Дополнительная услуга "Читай-ка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Пояснительная записка.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Цели программы: Построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
• Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
• Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
• Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учета возрастных особенностей обучаемых).
Программа включает в себя 62 занятия.
Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 30 – 40 минут для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю в игровой форме.
Структура и основные направления реализации программы.
На занятиях ведётся работа над правильной артикуляцией, характеристикой звука, знакомством с буквой, слогом, словом.
Работа со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение загадки, фонематической сказки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Используется стихотворение про букву.
7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, песке, используя световой стол.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Реализация программы по обучению чтению дошкольников «Читай-ка» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений обо всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.
Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
К концу обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
- определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку (гласный, согласный);
- самостоятельно составлять предложение;
- составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- уметь работать с кассой букв;
- использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; - точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
- овладевают позой пишущего человека;
- ориентироваться на листе;
- рисовать разнообразные линии;
- делить линию пополам; пропечатывать буквы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! [Текст] / Л.Е. Белоусова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие [Текст] / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г.А. Глинка. - М: «Питер», 1997. – 288 с.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 80 с.
5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: «Гном и Д». 2000. – 96 с.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 96 с.
7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова, Н.С. Баренцева. - М.: «ГномПресс», 1995. – 38 с.
8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах [Текст] / В.Н. Савичев. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 48 с.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
10. Сказка о веселом язычке [Текст]. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. – 80 с.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 32 с.
12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте [Ткаченко] / Т.А. Ткаченко. - М.: «Гном и Д», 2000. – 48 с.40
13. Жукова Н.С. «Букварь»
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1. | «Знакомство со звуками». «Встреча Звука и Буквы» «Звук и буква «А» | 1 |
2. | «Звук и буква «У». | 1 |
3. | «Звук и буква «О» | 1 |
4. | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | 1 |
5. | «Звуки [С] и [С'], буква «С»» |
|
6. | «Сочетание «АУ» «Сочетание «УА» | 1 |
7. | «Сочетание «АМ» «Сочетание «УМ» | 1 |
8. | «Сочетание «АС» «Сочетание «УС» | 1 |
9. | «Сочетание «МА» «Сочетание «МУ» | 1 |
10. | «Сочетание «СА», «Сочетание СО» «Сочетание «СУ». Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
11. | Звуки [Х] и [Х'], буква «X». Сочетание «Ха», «ХО», «ХУ» Чтение коротких слов, фраз | 1 |
12 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | 1 |
13. | «Сочетание «РА», «Сочетание РО» «Сочетание «РУ». Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
14 | «Звук и буква «Ш». Сочетание «ША», «ШО», «ШУ» | 1 |
15. | Сочетание С-Ш. Чтение коротких слов, фраз | 1 |
16. | «Звук и буква «Ы» Сочетание с другими буквами. | 1 |
17. | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | 1 |
18. | Сочетание Л-Р. | 1 |
19. | Сочетание Л-Р с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
20 | «Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | 1 |
21. | Сочетание Н с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
22. | «Звуки [К] и [К'], буква «К | 1 |
23. | Буква «К» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
24. | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»» | 1 |
25. | «Звук и буква «И». Сочетание И-Ы | 1 |
26. | Буква «И» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
27. | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | 1 |
