«Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании в ДОУ».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Литвинова Инна Владимировна

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Научить ребенка использовать музыку в своей жизни так, чтобы она служила во благо, а не во вред.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_zvukov.docx57.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема самообразования  музыкального руководителя Литвиновой Инны Владимировны

«Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании в ДОУ».

План работы по теме самообразования:

2017-2018  учебный год – определение темы самообразования, сбор информации по теме, план работы, создание опытно-экспериментальной базы, разработка программы музыкальной экспериментальной лаборатории, создание картотеки по возрастам.

2018-2019  учебный год – апробирование программы, обобщение опыта.

2019-2020  учебный год – выпуск методической литературы.

 

Исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. Научить ребенка использовать музыку в своей жизни так, чтобы она служила во благо, а не во вред.

Задачи исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи

Материалы

1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики.

Линейки, проволока, нитки, увеличительные стекла и т. д.

2. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Расчески, пластинки, карандаши, коробочки, листочки и т. д.

3. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.

Стаканы, трубочки, орехи, соломинки, гвоздики, дощечки, нитки, катушки, коробочки, молоточки…

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении игр- экспериментов

Механические часы, линейки, слуховая труба, рупор, увеличительные стекла..

5. развитие у детей умственных способностей

Постановка задач

6. Развитие у детей комплекса музыкальности:

1) чувство ритма,

2) ладовое чувство,

3) эмоциональная отзывчивость,

4) музыкальная память,

5) музыкальный слух.

Молоточки, ложки, шумовые инструменты, сделанные детьми из бросового материала, алюминиевые ложки, кастрюльки, стаканы и т. д.

7. Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение

Тетради, листы, альбомы, карандаши.

8.Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Беседа

Задачи исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Материалы

1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики.

Линейки, проволока, нитки, увеличительные стекла и т. д.

2. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Расчески, пластинки, карандаши, коробочки, листочки и т. д.

3. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.

Стаканы, трубочки, орехи, соломинки, гвоздики, дощечки, нитки, катушки, коробочки, молоточки…

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами помощниками при проведении игр- экспериментов

Механические часы, линейки, слуховая труба, рупор, увеличительные стекла..

5. развитие у детей умственных способностей

Постановка задач

6. Развитие у детей комплекса музыкальности:

1) чувство ритма,

2) ладовое чувство,

3) эмоциональная отзывчивость,

4) музыкальная память,

5) музыкальный слух.

Молоточки, ложки, шумовые инструменты, сделанные детьми из бросового материала, алюминиевые ложки, кастрюльки, стаканы и т. д.

7. Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение

Тетради, листы, альбомы, карандаши.

8.Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Беседа

Система работы:

Основные условия организации работы:

  1. Выработка музыкальным руководителем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
  2. Создать  мини-музей: оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками.
  3. Провести презентацию музыкальной экспериментальной лаборатории. Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, знать и уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
  4. Составить картотеку исследовательской музыкальной работы по возрастной категории (младшей, средней, старшей, подготовительной групп).

Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности младшего и среднего дошкольного возраста:

1. Воспитание любознательной активной творческой личности

2. Эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.

3. Умение экспериментировать с музыкальными инструментами;

4. Умение извлекать звуки из разных источников

5. Знать современные музыкальные технические средства

6. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории, в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах.

Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:

1. Воспитание любознательной активной творческой личности.

2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.

3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.

4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.

5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, свистульки.

6. Знать современные музыкальные технические средства и уметь ими пользоваться.

7. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах, научить ребенка использовать в своей жизни музыку так, чтобы она служила во благо, а не во вред.

Формы образовательной деятельности

Образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

  • Слушание
  • Экспериментирование со звуками
  • Музыкально-дидактическая игра
  • Шумовой оркестр
  • Оркестр
  • Оркестр народных музыкальных инструментов
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Пение
  • Импровизация
  • Беседа интегративного характера
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
  • Музыкальное упражнение
  • Попевка
  • Распевка
  • Двигательный пластический танцевальный этюд
  • Танец
  • Творческое задание
  • Концерт-импровизация
  • Музыкально-сюжетная игра

Слушание, сопровождающей проведение режимных моментов.

Музыкально-подвижная игра на прогулке.

Интегративная деятельность.

Концерт-импровизация на прогулке.

Музыкальная деятельность

по инициативе ребёнка.

Цели и задачи:

для педагогов и специалистов

для родителей

Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства.

Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями.

Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладо высотного слуха, певческого голоса, пластики и выразительности движений.

Развитие творческих способностей и одарённости ребёнка.

Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности.

Приобщение к различным видам музыкального искусства.

Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.

Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе в области познавательно-исследовательской деятельности.

Уже в дошкольном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. 

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

 Одними из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются:

  • метод детского экспериментирования,
  • метод проектов,
  • метод моделирования проблемных ситуаций.

Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.

Цель исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.

Рассмотрим особенности исследовательской деятельности дошкольников в области детского музицирования. «Музицирование» (от нем. Musizieren - заниматься музыкой, исполнение музыки в домашней обстановке, в более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на нет. Однако в дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность.

Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.

После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, клавес, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы.

В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребенка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. После приветствия музыкальные инструменты вступают в «Деревянный разговор» - дети разбиваются по парам и с помощью звуков, издаваемых инструментами, «рассказывают» друг другу истории. Затем можно поменяться инструментами, а можно найти другого партнера. После «разговора» инструменты вместе с детьми «танцуют» «Деревянные танцы», побуждая найти образные движения для передачи характера музыки.

Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным «переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами, а затем и изготовлению их своими руками (из природных или бросовых материалов). Содержательно это выглядит просто и даже примитивно (дети стучат деревянным палочками по дощечке, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.

Таким образом, в цикле занятий дети получают представления о различных музыкальных инструментах, запоминают звуки, издаваемые ими, обогащают багаж музыкальных впечатлений, развивают коммуникативные и исполнительские навыки. 

Разработаны технологические карты занятий и диагностический инструментарий.

Исследование одних звуков переходит в исследование других

Разработаны и успешно используются циклы занятий, посвященные звукам металла, стекла, глины, бумаги, пластика и т. д. Собраны коллекции звуков (своеобразные мини-музеи «Звуки дерева»«Звуки бумаги»«Звуки металла»«Звуки природы» и т. д.). Практические действия с предметами, припоминание, воспроизведение, сравнение, анализ и обобщение знакомых звуков служат прочной основой для восприятия музыкальных произведений. Знакомство со звуками природы, узнавание их в инструментальной музыке формирует и расширяет представления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки в вальсе И. Штрауса, звук грома в «Грозе» Г. Бургмюллера, звук текущей воды в «Лесном ручье» А. Аренского и пр.).

Необходимо заметить, что созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль педагога несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы можно считать любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии, занятия в танцевальном или хоровом коллективе.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательскойактивности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: «Педагогическое общество России». - 2003. –79 с.

2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие [Текст]/ Т. Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.

3. Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].- Режим доступа. - URL.-

http:// www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf

4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М.:«АРКТИ». –2003. –64с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Консультация "Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальном занятии"

Информация для родителей о том, как можно провести исследование совместно с ребенком пр знакомстве с музыкой. Консультация оформлена в виде буклета, поэтому, может быть полезна музыкальным руководител...

Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.

quot;Изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов"...

Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...

Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальных занятиях: детское музыкальное экспериментирование. (Консультация для воспитателей и педагогов)

Детское музыкальное экспериментирование по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальнойдеятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструме...