Программа социального партнерства с семьями воспитанников
рабочая программа на тему
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_semyami_na_zashchitu_2012-2013.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
(2012-2015г.г.)
Выполнила воспитатель:
I квалификационной категории
Тупицина Светлана Васильевна
г.Арзамас
2015г
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;
Работа строится в несколько этапов:
этап | Возраст ребенка | Способ взаимодействия |
Первый этап | 3-5 лет | трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками) -составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы); -изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; -оборудование помещений для общения с родителями; -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Второй этап | 5-6 лет | ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Третий этап | 6-7 лет | совместное исследование и формирование личности ребенка (Подготовка к обучению в школе) -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; -составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства); -обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; -информационно-аналитическую работу по реализации совместных проектов; исследовательских работ |
Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
– создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
– достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
– снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
– признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;
– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;
– возможное сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.
Принципы, методы, формы работы с родителями
Принципы работы с родителями | Методы изучения семьи | ||
-Целенаправленность, -систематичность, -плановость; -Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; -возрастной характер работы с родителями; -доброжелательность, -открытость. | - Анкетирование; -наблюдение за ребенком; -посещение семьи ребенка; -обследование семьи с помощью проективных методик; - беседа с ребенком; -беседа с родителями. | ||
Формы работы с родителями | |||
Интерактивная | Традиционная | Просветительская | |
-дискуссии; -круглые столы; -конференции; -семейные летописи; -родительские клубы; -семинары практикумы; | -тематические недели; -родительские собрания; -досуги; -творческие совместные выставки; -фотовыставки; -конкурсы; -дни открытых дверей; | -индивидуальные рекомендации; -использование СМИ (сайта детского сада) для освещения проблем воспитания и обучения детей; -стенды и уголки для родителей; |
План работы на 2012-2013 учебный год
№ | Проведение родительских собраний | |||
I | месяц | тема | ||
Сентябрь | Возрастные особенности детей старшей группы | |||
Декабрь | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | |||
Март | Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни | |||
Май | Итоговое (подведение итогов за год) | |||
II | Проведение тематических рекомендаций (стендовая информация) | |||
1 | Сентябрь | Воспитание у детей интереса к обучению в школе. Ребенок и книга. Прогулки с детьми осенью. | ||
2 | Октябрь | Здоровое питание для дошкольников. Почему дети разные. | ||
3 | Ноябрь | Малая моя родина. День матери. | ||
4 | Декабрь | Земля наш общий дом. Счастье, когда тебя понимают. | ||
5 | Январь | Зимние прогулки с детьми. Что такое рукотворный мир. | ||
6 | Февраль | Как воспитать в ребенке вежливость. Опасные предметы. | ||
7 | Март | Народные промыслы (гжель). Такие разные птицы. | ||
8 | Апрель | Полюбуйся, весна наступает. ПДД. | ||
9 | Май | День победы. Красная книга. | ||
III | Проведение открытых (совместных) мероприятий. Дни открытых дверей | |||
1 | Сентябрь | Экскурсия родителей в мини-музей группы. | ||
2 | Февраль | Итоговое мероприятие по социально-коммуникативному развитию «Пожарные учения». | ||
3 | Март | Мероприятие по речевому развитию «Я и моя семья.» | ||
4 | Май | Мероприятие, посвященное дню победы. | ||
IY | Проведение совместных выставок, конкурсов мастерства | |||
1 | Сентябрь | Конкурс рисунков «Красавица Осень». | ||
2 | Ноябрь | Оформление фотовыставки «Осень в нашем городе» Конкурс поделок «Мамины руки – золотые руки». | ||
3 | Декабрь | Конкурс поделок «Зима. Елка. Новый год». Конкурс на лучшую стенгазету «Поздравление с Новым годом». | ||
4 | Январь | Оформление фотовыставки «Наши зимние забавы». | ||
5 | Март | Оформление альбома «Мамины сказки». | ||
6 | Май | Итоговое мероприятие «Чему мы научились за год». | ||
Y | Проведение совместных праздников, развлечений | |||
1 | Сентябрь | Осенний праздник «Осенние чудеса» | ||
2 | Ноябрь | Итоговое мероприятие по речевому развитию «Наши мамы». | ||
3 | Декабрь | Новогодний утренник «Приключения Дремы». | ||
4 | Февраль | Военно-спортивная игра «Зарничка». | ||
5 | Март | Мероприятие, посвященное празднику 8 марта. | ||
6 | Май | Мероприятие, посвященное победе в ВОВ «День победы» Праздник «Лето весело встречай». | ||
YI | Организация тематической ППРС в группах (помощь родителей) | |||
1 | Август | Оказание помощи в оформлении участка. Участие в создании мини-музея. | ||
2 | Сентябрь | Оформление альбома «Водоемы нашего города». | ||
3 | Октябрь | Конкурс рисунков и поделок «Что нам осень принесла». | ||
4 | Ноябрь | Оказание помощи в приобретении мебели в игровой уголок, линолеума для группы. | ||
YII | Анкетирование родителей | |||
Скоро в школу | ||||
Физкультурно-оздоровительная работа дома | ||||
YIII | Участие в совместных проектах | |||
Сентябрь | Проект «Овощи на нашем огороде» | |||
Апрель | Проект« Вода-источник жизни» |
Литература.
