Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
![]() | 43.5 КБ |
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком в возрасте 4-х месяцев в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования
«Поиграем с пузырьками».
Программное содержание: Оборудование: | Учить ребенка находить невидимый источник звука; выполнять целенаправленные действия по отношению к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка; развивать и совершенствовать навыки хватания; способствовать созданию радостного настроения.
|
Ход занятия: Организационный момент: Основная часть: Заключительная часть: | I БЛОК Ребенок лежит на пуфике. Дефектолог проводит ребенку лёгкий массаж пальчиков. (погладить его ручки, ножки, сделать, разминание, легкое поглаживание), приговаривая: Сладко мой птенчик живет: Нет ни тревог, ни забот, Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш! II БЛОК Включен зеркальный шар, играет тихая музыка. Яркие световые эффекты привлекают и поддерживают внимание, способствуют релаксации, стимуляции двигательной активности. Ребёнок на руках у дефектолога. Если ребенок хорошо держит головку в вертикальном положении, то, поддерживая его подмышки, можно слегка поставить его на ноги, вызывая отталкивание от опоры и привлекая его внимание к огонькам на стене. Если ребенок плохо удерживает головку в вертикальном положении, то надо держать его на руках в положении лежа на животе и привлекать его внимание к огонькам на стене: «Посмотри, какие красивые огоньки, давай попробуем их поймать. Молодец, Ванечка, лови, лови огоньки». Д/и «Что звенит?» Цели: учить ребенка находить невидимый источник звука; выполнять целенаправленные действия по отношению к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка; развивать и совершенствовать навыки хватания; способствовать созданию радостного настроения. Ход игры: Зеркальный шар выключен, свет приглушён, играет тихая музыка. Дефектолог: «А теперь мы ляжем на спинку и послушаем, где звенит погремушка. Молодец, Ванечка, вот она!» (Повторить 2-3 раза). Дефектолог то приближает, то удаляет погремушку от ребенка, но она всегда должна находиться в поле его зрения. Приблизить игрушку к руке ребенка, но не позволять ее взять до тех пор, пока малыш не перевернется со спины на бок, а затем на живот. При необходимости можно помочь ребенку. Как только ребенок повернется, можно дать ему возможность захватить погремушку. Повторить все то же самое, побуждая ребенка повернуться в другую сторону. Погреметь игрушкой, приговаривая: Погремушечка, погремушечка, Погреми, погреми, погремушечка. Так, так, так, так, Погреми, погреми, погремушечка! Упражнение «Наш Ванечка учится ползать». Цель: побуждать ребенка к ползанию. Ход: Дефектолог: «Кто у нас стоит на коврике? Это неваляшка. Как она поет песенку?» Динь-дон, динь-дон, Всюду слышен перезвон. Ребенок лежит на животе. Дефектолог приставляет ладони к его ступням, что бы он смог упереться в них и оттолкнуться. Упражнение «Самолетик» Цели: побуждать ребенка откликаться общим оживлением и улыбкой на игру; побуждать к эмоциональному голосовому общению со взрослыми. Ход: Дефектолог берёт ребенка на руки и раскачивает его влево, вправо, вверх, вниз, издавая звук: «з-з-з-з». Дефектолог: «Прилетел самолетик, и наш Ванечка прилетел, прямо к рыбкам». Д/и «Колонна с рыбками». Цели: формирование зрительного сосредоточения; развитие внимания, тактильного восприятия; активизация гуления. Ход игры: Дефектолог держит ребенка вертикально (если малыш держит голову) или лежа на руках. Обратиться к малышу: «Где у нас рыбки, где пузырьки?». При этом приложить ручки ребенка к колонне. Ребенок обнимает ее, прижимается к ней. Упражнение «Посмотри на малыша». Цель: стимуляция поднятия и удержания головы. Ход: Для игры используется детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. Ребенка надо уложить на живот на мягкую платформу возле колонны, лицом к зеркалу. Дефектолог постукивает по зеркалу и говорит: «Посмотри на малыша», побуждет ребенка поднять голову и посмотреть на свое отражение, при этом хвалит ребенка: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий! Ванечка пригожий!». III БЛОК Организуется релаксация – снятие усталости, напряжения, создаётся положительная установка на дальнейшие занятия. Дефектолог обращается к ребенку: «Наши ручки отдыхают, наши ножки отдыхают». Включить релаксационную музыку, поглаживать ребенка по голове, приговаривая: Ах, ты мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусочек! |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком в возрасте 8 - ми месяцев в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования
«Веселые огоньки».
