Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
проект (старшая группа) по теме

Бахтина Нина Емельяновна

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жителям, их труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glavnye_dostoprimechatelnosti_maloy_rodiny.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный краткосрочный образовательный информационный проект

«Главные достопримечательности малой родины»

Автор проекта: Бахтина Н.Е.

Вид проекта: комплексный, краткосрочный, образовательный, информационный.

Цель: Знакомить детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывать интерес к своей малой родине – сельскому поселению Солнечный. Воспитывать уважение к  жителям поселка, их труду.

Задачи:

  1. Дать знания о прошлом и настоящем малой родины, природных богатствах края.
  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор дошкольников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
  3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего поселка, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, жителям поселка Солнечный.
  4. Обогатить представления детей о символике поселка.

Образовательная область: Социально-коммуникативная

Место проведения: Сургутский район, п. Солнечный

Сроки проведения: ноябрь 2013г.

Участники:  - дети старшего возраста;

                       - воспитатели, педагоги дополнительного образования по ИЗО, социальный педагог;

                      - родители детей.

Форма проведения: дневная (интеграция регионального компонента в образовательные области).

Актуальность:         

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

Мотивационный этап.

 Проблемная ситуация. Дети, вы хорошо знаете свой поселок? А сможете объяснить, где какие здания находятся? Рассказать о своем поселке другим? Вы сможете, как экскурсоводы рассказать о своем поселке, его прошлом и настоящем?

Вопросы для активизации деятельности.

Какие здания в поселке вы знаете? Где они находятся? Кто коренные жители  нашего поселка? Чем богат и славен наш край? Люди каких профессий живут у нас?

Проблемно - деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах  детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Образовательная ситуация «Коренное население Югры» Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов (приложение №1).

Чтение и обсуждение хантыйской сказки «Мальчик корешок» (приложение №5).

Рассматривание фотоальбома «Солнечный»

Предложить изготовить значимые здания поселения Солнечный

НОД «Ознакомление с поселком Солнечный»

Цель: Закрепление знаний об истории родного края; познакомить с историей возникновения и развития родного поселка, его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой поселок, стремление сделать его еще красивее. Расширение словаря детей (коренные жители, первопроходцы, геологи, геодезисты, вахта) (приложение №2; презентация №1).

Экскурсия в администрацию с.п.Солнечный. Знакомство с макетом с.п. Солнечный в будущем.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой поселок?» (презентация №2)

Сюжетно - ролевая  игра «Семья», «Поликлиника»

Целевые прогулки по улицам, парку сельского поселения Солнечный

Образовательная ситуация. Чтение  и обсуждение Татьяна Царенко

Сказка про Нефтяшечку – Замарашечку (приложение № 3)

Творческая мастерская «Мой дом» Изготовление жилых домов поселения Солнечный из картона и бумаги.

Сюжетно-ролевые игры «Строительство» отображение в игре знаний об окружающей действительности, «Школа»

Образовательная ситуация. Чтение стихотворения «Про Сургут, про «Нефтегаз». (приложение № 4)

 Дидактическая игра «Что за чем» «Добыча нефти» (презентация №3)

Рисование по стихотворению  «Про Сургут, про «Нефтегаз».

Придумывание и рассказывание историй «Однажды вечером мы пошли гулять семьей по поселку…»

Создание макета «с.п.Солнечный»

Творческий этап: Создание макета «Наш поселок»: общественные здания, жилые дома, дороги, дорожные знаки, деревья. Обыгрывание макета: маршруты передвижения по улицам поселка пешком и на транспорте. Презентация макета. Дети, как экскурсоводы, рассказывают о своем поселке, его достопримечательностях.

Ожидаемый результат:

  • Обогащение  и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
  • Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Продукт. Создание макета сельского поселения Солнечный.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип энциклопедичности.
  2. Краеведческий (региональный) принцип.
  3. Принцип интеграции.
  4. Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры.
  5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
  6. Принцип наглядности.

