Программа кружка
рабочая программа

Маслякова Ирина Геннадиевна

Краткая программа кружка по эксперементированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Экспериментальная лаборатория»

 

 

 

Паспорт программы

Наименование

Программа образовательной   опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»

Составитель

Маслякова Ирина Геннадиевна воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 226

Цель

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Задачи

        Познакомить детей младшего возраста с различными способами экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.

        Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различным видом материалов для экспериментирования.

        Побуждать воспитанников  самостоятельно  развивать свой интерес к исследованиям, открытиям, применять техники экспериментирования на личном опыте.

        Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка

 

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

Задачи:

  1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

 

 

 

Методическое обеспечение.

Работа с детьми 3-4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Материал:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного материала, объема.
  4. Резиновые груши разного объёма.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
  6. Резиновые или пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
  11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
  12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
  13. Контейнеры с песком и водой.
  14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
  15. Часы песочные.
  16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

 

Приемы и методы используемые на занятиях кружка.

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

 

  • беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Условия реализации программы.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей 5-6 лет.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год – 76 занятий.

Продолжительность одного занятия – 15 минут.

График работы кружка.

 

        Вторник, четверг – 16.00 - 16.15

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

 

Календарно – тематический план занятий

Кружка «Экспериментальная лаборатория»

 

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Техника

Необходимые материалы

Сентябрь

 

 

1

«Волшебный песок»

Познакомить детей со свойствами песка.

Экспериментирование с песком

Совочки и формочки, салфетки по числу детей, лейка по числу детей, аудиозапись для игры

2

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды

Экспериментирование с воздухом

Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

3

«Вода льется из крана»

 

Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

Экспериментирование с водой

Стаканчик

4

«Насекомые»

учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых.

Наблюдение за жизнью насекомых

Картинки с изображением бабочки, стрекозы, кузнечика, божьей коровки.

5

«Веселые песчинки»

Рассмотреть форму песчинок

Экспериментирование с песком

Песок, емкости

6

«Свойства воды»

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная.

Экспериментирование с водой

Три чайника, три емкости

7

«Ветер по морю гуляет»

Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух

Экспериментирование с воздухом

Вода, таз, модель парусника

8

«Наблюдение за природными материалами»

Сравнить свойства сухого и мокрого песка

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Емкости, палочки

Октябрь

9

«Печенье для кукол»

Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с глиной и ее свойствах.

Экспериментирование с глиной

Емкости, формочки, салфетки, кукла катя

10

Вода бывает холодная и горячая

Учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; воспитывать аккуратность.

Экспериментирование с водой

Вода

11

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Песок, глина, емкости, лупа, ширма, сито

14

«Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы

Экспериментирование с воздухом

Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости

15

«Испарение»

 

 

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Экспериментирование с водой

Вода. емкость

16

«Тоннель для муравья»

 

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Экспериментирование с песком

Трубочки для коктейля, насекомые, песок, коробка

17

«Мы – фокусники»

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Экспериментирование с предметами

Вода, растительное масло, кусочек ткани, деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычно деревянный шарик, ёмкость, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка

18

«Наши – помощники органы чувств»

Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

Изучаем органы чувств человека

Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная» коробочка с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник

Ноябрь

19

«Реактивный шарик»

Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Экспериментирование с воздухом

Воздушные шары

20

«Что есть в почве»

Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

Наблюдение за жизнью растений

Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет

21

«Уличные тени»

Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение

Экспериментирование с солнечным светом

22

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Экспериментирование с предметами

Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритм описания свойств материала

23

«Ветер»

Помочь выявить изменение песка при взаимодействие с ветром и водой.

Экспериментирование с песком

Песок, глина, прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой

24

«Носарий»

Познакомить с функцией носа, его строением

Изучаем органы чувств человека

Рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и т.п.), схематичное изображение носа.

25

«Игрушки из ниток»

Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат.

Экспериментирование с предметами

Нитки для вязания, ножницы, кукла из ниток.

26

«На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Наблюдение за жизнью растений

Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости

27

«Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы

Экспериментирование с воздухом

Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкость

28

«Свойства и признаки воды»

Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

Экспериментирование с водой

Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски, стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинка для коктейля, термос (кипятильник)

Декабрь

29

Ткань, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)

Экспериментирование с предметами

Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритмы описание свойств материала.

30

«Лёд – это вода»

создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле.

Экспериментирование с водой

Замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

31

«Ветер в комнате»

Выявить, как образуется ветер

Экспериментирование с воздухом

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить)

32

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

Экспериментирование с водой

Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, емкости, алгоритм деятельности

33

«Язычок – наш помощник»

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов.

Изучаем органы чувств человека

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами

34

«Песок и глина. Свойства песка и глины»

Познакомить со свойствами песка и глины.

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Стакан, емкость, палочка.

35

«В погоне за светом»

Помочь установить, как растение ищет свет

Наблюдение за жизнью растений

Два одинаковых растения (бальзамин, колеус)

36

«Кораблик»

Учить видеть возможность преобразования предметов, реализовывать их и получать результат.

Экспериментирование с предметами

Парафин, спичечные коробки, картон, бумага, ножницы.

Январь

37

«Разноцветные сосульки»

Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

Экспериментирование с водой

Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности

38

«В тепле и в холоде»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений

Наблюдение за жизнью растений

Цветы с горшков с частью почвы, модель зависимости растений от тепла

39

«Солнечные зайчики»

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Экспериментирование с солнечным светом

Зеркало

40

«Вертушка»

Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами.

Экспериментирование с воздухом

Бумага, гвоздик, бусинка, палочка, ножницы, схема

41

«Камни»

Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Коробка из-под обуви, емкость, бумажные полотенца, губки.