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
3. Грибоедова, Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО
ИПК, 2006. – 95 с.
4. Диссертация Т.П. Грибоедовой «Активизация образовательного потенциала семьи средствами межсекторного социального партнерства». Научный консультант – доктор пед. наук, профессор, член корр. РАЕН Т.А. Костюкова.
5.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М.:Просвещение,2005.
6.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.
7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
8.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.
9.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.-Ярославль: Академия развития: Академия холдинг:2002.
10.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Анкета «Скоро в школу»
Скоро для вашего ребенка откроет двери школа, начнется новый, интересный, важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе.
1. Чего Вы ждете от обучения в школе?
___________________________________________________________
2. Чего опасаетесь?
____________________________________________________________
3. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе?
_____________________________________________________________
4. Хорошо ли говорит Ваш ребенок?
_____________________________________________________________
5. Может ли Ваш ребенок долгое время (10-15 мин.) удерживать свое внимание на одном занятии?
______________________________________________________________
6. Умеет ли Ваш ребенок считать, решать простые задачи, чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии.
_______________________________________________________________
7. Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты?
________________________________________________________________
Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома».
Цель: Выяснить:
- понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;
- интересуют ли их проблемы оздоровительной работы;
- умеют ли родители играть с детьми в подвижные игры;
- какие созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы дома.
1. Часто ли, на Ваш взгляд болеет Ваш ребёнок?
2. Причины болезни:
- недостаточное физическое развитие, воспитание ребёнка в детском саду
- недостаточное физическое воспитание в семье
- и то и другое
- наследственность, предрасположенность
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
- да
- частично
- нет
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обратить особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
- соблюдение режима
- рациональное, калорийное питание
- полноценный сон
- достаточное пребывание на свежем воздухе
- здоровая гигиеническая среда
- благоприятная психологическая атмосфера
- наличие спортивных и детских площадок
- физкультурные занятия
- закаливающие мероприятия
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
- облегчённая форма одежды для прогулок
- облегчённая форма одежды в группе (носки, короткий рукав)
- обливание ног водой контрастной температурой
- хождение босиком
- систематическое проветривание
- прогулка в любую погоду
6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
- да
- частично
- нет
7. Нужна ли Вам помощь детского сада?
- да
- нет
8. Как Вы оцениваете двигательную активность ребёнка?
- высокая
- средняя
- низкая
- затрудняюсь ответить
9. Участвуете ли Вы, в активной деятельности ребёнка?
- да
- нет
- иногда
10. Осуществляете ли Вы совместные походы на природу?
- да
- нет
- иногда
11. Есть ли у Вашего ребёнка спортивный уголок дома?
- да
- нет
12. Напишите название любимой подвижной игры или физминутки Вашего ребёнка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Впрограмме изложены основные направления взаимодействия, формы работы, тематика мероприятий....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых и...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важней...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа социального партнерства с семьями воспитанников ...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа направлена на формирование сотрудничества между семьей и педагогами ДОУ, создание атмосферы доверия и личностного успеха в смовместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объедин...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Программа Взаимодействия ДОУ и Семьи...