Методическая разработка. Конспект коррекционно развивающего занятия "Консультация педагогов Одарённость"
консультация
Индивидуальный подход к детям является основой их успешного развития. Одарённые дети требуют особых условий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000fda44-1fc00cc1.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагогов
«Одаренный ребенок в детском саду»
Педагог-психолог Бобрик Н.Н.
Часто в работе педагогов встречаются дети, которые сильно отличаются от своих сверстников в развитии. Они много знают, быстро все схватывают, как бы «на лету». Тогда мы о них говорим, что это одаренный ребенок. Проблема одаренности человека волнует людей с самых давних времен. Еще в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант».
В античные времена некоторые философы полагали, что талант – это «божий дар». В Средние века понятием «одаренность» обозначались врожденные, дарованные Богом способности. Считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет.
Интерес к явлению одаренности появился в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. И это не случайно. Эпоха Возрождения дала миру таких великих людей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Николай Коперник, Данте Алигьери, Вильям Шекспир и др.
Создание концепции одаренности началось на рубеже XIX и XX веков. Английский ученый Френсис Гальтон в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Позже было установлено, что одаренность во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.
В отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать, как сочетание способностей и факторов среды.
В настоящее время широко используются такие понятия как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.
Известно, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов. Это наследственность и физиологические особенности. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывает сильное влияние детский сад и школа. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности. Когда дети в одинаковых условиях достигают различных успехов, то можно говорить о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.
Способности можно разделить на две группы: общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность, и специальные способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.
Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.
Слово «одаренность» происходит от слова «дар». Одаренным, умным человеком называли того, кто мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности.
В наше время выражение «одарённые дети» употребляется широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно. Одаренных детей можно назвать нестандартными детьми. У них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового, у таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Одаренных детей отличает умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Детская одаренность, которая не сразу заметна для взрослых, называется потенциальной одаренностью.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Поэтому наличие психологических особенностей служит основанием для предположения об одаренности.
Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий. Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития. У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Они рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные задания. Одаренный ребенок способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно. Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще е по возрасту, и в решении некоторых из них добиваются успеха.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Задача педагога рассмотреть и развить способности, задатки у детей, обеспечить их максимальной развитие в дошкольном возрасте.
Важнейшие аспекты одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.
В дошкольном возрасте можно встретиться с ранней одаренностью детей.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.
Где же может прослеживаться ранняя одаренность у дошкольников? Ранняя одаренность детей может прослеживаться при интересе к чтению, математике и естествознанию. Ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас, подолгу сохраняет внимание, когда ему читают. Он способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова, проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.
При ранней математической одаренности ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов. Он проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов. Математически одаренный ребенок часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике.
Ранняя одаренность ребенка может проявляться в области естествознания. Одаренный ребенок внимателен к предметам и явлениям окружающей среды, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой. Он часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам, демонстрирует понимание причинно-следственных связей.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....
Методическая разработка. Конспект коррекционно развивающего занятия "Обезьянки"
В дошкольном возрасте активно развивается мышление, воображение. В данном конспекте предложены игры и упражнения для развития детей....
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"
Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
Методическая разработка: конспект коррекционного-развивающего занятия «День рождения цыпленка»
Тип занятия: формирование сенсорных эталонов/ подгрупповое Возраст: младшая группаПрограммные задачи:Обогащение чувственного опыта: Активизация и развитие зрительных функций (остроты зрения, цве...
Методическая разработка: "Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по конструированию в старшей группе по теме "Космос"
Конспект подгруппового занятияПо конструированию«Ракета для жителей страны Геометрия» в рамках темы: «Космос».Проводится с воспитанниками старшей группы с ЗПРУчител...
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст).
Предоставлен конспект индивидуального коррекционного занятия с педагогом-психологом для воспитанника с ТНР...