«Краткосрочные образовательные практики как эффективная форма организации образовательной игровой деятельности по интересам, способствующая позитивной социализации дошкольников»
статья
Предварительный просмотр:
«Краткосрочные образовательные практики как эффективная форма организации образовательной игровой деятельности по интересам, способствующая позитивной социализации дошкольников»
Разумеева И.В., старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ – детский сад № 22 «Солнышко»
г.Клинцы Брянская область
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники, их семьи и др.)
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития активности. Это возраст «пробы сил». Педагогам и родителям необходимо предоставить детям возможность выбора деятельности. В современном мире высоких технологий дети привыкли получать все необходимые результаты в мгновение ока. Смысл деятельности в самой деятельности, а не в том, что кто- то ее навязал. Возможность получения практического опыта по своему выбору как нельзя лучше мотивирует детей.
Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик (КОПов). Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность продолжительностью не более 8 учебных часов, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить (увидеть) конкретный результат.
КОП может быть реализована в формате краткосрочных образовательных интенсивов, культурных практик, различных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе посещения курсов собственного продукта деятельности
КОПы призваны создавать условия для:
- формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников;
- освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;
- повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Отличие краткосрочных образовательных практик от непосредственной образовательной деятельности: краткосрочные образовательные практики – это не просто получение знаний, но и освоение и применение полученных знаний в действиях (на практике):
⚫ знания, получаемые детьми шире программных;
⚫ за короткий срок дети могут научиться чему-либо (от 1 до 4 занятий);
⚫ после каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;
⚫ нет задачи прямого обучения.
Отличие краткосрочных образовательных практик от дополнительного образования состоит в том, что организация кружков, секций рассчитаны на несколько лет обучения (один-3 года), т.е. значительно продолжительные по времени в сравнении с КОП, что недостаточно обеспечивает возможность разнообразия направлений для выбора и определения интересов ребенка дошкольника.
Реализуя программы КОПов в детском саду, можно использовать следующий алгоритм:
Создание программ КОПов (темы выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, а также на основе увлечений педагогов в той или иной области).
Организация процедуры выбора для детей (в игровой форме педагоги предлагают детям содержание своих программ. Программы КОПов могут быть представлены в форме «Город мастеров», «Ярмарка идей», «Экран выбора» и др. Дети с помощью именных жетонов выбирают один из предложенных КОПов).
Организация процедуры выбора для семей воспитанников (семьи воспитанников получают информацию о содержании программ КОПов на родительских встречах, либо через специальные буклеты, виртуальное консультирование на сайте ДОУ и др.).
Фиксация и анализ результатов выбора (полученный результат выбора помещается в фиксационную карту. В ходе анализа, определяется перечень актуальных для участников процедуры выбора программ КОПов, которые будут реализованы).
Составление графика реализации КОПов (определение времени и места проведения КОПов в режиме дня). На выборе программы КОПов роль семей воспитанников не заканчивается. Для них можно предлажить детско-родительские КОПы, в которых особенностью является совместная деятельность взрослых и детей для получения единого результата. Кроме того, можно предложить КОПы, непосредственно предназначенные для семей воспитанников, и даже программы, которые реализуют сами родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....
Презентация для педагогов "«Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях»
Презентация для педагогов в форме доклада "Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях....
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...
МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....
Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...
- Мне нравится (1)