42

«Глаза – орган зрения»

Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

Изучаем органы чувств человека

Вода, непрозрачный чайник

43

«Почему все падает на землю»

Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.

Экспериментирование с предметами

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), вода, песок, ёмкость, металлические шарики.

Февраль

44

«Сравнение глины и камня»

Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камня

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Дощечки для лепки, салфетки по числу детей, кукла

45

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структуру поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Экспериментирование с предметами

Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

46

«Пар-это тоже вода»

Познакомить детей с одним из состояния воды - паром

Экспериментирование с водой

Кипяток, термос (емкость с кипятильником)

47

«Фабрика питания»

Показать, что растение может само себя обеспечить питанием

Наблюдение за жизнью растений

Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка

48

«Глиняные игрушки»

Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменять цвет, величину.

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы

49

«Где теплее?»

Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Экспериментирование с воздухом

Горячая вода, два термометра, чайник

50

«Что внутри?»

Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями

Наблюдение за жизнью растений

Стебли моркови, петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности

51

«Проверка зрения»

Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него.

Изучаем органы чувств человека

Картинки с изображением предметов

Март

52

«Наблюдение за состоянием погоды»

Показать разнообразие погодных условий

Наблюдение за погодой

53

«Откуда берется вода?»

Познакомить детей с процессом конденсации

Экспериментирование с водой

Горячая вода, емкость, охлажденная металлическая крышка

54

«У кого какие клювы?»

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных.

Наблюдение за жизнью животных

Плотный ком земли или глины, вода, мелкие легкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки, муляжи клювов из разных материалов, емкость

55

«Резина, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Экспериментирование с предметами

Резиновые предметы: ленты, игрушка, трубки, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

56

«Родственники стекла»

Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства.

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Краски, вода, стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

57

«Ухо – орган слуха»

Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

Изучаем органы чувств человека

Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей

58

«Знакомимся с одуванчиком»

Закрепить характерные особенности строения одуванчика (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий); вызывать эмоциональный отклик на красоту растения

Экспериментирование с воздухом

Одуванчики

59

«Где лучше расти?»

Установить необходимость почвы для жизни растения, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу

Наблюдение за жизнью растений

Черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Апрель

60

«Маленький цветочек»

Познакомить с растениями и с тем, как они растут

Наблюдение за жизнью растений

Семена, два горшка для цветов

61

«Сокровища природы»

Развивать мелкую моторику

Экспериментирование с предметами

Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага

62

«Играем на бобах»

Развивать умение оценивать предметы и события

Экспериментирование с предметами

Красные бобы, горох, 4 полиэтиленовых пакета

63

«Как распространяется звук?»

Помочь понять, как распространяются звуковые волны

Изучаем органы чувств человека

Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты)

64

«Одуванчиков много – они разные и красивые»

Организовать наблюдение за стадией развития одуванчиков; вызывать эмоциональный отклик на красоту поляны.

Экспериментирование с воздухом

Картинки с изображением желтых и белых одуванчиков.

65

«Растворимость веществ в воде»

Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет

Экспериментирование с водой

Вода, речной песок, сахарный песок, два стакана

66

«Разноцветная вода»

Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

Экспериментирование с водой

Вода, краска, стаканчик, аквариум, формочки

67

«Где живет эхо?»

Помочь понять, как возникает эхо

Изучаем органы чувств человека

Веточки, пустой аквариум, ведра пластмассовые металлические, куски ткани, мяч

Май

68

«Искусство дождя»

Развивать в детях воображение

Экспериментирование с водой

Большой лист плотной (пергаментной бумаги)

69

«Почему не слышно?»

Помочь выявить причины ослабления звука

Изучаем органы чувств человека

Вода, большая емкость, маленькие бумажные пробковые кораблики.

70

«Наблюдение за солнцем»

Учить замечать изменения, происходящие с солнцем

Наблюдение за погодой

71

«Посадка лука»

Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду.

Наблюдение за жизнью растений

Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, майонезная банка, лейка.

72

«Защитим себя от солнца»

Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами, реализует представление о солнце, полученный в ходе поисковой деятельности.

 

Экспериментирование с предметами

Бумага, схема изготовления шапочки

73

«Как пчелки переносят пыльцу?»

Помочь выявит, как происходит процесс опыления у растений

Наблюдение за жизнью животных

Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

74

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений

Наблюдение за жизнью растений

Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа

75

«Забавы жарким летом»

Повысить эмоциональное состояние детей

Экспериментирование с водой

Разбрызгиватель, игрушечные ведерки, лейки

76

«Лето»

Формировать представление о временах года (о лете); учить правильно стоить фразы, выражать свои впечатления 2-3 предложениями.

Экспериментирование с предметами

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

 

 

 

 

 

 

 Игровое экспериментирование

Тема: “Лед – это вода”

 Цель:

 - создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле;

 -развивать мышление при выборе способа действия;

 -стимулировать формулирование выводами детьми;

 -воспитывать аккуратность в работе.

 Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

 Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

 Ход занятия 

Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда. Что же случилось с водой?

 Ответы детей:

 -она превратилась в лед; зимой вода в реке замерзла; и т.д.

 Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?

 После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо — плохо”.

 Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:

 -можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);

 -можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);

 -можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);

 -можно положить в теплую воду, там лед растает;

 -можно оставить просто в группе, у нас тепло;

 Выбирают три гипотезы и проверяют их: поставить на батарею; погреть в руках; положить в теплую воду.

 Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

 Выводы:

 -быстрее всего лед тает в теплой воде;

 -я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;

 -на батарее лед не таял дольше всего.

 Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.

 Вывод:

 Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы :Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  2. В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
  3. О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
  4. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
  5. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  6. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  7. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
  9. «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
  10. Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...