Программное содержание: Оборудование: | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности и дифференциации предметов; формирование представлений о различной текстуре и свойствах предметов, стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками; развитие двигательных навыков, внимания; достижение положительного эмоционального состояния; формирование зрительного сосредоточения; развитие тактильной чувствительности; стимуляция лепета.
|
Ход занятия: Организационный момент: Основная часть: Заключительная часть: | I БЛОК Включить тихую музыку, свет приглушить. Ребенка положить на мягкий пуфик. В комнате безопасно, спокойно. Начать с легкого массажа (поглаживания, разминания) пальчиков рук, ног, приговаривая потешку: Что за ножки? Что за ножки? У тебя, у нашей крошки! Эти ножки, эти ножки Будут бегать по дорожке! II БЛОК Д/и «Давай потрогаем». Цели: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности и дифференциации (различения) предметов; формирование представлений о различной текстуре и свойствах предметов: Ход игры: Дефектолог с малышом на руках гуляет по комнате, знакомит его с особенностями вещей, воспринимаемых на ощупь. Малыш ощупывает предметы, а дефектолог называет их свойства: мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные, теплые и т.д, Показывает ребенку коробку,произносит: «Посмотри, коробка, красивая! Это ленточки». Упражнение «Вытягивание лент». Цель: совершенствование мелкой моторики пальцев обеих рук; стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками, опускать их в коробку. Ход: Дефектолог показывает малышу, как можно взяться двумя или тремя пальчиками за кончик ленты, свисающей из коробки. Когда малыш вытянет все ленты, можно поиграть с ними, подбрасывая их вверх. Упражнение «Поймай огонек». Цели: развитие двигательных навыков, внимания; достижение положительного эмоционального состояния. Ход: Под потолком вращается зеркальный шар. Общий свет выключен. Дефектолог: «Давай поймаем огонек (поднимите ручки малыша вверх): Огонек летит, летит Я поймать его хочу. Не поймал! Вот какие быстрые огоньки». Д/и «Посмотри, какие рыбки». Цели: формирование зрительного сосредоточения; развитие тактильной чувствительности; речевое развитие. Ход игры Дефектолог:: «Кто плавает в водичке? (Включить пузырьковую колонну с рыбками, общий свет выключить.) Посмотри, рыбки красивые плавают вверх и вниз. Хочешь поймать рыбку? Рыбка, рыбка-озорница, Мы хотим тебя поймать! Никак не поймать рыбку. Пузырьки играют с рыбками: «Буль-буль, Буль-буль»: Осторожно, пузыри! Ой, какие! Ой, смотри! Раздуваются, блестят! Отрываются, летят! Давай потрогаем колонну. Какая она? Прохладная. А если щечкой прижмемся? Гудит: «у-у-у-у-у». Мы с тобой поиграли, а теперь отдохнем» III БЛОК Свет приглушен. Ребенок лежит в удобной для него позе, дефектолог поглаживает его, поёт ему песенку. Мягкие и теплые интонации голоса, ласковое обращение, монотонность пения успокаивают, создают атмосферу доверия и комфорта. Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки. Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, растем, растем. |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия с малой подгруппой детей 3-го года жизни в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования «Путешествие с Мишуткой».
Программное содержание: Оборудование: | Формирование слухового и зрительного сосредоточения; стимуляция направленного движения руки; ознакомление детей со свойствами предметов округлой формы; обучение выполнению действий с предметами, имеющими сквозное отверстие; развитие мелкой моторики; расширение сенсорного опыта детей; стимуляция и удержание внимания; создание эмоционально-положительного фона настроения; развитие тактильного восприятия, координации.
