Краткосрочная образовательная программа "Мультстудия "Радуга".
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_multstudiya_raduga_-_dlya_publikatsii.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ипатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал»
УТВЕРЖДЕНО: Решением МППК ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» От «___» __________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ________________ Директор ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Г.В.Годило «____» ______ 2017
|
Краткосрочная образовательная программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» в летний период
«Мультстудия Радуга»
Педагог, реализующий программу:
Левченко Г.А. педагог - дефектолог
отделения социальной реабилитации
ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 | Пояснительная записка | ||
1.1 | Направленность образовательной программы | 3 стр | |
1.2 | Актуальность образовательной программы | 3 стр | |
1.3 | Цель и задачи образовательной программы | 4 стр | |
1.4 | Отличительная особенность программы | 4 стр | |
1.5 | Возраст детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей | 5 стр | |
1.6 | Сроки реализации программы | 5 стр | |
1.7 | Формы организации занятий | 5 стр | |
1.8 | Ожидаемые результаты | 5 стр | |
1.9 | Способы определения результативности реализации программы | 5 стр | |
2 | Содержание образовательного процесса | 5 стр | |
3 | Учебно – тематический план | 8 стр | |
4 | Использованная литература | 16 стр |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность образовательной программы
Основное направление краткосрочной образовательной программы - социально-педагогическое.
Планирование данной образовательной программы основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1.Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленная на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» и детей). Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, обсуждения, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон «Об образовании в РФ».
• Типовое положение о ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал».
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал».
• ФГОС ДО.
1.2 Актуальность образовательной программы
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что краткосрочная образовательная программа «Мультстудия «Радуга», для детей с особенностями в развитии, дает возможность организовать познавательный досуг детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период; а так же обеспечивает деятельность детей по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни в обществе. Программа позволяет детям пробовать свои силы в самом популярном на сегодняшний день "медийном" направлении – телевидении. С помощью изменения содержания и методов обучения организуется познавательная деятельность детей. Как создаются мультфильмы, что такое анимация – вопросы, ответы на которые можно получить на занятиях по программе «Мультстудия Радуга». Анимация является той чудесной воспитательной силой, которая приходит к человеку очень рано, первой знакомит его со всеми существующими видами искусства и доставляет истинную радость. Дети могут реализовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях (сценарист, художник, звукорежиссер, монтажер, актер, аниматор). В связи с медицинским диагнозом и вторичными отклонениями для детей характерно отставание в развитие: слабо сформированы те или иные функции. Роли помогают формировать определенные навыки и развивают творческое воображение, мелкую моторику, речь. Акцент ставится на героях мультфильмов (рисование, лепка, вырезание персонажей мультипликационного фильма из бумаги, также аппликация, поделки из природного материала).
Самая приятная, долгожданная и радостная пора детства – каникулы. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и занимают особое место в структуре каникулярного времени несовершеннолетних - и по продолжительности, и по оздоровительно-образовательному потенциалу. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческих ресурсов, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
В данной программе анимация рассматривается как сфера социальной практики детей, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.
- Цель и задачи образовательной программы
Цель программы – создание благоприятных условий для обучения несовершеннолетних навыкам работы по изготовлению мультипликационных фильмов, воспитанию у них чувства ответственности, трудолюбие, развитие творческих ресурсов личности.
Задачи:
1) дать общее представление о технологии создания мультипликации, процессе съемки мультфильма;
2) создать условия для первых проб детей в качестве художника, монтажера, сценариста, комментатора, звукорежиссера;
3) формировать умение работать в творческой группе;
4) содействовать становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, изобразить, описать и озвучить многообразный мир;
5) воспитывать трудолюбие и ответственность, навыки самостоятельности.
1.4 Отличительная особенность программы
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Вклад в создание мультфильма у каждого ребенка свой, уникальный, в чём и заключается ценность метода проекта. Участники профильной группы проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – мультипликацией. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства мультипликации, детям необходимо овладеть выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основами монтажа. Программа предусматривает знакомство детей с самыми элементарными азами создания мультипликации.