Средства реализации проекта:

 Непосредственная образовательная деятельность: краеведение, рисование, аппликация, образовательные ситуации, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы  реализации проекта:

 Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов ханты и манси, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.

Работа с родителями:

Консультации, совместная деятельность с детьми по изготовлению знаний, целевые прогулки по улицам п. Солнечный. 

Результаты внедрения:

В процессе интеграции регионального компонента в образовательные области, были решены поставленные задачи по реализации проектной деятельности. У детей повысился уровень представлений о родном крае: представления о родном крае носят разносторонний характер, дети с удовольствием рассказывают о крае, его истории, природе; проявляют активную позицию в проводимых мероприятиях и акциях. Они с удовольствием рисуют поселок, рассуждают, чтобы хотели изменить в своем поселке, чтобы сделать жизнь в нем лучше и интереснее.

Ресурсы проекта:

I раздел.  Информационно-методический материал: консультации для педагогов и родителей

      «Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно-речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Сургут, Сургутский район, историческая справка с фотоприложением «Спустя 25 лет…» (п. Солнечный)

II раздел.   Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Ознакомление с поселком Солнечный», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Знаешь ли ты свой поселок», «Профессии людей».

III раздел.   Методическая и художественная литература, уголки краеведения; цветники, огород на территории детского сада.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.
  2. Антонов Ю.Е., Левина Л.Е., Розова В.О., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.
  3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528с.
  5. Мастера Югры: фондообразователи музея «Торум Маа».  – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.-62с.
  6. Немысова Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. – СПб: ООО «Миралл», 2006.   – 52с.
  7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1989.- 232с.
  8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
  9. Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.Художник Л.А.Иванов.  – СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.
  10. Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.
  11. Югра в творчестве художников. 1993.- 15с.

                                                                                               Приложение №1    

   «Коренное население Югры»

Цель. Закрепить знания детей о своей стране — России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Наглядный материал. Физическая карта России. Картина «Дети Севера» из серии «Наши маленькие друзья» (авт. Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина. — М., Просвещение, 1970).

Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером.

Ход занятия. Воспитатель вывешивает карту России. — Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (Воспитатель вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России.) Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете. (Дети вспоминают названия российских городов.) В России много рек. Давайте их найдем на карте и вспомним названия. (Воспитатель вызывает желающих, помогает детям провести указкой вдоль рек, предлагает прочитать названия, если ребенок умеет читать, или читает сам.)

— Да, ребята, мы с вами живем в чудесной стране — России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает указкой) лежит снег. В России живет много разных народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте).

На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление — северное сияние, которое переливается разными цветами. (Показать иллюстрацию с изображением северного сияния.)

— Природа России очень разнообразная, мы с вами об этом уже говорили. Это и леса, и горы, и степи. А кто помнит, как называется густой дремучий лес? (Тайга.)

На Севере есть районы, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту картинку. (Показывает иллюстрацию, изображающую лишайник.) Еще в тундре можно встретить карликовую березку. (Показывает картинку.) Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая.)

  • Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику.) А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, — это брусника, голубика, морошка. (Показывает картинки.)
  • Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте.)
  • А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.)
  • Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (Показывает картинки.)
  • А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. (Показывает картинку.)
  • Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чума.) Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

Олень — это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.

Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картину «Дети Севера».)

  • Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть.)
  • Что делают дети? (Катаются на санях.) Эти легкие длинные сани называются нартами. Нарты — повторите это слово. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляет оленями каюр. Мы много с вами знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей.) Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы погонять оленей.)

- Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно? (Нет.) Почему вы решили, что не холодно? (На них теплая одежда.)

— Рассмотрим внимательнее эту одежду. Из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь. В них на Севере зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха, а на головах шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

— Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером.)

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она:

«КУКУШКА»

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

—        Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

  • Мама, мы тебе водички принесли.
  • Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

После чтения воспитатель спрашивает детей: «Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей?» (Ответы детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют.

