календарно-тематическое планирование по теме: "Народная культура и традиции Урала" по ФГОС
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Тема недели: «Народная культура и традиции Урала» Региональный компонентЦель: Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала.  Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kultura_skazki_bazhova.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народная культура и традиции» Региональный компонент

Цель: Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала.  Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край

День недели

Режим

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник 26 октября

Утро

 (С, П, Р)

(П.., Ф.)

(С., Р., П.).

Рассматривание иллюстраций «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы», «Города Урала», «Символика Урала», «Национальности Урала»

Беседа: «Мы живем на Урале,  «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае

Рассматривание мини музея, беседы: «Урал, мой край родной»

Рассматривание коллекции «Камни Урала», презентации «Урал мой край родной», «Животные и растения Урала»

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Разучивание стихотворений об осени с Верой, Василиной и Алиной

Книги П. П. Бажова, иллюстрации к сказам П. П. Бажова

«Малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала»

Беседа с родителями о самочувствии детей после выходных с целью выявления заболеваний

Ознакомить родителей с темой недели, информировать их об образовательных и воспитательных целях недели

 

НОД

П,С,Р,Х,

Х,С,Р.

1. Речевое развитие. Книга 5 стр.28 занятие 3

2. Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие по плану муз.рук-ля

2. Художественно-эстетическое развитие

(Рисование) Тема: Тема «Хозяйка Медной горы»

Задачи: учить передавать в рисунке фигуру человека соблюдая пропорции, передавать в рисунке определенную цветовую гамму, закреплять умение составлять композицию рисунка, развивать технические навыки рисования карандашами.

Прогулка

П,С,Ф.

Наблюдение за листопадом. Беседа о красоте осенней природы. Расширять и уточнять представления детей о природе; закреплять умение наблюдать

Подвижные игры Южного Урала Развитие ловкости, координации движения

Напоминание правил поведения во время прогулки

Детские ведерочки и лопатки.

Обед Подготовка к обеду

Простейшие навыки поведения во время еды.

Культурно – гигиенические навыки. Организация работы дежурных. Формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить; показывать зависимость здоровья от правильного питания; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

Вечер. Работа в группе

Ф,Р,Х,П.

Чтение сказки   П.Бажова «Голубая змейка», рассматривание иллюстраций к сказке.

Творческая мастерская: лепка змейки из соленого теста

Конструирование: Строим из лего гору самоцветов.

Дидактическая игра «Лото» с Василисой и Юрой

Прогулка

Наблюдение за листопадом- показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Приметы: если во время листопада листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой; лес шумит – к оттепели. Поговорки и пословицы: в октябре на одном часу и дождь, и снег; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.

Загадка. Целый день играют в прятки. С ветром рыжие заплатки. (Листопад.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве». Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Разучить с детьми татарскую народную игру « Займи место»

День недели

Режим

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Вторник 27 октября

Утро

(П, Р)

(П. р., Ф. р.)

(С.к.р., П.р).

Утро. Знакомство с писателем М.Сибиряк, чтение сказки «серая шейка»

Викторина: Тема: «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова

Повторить названия зимующих и перелетных птиц с Родионом и Валерой

Творческая мастерская: пластилин, соленое тесто, фольга, бусины разноцветные, пуговицы блестящие, бумага разной фактуры, картон, раскраски по теме.

Беседа с родителями на тему: «Как формируется личность»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Ф

, ,Х,Р,П

1.Физическое развитие книга 9 стр.21 занятие 4

2.  Познавательное развитие. ФЭМП..

Книга 3 стр.42 занятие 8

3. Художественно – эстетическое развитие. Лепка. Тема: «Малахитовая шкатулка»

Задачи: знакомить детей с ювелирно-поделочным камнем малахитом, показать способ получения малахита, развивать технические приемы лепки, развивать творчество и фантазию.

Тесто для лепки

Прогулка

П,С,Ф.

Наблюдение за березой -продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Лишь осень золотая. Лист опалит огнем. Березка облетает,

Тоскует под дождем.

В

Воспитатель проводит с детьми беседу. Почему листья на березе стали желтые? Что происходит с деревьями осенью? Как деревья готовятся к зиме? Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

«Мы — веселые ребята», «Затейники»-  учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

«Удочка», «С кочки на кочку»-упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах. 

Детские ведерочки и совочки

Обед Подготовка к обеду

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.