Создавая анимацию, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве, придумывают сценарии, учатся общению и диалогу друг с другом. Большую часть технического обеспечения (операторскую съемку, монтаж, режиссуру) берет на себя педагог.
1.5 Возраст детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей
В группу набираются дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на социальном обслуживании.
Группа разновозрастная, возраст участников по программе 8-12 лет.
1.6 Сроки реализации программы
Срок реализации краткосрочной образовательной программы «Мультстудия «Радуга»» – 1 месяц.
1.7 Формы организации занятий
Для участников, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального творческого задания и назначении учебных заданий в процессе обучения.
Количество детей в группе – 6-8 человек.
Продолжительность образовательного процесса – 18 дней.
Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа, по схеме 20 мин + 5 мин перерыв + 20 мин + 15 перерыв +20 мин + 5 мин перерыв + 20 мин. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.
1.8 Ожидаемые результаты
- дети будут обучены навыкам создания мультипликационных фильмов;
- появится стремление выполнять практические задания с большой выраженностью творчества и креативности;
- сформировано умение работать в разных проектных группах и в разном качестве (режиссера, монтажера, сценариста, художника, аниматора, композитора, актера);
- развиты творческие ресурсы личности: мышление, внимание;
- сформировано умение работать в коллективе;
- сформированы навыки самостоятельности.
.
1.9 Способы определения результативности реализации программы
Организация просмотра готовой анимации.
Обследование ребенка с занесением данных в индивидуальную карту ребенка.
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа имеет поэтапное построение:
1 этап – диагностический.
2 этап– коррекционно – развивающие занятия.
3 этап – заключительный.
Диагностический этап (приложение 1) предполагает исследование уровня сформированности творческого воображения, мелкой моторики и развитие речи детей с ОВЗ. Все данные фиксируются в индивидуальной карте ребенка на начальном и заключительном этапе работы «Мультстудии «Радуга».
Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Оно является важнейшим путем познания окружающего мира, способом выйти за пределы личного практического опыта. Наиболее ярко творческое воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и рассказов. Творческое воображение влияет на развитие психических процессов, также происходит и обратная связь. Развивать творческий потенциал ребенок может только при непосредственном включении его в творческую деятельность. С этой целью используется методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Обследование уровня мелкой моторики осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» А. В. Семенович, а также применение следующих тестов:
застегивание пуговиц; нанизывание бусин на шнурок; перекладывание двумя пальцами мелких предметов; умение держать карандаш, ведущая рука; закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус); обводка; параллельная штриховка.
Обследование развития речи. В разделе развитие речи - определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
Коррекционно - развивающий этап
Принципы, план, формы организации.
Освоение содержания происходит в процессе творческой деятельности детей по созданию мультипликационных фильмов.
Педагогические принципы, на которых основывается деятельность:
- принцип свободы действия, мнений, традиций;
- принцип равных возможностей;
- принцип ориентации на успешную деятельность;
- принцип самореализации;
- принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
Деятельность группы в течение месяца будет организована как создание мультипликационного фильма на основе – технологии аппликации - перекладки: разрезная, рисованная, силуэтная, коллажная, пластилиновая, природные материалы.
- Перекладка является самой простой анимационной техникой, позволяет избежать сложных процессов прорисовки, заливки и фазовки.
- В тоже время техника перекладки обладает широчайшими возможностями.
- Перекладка доступна и понятна ребенку, потому что позволяет ему работать не с абстрактными предметами и явлениями, а с марионеткой.
В рамках программы дети изучают основы фотосъемки.
План работы
Основными формами организации являются:
Работа в группах
- Гимнастика (психогимнастика) проводится ежедневно в течение 10 минут. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день, расширение ролевого репертуара.
- Театральные игры направлены на развитие творческого воображения, также включают в себя основные физкультурные элементы: ходьбу, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей. Коллективные игры также способствуют воспитанию дружбы.
