Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст).
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Предоставлен конспект индивидуального коррекционного занятия с педагогом-психологом для воспитанника с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
(старший дошкольный возраст).
Подготовил: педагог-психолог МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 7
г. Шебекино Белгородской области»
Белёновой Я. В.,
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.
Задачи:
- развитие произвольности познавательной деятельности;
- развитие устойчивости и переключения внимания;
- развитие слуховой и зрительной смысловой памяти;
- развитие логических операций: выделение существенных признаков, обобщение на их основе; выстраивание умозаключений с опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
- развитие умения понимать и формулировать логико-грамматические конструкции с опорой на наглядность.
Наглядный материал: набор картинок с временами года, 2 картинки с незначительными различиями, набор последовательных картинок, игра «Перепутанные линии», тексты для пальчиковой гимнастики, динамической паузы.
Приветствие. Настрой на занятие, мотивация.
Педагог-психолог: Настал день, я улыбнусь тебе, а ты мне. Ты весела, бодра, здорова, а играть готова? Я пригласила тебя, потому что мне нужна помощь. У меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Ей в детском саду загадали загадку, которую она никак не может разгадать. Поможем ей?
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Ответ ребенка.
Педагог-психолог: Загадка была трудной для тебя?
Ответ ребенка.
Педагог-психолог: Вот и я думаю, что загадка не трудная, но Маша не смогла ее разгадать. Как ты думаешь, не догадалась, какое это время года?
Выслушать ответ ребенка
Педагог-психолог: Действительно, Маша не знает существенных признаков весны. Может, мы расскажем и покажем ей, все, что знаем про весну?
Упражнение «Где весна?»
Педагог-психолог: У меня есть картинки, на которых изображены времена года. Найдем, где картинки с изображением весны?
Ребенок выполняет задание.
Педагог-психолог: Все картинки ты нашла правильно. Но ведь нам нужно объяснить, почему именно эти картинки мы выбрали.
Ребенок выполняет задание. Психолог поощряет полные ответы с выделением существенных признаков весны.
Упражнение «Найди отличия»
Педагог-психолог: Я подготовила две картинки – для Маши и ее подруги, на которых нарисована весна. Я очень старалась, чтобы они получились одинаковыми. Помоги мне проверить, получились ли картинки одинаковыми.
Ребенку предлагается найти отличия на двух картинках. Полные ответы поощряются.
Педагог-психолог: Как хорошо у тебя получилось найти все отличия, и теперь картинки одинаковые. Спасибо.
Динамическая пауза
Педагог-психолог: Я вдруг поняла, что Маша не знает, что весной появляются первые цветы. Покажем ей?
«Цветочки»
Вот цветочек вырастает.
(Ребенок сидит на корточках и медленно поднимает голову).
Лепесточек выпускает.
(Ручки в стороны и немного вверх).
Он головку поднимает.
(Ручки поднялись выше и немного округлились над головой).
И цветочек раскрывает.
(Ребенок встаёт в полный рост и раскрывают ручки).
Упражнение «Запомни картинки»
Педагог-психолог: Ты, наверное, очень любишь гулять? Мне тоже нравится, ведь весной много интересных развлечений. Я хочу предложить тебе игру: я покажу тебе свои самые любимые занятия. Ты их запомни, а затем найди их среди других развлечений.
Ребенок выполняет задание.
Педагог-психолог: У тебя, и правда, очень хорошая память.
Упражнение «Последовательные картинки»
Педагог-психолог: Вот, например, что происходи на этих картинках? Разложи их по порядку, чтобы получилась история.
Ребенок выкладывает.
Педагог-психолог: По-моему, у тебя получилось. Покажи, где мальчик, стоящий на горе? Где мальчик, спускающийся с горы? А где мальчик, спустившийся с горы? Где ломающаяся лыжа? Где сломанная лыжа?
Расскажи историю целиком.
Рассказ ребенка.
Пальчиковая гимнастика
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник. Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Игра «Перепутанные линии»
Педагог-психолог: Мы уже много подготовили информации для Маши про весну. Я бы хотела отправить ей это письмом. Но мне трудно понять, по какой дорожке его послать. Найти, в какой ящик нужно опустить письмо, чтобы оно пришло по адресу.
Ребенок с помощью цветных карандашей обводит перепутанные линии, находит нужную и приклеивает изображение письма к карточке в нужном месте.
Рефлексия.
Педагог-психолог: Мы сделали такое важное дело! Помогли моей знакомой. Ты помнишь, как её зовут? А что тебе больше всего запомнилось из того, что мы делали?
Ритуал прощания.
Ребенок выбирает цветную ленточку, цвет своего настроения.
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 88 с.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 5 - 6 лет. - М.: Махаон, 2007. - 112 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!». ...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»
На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме, решаются коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.
Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи .
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи....
Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»
В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу диф...