                                                                                            Приложение №2

« Ознакомление с поселком Солнечный»

Цель: Закрепить знания детей об истории родного края; познакомить с историей возникновения и развития родного посёлка, его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой посёлок, стремление сделать его ещё красивее. Расширение словаря детей (коренные жители, первопроходцы, геологи, геодезисты, вахта).

Материал: Карта Ханты – Мансийского округа, мультимедийный проектор, диск с материалом о поселке

Ход занятия

Воспитатель:

- Где мы с вами живём?

( мы живём на Севере, в Ханты-Мансийском округе, в Сургутском районе, в посёлке Солнечный)

Воспитатель:

        Давным–давно на территории Ханты-Мансийского округа жили только коренные народы ханты и манси. Они являются коренными жителями Югры, т.е. не переселенцы (от слова «корень»), живут здесь очень-очень давно.

- Что вы знаете о них? (ответы детей)

- Чем они занимались? (оленеводством, рыболовством, охотой)

- Как называлось их жилище (яранга)

         И пришли в эти суровые края ученые – первопроходцы, которые обнаружили богатые запасы нефти и газа. Первопроходцы – это люди, которые первые приехали на освоение земель, они исследовали и обживали эти места: геологи, геодезисты. Геологи искали полезные ископаемые, геодезисты исследовали поверхность нашей Земли.  Их ждали зимой крепкие морозы, а летом полчища комаров и жили они в палатках.

После исследований учёных стали добывать нефть.

- Люди какой профессии добывают нефть? (нефтяники)

         В самом начале наш поселок планировали создать как временный (для проживания рабочих, которые приезжают на вахту – временно поработать). Но жизнь распорядилась по-другому.

Трудно поверить, что когда-то здесь было сплошное болото, за которым во все стороны тянется лес. Вот на таком, казалось бы, не жилом месте, и вырос посёлок.

        Люди говорят, что посёлок назвали Солнечный потому, что когда округе стояла пасмурная, серая погода (и в Сургуте, и на Белом Яру), над этим местом (где сейчас находится наш посёлок), всегда светило солнце. Поэтому наш посёлок так и назвали… «Солнечный».

        Постепенно болота засыпали песком и строили дома. Первоначально было построено 3 жилых дома (общежития), учебный комбинат и столовая. Всё население посёлка составляло 200 человек. (Вот сейчас в наш сад ходит столько детей, столько человек жило всего во всём поселке).

Учиться дети ездили на автобусе в соседний посёлок Белый Яр, пока не открыли свою школу. Когда открылась своя школа, она была не достроена. После уроков продолжалось строительство. Учителя, родители, ученики – все принимали в этом активное участие. Все хотели быстрее закончить строительство: приносили свои доски, строительные материалы…

Физкультминутка: Стройка (Давайте, и мы примем участие в строительстве нашего посёлка!)

словесное сопровождение

движения

Мы построим дом большой,

Чтоб уютно было в нём!

Сваи в землю мы забили
И фундамент заложили,

Мы построим стены, крышу,

В нём порядок наведем

И все дружно заживём.

руки вверх

показывают большой палец

взмахи руками вверх, вниз

присели

поднимаемся, ладони над головой

круговые движения руками

взялись за руки

        Вы уже поняли из моего рассказа, что дети были трудолюбивыми, они и учились хорошо. Школа носила имя Зои Космодемьянской, а теперь одна из центральных улиц названа этим именем.

- Какие названия улиц в поселке Вы ещё знаете? (Космонавтов, Строителей, Таёжная, Молодёжная, Юности, переулок Трассовый).

 Много было неудобств и трудностей. Но посёлок все же рос и расширялся и стал таким, каким вы его знаете.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты свой посёлок?»

- Назовите, что расположено в этом здании?

- Для чего оно служит?

- Люди каких профессий там работают?