28. | Буква «П» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз | 1 |
29. | «Звуки [З] и [З'], буква «3». Сочетание С-З | 1 |
30. | Буква «З» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
31. | «Звук и буква «Й» | 1 |
32. | Сочетание букв И-Ы, ИЙ-ЫЙ | 1 |
33. | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | 1 |
34. | « Сочетание Г-К | 1 |
35. | «Звуки [В] и [В'], буква «В» Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
36. | Чтение коротких рассказов «Рисунки», «Парк» Беседа по прочитанному. | 1 |
37. | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д». Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
38. | Сочетание букв Д-Т. Чтение рассказа «Два шалуна» | 1 |
39. | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» Сочетание Б-П. Чтение рассказа «Под дубами» | 1 |
40. | Чтение рассказов «Грибники устали», « Грибной суп» | 1 |
41. | «Звук и буква «Ж». Чтение рассказа «На лугу» | 1 |
42. | Сочетание Ж-З. Чтение рассказа «Про жука и осу» | 1 |
43. | Сочетание Ж-Ш. Чтение рассказа «Наш сад» | 1 |
44. | Буква «Е». Чтение рассказа «Наш лес» | 1 |
45. | Буква «Е» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз.Чтение рассказа «Белка» | 1 |
46. | «Буква [Ь] Чтение рассказа «Рыбаки» | 1 |
47. | Буква «Ь» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Будем обедать» | 1 |
48. | Буква «Я». Буква «Я» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Наша семья», «Дикая яблонька» | 1 |
49. | Буква «Ю» Буква «Ю» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Делаю зарядку» | 1 |
50. | Буква «Ё» . Чтение рассказа «Дети и ёж» | 1 |
51. | Сочетание Ё-Е. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказов «Кот Буся и дождь», « Ёж и кот» | 1 |
52. | «Звук и буква «Ч». Буква «Ч» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | 1 |
53. | Сочетание букв С-Ч-Ш. Чтение рассказа « Чайник начальник» | 1 |
54. | Сочетание Ч-ТЬ. Прочитай и ответь на вопросы «Что у кого?» | 1 |
55. | «Звук и буква «Э» Чтение рассказа «Эхо» | 1 |
56. | «Звук и буква «Ц». Чтение рассказа «Ваня умелец» | 1 |
57. | Сочетание Ц-Ч. Чтение рассказа «Подарок» | 1 |
58. | Сочетание Ц-С. Чтение рассказа «Подарок» | 1 |
59. | «Звук и буква «Ф» Чтение рассказа «Светофор», «Свинья Фефёла» | 1 |
60. | «Звук и буква «Щ» Сочетание Щ-С, Щ-Ч | 1 |
61. | Буква «Щ». Чтение рассказов. | 1 |
62. | Буква «Ъ». Чтение рассказов. | 1 |
63. | Обобщающее занятие. Чтение рассказов. | 1 |
| Всего: | 63 |
Месяц | Тема | Задачи | Количество занятий |
Октябрь
1 неделя
| «Знакомство со звуками». «Встреча Звука и Буквы» «Звук и буква «А» | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников. Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников знакомство дошкольников с буквой «А» | 1 |
«Звук и буква «У». | Формирование у детей стойких представлений о букве «У». Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | 1 | |
2 неделя | «Звук и буква «О» | Знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи, развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук. | 1 |
«Звуки [М] и [М'], буква «М» | Научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | 1 | |
3 неделя | «Звуки [С] и [С'], буква «С»» | Сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе – букве «С» | 1 |
«Сочетание «АУ» «Сочетание «УА» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 | |
4 неделя | «Сочетание «АМ» «Сочетание «УМ» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 |
«Сочетание «АС» «Сочетание «УС» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 | |
Ноябрь
1 неделя | «Сочетание «МА» «Сочетание «МУ» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | 1 |
«Сочетание «СА», «Сочетание СО» «Сочетание «СУ». Чтение коротких слов, фраз. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | 1 | |
2 неделя | Звуки [Х] и [Х'], буква «X». Сочетание «Ха», «ХО», «ХУ» | Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | 1 | |
3 неделя | «Сочетание «РА», «Сочетание РО» «Сочетание «РУ». Чтение коротких слов, фраз. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | 1 |
«Звук и буква «Ш». Сочетание «ША», «ШО», «ШУ» | Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | 1 | |
4 неделя | Сочетание С-Ш. Чтение коротких слов, фраз | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [С] и [Ш] | 1 |
«Звук и буква «Ы» Сочетание с другими буквами. | Познакомить дошкольников с буквой «Ы». Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
Декабрь
1 неделя | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | 1 |
Сочетание Л-Р. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Л] и [Р] | 1 | |
2 неделя | Сочетание Л-Р с гласными буквами. | Чтение коротких слов, фраз.
