оба стакана камешки. В каком стакане они видны,
а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камешек не виден, а в стакане с водой виден?
Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны. (Схема)
4. Переходим к следующему испытанию. Чем пахнет вода?
- Скажите, когда мы можем почувствовать запах?
Дети: Когда бабушка печет пирог, мама пользуется духами, идет дым,
ароматно пахнут цветы.
Воспитатель: А теперь мы с вами понюхаем воду. Она чем-то пахнет? Есть ли у нее запах?
Дети: нет.
Воспитатель: А теперь попрошу детей выжать апельсиновый сок в стакан с водой. Понюхайте воду? (пахнет апельсином).
Вывод: Вода не имеет запаха, но она может менять запах, если добавить какое – либо вещество. (схема)
5.Следующее испытание. «Делаем облако».
Наливаем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь?
Вывод: Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. (схема)
Вижу, мы с вами немного устали. Давайте немного подвигаемся.
Физминутка «Капельки» (музыка и слова А. Яранова)
1. С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух! (присели)
Припев (2 раза): Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
2. С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
- Отдохнули, ребята?
А сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, чтобы продолжить разговор о воде, и с помощью опытов выяснить, какая бывает вода.
6. Вкус воды. Следующее исследование.
Воспитатель: Попробуйте воду (вода простая чистая).
Можно ли назвать ее соленой, горькой, сладкой, кислой? А что нужно сделать, чтобы у воды появился вкус? (Добавить сахар, соль, лимон).
- А теперь ложечкой очень осторожно насыпьте в стакан с водой сахар.
Помешайте. Попробуйте.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса, но может менять его, если добавить в неё какие – либо вещества. (схема)
7. «Вода - растворитель».
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).
Дети: – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – Песок не растворяется, вода становится мутной.
Перед нами стоит стакан с водой, нужно вылить в него пол стакана растительного масла. Что произошло? (масло поднялось вверх).
Добавляем капельки яркой краски, 2 шипучих таблетки. Смотрим, какая красота получается. Что можно сказать?
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Воспитатель:- что мы с вами сегодня узнали о воде? Все схемы мы отправим Незнайке.
3 часть. Рисование
- Скажите, а можно что-нибудь нарисовать на воде красками? Рисовать на воде можно, только на волшебной воде. А превращает простую
воду в волшебную - специальный загуститель. Посмотрите, какие красивые картины можно рисовать на воде! Такая техника называется эбру. Эбру - это древнее искусство рисования на воде. Повторите вместе со мной: « Эбру».
Воспитатель: Вы хотите нарисовать чудесные, необычные картины?
Но сначала мы разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Дождик, лей, лей, лей! На меня и на людей.
Сядем мы под грушкой и накроемся подушкой!.
Воспитатель: - Дети, подойдите к столам, перед вами волшебная вода в тарелочках. Посмотрите, как мы будем рисовать: сначала берем кисти, обмакиваем в краску и делаем несколько разноцветных капель. Потом берем свои волшебные палочки и медленно, сильно не опуская в воду, водим по каплям. Получаются необычные, завораживающие, сказочные узоры. Если хотите набрать краску другого цвета, вытираем палочки тряпочкой. Цвета можно брать, какие захочется. Дети рисуют в технике Эбру. (звучит спокойная музыка)
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сохранить ваши картины? ( Дети: Да!)
Мы можем перенести их на бумагу. Они у вас на столах. Опускаем аккуратно
бумагу на нашу волшебную картину. А теперь будьте внимательны. Как только края листа начнут приподниматься, заворачиваться, можно этот лист осторожно вытянуть через края подноса.
Воспитатель: - Мои дорогие, посмотрите, какие волшебные картины у нас
получились. А что нового вы сегодня узнали? Чем мы еще занимались на занятии?
Как называется техника рисования на воде? Ребята вам понравилось быть учеными? А художниками? Мы сегодня с вами столько всего успели.
Самоанализ педагогического мероприятия с детьми в форме интегрированной совместной деятельности по экспериментированию с использованием нетрадиционной техники рисования Эбру в подготовительной группе на тему: «Свойства воды».
Цель: привитие интереса к исследовательской деятельности, ознакомление с искусством Эбру через нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Образовательные: знакомить со свойствами воды, учить анализировать и делать выводы, развивать познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность, познакомить с новой техникой рисования Эбру;
Развивающие: развивать самостоятельность, умение договариваться, развивать творческие способности во время рисования;
Воспитательные: учить работать самостоятельно, делать вместе вывод, повторить правила безопасности при проведении опытов.
Мероприятие с детьми осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, соответствует возрасту детей. Для реализации каждой задачи педагогическое мероприятие с детьми было построено в форме совместной деятельности.
Были использованы наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Мероприятие с детьми динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Это позволило избежать утомляемости детей. Беседа, перемещение по залу во время экспериментальной деятельности, музыкальная подвижная игра, рисование в технике Эбру.
Все моменты педагогического мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме «Свойства воды». Прослеживалась интеграция всех образовательных областей.
Специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживала у детей интерес на протяжении всего времени.
Итогом мероприятия стало то, что дети провели все опыты и зафиксировали выводы на схемах, чтобы отправить Незнайке.
Все поставленные программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сказка к нам приходит в сад"
Занятие рассчитано на детей подготовительной группы, возраста 6-7лет. Занятие проводится по подгруппам в музыкальном зале с участием музыкального руководителя.Целью занятия является знакомство с...
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе на тему «Свойства воды»
Конспект НОД...
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"
Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Павлово - Посадские платки"...
Конспект занятия-экспериментирования для детей подготовительной группы на тему «Свойства воды»
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способнос...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Замок Снежной Королевы».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Ракета в космосе».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...