Программа кружка
рабочая программа
Краткая программа кружка по эксперементированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Экспериментальная лаборатория»
Паспорт программы
Наименование | Программа образовательной опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» |
Составитель | Маслякова Ирина Геннадиевна воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 226 |
Цель | Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности |
Задачи | Познакомить детей младшего возраста с различными способами экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности. Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы с различным видом материалов для экспериментирования. Побуждать воспитанников самостоятельно развивать свой интерес к исследованиям, открытиям, применять техники экспериментирования на личном опыте. Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми. |
Ожидаемые результаты | В результате выполнения программы будет достигнуто:
|
Пояснительная записка
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Методическое обеспечение.
Работа с детьми 3-4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).
Материал:
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
- Мерные ложки.
- Сита и воронки разного материала, объема.
- Резиновые груши разного объёма.
- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
- Резиновые или пластиковые перчатки.
- Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
- Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
- Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
- Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
- Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- Контейнеры с песком и водой.
- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- Часы песочные.
- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Приемы и методы используемые на занятиях кружка.
Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Демонстрация опытов в группе.
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).
Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы.
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Условия реализации программы.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей 5-6 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год – 76 занятий.
Продолжительность одного занятия – 15 минут.
График работы кружка.
Вторник, четверг – 16.00 - 16.15
Ожидаемые результаты
В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Календарно – тематический план занятий
Кружка «Экспериментальная лаборатория»
Месяц | № занятия | Тема | Задачи | Техника | Необходимые материалы |
Сентябрь
| 1 | «Волшебный песок» | Познакомить детей со свойствами песка. | Экспериментирование с песком | Совочки и формочки, салфетки по числу детей, лейка по числу детей, аудиозапись для игры |
2 | «Надувание мыльных пузырей» | Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды | Экспериментирование с воздухом | Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. | |
3 | «Вода льется из крана»
| Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде. | Экспериментирование с водой | Стаканчик | |
4 | «Насекомые» | учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых. | Наблюдение за жизнью насекомых | Картинки с изображением бабочки, стрекозы, кузнечика, божьей коровки. | |
5 | «Веселые песчинки» | Рассмотреть форму песчинок | Экспериментирование с песком | Песок, емкости | |
6 | «Свойства воды» | Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная. | Экспериментирование с водой | Три чайника, три емкости | |
7 | «Ветер по морю гуляет» | Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух | Экспериментирование с воздухом | Вода, таз, модель парусника | |
8 | «Наблюдение за природными материалами» | Сравнить свойства сухого и мокрого песка | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Емкости, палочки | |
Октябрь | 9 | «Печенье для кукол» | Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с глиной и ее свойствах. | Экспериментирование с глиной | Емкости, формочки, салфетки, кукла катя |
10 | Вода бывает холодная и горячая | Учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; воспитывать аккуратность. | Экспериментирование с водой | Вода | |
11 | «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Песок, глина, емкости, лупа, ширма, сито | |
14 | «Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы | Экспериментирование с воздухом | Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости | |
15 | «Испарение»
| Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. | Экспериментирование с водой | Вода. емкость | |
16 | «Тоннель для муравья»
| Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | Экспериментирование с песком | Трубочки для коктейля, насекомые, песок, коробка | |
17 | «Мы – фокусники» | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | Экспериментирование с предметами | Вода, растительное масло, кусочек ткани, деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычно деревянный шарик, ёмкость, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка | |
18 | «Наши – помощники органы чувств» | Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. | Изучаем органы чувств человека | Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная» коробочка с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник | |
Ноябрь | 19 | «Реактивный шарик» | Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение) | Экспериментирование с воздухом | Воздушные шары |
20 | «Что есть в почве» | Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) | Наблюдение за жизнью растений | Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет | |
21 | «Уличные тени» | Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение | Экспериментирование с солнечным светом | ||
22 | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Экспериментирование с предметами | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритм описания свойств материала | |