| 1 |
«Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | 1 | |
3 неделя | Сочетание Н с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Н] и [Н'] | 1 |
«Звуки [К] и [К'], буква «К | Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»
| 1 | |
4 неделя | Буква «К» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»» | Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | 1 | |
Январь
1 неделя | «Звук и буква «И». Сочетание И-Ы | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [И] и [Ы] | 1 |
Буква «И» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. | 1 | |
2 неделя | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | 1 |
Буква «П» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [П] | 1 | |
3 неделя | «Звуки [З] и [З'], буква «3». Сочетание С-З | Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | 1 |
Буква «З» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [З] | 1 | |
4 неделя | «Звук и буква «Й» | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | 1 |
Сочетание букв И-Ы, ИЙ-ЫЙ | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Й] | 1 | |
Февраль
1 неделя | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | 1 |
« Сочетание Г-К | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Г]и [К] | 1 | |
2 неделя | «Звуки [В] и [В'], буква «В» Буква «В» в сочетании с другими буквами. | Научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
Чтение коротких рассказов «Рисунки», «Парк»
| Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
3 неделя | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д». Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | 1 |
4 неделя | Сочетание букв Д-Т. Чтение рассказа «Два шалуна» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Д] и [Т] | 1 |
«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» Сочетание Б-П. Чтение рассказа «Под дубами» | Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | 1 | |
Март
1 неделя | Чтение рассказов «Грибники устали», « Грибной суп» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
«Звук и буква «Ж». Чтение рассказа «На лугу» | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж» | 1 | |
2 неделя | Сочетание Ж-З. Чтение рассказа «Про жука и осу» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Ж] и [З] Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
Сочетание Ж-Ш. Чтение рассказа «Наш сад» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Ж] и [Ш] Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
3 неделя | Буква «Е». Чтение рассказа «Наш лес» | Познакомить детей со звуком и буквой «Е» | 1 |
Буква «Е» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз.Чтение рассказа «Белка» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
4 неделя | «Буква [Ь] Чтение рассказа «Рыбаки» | Сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] | 1 |
Буква «Ь» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Будем обедать» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
Апрель
1 неделя | Буква «Я». Буква «Я» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Наша семья», «Дикая яблонька» | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» | 1 |
Буква «Ю» Буква «Ю» в сочетании с другими буквами. | Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Делаю зарядку» | 1 | |
2 неделя | Буква «Ё». Чтение рассказа «Дети и ёж» | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё». Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы.
| 1 |
Сочетание Ё-Е. | Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказов «Кот Буся и дождь», « Ёж и кот» | 1 | |
3 неделя | «Звук и буква «Ч». Буква «Ч» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | Научить детей различению звука и буквы «Ч», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | 1 |
Сочетание букв С-Ч-Ш. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки С, Ч, Ш. Чтение рассказа « Чайник начальник» | 1 | |
4 неделя | Сочетание Ч-ТЬ. Прочитай и ответь на вопросы «Что у кого?» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ч-ТЬ | 1 |
«Звук и буква «Э» Чтение рассказа «Эхо» | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | 1 | |
Май 1 неделя | «Звук и буква «Ц». Чтение рассказа «Ваня умелец» | Познакомить детей со звуком и буквой «Ц» | 1 |
Сочетание Ц-Ч. Чтение рассказа «Подарок» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ц-Ч | 1 | |
2 неделя | Сочетание Ц-С. Чтение рассказа «Подарок» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ц-С | 1 |
«Звук и буква «Ф» Чтение рассказа «Светофор», «Свинья Фефёла» | Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф». | 1 | |
3 неделя | «Звук и буква «Щ» Сочетание Щ-С, Щ-Ч | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Щ-С | 1 |
Буква «Щ». Чтение рассказов. | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | 1 | |
4 неделя | Буква «Ъ». Чтение рассказов. | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ъ] | 1 |
| Чтение коротких рассказов по выбору детей. | Отработка навыков чтения. Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_programme_chitay-ka.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöйвелöдан учреждение
Рабочая учебная программа по обучению детей чтению 5-7 лет «Читай-ка»
Педагог- психолог
Сонцова А.И.
2019 г.
Пояснительная записка.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Цели программы: Построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
• Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
• Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
• Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учета возрастных особенностей обучаемых).
Программа включает в себя 62 занятия.
Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 30 – 40 минут для детей 6 - 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю в игровой форме.
Структура и основные направления реализации программы.
На занятиях ведётся работа над правильной артикуляцией, характеристикой звука, знакомством с буквой, слогом, словом.
Работа со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение загадки, фонематической сказки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Используется стихотворение про букву.
7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, песке, используя световой стол.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Реализация программы по обучению чтению дошкольников «Читай-ка» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений обо всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.
Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
К концу обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
- определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку (гласный, согласный);
- самостоятельно составлять предложение;
- составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- уметь работать с кассой букв;
- использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; - точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
- овладевают позой пишущего человека;
- ориентироваться на листе;
- рисовать разнообразные линии;
- делить линию пополам; пропечатывать буквы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! [Текст] / Л.Е. Белоусова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие [Текст] / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г.А. Глинка. - М: «Питер», 1997. – 288 с.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 80 с.
5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: «Гном и Д». 2000. – 96 с.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 96 с.
7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова, Н.С. Баренцева. - М.: «ГномПресс», 1995. – 38 с.
8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах [Текст] / В.Н. Савичев. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 48 с.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
10. Сказка о веселом язычке [Текст]. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. – 80 с.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 32 с.
12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте [Ткаченко] / Т.А. Ткаченко. - М.: «Гном и Д», 2000. – 48 с.40
13. Жукова Н.С. «Букварь»
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1. | «Знакомство со звуками». «Встреча Звука и Буквы» «Звук и буква «А» | 1 |
2. | «Звук и буква «У». | 1 |
3. | «Звук и буква «О» | 1 |
4. | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | 1 |
5. | «Звуки [С] и [С'], буква «С»» | |
6. | «Сочетание «АУ» «Сочетание «УА» | 1 |
7. | «Сочетание «АМ» «Сочетание «УМ» | 1 |
8. | «Сочетание «АС» «Сочетание «УС» | 1 |
9. | «Сочетание «МА» «Сочетание «МУ» | 1 |
10. | «Сочетание «СА», «Сочетание СО» «Сочетание «СУ». Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
11. | Звуки [Х] и [Х'], буква «X». Сочетание «Ха», «ХО», «ХУ» Чтение коротких слов, фраз | 1 |
12 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | 1 |
13. | «Сочетание «РА», «Сочетание РО» «Сочетание «РУ». Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
14 | «Звук и буква «Ш». Сочетание «ША», «ШО», «ШУ» | 1 |
15. | Сочетание С-Ш. Чтение коротких слов, фраз | 1 |
16. | «Звук и буква «Ы» Сочетание с другими буквами. | 1 |
17. | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | 1 |
18. | Сочетание Л-Р. | 1 |
19. | Сочетание Л-Р с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
20 | «Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | 1 |
21. | Сочетание Н с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
22. | «Звуки [К] и [К'], буква «К | 1 |
23. | Буква «К» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
24. | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»» | 1 |
25. | «Звук и буква «И». Сочетание И-Ы | 1 |
26. | Буква «И» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
27. | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | 1 |
28. | Буква «П» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз | 1 |
29. | «Звуки [З] и [З'], буква «3». Сочетание С-З | 1 |
30. | Буква «З» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
31. | «Звук и буква «Й» | 1 |
32. | Сочетание букв И-Ы, ИЙ-ЫЙ | 1 |
33. | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | 1 |
34. | « Сочетание Г-К | 1 |
35. | «Звуки [В] и [В'], буква «В» Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
36. | Чтение коротких рассказов «Рисунки», «Парк» Беседа по прочитанному. | 1 |
37. | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д». Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
38. | Сочетание букв Д-Т. Чтение рассказа «Два шалуна» | 1 |
39. | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» Сочетание Б-П. Чтение рассказа «Под дубами» | 1 |
40. | Чтение рассказов «Грибники устали», « Грибной суп» | 1 |
41. | «Звук и буква «Ж». Чтение рассказа «На лугу» | 1 |
42. | Сочетание Ж-З. Чтение рассказа «Про жука и осу» | 1 |
43. | Сочетание Ж-Ш. Чтение рассказа «Наш сад» | 1 |
44. | Буква «Е». Чтение рассказа «Наш лес» | 1 |
45. | Буква «Е» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз.Чтение рассказа «Белка» | 1 |
46. | «Буква [Ь] Чтение рассказа «Рыбаки» | 1 |
47. | Буква «Ь» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Будем обедать» | 1 |
48. | Буква «Я». Буква «Я» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Наша семья», «Дикая яблонька» | 1 |
49. | Буква «Ю» Буква «Ю» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Делаю зарядку» | 1 |
50. | Буква «Ё» . Чтение рассказа «Дети и ёж» | 1 |
51. | Сочетание Ё-Е. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказов «Кот Буся и дождь», « Ёж и кот» | 1 |
52. | «Звук и буква «Ч». Буква «Ч» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | 1 |
53. | Сочетание букв С-Ч-Ш. Чтение рассказа « Чайник начальник» | 1 |
54. | Сочетание Ч-ТЬ. Прочитай и ответь на вопросы «Что у кого?» | 1 |
55. | «Звук и буква «Э» Чтение рассказа «Эхо» | 1 |
56. | «Звук и буква «Ц». Чтение рассказа «Ваня умелец» | 1 |
57. | Сочетание Ц-Ч. Чтение рассказа «Подарок» | 1 |
58. | Сочетание Ц-С. Чтение рассказа «Подарок» | 1 |
59. | «Звук и буква «Ф» Чтение рассказа «Светофор», «Свинья Фефёла» | 1 |
60. | «Звук и буква «Щ» Сочетание Щ-С, Щ-Ч | 1 |
61. | Буква «Щ». Чтение рассказов. | 1 |
62. | Буква «Ъ». Чтение рассказов. | 1 |
63. | Обобщающее занятие. Чтение рассказов. | 1 |
Всего: | 63 |
Месяц | Тема | Задачи | Количество занятий |
Октябрь 1 неделя | «Знакомство со звуками». «Встреча Звука и Буквы» «Звук и буква «А» | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников. Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников знакомство дошкольников с буквой «А» | 1 |
«Звук и буква «У». | Формирование у детей стойких представлений о букве «У». Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | 1 | |
2 неделя | «Звук и буква «О» | Знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи, развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук. | 1 |
«Звуки [М] и [М'], буква «М» | Научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | 1 | |
3 неделя | «Звуки [С] и [С'], буква «С»» | Сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе – букве «С» | 1 |
«Сочетание «АУ» «Сочетание «УА» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 | |
4 неделя | «Сочетание «АМ» «Сочетание «УМ» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 |
«Сочетание «АС» «Сочетание «УС» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | 1 | |
Ноябрь 1 неделя | «Сочетание «МА» «Сочетание «МУ» | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | 1 |
«Сочетание «СА», «Сочетание СО» «Сочетание «СУ». Чтение коротких слов, фраз. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | 1 | |
2 неделя | Звуки [Х] и [Х'], буква «X». Сочетание «Ха», «ХО», «ХУ» | Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | 1 | |
3 неделя | «Сочетание «РА», «Сочетание РО» «Сочетание «РУ». Чтение коротких слов, фраз. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | 1 |
«Звук и буква «Ш». Сочетание «ША», «ШО», «ШУ» | Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | 1 | |
4 неделя | Сочетание С-Ш. Чтение коротких слов, фраз | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [С] и [Ш] | 1 |
«Звук и буква «Ы» Сочетание с другими буквами. | Познакомить дошкольников с буквой «Ы». Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
Декабрь 1 неделя | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | 1 |
Сочетание Л-Р. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Л] и [Р] | 1 | |
2 неделя | Сочетание Л-Р с гласными буквами. | Чтение коротких слов, фраз. | 1 |
«Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | 1 | |
3 неделя | Сочетание Н с гласными буквами. Чтение коротких слов, фраз. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Н] и [Н'] | 1 |
«Звуки [К] и [К'], буква «К | Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» | 1 | |
4 неделя | Буква «К» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»» | Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | 1 | |
Январь 1 неделя | «Звук и буква «И». Сочетание И-Ы | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [И] и [Ы] | 1 |
Буква «И» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. | 1 | |