        - А что бы Вы ещё построили, сделали, чтобы наш посёлок стал лучше?

- Что бы Вы, дети, пожелали всем людям, живущим в нашем посёлке с таким тёплым названием «Солнечный»? (ответы детей)

Раньше в этих местах жили только народы коренного населения: ханты и манси. Сейчас в нашем посёлке живут люди разных национальностей, культур. Все они уважают культуру других людей, поэтому все живут дружно, в согласии и взаимопонимании.

        Я хочу, чтобы все ваши мечты и пожелания нашему посёлку, его жителям сбылись, а вам жилось счастливо и радостно.

 

   

                                                                                              Приложение № 3

Татьяна Царенко

Сказка про Нефтяшечку – Замарашечку

В некотором царстве,

Подземном государстве

У Земного Владыки

Жили – были малы – невелики

Двое деток: сын да дочка,

Это я знаю точно!

Сына Владыки звали Газом.

Был он белокурым, голубоглазым.

А Нефтяшечку – замарашечку

Отец Нефтью кликал,

Не любил ее темного лика.

- Кому ты нужна, замарашка.

Мне смотреть на тебя тяжко!  -

Говорил отец, вздыхая.-

Уж  это я хорошо знаю,

Не будет на тебя спроса,

Сиди, не высовывай носа!

Глубоко, глубоко в темнице

Бедной Нефтяшечке не спится:

«Как мне жить, Нефтяшечке,

Нефтяшечке  -  замарашечке?»

Слезами она заливается,

В темнице от всех скрывается.

Но однажды в тайгу, в болото

На рассвете приходит кто-то.

Может, ищет медведь берлогу,

Потерял, бедняга, дорогу?

Ломится в дебри дремучие,

Громко трещит сучьями.

Владыка Земли рассердился:

- Кто это тут появился?

Кто нарушил вековой покой,

Будем дело иметь со мной!

Отвечает ему Буровая Вышка:

- Мы пришли сюда не за шишками,

Землю бурить, Нефть искать!

Хватит ей под землею спать!

Будет людям служить твоя Нефтяшечка,

Твоя Нефтяшечка – замарашечка!

Удивился Владыка, испугался.

В царство со всех ног помчался.

- Так т так, - говорит,   -

 пришла беда!

Люди чужие явились сюда!

В покое нас не оставят!

Вышки  в тайге буровые ставят!

Прячься  поглубже в землю, дочка,

Туда же отправлю сыночка.

Слушает Владыка Земли:

Люди землю бурят – дырявят,

Значит, в покое их не оставят!

Ишь они, дотошные вражины,

Называют эти дыры скважины.

Вот уж в землю кто-то пробирается,

Буром, говорят, он называется.

Говорит Буру Владыка с угрозой:

- Погоди, придут на тебя морозы,

Сразу прыти у тебя поубавится.

Никому это не понравится!

Нефтяшечка – замарашечка

В глубине притаилася,

В Пласт со страху забилася.

Брат Газ к  сестрице прижимается,

Хитро ей улыбается:

- Зачем ты прячешься, сестрица?

Может, нам объявиться?

Нефтяшечка поглядывает на братца:

Как же ей разобраться?

То ли подчиниться отцову наказу,

То ли показаться сразу

Людям, которые ее найти пытаются.

Говорят, они нефняниками называются.

Удивляется Нефтяшечка

 -Кому нужна замарашечка?

Любопытно ей, интересно,

Не находит она себе места.

Смотрит она – Бур появился.

От удивления остановился.

Говорит Нефть стыдливо:

- С детства я некрасива!

Не смотри на меня, Бур  - Бурище,

Не такое уж я чудище!

- Ты некрасива?  - удивился Бур.-

Сроду  не видал таких дур!

Выходи, глупая, тебя кличут,

Люди неразумную возвеличат!

Нечего лежать, красоту прятать,

Тебя, замарашечку, пришли сватать!

