Дополнительная программа "Лего-конструирование"
рабочая программа (средняя группа)
Доп. программа расчитана на два года. Средняя и старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа "Лего-конструирование". | 56.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Принята: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 19
МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» «Золотая рыбка»
Протокол№____
___________Ю.В.Асанова
«____»______________2019 г. Приказ № ______от ________2019 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ»
(программа ориентирована на детей второй младшей, средней группы)
Срок реализации: 2года
Воспитатели: Михайлова А.В.
Луценко М. М.
Искитим 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысить интерес к конструированию и начать заниматься с детьми второй младшей группы (3-4 года).
Программа предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги «LEGO-конструирование», является модифицированной.
В основе модифицированной программы - следующие источники:
1. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству» И.А. Русских.
2. Авторская программа «Лего-конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной.
Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;
Цель программы: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
- учить называть детали лего-конструктора «Дупло» (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,
величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета
длинная (широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
- познакомить с новыми деталями лего-конструктора «Дупло» (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Новизна программызаключается в том, что дошкольники приобретают
элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Актуальность программы:
- востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;
- LEGO – конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры
- LEGO-технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы:
Доступность-предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность -обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов,
Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.
Систематичность - обучения и воспитания -достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой «LEGO» для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящая дополнительная образовательная услуга предполагает использование образовательных конструкторов «LEGO-DUPLO», как инструмента для обучения дошкольников (3-4 года) конструированию.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 2 учебных года (72 занятия).
Формы и режим занятий: приработе по данной программе используется подгрупповая и индивидуальная форма работы. Группа детей до 10 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 15-20 минут, 2 раза в неделю.Таким образом, продолжительность занятий по конструированию соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:
Конструирование по образцу —когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких
- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Дополнительные:
Конструирование по модели–в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления.Конструирование по модели –разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по теме -детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: ожидаемыми результатами к концу учебного года является то, что дети должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструктора «LEGO-DYPLO»;
- виды соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования;
дети должны уметь:
- использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель
- - различать и называть детали конструктора,
- - выполнять постройку:
по образцу, по замыслу;
- - находить конструктивные решения,
- - использовать готовые постройки в игре,
- -удерживать деталь щепотью, скреплять и разъединять детали конструктора;
- - сосредоточиться;
- - принимать участие в коллективной постройке, доводить задуманное до конца.
Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по LEGO-конструированию и оцениваются по трёхбалльному уровню- «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Выставка моделейLEGO-DUPLO
- Открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.
- Дистанционные конкурсы и олимпиады
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | 1 неделя: Знакомство с конструктором LEGO-DUPLO | Познакомить с LEGO-DUPLO (кирпичик, лапка, клювик, пластина и т.д.). Закреплять знание цвета и формы. |
Знакомство с правилами безопасного поведения при работе с LEGO конструктором | Познакомить с правилами, закрепить названия деталей лего. Учить пользоваться конструктором. | |
2 неделя: Знакомство с цветом деталей. Повторение 3 неделя: Рассматривание картинок Просмотр видео лего-дупло (знакомство) 4 неделя: Видео-презинтация закрепление | Познакомить с приемами соединения деталей. Воспитывать желание трудиться. Формировать восприятие цвета. Закреплять знания о цветах (красный, зеленый, синий, желтый). Развивать воображение, память образное мышление. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
Ноябрь | 1 неделя: Узкая дорожка Широкая дорожка 2 неделя: Построим высокую башню Построим две башенки разного цвета 3 неделя: Построем широкую лестницу Построим узкую лестницу 4 неделя: Пирамидка (башенка) Конструирование по замыслу. | Продолжать знакомить с приемами соединения деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету. Формировать восприятие цвета. Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет. Учить называть предмет по форме (кубик). Развивать воображение, память, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук. Развивать умение действовать по представлению |
Декабрь | 1 неделя: Высокие и низкие башенки Повторение Башенки для друзей | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить называть размер башенки (высокая – низкая); одинаковое название (высокая желтая башенка – низкая красная башенка) |
2 неделя: Пирамидка (башенка) Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | |
3 неделя: Синий поезд для зайчат Желтый длинный поезд для друзей 4 неделя: Длинный зеленый поезд, короткий красный Повторение Мы едем, едем, едем | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Различать размер и форму предметов. Формировать сенсорные эталоны. Формировать чувство формы при создании элементарных конструкций. Развивать наглядно - действенное мышление и наглядно -образное мышление. | |