Практические занятия
- Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности.
- Создание атрибутики для мультипликационного фильма.
Индивидуальная работа (обеспечивает дифференцированный подход к каждому ребенку и выполнение творческого задания с учетом «особенностей» детей):
- Роль сценариста развивает творческое воображение, мышление. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).
- Роль художника дает большие возможности в развитии художественно – творческих способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира.
- Роль аниматора развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку.
- Роль звукорежиссера, композитора способствует развитию у детей слухового внимания, обогащению музыкального кругозора воспитанников.
- Роль монтажера формирует навыки видеофиксации каждого кадра, бережное обращение с фотоаппаратом.
- Роль актера способствует развитию речи, выразительному чтению реплик, интонационному выделению звуков в голосе, умение передавать через речь черты характера персонажа.
Рефлексия
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.
Заключительный этап связан с диагностикой и фиксированием результатов в индивидуальной карте ребенка. Просмотр готового мультипликационного фильма.
3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этапы программы | Тема занятия | Цель | Методы | Ход занятия | Оборудование и материалы | Количество часов | Методическое обеспечение | |
Диагностический этап. | 1.Исследование уровня сформированности творческого воображения, мелкой моторики и развитие речи. | Диагностика креативных (творческих) способностей детей., мелкой моторики рук и развития речи. | Методика Е.Торренса «Неполные фигуры», тесты на развитие мелкой моторики, речи. | Приветствие. Диагностическое обследование (с перерывами) Подведение итогов занятия. | Индивидуальная карта развития ребенка, тесты, цветные карандаши. | 2 ч | Методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е.А.Стребелева «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» А. В. Семенович | |
Коррекционно – развивающий этап. | 2.Определение стратегии работы группы. | Знакомство участников группы. Знакомство с искусством мультипликации, основными задачами анимации. | Беседа с опорой на зрительное восприятие, речевое стимулирование (объяснение, уточнение, обсуждение), создание условий для выбора. | Теория Приветствие. Игра «Интервью» - 15 мин Рефлексия. Игра «Замедленное движение» - 20 мин Рефлексия. Игра «Волшебный мешочек» - 10 мин Практическая часть. Выбор темы: игра «Планирование работы» - 50 мин Подведение итогов занятия. | Ноутбук, мультимедийное оборудование; мультипликационный стол; фотоаппарат. | Теория- 25 мин Практическая часть – 1 час 35 мин | Презентации; картотека игр «Театральные игры», «Психогимнастика Чистяковой»; иллюстрации; дидактические игры; программное обеспечение AVS Video Editor | |
19.Определение эффективности программы | Диагностика показателей сформированности творческого развития, речи, мелкой моторики. | Методика Е.Торренса «Неполные фигуры», тесты на развитие мелкой моторики, речи. | Приветствие. Диагностическое обследование (с перерывами) Подведение итогов занятия. | Индивидуальная карта развития ребенка, тесты, цветные карандаши. | 2 ч. | |||
Заключительный этап |
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова, Л.Е. Летний лагерь: организация работы вожатого, сценарии мероприятий. /Л.Е. Артамонова. - М. : ВАКО, 2006. – 288 с.
2. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : Учебно-
методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль : Академия
развития, 2003. – 256 с.
3. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: Книга для учителя / О.С. Газман; Под ред.
О.С. Газмана. – М. : Просвещение, 1988. - 157 с.
4. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в
лагере. / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Костерцова. - М. : Педагогическое общество России,
2001. – 238 с.
5. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные,
тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) /
Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград : Учитель, 2005. – 280 с.
6. Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / С.В. Титов –Волгоград : Учитель, 2004. – 132 с.
7. Шаульская, Н. А. Летний лагерь: день за днём. День приятных сюрпризов: праздники,
конкурсы, тематические дни / Н. А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития;
Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с. – (После уроков).
8. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому поселению Солнечный, уважение к жит...
Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....
Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"
Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....
Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"
Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....
Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов ...
Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики
Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...