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Нефть из скважины

По трубам поднимается,

Тут отец – владыка появляется!

Хватает Нефтяшечку за косу.

- Я сейчас тебя туда унесу,

Где никто тебя не найдет сроду.

Загоню тебя в твердую породу.

Закрою тебя на замки – засовы.

Надену на тебя железные оковы!

Туда же посажу твоего братца!

Не позволю с людьми встречаться!

Тут Пласт проснулся, вздохнул тяжко:

-Ишь, как разошелся, старикашка!

Что ты ее неволишь, измываешься,

А еще отцом называешься!

Махнул рукой оскорбленный Владыка.

- Ты что, не  видишь ее лика?

Засмеют ее, отвернуться

Но не сможет она вернуться.

Сюда ей закроют двери,

Съедят ее дикие звери!

От смеха за живот хватается Пласт:

- ох, и насмешил ты, Владыка, нас!

Нефтяшечку звери не съедят,

Для них она, Нефтяшечка, яд!

Она к людям попадет в работу,

А дальше уж не твоя забота!

Газ тоже увязался за сестрой:

- Не бросай меня, - кричит, - постой!

Говорит Нефтяшечка Газу:

- Не все делается сразу.

Нечего нам вместе появляться,

Тебе, братец, надо остаться!

А потом  уж и ты объявишься,

Надеюсь, людям понравишься!

Поднимается Нефть и видит тайгу,

Стоит Буровая Вышка на берегу.

Увидели люди Нефть, от радости закричали.

Золотом Черным ее величали,

Целовали лик неприглядный,

Полюбили ее безоглядно!

И решила Нефть: «Дам я им тепло и свет,

Буду служить много-много лет!

Будут делать из нефти не только чашки,

А даже костюмы и рубашки.

Буду гореть в тепловозах

При самых лютых морозах!

Найдется мне место всюду,

Во всем я полезна буду!2

И полетели по Руси гонцы:

-Эй, нефтяники – молодцы,

Собирайтеся – снарежайтеся

Да на Обь – реку отправляйтеся.

Край Югорией называется,

Вас, нефтяников, дожидается!


                                                                                             Приложение № 4

«Про Сургут, про «Нефтегаз».

Наш сегодняшний рассказ

Про «Сургут», про «Нефтегаз».

Кто – он, что – он и зачем?

Мы сейчас расскажем всем.

Если кратко: он хозяин

Города и всех окраин.

И добыча, и бурение,

И все-все месторождения,

Даже папина работа –

Это все – его забота!

Он – всему тут голова,

И о нем идет молва

За моря, за океаны

И в неведомые страны.

Он заботится о нас –

Славный «Сургутнефтегаз»!

Все для вас и в ваши руки,

Ведь нефтяников вы внуки.

Мы его поздравим, дети.

С чем?

С 25-летием!                                              

Строить город начали,

Все переиначили.

Дома многоэтажные

Строители отважные

Строят, строят на болоте –

Нет конца этой работе.

Новый город нефтяной

Строят летом и зимой.

Приехали нефтяники.

Конечно, нефть – не пряники,

А тяжелая работа…

Может быть, не знает кто-то,

Так послушайте рассказ

Про «Сургут», про «Нефтегаз»!

               

И, оставив все дела,

Мама в лес нас повела.

Взяли мы с собой ведерца,

Мы идем, нам светит солнце.

Настоящий летний день,

На земле от кедров тень.

И брусника спозаранку

Созревает на полянке.  

                     

Это что, МЕСТОРОЖДЕНЬЕ?

Оглянулась я с сомненьем.

Мама строго нам сказала:

-Это только лишь начало.

Во-он и вышка, поглядите!

Да по тропке к ней идите.

Буровой она зовется!

Смотрим мы – неужто солнце

Зацепилось за верхушку

И повисло, словно груша?