Январь | 1 неделя: Деревья зимой Ледяная горка | Учить строить деревья. Научить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности |
2 неделя: Волшебные рыбки | Рассказать о рыбах. Учить строить рыб из конструктора. | |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали | |
3 неделя: Построим стол. Построим стулья
4 неделя: Построим мебель для гостей Игра «Построй такой же» | Учить выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Учить детей строить мебель из четырех кубиков, ставить вертикально, использовать перекрытия из двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать образное мышление, воображение, память. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. | |
Февраль | 1 неделя: Построим загон для коров Домик фермера | Развивать творчество, воображение и фантазию. Формировать обобщённые представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент» |
2 неделя: Мельница Будка для собаки 3 неделя: Заборчик для петушка Конюшня 4 неделя: Утята в озере Конструирование по замыслу | Рассказать о мельнице. Развивать воображение и фантазию. Научить выделять геометрические формы в знакомых объектах. Закрепить знания о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий - низкий). Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине). Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик). Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание бедующей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | 1 неделя: Животные в зоопарке Вольер для тигров и львов | Рассказать о зоопарке. Учить строить диких животных. Учить всем вместе строить одну поделку. |
2 неделя: Крокодил Верблюд | Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. Учить конструировать верблюда | |
3 неделя: Домашние животные Дикие животные 4 неделя: Лягушка Жираф | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Учить строить лягушку. | |
Апрель | 1 неделя: Ракета Луноход 2 неделя: Космонавты Летающий корабль 3 неделя: Построим автобус Построим грузовик 4 неделя: Пожарная машина Кораблик | Рассказать о космосе. Учить строить ракету. Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей. Учить строить летеющий кокабль. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в названии цветов. Развивать воображение, память, образное мышление. Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Различать размер и форму предметов. Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
Май | 1 неделя: Мой дом. Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из LEGO-DUPLO. |
2 неделя: Разные домики Построим дом с окошечком | Закреплять умение строить домики. Учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. Развивать образное мышление, воображение, память. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек | |
3 неделя: Построим домик с дверью и заборчиком Повторение «Домики для друзей» | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. Развивать образное мышление, воображение, память. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек | |
4 неделя: Детская площадка Горка для ребят | Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность. |
В результате освоения программы ребенок может: | |
знать |
|
уметь |
|
иметь представление |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ средней ГРУППЫ.
В результате освоения программы ребенок может: | |
знать |
|
уметь |
|
иметь представление |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий: занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом».Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу). |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словестный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
В начале совместной деятельности с детми включаются серии свободных игр с использованием конструктора LEGO-DUPLO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.
Техническое оснащение занятий и дидактический материал.
Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.
Шкаф 1 шт. с контейнерамиLEGO-DUPLO, стол 3 шт., стул 6 шт., набор фигурок для обыгрывания построек Duplo -5 шт., наборы LEGO-DUPLO: детская площадка, профессии, жилой дом, мебель в доме, космос, зоопарк, ферма, пожарная часть, базовый набор 6шт., большая основа для строительства 6 шт. Иллюстрации: башенка, пирамидка, лес и деревья(дуб, ель, сосна, осина, ива), дом, город, мебель, печка, утка с утятами, рыбки, мостик, грузовой автомобиль, прицеп, мельница, пожарная машина, корабль, детская площадка, горка, люди различных профессий, космонавт, ракета, луноход, зоопарк, лев, крокодил. Аудиозаписи: звуки леса, звуки моря, песня крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка». Стихи: И. Токмакова О деревьях. Игрушки: медведь, лиса, заяц, кукла. Макет: зоопарк. Инструкции и схемы по сборке.
Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, анализирования и обыгрывания готовой постройки.
Список литературы для педагогов
1. «От рождения до школы» Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозайка синтез, 2014.
2. Письмо «Министерство образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 №06-1844». «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
3. СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
4.Русских И.А. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству»
5. Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду».- Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2012г.
Интернет –ресурсы:
1.http://ulybkasad.ucoz.ru/programma/programma_lego_ulybka.pdf
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
1. АлланБедфорд - Большая книга LEGO, 2014г.
Приложение.
Мониторинговая карта по лего-конструированию в младшей группе в_____ уч. г.
Руководитель кружка__________________________/________________/
№ | Фамилия Имя ребенка | Называет цвет деталей | Называет детали | Скрепляет детали конструктора «Дупло» | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Точность скрепления и скорость выполнения | Итого | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Н.г.- начало года
К.г.- конец года
Высокий-
Средний-
Низкий-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...