Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальных занятиях: детское музыкальное экспериментирование. (Консультация для воспитателей и педагогов)
консультация по музыке
Детское музыкальное экспериментирование по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной
деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzykalnoe_eksperimentirovanie.docx | 27.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальных занятиях:
детское музыкальное экспериментирование.
(Консультация для воспитателей и педагогов)
Музыкальный руководитель Рихсиева М. А.
Детское музыкальное экспериментирование по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной
деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Необходимое условие возникновения детского экспериментирования – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального экспериментирования – желание ребенка реализовать свой творческий потенциал, накопленный опыт исполнительства в создании музыкального образа. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Для того чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, экспериментировать, творить у него необходимо развить основные музыкальные способности.
Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (игры на развития внимания и творческого воображения). Развивать желание экспериментировать в пении важно, начинать с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве предлагаются игры-упражнения, а для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений (упражнения на развитие восприятия характера и содержание музыкального произведения).
Кроме пения, детское музыкальное экспериментирования может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально- ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются (творческие задания на развитие пантомимики), которые могут быть использованы ребенком самостоятельно.
Инструментальное экспериментирование детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений (игры с импровизированными шумовыми инструментами). Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное экспериментирования – владение элементарными навыками игры, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки).
Театральная деятельность детей является одной из форм детской деятельности, которая способствует эстетическому воспитанию, стимулирует развитие творчества. Театрализованные игры (этюды на общение, игры на импровизацию диалогов, инсценированние стихов, песен, «игры- путешествия»), игры-драматизации, постановки сказок. В нашем ДОУ педагоги и воспитатели, поощряя интерес детей к экспериментированию, создают все необходимые условия для развития творческой активности дошкольников: регулярно обновляется театральная среда (декорации, костюмы, атрибуты) педагоги, воспитатели работая над обновлением и ознакомлением детей с различными видами театров (во всех возрастных группах, имеются театральные уголки для организации самостоятельной деятельности детей, проявления их творческих способностей), активно приобщают родителей своих воспитанников для совместных творческих проектов.
В наших группах многие годы сохраняется неизменный обычай отмечать особенный день в жизни ребенка – день рождения. Праздник проводится с участием всех детей, где на протяжении всего театрального представления ребята проявляют свои творческие способности в словесных дебатах, забавах, экспериментируя в игровых ситуациях со сверстниками.
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой для развития
творческой активности дошкольников, экспериментирование своего рода трамплин для самостоятельного творчества каждого ребенка. В каждой группе оборудованы соответствующие музыкальные и театральные зоны (уголки детского музыкального творчества). Содержимое музыкального уголка подбирается в соответствии с возрастом детей. Прекрасным материалом для музыкального экспериментирования служат музыкально- дидактические игры, которые не только помогают определить музыкальные способности детей, но и благотворно влияют на их развитие.
Детское музыкальное экспериментирование, как и детское исполнительство, творчество обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Семья ребенка – как маленький коллектив, в первую очередь заинтересован в развитии потенциала детей. Семья может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое благоприятное воздействие на развитие и поощрение его интереса к музыкальному экспериментированию. Время, проведённое с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека. Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем, музыкальным руководителем детского сада.
Игры-эксперименты на развития слухового восприятия.
«Весело – грустно»
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.
На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы, и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.
«Громко – тихо»
Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата.
Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бордового цвета – громкому звучанию музыки.
Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
«Бабочки»
Цель. Научить детей различать и передавать в движениях темп музыкального звучания.
Игровой материал. Ободки – эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих. Металлофон.
Ход игры. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылышками. Говорит, что звуки на
металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку
«бабочкам» нужно летать, а на медленную – кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз игра выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем музыкальный руководитель говорит, что он будет
бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько медленно, то один раз быстро, а много раз
медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музыку. Игра проводиться еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.
Творческие эксперименты, этюды для развития восприятия.
«Рисую» музыку
Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства
человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времен года» Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К. Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского. Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение — так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило? Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная — совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.
“Укрась музыку”
Цель. Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.
Игровой материал. Магнитофон с записью “Неаполитанской песни” П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход игры: Дошкольники слушают сначала все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество - украсить звучание. Например, где-то можно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество.
В процессе этой игры развиваются: навык игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.
При успешно и правильно организованной работе повышается эффективность творческого экспериментирования у детей, и как результат -большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях и на праздниках».
Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»
Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...
Перспективный план "Обучение игре на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях"
Цель. Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инстументах....
Музыкальное занятие "Детская музыкальная лаборатория"
Музыкальное занятие проходит в форме путешествия в музыкальную лабораторию, где ребята путём эксперимента извлекают звуки из окружающих нас в быту предметов. Непосредственной задачей занятия явл...
Презентация к музыкальному занятию "Детская музыкальная лаборатория"
Презентация содержит сюрпризный момент, необходимый для создания эмоционально-позитивного настроения ребят....