Цель: закреплять навыки самостоятельного одевания и застегивания пуговиц. Дежурство по столовой

Приобщать детей к здоровому образу жизни; формировать умение правильно сервировать стол, воспитывать трудолюбие

Вечер. Работа в группе

Ф,Х,Р,П.

просмотр мультфильма «Серебрянное копытце»

Речевая игра: «Гора- старушка»

Беседа: «Мы живем на Урале, «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае.

Закреплять счет до 20 с Аленой и Сашей

Книги с пословицами

Мультфильм «Серебрянное копыце»

Прогулка

Наблюдение за дорогой. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. Самостоятельные игры. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игровой деятельности, инициативу,; воспитывать умение действовать в команде

 

День недели

Режим

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Среда 28 октября

2

3

4

5

6

7

Утро

(П, Р)

(П. р.,С.к.р..)

Ф.р.

(С.к.р., П.р).

Работа в уголке природы. Заполняем календарь. Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок. Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения.

 Беседа о матрёшках. Рассматривание разных видов матрёшек.

Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки.

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи семеновской, дымковской, Городецкой росписи.

Завтрак. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку, обращаться с просьбой, благодарить.

Рассматривание сюжетных картинок о безопасном поведении дома. Егор и Василиса

Дидактическая игра: «Какой, какая?» тренировать детей в образовании относительных прилагательных.(Алиса, Ярослав) 

Игровое упражнение «Покажи и раскрась».

 Цели: закрепить представления о разных видах матрешек с помощью раскрасок, развивать зрительное восприятие, внимание

Сюжетные картинки по ОБЖ «Правила поведения в детском саду»

Календарь природы, сюжетные картинки по теме: «Русское народное творчество»

Наборы матрешек

Сюжетные картинки на тему «Русская матрешка»

Консультация родителей на тему: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний»

Беседа с родителями на тему: «Осторожно, гололед»

НОД

П, Р, С

1.Познавательное развитие. ФЦКМ и ОМП Тема: «Урал мой край родной»

Задачи: Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, уральские мастера, писатели и поэты). Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом; Развивать эстетические чувства через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.  Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края

2. ФЭМП

Книга 3 стр.43 занятие 9

«Малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала»

2. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное занятие по плану муз.рук-ля

Прогулка

П,Ф,С.

Подвижная игра «Золотые ворота». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей..

Наблюдение за сезонными изменениями  в природе

Цель: уточнить знания детей об основных признаках осени и осенних изменениях в природе.

Упражнять Сашу и Василину в прыжках на двух ногах.

Вовлечение в игру застенчивых, малоактивных детей

Напоминание правил поведения во время прогулки

Игрушки и спортивный инвентарь для организации игр на улице

Обед Подготовка к обеду

Культурно – гигиенические процедуры. Самообслуживание. Закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться Дежурство по столовой

Приобщать детей к здоровому образу жизни, воспитывать ответственность при выполнении трудовых поручений.

Вечер. Работа в группе

Ф,Р,С.

НОД

П,Р,С

С,Р.

чтение сказки «Огневушка- поскакушка». Рассматривание коллекции «Камни Урала»,

Изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки»

Обыгрывание макета «Гора самоцветов»

Раскрашивание раскрасок к сказам П.П .Бажова

Назвать диких животных, которые встречаются на Урале с Егором и Остапом 

Коллекция камней Урала

Книги писателей Южного Урала

Прогулка

П\И: «У медведя во бору»- развивать умение следовать тексту игры И.Р:«Подскоки»- упражнять в умении двигаться подскоками

Сбор природного материала для пособий и занятий

 Тема «Народная культура и традиции»

День недели

Режим

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Четверг 29 октября

Утро

(П, Р)

(П, Р, С)

(П, Р, С)

Ф.р.

(С.к.р., П.р).

 Рассматривание иллюстраций «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы», «Города Урала», «Символика Урала», «Национальности Урала»

Беседа: «Мы живем на Урале,  «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае

Рассматривание мини музея, беседы: «Урал, мой край родной»

Рассматривание коллекции «Камни Урала», презентации «Урал мой край родной», «Животные и растения Урала»

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Подвижная игра «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем» Цель: закрепить название профессий своих мам, развитие словаря.

С Василисой, Сашей и Марком

Книги П. П. Бажова, иллюстрации к сказам П. П. Бажова

«Малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала»

Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Ознакомить родителей с художественным творчеством детей; оказать помощь в разрешении возникших проблем

НОД

Ф

1. Речевое развитие. Книга 5 стр.31 занятие 5

2. Физическое развитие книга 9 занятие15 стр. 22

Прогулка

П. р., С.к.р., Ф.р.

Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки

Цель: уточнить знания детей об осенних осадках

П\И: «Гуси – лебеди»- развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. «Прокати и не задень»- упражнять в прокатывании мяча между предметами. Труд: очистка клумб от веток, корней, рыхление земли на клумбе        

 «Кто сделает меньше прыжков?»

Цель: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.(Настя, Рома, Лев)

Флюгер или флажок, прикрепленный к высокой палке

Атрибуты для подвижных игр

Ведерки, метелки, лопатки, корм для птиц..

Обед Подготовка к обеду С.к.р., Ф.р.

Культурно – гигиенические процедуры. Дежурство по столовой. Приобщать детей к здоровому образу жизни, воспитывать ответственность при выполнении трудовых поручений. Беседа: «Вспоминаем правила вежливости». Продолжать учить детей вежливо обращаться друг к другу, помогать, благодарить за помощь, быть вежливыми с окружающими.

Вечер. Работа в группе

Ф. Р.

просмотр мультфильма «Медной горы Хозяйка»

«Каменный Цветок»-  моделирование из бумаги

Рассматривание иллюстраций «Драгоценности Урала»

Моделирование из конструктора «Уральские горы»

Рассматривание иллюстраций «Сказы Бажова». Чтение стих-я: «Чем знаменит Урал»

С Остапом и Эллиной

Стихотворение «Чем знаменит Урал»

Сказки Бажова

Бумага

Конструктор Лего

Прогулка

Подвижные игры народов Урала

Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки

Цель: уточнить знания детей об осенних осадках

П\И: «Гуси – лебеди»- развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. «Прокати и не задень»- упражнять в прокатывании мяча между предметами. Труд: очистка клумб от веток, корней.

День недели

Режим

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Пятница  30  октября

Утро

(П, Р)

(П, Р, С)

Рассматривание иллюстраций «Мой край Урал», «Природа Урала», «Уральские горы», «Города Урала», «Символика Урала», «Национальности Урала»

Беседа: «Мы живем на Урале,  «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае

Рассматривание мини музея, беседы: «Урал, мой край родной»

Рассматривание коллекции «Камни Урала», презентации «Урал мой край родной», «Животные и растения Урала»

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

 Инд.р: «Шнурочки»- развивать моторику пальцев рук с Валерой и Федей

Книги П. П. Бажова, иллюстрации к сказам П. П. Бажова

«Малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала»

Беседа с родителями: «Семь правил для всех» Владимир Леви

Консультация родителей на тему: «Игры по дороге в детский сад»

НОД

 Р, С

(Х, С, Р)

1 Физическое развитие книга 9 стр. 23 занятие 16

2.Художественно-эстетическое развитие.  Рисование . Тема «Хозяйка Медной горы»

Задачи: продолжить учить передавать в рисунке фигуру человека соблюдая пропорции, передавать в рисунке определенную цветовую гамму, закреплять умение составлять композицию рисунка, развивать технические  навыки рисования карандашами.

Листы бумаги, кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки

Прогулка

П,С,Ф.

Наблюдение за березой -продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Лишь осень золотая. Лист опалит огнем. Березка облетает,

Тоскует под дождем.

В Воспитатель проводит с детьми беседу. Почему листья на березе стали желтые? Что происходит с деревьями осенью? Как деревья готовятся к зиме? Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

«Мы — веселые ребята», «Затейники»-  учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

«Удочка», «С кочки на кочку»-упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах с Ярославом и Левой.

Детские ведерочки и совочки

Атрибуты для подвижных игр

Обед Подготовка к обеду

С.Ф.

Культурно – гигиенические процедуры. Дежурство по столовой Самообслуживание Закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми приобщать детей к здоровому образу жизни, воспитывать ответственность при выполнении трудовых поручений. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Вечер. Работа в группе

Ф. Р.

(П С, Р)

просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

Речевая игра: «Гора- старушка»

Беседа: «Мы живем на Урале, «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае.

Речевая игра: «Поезжай за моря океаны»

Закреплять счет до 20 с Василиной.

закреплять времена года- Егор и Вера

Мультфильм Серебряное копытце

Иллюстрации к сказкам

Прогулка

П,Р.

наблюдение за заходом солнца, подвижные игры по выбору детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Календарно-тематический план в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Дети знакомятся с народной культурой, традициями и обычаями, устным народным творчеством, с народными игрушками...