|
Ход занятия: Организационный момент: Основная часть: Заключительная часть: | I БЛОК Дефектолог: «Мы сейчас пойдем в гости к Мишутке. Посмотрите, какой он большой, какие у него ушки, глазки, носик. А это лапки. Как Мишутка в лесу кричит. а будет с нами играть». Звучит релаксационная музыка. Дети лежат на пуфиках. Дефектолог поглаживает их ручки, ножки (можно использовать колючий мячик), приговаривая: Спят луга, спят леса, Пала светлая роса. В небе звездочки горят, В речке струйки говорят. К нам в окно луна глядит, Малым деткам спать велит. II БЛОК Д/и «Солнечный зайчик». Цели: формирование слухового и зрительного сосредоточения; стимуляция направленного движения руки. Ход игры Свет выключен, включен зеркальный шар. Дефектолог обращается к малышу: «Посмотри, это солнечные зайчики, давай их поймаем: Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!» Ребенок на руках у дефектолога или стоит самостоятельно. Поддерживая внимание детей и создавая радостную атмосферу, дефектолог побуждает детей к тому, чтобы они сами попытались поймать ускользающего «зайчика». Дефектолог обращается к детям: «Давайте посмотрим, что мишутка спрятал для нас влесу. Пирамидка. Давай возьмем ее». Д/и «Собери пирамидку». Цели: ознакомление детей со свойствами предметов округлой формы; обучение выполнению действий с предметами, имеющими сквозное отверстие: развитие мелкой моторики; расширение сенсорного опыта детей. Ход игры Освещение естественное. Дефектолог показывает ребенку дырочки в кольцах пирамиды. Комментирует свои действия: «Посмотри, как я надеваю на стержень колечки. Придерживаю одной рукой основание – нижнее колечко, а другой рукой беру второе колечко и нанизываю. (Ребенок действует по образу, нанизывая колечки в любом порядке.) молодец, собрал пирамидку, и мишутка тебя хвалит, погладь его. Вот какая у нас цветная пирамидка получилась. Давай погуляем с мишуткой. Посмотри, что это за ниточки цветные?» Свет приглушается. Упражнение «Звездочки». Цели: стимуляции и удержание внимания; эмоциональное успокоение. Ход: Дефектолог обращает внимание детей на оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок»: «Посмотрите, звездочки, то гаснут, то загораются. Давай их потрогаем. Мы свами поиграли, а теперь пойдем смотреть рыбок. Пройдем по дорожке, переходя с «Кочки» на «кочку». Упражнение «По сенсорной тропе». Цели: развитие тактильного восприятия, координации; профилактика плоскостопия. Ход: Дефектолог обращает внимание детей на характеристики «кочек»: «Вот «кочка» колючая, а вот мягкая, а следующая пушистая. Что за ножки? Что за ножки? У тебя, у нашей крошки! Эти ножки, эти ножки, Будут бегать по дорожке! Вот как мы ходим хорошо, но давайте и ручками поработаем. Поползли скорей к рыбкам». Упражнение «Рыбки и пузырьки». Цели: стимуляция и развитие вниманиядетей; создание доброжелательной атмосферы. Ход: Дефектолог предлагает детям сесть на мягкую платформу рядом с пузырьковой колонной. Обращает на нее внимание малышей: «Посмотрите, как плавают рыбки: то вниз, то вверх». Дети трогают колонну, прижимаются к ней, смотрят на пузырьки, слушают, как они булькают, ощущают вибрацию. Дефектолог в это время проговаривает стихи: Ты смотри, смотри, смотри, Полетели пузыри, Красный, желтый голубой, Выбирай себе любой! Дефектолог предлагает детям посмотреть в зеркало и сказать, кто там отражается: «Да это ты, Ванечка, давай-ка улыбнемся. Вот такой красивый! Вот какой пригожий!». III БЛОК Звучит релаксационная музыка, в комнате полумрак. Дети лежит на мягких пуфах. Поглаживая ручки и ножки малышей, дефектолог приговаривает: «Полежим, отдохнем. Ванечка хороший, Ванечка пригожий!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-159015-1357223381.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием КТ (2гр. раннего возраста) Тема: «В гости к кошечке»
Ход занятия: Дети заходят в группу.Кто у нас хороший, кто у нас пригожий,Детки у нас хорошие, детки у нас пригожие. Раздается звук мяу-мяу.В-ль: Кто это мяукает? На экране ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-644411-1434722083.jpg)
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми с ТНР подготовительного возраста (6-7 лет) по теме:"Транспорт".
В предлагаемом материале представлен конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме:"Транспорт". Занятие проводят учитель-логопед и воспитат...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР «Урок в лесной школе»
Коррекционно-развивающее занятие по разделу « Развитие лексико-грамматических средств и самостоятельной развернутой фразовой речи» с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР «Урок в лесной школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910195-1490714018.jpg)
Методическая разработка коррекционно- развивающего занятия с детьми с ОВЗ по теме "Мир насекомых"
Методическая разработка коррекционно- развивающего занятия с детьми с ОВЗ по теме "Мир насекомых"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185819-1573236097.jpg)
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему: "Одежда"
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста, будет полезен педагогам и логопедам ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473291-1409146209.jpg)
конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ТНР в возрасте 4- 5 лет на тему "Путешествие к Фее цветов"
конспект коррекционно- развивающего заняти на тему "Путешествие к Фее цветов" составлено с использованием социо - игровых приемов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473291-1409146209.jpg)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «Вот и осень к нам пришла».
конспект коррекционно- развивающего заняти на тему "Вот и осень к нам пришла" составлено с использованием мнемотаблицы, что позволяет дошкольникам быстро и легко запомнить стихотворение...