«Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании в ДОУ».
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Научить ребенка использовать музыку в своей жизни так, чтобы она служила во благо, а не во вред.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_zvukov.docx | 57.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема самообразования музыкального руководителя Литвиновой Инны Владимировны
«Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании в ДОУ».
План работы по теме самообразования:
2017-2018 учебный год – определение темы самообразования, сбор информации по теме, план работы, создание опытно-экспериментальной базы, разработка программы музыкальной экспериментальной лаборатории, создание картотеки по возрастам.
2018-2019 учебный год – апробирование программы, обобщение опыта.
2019-2020 учебный год – выпуск методической литературы.
Исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Научить ребенка использовать музыку в своей жизни так, чтобы она служила во благо, а не во вред.
Задачи исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи | Материалы |
1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики. | Линейки, проволока, нитки, увеличительные стекла и т. д. |
2. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука. | Расчески, пластинки, карандаши, коробочки, листочки и т. д. |
3. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников. | Стаканы, трубочки, орехи, соломинки, гвоздики, дощечки, нитки, катушки, коробочки, молоточки… |
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении игр- экспериментов | Механические часы, линейки, слуховая труба, рупор, увеличительные стекла.. |
5. развитие у детей умственных способностей | Постановка задач |
6. Развитие у детей комплекса музыкальности: 1) чувство ритма, 2) ладовое чувство, 3) эмоциональная отзывчивость, 4) музыкальная память, 5) музыкальный слух. | Молоточки, ложки, шумовые инструменты, сделанные детьми из бросового материала, алюминиевые ложки, кастрюльки, стаканы и т. д. |
7. Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение | Тетради, листы, альбомы, карандаши. |
8.Формирование способов познания путем сенсорного анализа | Беседа |
Задачи исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи | Материалы |
1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики. | Линейки, проволока, нитки, увеличительные стекла и т. д. |
2. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука. | Расчески, пластинки, карандаши, коробочки, листочки и т. д. |
3. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников. | Стаканы, трубочки, орехи, соломинки, гвоздики, дощечки, нитки, катушки, коробочки, молоточки… |
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении игр- экспериментов | Механические часы, линейки, слуховая труба, рупор, увеличительные стекла.. |
5. развитие у детей умственных способностей | Постановка задач |
6. Развитие у детей комплекса музыкальности: 1) чувство ритма, 2) ладовое чувство, 3) эмоциональная отзывчивость, 4) музыкальная память, 5) музыкальный слух. | Молоточки, ложки, шумовые инструменты, сделанные детьми из бросового материала, алюминиевые ложки, кастрюльки, стаканы и т. д. |
7. Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение | Тетради, листы, альбомы, карандаши. |
8.Формирование способов познания путем сенсорного анализа | Беседа |
Система работы:
Основные условия организации работы:
- Выработка музыкальным руководителем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
- Создать мини-музей: оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками.
- Провести презентацию музыкальной экспериментальной лаборатории. Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, знать и уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
- Составить картотеку исследовательской музыкальной работы по возрастной категории (младшей, средней, старшей, подготовительной групп).
Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности младшего и среднего дошкольного возраста:
1. Воспитание любознательной активной творческой личности
2. Эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.
3. Умение экспериментировать с музыкальными инструментами;
4. Умение извлекать звуки из разных источников
5. Знать современные музыкальные технические средства
6. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории, в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах.
Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:
1. Воспитание любознательной активной творческой личности.
2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.
3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.
4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.
5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, свистульки.
6. Знать современные музыкальные технические средства и уметь ими пользоваться.
7. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах, научить ребенка использовать в своей жизни музыку так, чтобы она служила во благо, а не во вред.
Формы образовательной деятельности | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
| Слушание, сопровождающей проведение режимных моментов. Музыкально-подвижная игра на прогулке. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация на прогулке. | Музыкальная деятельность по инициативе ребёнка. |
Цели и задачи:
для педагогов и специалистов | для родителей |
Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства. | |
Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями. | |
Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладо высотного слуха, певческого голоса, пластики и выразительности движений. | Развитие творческих способностей и одарённости ребёнка. |
Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности. | Приобщение к различным видам музыкального искусства. |
Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.
Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе в области познавательно-исследовательской деятельности.
Уже в дошкольном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.
Одними из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются:
- метод детского экспериментирования,
- метод проектов,
- метод моделирования проблемных ситуаций.
Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.
Цель исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.
Рассмотрим особенности исследовательской деятельности дошкольников в области детского музицирования. «Музицирование» (от нем. Musizieren - заниматься музыкой, исполнение музыки в домашней обстановке, в более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на нет. Однако в дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность.
Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.
После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, клавес, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы.
В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребенка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. После приветствия музыкальные инструменты вступают в «Деревянный разговор» - дети разбиваются по парам и с помощью звуков, издаваемых инструментами, «рассказывают» друг другу истории. Затем можно поменяться инструментами, а можно найти другого партнера. После «разговора» инструменты вместе с детьми «танцуют» «Деревянные танцы», побуждая найти образные движения для передачи характера музыки.
Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным «переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами, а затем и изготовлению их своими руками (из природных или бросовых материалов). Содержательно это выглядит просто и даже примитивно (дети стучат деревянным палочками по дощечке, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.
Таким образом, в цикле занятий дети получают представления о различных музыкальных инструментах, запоминают звуки, издаваемые ими, обогащают багаж музыкальных впечатлений, развивают коммуникативные и исполнительские навыки.
Разработаны технологические карты занятий и диагностический инструментарий.
Исследование одних звуков переходит в исследование других.
Разработаны и успешно используются циклы занятий, посвященные звукам металла, стекла, глины, бумаги, пластика и т. д. Собраны коллекции звуков (своеобразные мини-музеи «Звуки дерева», «Звуки бумаги», «Звуки металла», «Звуки природы» и т. д.). Практические действия с предметами, припоминание, воспроизведение, сравнение, анализ и обобщение знакомых звуков служат прочной основой для восприятия музыкальных произведений. Знакомство со звуками природы, узнавание их в инструментальной музыке формирует и расширяет представления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки в вальсе И. Штрауса, звук грома в «Грозе» Г. Бургмюллера, звук текущей воды в «Лесном ручье» А. Аренского и пр.).
Необходимо заметить, что созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль педагога несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы можно считать любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии, занятия в танцевальном или хоровом коллективе.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательскойактивности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: «Педагогическое общество России». - 2003. –79 с.
2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие [Текст]/ Т. Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.
3. Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].- Режим доступа. - URL.-
http:// www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf
4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М.:«АРКТИ». –2003. –64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд
Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...
Консультация "Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальном занятии"
Информация для родителей о том, как можно провести исследование совместно с ребенком пр знакомстве с музыкой. Консультация оформлена в виде буклета, поэтому, может быть полезна музыкальным руководител...
Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.
quot;Изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов"...
Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальных занятиях: детское музыкальное экспериментирование. (Консультация для воспитателей и педагогов)
Детское музыкальное экспериментирование по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальнойдеятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструме...
Конспект образовательной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе) тема: «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект образовательной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе) тема: «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ» занятие №2
Конспект №2 из серии занятий по знакомству детей со свойствами воды...