- Это лампочка горит,-

Снова мама говорит.                                                      

- Вон БУРИЛЬЩИК,

                        Главный дядя,

Он ведет учет в тетради,

Чтоб случайно не забыли

Сколько метров пробурили.

Рядом с ним стоит ПОМБУР,

Что-то он сегодня хмур.

Иль ПРОХОДКА подвела?

Не заладились дела.

                                                           

ПРОХОДКА

О ПРОХОДКЕ разговор

Не вели мы до сих пор.

Что ж, сейчас увидим это –

Вышка рядом, а не где-то.

Мы подходим к БУРОВОЙ.

Нам кричит БУРИЛЬЩИК:

- СТОЙ! Вы куда это идете?

Вы мешаете работе!

Это вам не детский сад,

Возвращаетесь - ка назад!                

_ Наша мама – оператор

Привела сюда нас с братом!

Говорю ему я смело:

- Не болтаемся без дела!

Мы хотим о НЕФТЕ знать,

Вас попросим рассказать,

Что такое ПРО…ПРО…ХОДКА?

- Говорите слово четко! –

Говорит БУРИЛЬЩИК строго,

- НЕФТЬ – принцесса – недотрога,

Ей во всем порядок нужен,

С разгильдяями не дружит!

Мама ваша – оператор?

Удивляите, ребята!

Слово главное – ПРОХОДКА

Для нефтяников – находка!

Для того, чтоб нефть добыть,

Надо много пробурить.

Сколько метров пробурим –

Мы «ПРОХОДКА» говорим.

БУР

Нет, не ломом, не лопатой –

Буром бурим мы, ребята.

Не страшат его морозы:

Бурит в снег

И бурит в грозы,

Бурит в холод и в жару,

Бурит днем и поутру!

Нефтяной увидит пласт –

Известит об этом нас.

                                                   

СКВАЖИНА

- Если скважина готова,

Рядом с ней мы бурим снова…

Познакомились вы с нами?

А теперь ступайте к маме!

Тут насупил брови братец:

- Нет, нам рано возвращаться!

Мы еще не знаем много,

Не смотрите, дядя, строго!

Вот что нам узнать пора:

СКВАЖИНА – это дыра?

Улыбнулся БУРОВИК:

- Ты, мальчонка, невелик,

Но прекрасно разобрался,

Молодец, что догадался!

Мы просверлим много дыр,

Я здесь – главный командир!

В дыры трубы опускаем –

СКВАЖИНАМИ называем.    

           

ОТСЫПКА

Знаю я не понаслышке:

Прежде чем поставить вышку,

Намывается песок

В стороне от всех дорог,

На какой – нибудь реке

От Сургута вдалеке.

А потом на топи зыбкой

Люди делают ОТСЫПКУ.

Получается площадка,

Здесь все чисто, ровно, гладко.

Мы на этой, на площадке,

Бурим скважины ребятки.

Эти скважины потом

Называем мы КУСТОМ.

Если б не было ОТСЫПКИ,

Мы на этой топи зыбкой

Утонули бы в два счета –

Вот такая тут работа!                                      

Если скважины готовы,

Переехать надо снова.

И БУРИЛЬЩИКА приказ

Выполняется тотчас.

Вышки будущей детали

Доставляют тягачи,

Все скрипит и все качает,

Как Емелю на печи.

Тягачи за тягачами

И посуда за плечами,

Со столовой, банею,

С поварихой Анею!                    

ВЫШКОМОНТАЖНИКИ

Вышку строят «ВЫШКАРИ»

От зари и до зари.

С БУРОВОЮ неразлучны,

Надо сделать все получше!

Все смонтируют, и вот

Наступает наш черед.

И пошло бурение

Даже в воскресенье…

Вот такие –то дела!

Тут и мама позвала.

                                                   

КУСТ

- Как откуда? Из КУСТА,

Эта истина проста!

КУСТ увидите сейчас,

Мы пришли к нему как раз!

Вот качаются КАЧАЛКИ,

Их   не подгоняют палкой.

