Программа социального партнерства с семьями воспитанников
методическая разработка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnogo_partnerstva_s_semyami_vospitannikov.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность:
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Направления взаимодействия с семьёй | Формы работы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Опрос Обратная связь на сайте ОУ (идеи и предложения, обращения с вопросами к специалистам и администрации детского сада) |
Наглядно-информационные | Информационные стенды (наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. Информация на сайте ОУ Компьютерные презентации для родителей на родительские собрания, на сайте ОУ |
Познавательные | Родительские гостиные Родительские собрания (беседы, круглые столы, КВН, посиделки, видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательной деятельности, конкурсных выступлений) |
Досуговые | Праздники Совместные развлечения Акции Практическая деятельность с детьми Выставки Конкурс семейного творчества (продуктивного) |
Основные педагогические принципы
- Открытость детского сада для семьи;
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Индивидуальный подход;
- Динамичность;
Условия реализации программы
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Планируемые результаты сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников
- увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,
участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,
педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,
родительская компетенция.
Планирование работы с родителями воспитанников
разновозрастной группы 2018-2019 гг.
Планирование работы с родителями воспитанников
разновозрастной группы 2019-2020 гг.
№ | Форма взаимодействия | Тема | Цель | Дата |
1 | Анкетирование | «Расскажи о себе» | Уточнение сведений о родителях | Сентябрь |
2 | Оформить стенд для родителей | «Режим дня», «Правила для родителей», «Мы занимаемся» | Активизация и формирование единого подхода к соблюдению режима дня, родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду | |
3
| Консультации | «Гуляем вместе и наблюдаем» | Повышать педагогический уровень родителей | |
4 | Оформление папки | «Возрастные особенности детей 6-7 и 3-4 лет» | Повышение педагогической культуры родителей. | |
1 | Родительское собрание | «Ребенок на пороге школы» | Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе | Октябрь |
2 | Подготовка к проведению праздника | «Осень в гости к нам пришла» | Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы | |
3 | Памятка для родителей | «Защита интересов ребенка» | Расширение педагогического кругозора родителей | |
4 | Методические рекомендации | «Стили семейного воспитания» | Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей | |
1 | Обновить родительский уголок статьей | «Грипп и его осложнения» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Ноябрь |
2 | Консультации | «Дети и дорога», «Развиваем играя» | Повышать педагогический уровень родителей | |
3 | Проведение праздника для родителей | «День матери» | Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы | |
4 | Организация фотовыставки | «Лучше мамы друга нет» | Повысить роль и авторитет мамы воспитании ребенка | |
1 | Консультация | «О важности формирования духовно- нравственных ценностей у детей» | Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов духовно- нравственного воспитания детей | Декабрь |
2 | Папка-передвижка | «Чем занять ребенка в каникулы» | Повышать педагогический уровень родителей | |
3 | Праздник | «В гости к Деду Морозу» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы | |
4 | Консультация | «Как встретить Новый год с детьми» | Дать родителям рекомендации как привлечь детей к приготовлению к празднику | |
1 | Консультации | -«Родителям рекомендации по пожарной безопасности» | Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. | Январь |
2 | Совместное развлечение для детей и родителей | «С песне весело шагать»-брей -ринг | Привлечь детей и их родителей к занятиям музыкой. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. | |
1 | Наглядная информация | «Права и обязанности родителей» | Напомнить родителям о их правах и обязанностях в соответствии с законами РФ | Февраль |
2 | Консультация для пап | «Роль папы в воспитании ребенка» | Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца в семье. | |
3 | Совместный спортивный праздник | «По морям, по волнам… » | Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций | |
1 | Праздник | «Поздравляем милых мам» | Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы | Март |
2 | Участие родителей в выставках детских работ | «Мама солнышко мое» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству | |
3 | Физкультурный досуг с родителями | «В здоровом теле здоровый дух» | Привлечь детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом; способствовать их психологическому сближению | |
4 | Папка- передвижка | «Рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях» | Привлечь родителей к формированию здорового образа жизни у ребенка | |
1 | Анкетирование | «Что вы знаете о пдд » | Выяснить, имеют ли представление родители о безопасности детей на улицах города | Апрель |
2 | Индивидуальное консультирование | «Режим дома» | Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребенка | |
3 | Оформление папок-передвижек | «В школу с радостью», «Что нужно знать родителям будущих первоклассников» | Порекомендовать игры, которые помогают тренировать произвольное внимание. | |
4 | Консультации | -«Здоровое питание дошкольников» | Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дом Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка | |
1 | Родительское собрание | «До свиданье детский сад» | Подвести итоги уходящего учебного года. | Май
|
2 | Праздник | «Выпускной вечер» | Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы |
План работы с родителями на 2020-2021 учебный год
Формы работы, содержание | Цель | Ответственный | ||
1 | Анкетирование родителей | Выявление запросов, интересов при организации образовательных и воспитательных услуг , готовности ребенка к посещению дошкольной группы | Воспитатели, | Сентябрь |
2 | Оформление наглядной информации «Уголок для родителей»: организация жизнедеятельности детей в дошкольной группе, расписание ОД, возрастные характеристики и т.д. | Познакомить родителей с режимом работы группы среднего дошкольного возраста. | Воспитатели | |
3 | Консультация: «Опасные ситуации в жизни ребёнка» | Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разные периоды деятельности и контролю за детьми. Памятки для родителей. | Воспитатели | |
4 | Родительское собрание «Возрастные особенности детей среднего и подготовительного возраста» (онлайн) | Определить перспективные задачи на год. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей. | Воспитатели | |
5 | Консультация: «Возрастные и психические особенности развития ребенка 4-5лет». | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. | Воспитатели | |
6 | Папка-передвижка: «Осень». | Осуществить педагогическое просвещение родителей | Воспитатели | |
7 | Информация об оздоровительных и профилактических мероприятиях на 2020-2021 уч. Год | Осуществить педагогическое просвещение родителей по оздоровительным мероприятиям | Воспитатели | |
8 | Папка-передвижка «Безопасность ребенка» Памятка «День солидарности в борьбе с терроризмом» | Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросу безопасности детей младшего возраста | Воспитатели | |
1 | Консультация «Одежда детей в группе и на улице» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | Воспитатели | Октябрь |
2 | Выставка творческих работ детей и их родителей на тему: «Благодарение» (ко Дню пожилого человека) | Способствовать развитию интереса к этическому воспитанию. Совместная работа детей и родителей. | Воспитатели | |
3 | Общее родительское собрание «Основные направления работы по ДОУ на 2020-2021 учебный год» | Укреплять сотрудничество между родителями и ДОУ | Заведующий | |
4 | Фотовыставка «Осень-рыжая подружка» | Привлечение родителей к организации фотовыставки, развитие творческих способностей | Воспитатели, родители | |
5 | Подготовка к осеннему празднику. | Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов). | Воспитатели, родители | |
1 | Осенний праздник. | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. | Воспитатели | Ноябрь |
2 | Консультация: «Воспитание толерантности в семье» | Расширение педагогического опыта родителей. | Воспитатели | |
3 | Фотовыставка «Мамочка, милая мама моя» | Воспитывать у детей чувство любви и уважения к близкому человеку. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность. | Воспитатели, родители | |
4 | Папка-передвижка: «Нашим мамам посвящается» | Просветительская деятельность, направленная на формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. | Воспитатели | |
5 | Консультация: «Приобщение детей к этической культуре». | Предложить рекомендации способствующие развитию интереса к этической культуре ребенка. Формирование взаимодействия родителей и детей. Предложить список литературных произведений для домашнего чтения. | Воспитатели | |
6 | Папка-передвижка: «Режим дня в жизни ребенка». | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | Воспитатели | |
1 | Информационный стенд для родителей: «Развиваемся, играя» (игры этического содержания) | Педагогическое просвещение родителей. Развивать желания у родителей поддерживать у детей стремление к положительному общению в игровой форме. | Воспитатели | Декабрь |
2 | Памятка: «Растим здорового ребёнка». | Формировать в сознании родителей желания воспитывать у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни, через личный пример. Приучать к бережному отношению к своему организму, представлению о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками. | Воспитатели | |
3 | Консультация: «Организация прогулок зимой». | Дать рекомендации родителям по организации прогулок в зимнее время. | Воспитатели | |
4 | Выставка творческих работ «Мастерская Деда Мороза» | Привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Способствовать укреплению сотрудничества между родителями и ДОУ | Воспитатели, родители | |
5 | Конкурс снежных фигур «Страна мастеров» | Привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Способствовать укреплению сотрудничества между родителями и ДОУ | Воспитатели, родители | |
6 | Подготовка к утреннику | Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, новогодних костюмов). | Воспитатели, родители | |
7 | Новогодний праздник | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. | Воспитатели | |
1 | Консультация: «Особенности этического воспитания детей 4-5лет» | Предложить рекомендации для родителей по этическому воспитанию детей. | Воспитатели | Январь |
