Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
проект (старшая группа)
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskiy_sad_i_semya-nastoyashchie_druzya.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО ГО «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Белоснежка»
Проект по взаимодействию с родителями
«Детский сад и семья-настоящие друзья».
Воспитатель:
Севастьянова Татьяна Николаевна
г.Воркута
2018 год.
Паспорт проекта.
Структура | Содержание |
Тема | «Детский сад и семья - настоящие друзья». |
Руководитель проекта | Севастьянова Т.Н. |
Участники проекта | дети 5-6 лет, родители, воспитатели, муз.руководитель, инструктор по физ.подготовке, мед.работники. |
Вид проекта | творческий, практико-ориентированный. |
Продолжительность | долгосрочный (октябрь 2018– апрель 2019 г) |
Цель | Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями группы. |
Задачи: | 1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. 2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. 3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. 4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий. 5. Выявление эффективности данного проекта. |
Ожидаемые результаты | 1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами. 2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений. 3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. 4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий. 5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями. |
Актуальность проекта | Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта. |
План реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
- Изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
- Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
- проведение анкетирования;
-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого - педагогической компетентности;
-опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
-изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга;
-наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический.
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
-проведение ряда запланированных мероприятий
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
- практическая совместная деятельность с детьми.
Работа с детьми:
-проведение совместных мероприятий с родителями.
III этап Заключительный.
Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
-рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
-согласованность действий родителей и педагогов;
-соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
-положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
-Анкеты;
-Семейные стенгазеты;
-Декорации, костюмы;
-Папки «Консультации с родителями».
-Выставки.
-Фотоматериалы.
-Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Этапы реализации проекта
Этапы и сроки | Мероприятия |
1 этап – подготовительный (сентябрь) | 1.Изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями. 2.Создание плана совместной деятельности. |
2 этап – основной (Октябрь) | 1. Родительское собрание: « Особенности развития детей 5-6 лет» 2. Консультация «Права и обязанности родителей». 3. Квест-игра «В поисках бусин Осени» 4. Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка». 5. Конкурс поделок из овощей и фруктов «Дары Осени» |
Ноябрь | 1. Выставка «Друзья наши меньшие». 2. Анкетирование: « Что Вы знаете об играх Ваших детей?» 3. Совместный выезд на базу отдыха (катание на ватрушках). 4. « Как мы живём» - просмотр культурно - досуговой деятельности - наглядное представление родителям деятельности детей. |
Декабрь | 1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» 2. Тематическая консультация «Игры зимой». 3. Беседа о правилах поведения на празднике 4. Утренник «Здравствуй праздник новогодний». |
Январь | 1. Консультация «Профилактика гриппа среди населения». 2. Изготовление совместно с родителями атрибутов для театрализации. 3. Театрализация сказки «Гуси-Лебеди». 4. Мастер-классы с родителями по ИЗО. |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой папа самый лучший» 2. Беседа «Патриотическое воспитание в семье ». 3. Развлечение "Российской армии привет!" |
Март | 1. Выставка работ « С праздником, мамочка» 2. Утренник «8 Марта - праздник мам». 3. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». |
3 этап – заключительный Апрель | 1. Изготовление стенгазеты « Детский сад и семья - настоящие друзья». 2. Подведение итогов, создание презентации. 3. День открытых дверей. 4. Благотворительная ярмарка. |
Приложение.
Консультация «Права и обязанности родителей».
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце ( из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш
Сухомлинский В. А.
Откройте двери в свое детство, вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая Вам затмевала все.
Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребенка. Дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка - обличитель, диктатор, доброжелатель? Не заставляйте ребенка вымогать любовь у Вас, дайте ее сами, не пользуясь каким-то шантажом.
Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.
ФУНКЦИИ, права, обязанности родителей
• Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;
• удовлетворение потребностей ребенка;
• обеспечение безопасности;
• обеспечение адаптации к жизни;
• воспитание ребенка.
Ребенок жаждет:
• Нежности
• Ласки
• Любви
• Тепла
• Поддержки
• Понимания
• Одобрения
• Заботы
• Похвалы
• Улыбки
Девять заповедей родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
-Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому и третьему: это необратимый закон благодарности.
-Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
-Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки
-Не унижай!
-Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
-Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
-Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
-Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым ,взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Права, обязанности и функции родителей
Статья 18. Дошкольное образование.
1.Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2.Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Для этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
3.Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные за коном права сторон.
4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям воспитывающим детей дошкольного возраста.
Семейный кодекс Российской Федерации
Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). 2.Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)
3. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вы ступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметам основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей останавливается соглашением родителей.
Консультация для родителей «Как правильно наказывать ребенка»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.
5. Наказан – прощен.
Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться нашего наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
Нельзя наказывать и ругать:
Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).
Помните о внушаемости!
Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.
Соблюдайте неприкосновенность личности!
Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».Осторожнее с насмешками.
Острое оружее. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?
Косвенное неодобрение.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, что бы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.
Опасайтесь двойственности!
Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?
По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами!
И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность. Он личность, один единственный такой, неповторимый.
Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его делает только доза».
Консультация для родителей:
«Зимние подвижные игры или чем заняться на прогулке».
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими — не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не стеснять движений. Не нужно укутывать его - температура кожи под толстыми слоями одежды повышается, теплоотдача высокая, двигаясь - ребенок потеет, и вероятность переохлаждения выше, чем при "недостаточном" одеянии.
Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду - движение в этом случае просто необходимо!
Зимние подвижные игры для детей
СНЕЖИНОЧКИ - ПУШИНОЧКИ.
Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит:
«Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».
Дозировка: 4 раза.
ЗИМА ПРИШЛА!
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять! » Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой! » — все бегут на свои места и снова прячутся.
ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ.
На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину площадки и становятся в круг. В середину круга становится названный взрослым ребенок, он зайка. Дети вместе с взрослым произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит. Дети, присев, поднимают руки
Вот так, вот так к голове и шевелят кистями
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп Дети хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, Дети подпрыгивают на двух ногах
Надо зайке поскакать
Кто – то зайку испугал,
Зайка прыг и убежал.
Взрослый хлопает в ладоши. Дети вместе с зайкой убегают в свой дом.
Правила: выполнять движения согласно тексту, прыгать, отталкиваясь двумя ногами.
Дозировка: 3-4 раза.
СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дозировка: 3-4 раза.
БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ.
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
Дозировка: 3-4 раза.
МОРОЗ.
С помощью считалки выбирается Дед Мороз.
Ты зеленый, ты красный,
Ты в шубе, ты в кушаке,
У тебя синий нос,
Это ты, Дед Мороз!
Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.
Правила: разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Дети стоят в кругу. Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими пробросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Правила: дети за воспитателем повторяют стихотворение и выполняют движения согласно тексту.
Дозировка: 3-4 раза.
МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз — Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Правила: перебегать через площадку после окончания слов; замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз.
Дозировка: 3 раза.
А так же на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика…
Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей.
Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.
Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая. Вот о сюжетно-ролевых играх мы и поговорим ниже.
Что такое сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми.
Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.
На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками.
Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. В 4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.
Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"
Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья»....
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании ...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья - настоящие друзья»
Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителямиЗадачи:1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей2. Использование новых нетрадиционных форм раб...
Проект по взаимодействию с родителями " Детский сад и семья - настоящие друзья".
Долгосрочный роект по работе с родителями...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья- настоящие друзья»
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, нев...
проект по работе с родителями "Детский сад и семья - лучшие друзья"
Всем известно, что только при сотрудничестве с родителями можно достичь хорошего результата в воспитании и развитии детей.Поэтому необходимо построить систему работы с родителями....