2 неделя | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | 1 |
Буква «П» в сочетании с другими буквами. | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [П] | 1 | |
3 неделя | «Звуки [З] и [З'], буква «3». Сочетание С-З | Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | 1 |
Буква «З» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [З] | 1 | |
4 неделя | «Звук и буква «Й» | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | 1 |
Сочетание букв И-Ы, ИЙ-ЫЙ | Чтение коротких слов и фраз. Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Й] | 1 | |
Февраль 1 неделя | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | 1 |
« Сочетание Г-К | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Г]и [К] | 1 | |
2 неделя | «Звуки [В] и [В'], буква «В» Буква «В» в сочетании с другими буквами. | Научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» Чтение коротких слов и фраз. | 1 |
Чтение коротких рассказов «Рисунки», «Парк» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
3 неделя | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д». Буква «В» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. | Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | 1 |
4 неделя | Сочетание букв Д-Т. Чтение рассказа «Два шалуна» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Д] и [Т] | 1 |
«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» Сочетание Б-П. Чтение рассказа «Под дубами» | Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | 1 | |
Март 1 неделя | Чтение рассказов «Грибники устали», « Грибной суп» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
«Звук и буква «Ж». Чтение рассказа «На лугу» | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж» | 1 | |
2 неделя | Сочетание Ж-З. Чтение рассказа «Про жука и осу» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Ж] и [З] Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
Сочетание Ж-Ш. Чтение рассказа «Наш сад» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Ж] и [Ш] Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
3 неделя | Буква «Е». Чтение рассказа «Наш лес» | Познакомить детей со звуком и буквой «Е» | 1 |
Буква «Е» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз.Чтение рассказа «Белка» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
4 неделя | «Буква [Ь] Чтение рассказа «Рыбаки» | Сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] | 1 |
Буква «Ь» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Будем обедать» | Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 | |
Апрель 1 неделя | Буква «Я». Буква «Я» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Наша семья», «Дикая яблонька» | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» | 1 |
Буква «Ю» Буква «Ю» в сочетании с другими буквами. | Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа «Делаю зарядку» | 1 | |
2 неделя | Буква «Ё». Чтение рассказа «Дети и ёж» | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё». Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
Сочетание Ё-Е. | Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказов «Кот Буся и дождь», « Ёж и кот» | 1 | |
3 неделя | «Звук и буква «Ч». Буква «Ч» в сочетании с другими буквами. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | Научить детей различению звука и буквы «Ч», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Чтение коротких слов и фраз. Чтение рассказа « Подруги» | 1 |
Сочетание букв С-Ч-Ш. | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки С, Ч, Ш. Чтение рассказа « Чайник начальник» | 1 | |
4 неделя | Сочетание Ч-ТЬ. Прочитай и ответь на вопросы «Что у кого?» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ч-ТЬ | 1 |
«Звук и буква «Э» Чтение рассказа «Эхо» | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | 1 | |
Май 1 неделя | «Звук и буква «Ц». Чтение рассказа «Ваня умелец» | Познакомить детей со звуком и буквой «Ц» | 1 |
Сочетание Ц-Ч. Чтение рассказа «Подарок» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ц-Ч | 1 | |
2 неделя | Сочетание Ц-С. Чтение рассказа «Подарок» | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Ц-С | 1 |
«Звук и буква «Ф» Чтение рассказа «Светофор», «Свинья Фефёла» | Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф». | 1 | |
3 неделя | «Звук и буква «Щ» Сочетание Щ-С, Щ-Ч | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки Щ-С | 1 |
Буква «Щ». Чтение рассказов. | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | 1 | |
4 неделя | Буква «Ъ». Чтение рассказов. | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ъ] | 1 |
Чтение коротких рассказов по выбору детей. | Отработка навыков чтения. Беседа по прочитанному. Учить детей отвечать на вопросы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...