Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья- настоящие друзья»
проект
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МДОУ «Детский сад «Ёлочка»
Проект по взаимодействию с родителями
«Детский сад и семья- настоящие друзья».
Автор работы:
Воспитатель:
Дроздова В.В.
г. Надым
2023г.
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в образовательном процессе ДО.
Актуальность проекта: Детский сад- это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень психолого-педагогической компетентности родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Правильно построенное общение родителей и нас педагогов – это залог успешного воспитания дошкольника. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Цель: Выстроить систему взаимодействия Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения педагогов и родителей - партнерскими
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений между родителями воспитанников ДОУ и педагогами.
- Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями и детьми.
- Повысить уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
- Привлекать родителей воспитанников ДОУ в образовательный процесс.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. индивидуальный подход;
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
- изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
- обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории ДОУ.
Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
- создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
- эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
- контроль родителей за деятельностью дошкольного учреждения;
- сотрудничество родителей дошкольного возраста с МДОУ.
Я наметила план реализации технологии социального партнерства с родителями.
Участники проекта: дети группы «Брусничка» и их родители, воспитатели, педагог-психолог.
Срок реализации проекта: коротко срочный ( 3месяца).
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
• изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
• Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
• Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
• изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
• наблюдения за детьми и беседы с ними.
2 этап – основной
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
-проведение ряда запланированных мероприятий
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога.
- практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
-проведение совместных мероприятий с родителями.
Активные формы и методы работы с родителями:
-анкетирование
- занятия с участием родителей («День Матери», «Субботник»)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Осенняя фантазия» - нетрадиционные способы изодеятельности, поделки «Дары осени»).
- акции («Правильно везу!», «Ласковое слово», фотоконкурс «Лучше папы друга нет!», «Ангел по имени МАМА!»)
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- оформление фотовыставок
Это перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы я использовала, как разнообразные современные формы работы с родителями.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность? », «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей.
Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках.
3 этап – заключительный
Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями воспитанников.
-анкетирование по удовлетворенности работой ДО родителей;
-определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Предполагаемые результаты:
Дети
- формирование заботливого отношения к своей семье;
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;
Родители
- воспитание чувства уверенности и защищённости.
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;
Педагоги
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.
Предметно-развивающая среда:
- созданы условия для формирования положительного образа семьи;
- комфортная, безопасная.
Результативность разработанной модели социального партнерства определяется по следующим критериям: создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами.
Это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.
Литература.
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
ИПК, 2006. – 95 с.
3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей-
М.Просвещение,2005.
4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001.
7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
8. ФГОС ДОО - проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"
Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья»....
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в ...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании ...
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья - настоящие друзья»
Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителямиЗадачи:1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей2. Использование новых нетрадиционных форм раб...
Проект по взаимодействию с родителями " Детский сад и семья - настоящие друзья".
Долгосрочный роект по работе с родителями...
проект по работе с родителями "Детский сад и семья - лучшие друзья"
Всем известно, что только при сотрудничестве с родителями можно достичь хорошего результата в воспитании и развитии детей.Поэтому необходимо построить систему работы с родителями....