2 | Памятка по энтеровирусной инфекции | Познакомить родителей с понятием энтеровирусная инфекция, методами ее профилактики. | Воспитатели | |
3 | Консультация по организации подвижных игр с детьми на свежем воздухе: «Зимние забавы». | Дать рекомендации родителям по организации прогулок в зимнее время. Расширить представление у родителей о важной роли подвижных игр в физическом развитии, укреплении иммунитета, формировании выносливости и ловкости. | Воспитатели | |
4 | Конкурс снежных фигур «Страна мастеров» | Привлечь родителей к совместной деятельности. Способствовать укреплению сотрудничества между родителями и ОУ | Воспитатели, родители | |
5 | Консультация: «Игровой уголок дома». | Дать рекомендации родителям по организации и оснащению детского игрового уголка. | Воспитатели | |
1 | Консультация: «Полезные привычки» | Продолжить знакомство родителей со здоровьесберегающими мероприятиями. | Воспитатели | Февраль |
2 | Праздник «День защитника Отечества» | Вызывать положительные эмоции от мероприятия. Формирование положительных отношений между работниками ОУ и родителями. Подчеркнуть значимость роли отца в воспитании детей. Способствовать укреплению внутрисемейных связей. | Воспитатели | |
3 | Выставка детских рисунков «Подарок папе» | Привлечь родителей к совместной деятельности. Способствовать укреплению внутрисемейных связей. | Воспитатели | |
4 | Конкурс снежных фигур «Страна мастеров» | Привлечь родителей к совместной деятельности. Способствовать укреплению сотрудничества между родителями и ОУ | Воспитатели, родители | |
5 | Памятка: «Как научить ребенка дружить». | Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». Приучать использовать в речи вежливые формы обращения. Предложить рекомендации по преодолению детских конфликтов. | Воспитатели | |
6 | Фотовыставка «Зимние забавы моей семьи» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | Воспитатели | |
1 | Консультация: «Организация прогулок весной» | Дать рекомендации родителям по организации прогулок в весеннее время. | Воспитатели, родители | Март |
2 | Оформление стенда к 8 марта. | Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. | Воспитатели | |
3 | Консультация «Внедрение бережливых технологий в семье» | Продолжить знакомство родителей со здоровьесберегающими мероприятиями. | Воспитатели | |
4 | Подготовка утреннику | Привлечение родителей к подготовке к празднику «8 марта» (совместное с детьми разучивание песен, стихотворений, изготовление атрибутов, костюмов). | Воспитатели, родители | |
5 | Праздник «Международный женский день» | Укрепление семейных уз между детьми и родителями. Демонстрация творческих способностей детей. | Воспитатели, родители | |
6 | Выставка детских работ «Сердце матери» (работы из бумаги, картона, природного и подручного материала (вязание, рисунок, аппликация и др.) в виде сердца) | Привлечь родителей к совместной деятельности. Способствовать укреплению внутрисемейных связей | Воспитатели, родители | |
7 | Памятка «Профилактика компьютерной зависимости». | Педагогическое просвещение. | Воспитатели. | |
1 | Папка-передвижка: «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг (7 причин почему детям необходимо читать)» | Повысить психологическую компетентность родителей в данном вопросе. | Воспитатели | Апрель |
2 | Консультация: «Здоровье детей в руках родителей». | Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасного поведения в быту. Воспитывать бережное отношение к здоровью. | Воспитатели | |
3 | Беседа: «Как предупредить весенний авитаминоз». | Педагогическое просвещение родителей. Предложить практические рекомендации родителям по здоровому питанию, способствующему укреплению здоровья детей в период дефицита витаминов. | Воспитатели | |
4 | Папка-передвижка: «Опасности, подстерегающие ребёнка на прогулке». | Привлечь особое внимание к проблеме детской безопасности в природе. Формировать чувство глубокой ответственности за сохранение жизни ребенка. | Воспитатели | |
5 | Консультация: «Развивающие игры на прогулке» | Предложить рекомендации для родителей по организации развивающих игр во время прогулки. | Воспитатели | |
1 | Музыкально-спортивное развлечение с детьми ко Дню Победы | Привлечение к участию в мероприятии. Воспитание патриотических чувств, уважение к истории Родины. | Воспитатели, родители. | Май |
1 | Выставка детского творчества к Дню славянской письменности и культуры | Популяризация славянской культуры. | Воспитатели, родители | |
2 | Родительское собрание «Итоги года». | Подведение итогов проведенной работы за прошедший учебный год. | Воспитатели | |
3 | Праздник«Выпускной вечер» | Помочь родителям увидеть результат детей от совместно проделанной работы | Воспитатели, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Впрограмме изложены основные направления взаимодействия, формы работы, тематика мероприятий....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых и...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важней...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа социального партнерства с семьями воспитанников...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа социального партнерства с семьями воспитанников ...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа направлена на формирование сотрудничества между семьей и педагогами ДОУ, создание атмосферы доверия и личностного успеха в смовместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объедин...