Они не  кусаются,

Только лишь качаются!

Много, много дней подряд

Операторы следят,

Чтобы НЕФТЬ не проливалась,

Чтобы правильно качалась.

Нефтепроводы в тайге,

Словно вены  на руке.

ТОВАРНЫЙ ПАРК

НЕФТЬ по ним,

Как кровь по венам,

Попадает непременно

На ТОВАРНЫЙ ПАРК, и тут

Ее дальше поведут.

И проверят, и прочистят –

Она станет чистой – чистой.

И в другие города

НЕФТЬ отправится тогда.

И с огромным интересом

Предвкушаем, что нас ждет…

Мама дальше нас ведет.

Снова КУСТ, стоят насосы

И работают в морозы,

И работают в жару

Ночью, днем и поутру.

НЕФТЯНЫЕ «ДОКТОРА»

- Если скважина больна,

Замолкает вдруг она,

Не дает ни нефть, ни газ,

И теперь ей не до нас.

Есть у СКВАЖИН «ДОКТОРА» -

И о них сказать пора!

Непонятно? Погодите

Во-он на тот соседний КУСТ…

Этот куст совсем не пуст.

Вышка снова там стоит,

И опять огонь горит.

Тут, как полагается,

Ремонтом занимаются.

Что-то в скважине заело,

И она стоит без дела.

Вот теперь РЕМОНТНИК нужен.

Ремонтирует он в стужу

И в жару, и в непогоду,

И в любое время года.

Он отыщет, чем больна,

Почему молчит она?

И посмотрит, и полечит,

И тогда ей станет легче.

Это СКВАЖИНА для нас

Снова даст и нефть, и газ!    

ДОМОЙ!

Что ж, теперь домой пора,

Притомились мы с утра!

Мама ласково сказала:

- Вы узнали очень мало

Подрастете и поймете,

Что и как в этой работе.

- Мы нефтяниками станем, -

Говорит Сережа маме.

Мама улыбается,

Маме это нравится.

Говорит она:

-Мне ясно.

Значит, я вас не напрасно

В глушь таежную вела,

Показала, что могла.

Солнце к западу клонилось,

Видно, тоже притомилось.

Лишь качаются КАЧАЛКИ,

Как гусыни вперевалку.

Мы им машем на прощанье:

- До свиданья!

- До свиданья!


                             Приложение № 5

МАЛЬЧИК КОРЕШОК

Хантыйская сказка

Жила в лесу на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Брала, брала их, хотела уж домой возвращаться, да подумала: «Дай вырву ещё корешок». Вытянула корешок из ила, видит — похож он на маленького мальчика. Вымыла его Маньсь Нэ, положила в корзину и принесла домой.

Дома сплела она из берёсты люльку, сшила из ленты рубашку. Одела корешок, уложила в постельку и стала качать, как куклу.

Качала она, качала люльку и вдруг услышала плач ребёнка. Глянула — корешок ожил! Радости Маньсь Нэ не было конца. Ухаживает она за мальчиком Корешком, как за сыном.

Стал мальчик Корешок быстро расти. Вот он уже на ножки встал, во двор выскочил. Сам мастерит себе лук и стрелы, колет дрова и в дом несёт. Не налюбуется на него Маньсь Нэ.

Однажды ушла она из дому на озеро рыбу ловить, а Корешок решил тем временем в лес сбегать, ягод пособирать. Тут подкараулила его лесная колдунья, прикинулась матерью и увела его к себе домой. Вернулась Маньсь Нэ с озера — никто её не встречает. Вошла в дом. Что такое? Сидит у окна чужая девочка.

  • Чья ты, девочка? И где мой сын Корешок?— спрашивает Маньсь Нэ.
  • Твоего сына забрала моя мать, лесная колдунья,— ответила девочка.— Будет он кормить её да моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.