23 | «Ветер» | Помочь выявить изменение песка при взаимодействие с ветром и водой. | Экспериментирование с песком | Песок, глина, прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой | |
24 | «Носарий» | Познакомить с функцией носа, его строением | Изучаем органы чувств человека | Рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и т.п.), схематичное изображение носа. | |
25 | «Игрушки из ниток» | Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат. | Экспериментирование с предметами | Нитки для вязания, ножницы, кукла из ниток. | |
26 | «На свету и в темноте» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | Наблюдение за жизнью растений | Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости | |
27 | «Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы | Экспериментирование с воздухом | Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкость | |
28 | «Свойства и признаки воды» | Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. | Экспериментирование с водой | Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски, стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинка для коктейля, термос (кипятильник) | |
Декабрь | 29 | Ткань, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит) | Экспериментирование с предметами | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритмы описание свойств материала. |
30 | «Лёд – это вода» | создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле. | Экспериментирование с водой | Замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки. | |
31 | «Ветер в комнате» | Выявить, как образуется ветер | Экспериментирование с воздухом | Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить) | |
32 | «Замерзание жидкостей» | Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей | Экспериментирование с водой | Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, емкости, алгоритм деятельности | |
33 | «Язычок – наш помощник» | Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов. | Изучаем органы чувств человека | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами | |
34 | «Песок и глина. Свойства песка и глины» | Познакомить со свойствами песка и глины. | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Стакан, емкость, палочка. | |
35 | «В погоне за светом» | Помочь установить, как растение ищет свет | Наблюдение за жизнью растений | Два одинаковых растения (бальзамин, колеус) | |
36 | «Кораблик» | Учить видеть возможность преобразования предметов, реализовывать их и получать результат. | Экспериментирование с предметами | Парафин, спичечные коробки, картон, бумага, ножницы. | |
Январь | 37 | «Разноцветные сосульки» | Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) | Экспериментирование с водой | Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности |
38 | «В тепле и в холоде» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений | Наблюдение за жизнью растений | Цветы с горшков с частью почвы, модель зависимости растений от тепла | |
39 | «Солнечные зайчики» | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом). | Экспериментирование с солнечным светом | Зеркало | |
40 | «Вертушка» | Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами. | Экспериментирование с воздухом | Бумага, гвоздик, бусинка, палочка, ножницы, схема | |
41 | «Камни» | Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Коробка из-под обуви, емкость, бумажные полотенца, губки. | |
42 | «Глаза – орган зрения» | Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. | Изучаем органы чувств человека | Вода, непрозрачный чайник | |
43 | «Почему все падает на землю» | Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения. | Экспериментирование с предметами | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), вода, песок, ёмкость, металлические шарики. | |
Февраль | 44 | «Сравнение глины и камня» | Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камня | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Дощечки для лепки, салфетки по числу детей, кукла |
45 | «Пластмасса, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структуру поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Экспериментирование с предметами | Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
46 | «Пар-это тоже вода» | Познакомить детей с одним из состояния воды - паром | Экспериментирование с водой | Кипяток, термос (емкость с кипятильником) | |
47 | «Фабрика питания» | Показать, что растение может само себя обеспечить питанием | Наблюдение за жизнью растений | Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка | |
48 | «Глиняные игрушки» | Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменять цвет, величину. | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы | |
49 | «Где теплее?» | Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх | Экспериментирование с воздухом | Горячая вода, два термометра, чайник | |
50 | «Что внутри?» | Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями | Наблюдение за жизнью растений | Стебли моркови, петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности | |
51 | «Проверка зрения» | Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него. | Изучаем органы чувств человека | Картинки с изображением предметов | |
Март | 52 | «Наблюдение за состоянием погоды» | Показать разнообразие погодных условий | Наблюдение за погодой | |
53 | «Откуда берется вода?» | Познакомить детей с процессом конденсации | Экспериментирование с водой | Горячая вода, емкость, охлажденная металлическая крышка | |
54 | «У кого какие клювы?» | Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных. | Наблюдение за жизнью животных | Плотный ком земли или глины, вода, мелкие легкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки, муляжи клювов из разных материалов, емкость | |
55 | «Резина, ее качества и свойства» | Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Экспериментирование с предметами | Резиновые предметы: ленты, игрушка, трубки, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
56 | «Родственники стекла» | Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства. | Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Краски, вода, стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, деревянные палочки, алгоритм деятельности. | |
57 | «Ухо – орган слуха» | Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. | Изучаем органы чувств человека | Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей | |
58 | «Знакомимся с одуванчиком» | Закрепить характерные особенности строения одуванчика (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий); вызывать эмоциональный отклик на красоту растения | Экспериментирование с воздухом | Одуванчики | |
59 | «Где лучше расти?» | Установить необходимость почвы для жизни растения, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу | Наблюдение за жизнью растений | Черенки традесканции, чернозем, глина с песком | |
Апрель | 60 | «Маленький цветочек» | Познакомить с растениями и с тем, как они растут | Наблюдение за жизнью растений | Семена, два горшка для цветов |
61 | «Сокровища природы» | Развивать мелкую моторику | Экспериментирование с предметами | Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага | |
62 | «Играем на бобах» | Развивать умение оценивать предметы и события | Экспериментирование с предметами | Красные бобы, горох, 4 полиэтиленовых пакета | |
63 | «Как распространяется звук?» | Помочь понять, как распространяются звуковые волны | Изучаем органы чувств человека | Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты) | |
64 | «Одуванчиков много – они разные и красивые» | Организовать наблюдение за стадией развития одуванчиков; вызывать эмоциональный отклик на красоту поляны. | Экспериментирование с воздухом | Картинки с изображением желтых и белых одуванчиков. | |
65 | «Растворимость веществ в воде» | Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет | Экспериментирование с водой | Вода, речной песок, сахарный песок, два стакана | |
66 | «Разноцветная вода» | Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде. | Экспериментирование с водой | Вода, краска, стаканчик, аквариум, формочки | |
67 | «Где живет эхо?» | Помочь понять, как возникает эхо | Изучаем органы чувств человека | Веточки, пустой аквариум, ведра пластмассовые металлические, куски ткани, мяч | |
Май | 68 | «Искусство дождя» | Развивать в детях воображение | Экспериментирование с водой | Большой лист плотной (пергаментной бумаги) |
69 | «Почему не слышно?» | Помочь выявить причины ослабления звука | Изучаем органы чувств человека | Вода, большая емкость, маленькие бумажные пробковые кораблики. | |
70 | «Наблюдение за солнцем» | Учить замечать изменения, происходящие с солнцем | Наблюдение за погодой | ||
71 | «Посадка лука» | Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду. | Наблюдение за жизнью растений | Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, майонезная банка, лейка. | |
72 | «Защитим себя от солнца» | Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами, реализует представление о солнце, полученный в ходе поисковой деятельности.
| Экспериментирование с предметами | Бумага, схема изготовления шапочки | |
73 | «Как пчелки переносят пыльцу?» | Помочь выявит, как происходит процесс опыления у растений | Наблюдение за жизнью животных | Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа | |
74 | «Может ли растение дышать?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений | Наблюдение за жизнью растений | Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа | |
75 | «Забавы жарким летом» | Повысить эмоциональное состояние детей | Экспериментирование с водой | Разбрызгиватель, игрушечные ведерки, лейки | |
76 | «Лето» | Формировать представление о временах года (о лете); учить правильно стоить фразы, выражать свои впечатления 2-3 предложениями. | Экспериментирование с предметами |
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Игровое экспериментирование
Тема: “Лед – это вода”
Цель:
- создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле;
-развивать мышление при выборе способа действия;
-стимулировать формулирование выводами детьми;
-воспитывать аккуратность в работе.
Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход занятия
Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда. Что же случилось с водой?
Ответы детей:
-она превратилась в лед; зимой вода в реке замерзла; и т.д.
Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?
После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо — плохо”.
Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:
-можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);
-можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);
-можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);
-можно положить в теплую воду, там лед растает;
-можно оставить просто в группе, у нас тепло;
Выбирают три гипотезы и проверяют их: поставить на батарею; погреть в руках; положить в теплую воду.
Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.
Выводы:
-быстрее всего лед тает в теплой воде;
-я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;
-на батарее лед не таял дольше всего.
Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.
Вывод:
Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы :Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
Список литературы.
- Программа воспитания и обучения в детском саду.
- В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
- О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
- Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
- С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
- С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
- Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
- «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
- Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...