Заплакала Маньсь Нэ. Но слезами делу не поможешь. Накормила она девочку и спрашивает, не хочет ли дочь колдуньи учиться шить. Но девочка отшвырнула нитки, порвала тряпки.

В доме она прибирать не хочет, даже за дровами во двор сходить отказывается. Такая ленивая, что совсем Маньсь Нэ измучилась с нею. Ловит Маньсь Нэ рыбу, на охоту ходит, еду на двоих готовит и ласково зовёт девочку по имени Нэнь. А той и разговаривать лень, даже ложкой хлебать не хочется — совсем изнежилась.

От непосильного труда состарилась Маньсь Нэ, не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться. В доме есть нечего. А Нэнь кричит на мать и гонит её на работу.

Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья у неё тоже бездельники. Один Корешок ставит силки и капканы на зверей и всегда возвращается с добычей. Один Корешок закидывает невод и приносит много рыбы. А лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже.

Однажды    Корешок   задумался: «Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев...» Вышел он во двор, пригорюнился и вдруг слышит, что мать его смеётся в избе:

—Ха-ха-ха! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а сама она уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.

«Вот в чём дело! Она мне не мать!— догадался Корешок.— Что же делать?» И решил бежать.

Стояла зима. Куда идти, где искать мать, Корешок не знал. Взял он лыжи, прихватил котелок и отправился куда глаза глядят. Шёл, шёл, проголодался. Вскоре напал на след дикого оленя. Погнался за ним, убил. Потом развёл костёр, сварил мяса, поел и задремал.

И снится ему, будто подходят к костру две куклы, сделанные из утиных клювов, точь-в-точь такие, какими он в детстве играл.

  • Здравствуй, Корешок,— говорят ему куклы.— Вкусно ли ты поел?
  • Вкусно,— ответил     Корешок.
  • А вот мы голодные,— сказали куклы.— И твоя мать Маньсь Нэ тоже есть хочет. Она стала стара, и никто ей не помогает.
  • Но где она?
  • Отдай нам твою добычу — мы путь укажем.
  • Берите, берите,— обрадовался Корешок.

Тут куклы и говорят:

—        Толкни котелок, куда он покатится, туда и иди.

Проснулся мальчик — никого. Костёр погас. И туши оленьей нет, только    в    котелке   мясо   осталось.

Толкнул он котелок — и тот покатился. Надел Корешок лыжи — да за ним.

Долго ли, коротко ли шёл — привёл его котелок к маленькой избушке. Подошёл Корешок к двери, слушает, что в домике делается. А в это время ленивая Нэнь говорит матери:

  • Иди  на охоту!  Я есть  хочу!
  • Ох, не могу. Болею я,— отвечает Маньсь Нэ.— Потеряла я милого сына Корешка. Он бы помог мне в старости.

Услышал Корешок эти слова и догадался, что тут его родная мать живёт. Влез он осторожно на крышу и спустил через трубу в дом котелок с мясом.

Глянула Нэнь в чувал* — а там котелок. Обрадовалась:

  • Вот Бог нам мяса послал. Иди за  дровами,  разогрей мясо  скорей!
  • Это не Бог, это, наверно, мой сын Корешок,— сказала старая Маньсь Нэ и заплакала.

Корешок не мог больше стоять за дверью и открыл её.

—        Я твой сын Корешок, мама,— сказал он.— Я никогда больше тебя
не оставлю. А ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Россия: большая и малая Родина» для разновозрастной группы (от 4 до 7 лет).

Конспект комплексного  занятия «Россия: большая и малая Родина» для   разновозрастной группы  (от 4 до 7 лет).       Цель: Продолжить формирова...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Проект «Достопримечательности малой Родины»

Проблема         Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его достопримечательностях. Большое ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка....

«Главные достопримечательности малой Родины»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеВиды детской д...

Экскурсионно-образовательный маршрут по достопримечательностям малой родины "Экскурсия по Хреновскому конному заводу".

Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых....