Адаптированная образовательная программа (умеренная умственная отсталость)
материал
Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель:
Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, формирование его позитивных личностных качеств.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Развитие и коррекция основных движений, двигательных навыков, ручной и мелкой моторики.
Формирование перцептивных действий и сенсорных представлений.
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.
Расширение ориентировки в предметах ближайшего окружения, объектах живой и неживой природы и в некоторых их свойствах и качествах.
Создание предпосылок к развитию речи, стимулирование активной позиции ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Приобщение к музыкальной и элементарной театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа | 81.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ПМПк МБДОУ № 9 Дата _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ С.Н.Мещенская «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
КСЕНИИ К.
Срок реализации программы:
15 сентября 2019 г.- 15 мая 2020 г.
Составители программы:
Е.В. Шек, учитель-дефектолог
А.А.Капитонова, воспитатель
С.С. Гарбарчук, воспитатель
Согласовано:
Родитель ____________
2019 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Ксюша посещает дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с 15.12.2016 года. Является ребенком-инвалидом (справка МСЭ № 1459483 до 01.05.2018 г.).
Воспитывается в неполной семье, но папа иногда забирает девочку на выходные, есть старший брат-школьник. Отношения родителей с педагогами носят ситуативный характер: мама никогда не интересуется успехами ребенка, не обращается к педагогам за консультациями. Отношение к ребенку в семье в целом положительное, но в общении с дочерью мама внешне малоэмоциональна и пассивна. Отмечается недостаточное внимание к потребностям девочки: часто тесная и неудобная одежда доставляет ей дискомфорт, не всегда соблюдается ежедневная личная гигиена ребенка, нередко имеет неопрятный вид.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключение центральной ПМПК (протокол № 3/8-15 (2) - К от 29.10.2018 г.).
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности, препятствующие получению образования без создания специальных условий: малокорригируемое недоразвитие познавательной деятельности; грубое системное недоразвитие речи; знания, умения и навыки соответствуют программе для детей с умеренной умственной отсталостью.
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в образовательной организации;
рекомендуемая программа обучения: адаптированная основная образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью;
степень включенности: полное включение в образовательный процесс.
Актуальное состояние развития ребенка характеризуется следующими особенностями.
Основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого и реже действия по показу. Низкий уровень обучаемости. Работоспособность низкая, общий темп деятельности замедленный. Требуется массивная (обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая) помощь. Перенос способа действия по аналогии не осуществляет.
С взрослыми, особенно знакомыми, легко и охотно вступает в эмоционально-личностный контакт и совместные предметно-игровые действия. Активно демонстрирует улыбку на обращение взрослого, предъявление предмета и во время игровых действий. Любит похвалу и одобрение со стороны взрослого. Преобладает позитивное настроение. Доброжелательно относится к детям, взаимодействие со сверстниками носит характер игры рядом.
Выполняет простые речевые инструкции в знакомой обстановке: «Дай...», «Держи...», «Кати...» и т.п. При поддержке взрослого воспроизводит указательный жест рукой и указательным пальцем. В некоторых ситуациях пользуется рукой как средством коммуникации: здоровается, прощается, иногда подкрепляя жест словом. Собственная речь представлена отдельными словами. Иногда может односложно ответить на простейшие вопросы.
Девочка страдает избыточным весом. На физкультурных занятиях движения и действия по подражанию старается выполнять качественно. Ходит по дорожке за педагогом в заданном направлении, ходит по дорожке и следам. Перешагивает через низкие предметы. Невысоко подпрыгивает на одном месте, отрывая ноги от пола. При прыжках с продвижением вперед требуется помощь. Проползает под веревкой по показу. Ходит и ползает по гимнастической скамейке с поддержкой. Может прокатывать мяч в заданном направлении. Участвует в простых подвижных играх, соблюдая простейшие правила.
Ведущая рука правая. Ручная и мелкая моторика развиты недостаточно. По показу выполняет нанизывание, вкладывание в пазы, проталкивание в отверстия, но движения недостаточно точные. Старается захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным). Проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги с помощью.
Круг представлений о себе и окружающем значительно ниже возрастной нормы. Откликается на имя и называет себя по имени, идентифицирует по полу, узнает в зеркале, показывает некоторые части тела и лица. Выделяет себя, сверстников, близких людей на фотографиях, называет словом маму. Различает и показывает некоторых диких и домашних животных, при узнавании голосов животных допускает ошибки. Показывает некоторые части тела животного (голова, уши, глаза, хвост и т. д.). Различает и показывает по просьбе взрослого отдельные предметы бытового обихода (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда).
На знакомом материале соотносит предметы с их изображением в пределах двух-трех предъявленных образцов, сличает парные предметы и парные картинки. Основные цвета сличает, выделяет по образцу, но словом не обозначает. При чередовании двух цветов допускает ошибки. Различает величину: большой и маленький. Выделить по слову шар и куб правильно может не всегда. Различает звучание двух музыкальных инструментов, по подражанию реагирует сменой движения на их звучание. Складывает знакомую разрезную предметную картинку из двух-трех частей методом проб. Дидактические игрушки из трех-четырех частей (пирамиды, матрешки и др.) составляет с ошибками.
В знакомой обстановке вспомогательные средства и предметы-орудия (молоточек, стул, ложка) использует по подражанию действиям взрослого и с его помощью.
Зрительно различает количество один и много. Группы из одинаковых предметов по показу составляет с помощью. По подражанию выделяет один и много предметов, показывая невербально (жестом) их количество, иногда говорит «один».
Кисть, карандаш при рисовании держит правильно по напоминанию. Работы по рисованию старается выполнять самостоятельно. После показа проводит прямые, закругленные линии карандашами, красками, применяет приемы тычка, примакивания, закрашивания. При закрашивании выходит за контур изображения. Наклеивает простые заготовки предметов с помощью. Приемы лепки (размазывание, придавливание, раскатывания прямыми движениями) выполняет с помощью. В свободной деятельности работу с изобразительными средствами стала выбирать чаще.
По показу выполняет простейшие постройки: башня, ворота, дорога, дом. Обыгрывает постройки с поддержкой и по подражанию действиям взрослого. Простые изображения из счетных палочек (дорожка в один ряд и два ряда, заборчик, молоточек) выкладывает по подражанию с помощью. В свободную деятельность полученные конструктивные навыки не переносит.
На музыкально-ритмических занятиях в подпевании не участвует, по побуждению иногда произносит звукоподражания. По показу под музыку выполняет хлопки над головой, по коленям, справа и слева от себя, поочерёдно выставляет ногу на пятку, пружинку сочетает с фонариками. С некоторым опозданием начинает и заканчивает движение, реагируя на начало и окончание звучания музыки. По подражанию играет на бубне, погремушках, колокольчиках, ложках. В оркестре соблюдает последовательность игры на инструменте, действуя по показу.
Проявляет к игрушкам кратковременный эмоциональный интерес. Производит с игрушками игровые действия по подражанию взрослому и при его поддержке (нагружает и катает машину, кормит, укладывает спать и качает куклу, стучит в бубен и барабан). Выражает положительное эмоциональное отношение к кукле. По подражанию и побуждению взрослого участвует в несложных играх-инсценировках эпизодов сказок, стихов и потешек. Перенос знакомых игровых действий в самостоятельную деятельность осуществляет частично и редко.
О физиологических потребностях сообщает самостоятельно, необходима помощь со стороны взрослого при посадке на унитаз. Моет руки, тщательно намыливая, после пользования туалетом и перед едой. Навыки самостоятельного раздевания и одевания сформированы частично. Ест самостоятельно, но медленно и выборочно. Ложку держит правильно при напоминании. Во время еды не отвлекается, правил поведения за столом не нарушает. Благодарит за еду по напоминанию.
Адаптированную образовательную программу для детей с умеренной умственной отсталостью частично не усваивает. Выявленные особенности развития затрудняют формирование типичных видов детской деятельности, познавательного и целенаправленного поведения ребенка.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева) (первый и частично второй год обучения).
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель:
Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, формирование его позитивных личностных качеств.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Развитие и коррекция основных движений, двигательных навыков, ручной и мелкой моторики.
Формирование перцептивных действий и сенсорных представлений.
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.
Расширение ориентировки в предметах ближайшего окружения, объектах живой и неживой природы и в некоторых их свойствах и качествах.
Создание предпосылок к развитию речи, стимулирование активной позиции ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Приобщение к музыкальной и элементарной театрализованной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы
Социальное развитие:
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым, подражание действиям взрослого, действия по показу);
- формировать умение выполнять элементарные речевые инструкции, регламентирующие действие ребенка в определенной ситуации;
- развивать умение понимать и воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- развивать умение пользоваться рукой как средством коммуникации (здороваться, прощаться, просить о помощи), подкрепляя жест знакомым словом;
- учить выражать свои потребности и желания в речи («Я хочу», «Я не хочу»), подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями;
- продолжать учить фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, педагога;
- продолжать формировать представления о себе: откликаться и называть свое имя, откликаться на свою фамилию, идентифицировать себя по полу, узнавать себя на индивидуальной и групповой фотографиях, показывать и называть части тела и лица;
- знакомить ребенка с составом его семьи: указывать пальцем или рукой, узнавать на фотографии близких взрослых (маму, отца, родных), называть по имени;
- продолжать формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
- продолжать учить выделять близких взрослых (воспитателя, педагога), сверстников в группе, называть их по имени, узнавать на фотографии;
- продолжать учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.
Физическое развитие и физическое воспитание:
- учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
- продолжать учить выполнять движения и действия по подражанию и по показу;
- формировать умение входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку − стенке, веревке, ленте, палке;
- развивать умение ходить стайкой за воспитателем, ходить по дорожке и следам;
- учить ходить друг за другом в колонне, не теряя своего места при движении;
- продолжать учить бегать вслед за воспитателем;
- учить прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками;
- учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см) с поддержкой;
- учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно;
- учить ползать по ковровой дорожке, доске, гимнастической скамейке;
- учить проползать под веревкой, под дугой;
- учить бросать мяч в цель двумя руками;
- учить ловить мяч среднего размера;
- развивать умение прокатывать мяч среднего размера;
- обучать правилам некоторых подвижных игр.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- продолжать учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- развивать умение соотносить предметы с изображением в пределах трех-четырех образцов;
- развивать умение сличать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
- учить воспринимать при выборе по названию и называть два основных цвета (красный, желтый);
- продолжать учить равномерно чередовать два цвета;
- продолжать учить воспринимать и сличать величину предметов: большой, маленький;
- учить различать объемные формы (шар, куб, треугольная призма) и плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (форма, величина, цвет);
- продолжать учить складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
- продолжать учить складывать дидактические игрушки из трех-четырех частей (пирамиды, матрешки), пользуясь методом проб и практического примеривания;
- учить воспринимать пространственные отношения предметов по вертикали: внизу, наверху;
- развивать умение воспринимать на ощупь форму предметов (в пределах двух);
- продолжать учить производить выбор на ощупь из двух предметов: большого и маленького (образец предъявляется зрительно);
- учить выбирать игрушки (матрешку, машинку и т. п.) на ощупь по слову (выбор из трех);
- развивать умение дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, бубен);
- продолжать учить дифференцированно реагировать определенным действием на звучание двух музыкальных инструментов (бубен и барабан);
- учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале (игры типа «Кто тебя позвал?», «Кто пришел в гости?»).
Формирование мышления:
- развивать умение выполнять действия с предметами фиксированного назначения (чашка, ложка, стул, карандаш, лейка, веревка);
- учить пользоваться предметами-орудиями (сачок, палочки, ложка, лопатка и др.) при выполнении проблемно-практических и игровых задач;
- учить выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы).
Формирование элементарных количественных представлений:
- продолжать учить выделять 1 и много предметов из группы по показу и образцу;
- учить выделять 2 предмета из группы по подражанию и показу;
- учить понимать вопрос сколько?, отвечать на вопрос в вербальной и невербальной форме;
- учить находить 1 и много однородных предметов в специально подготовленной обстановке;
- учить составлять равные по количеству множества предметов, используя приемы приложения и составления пар, понимать выражение столько ..., сколько ...
Ознакомление с окружающим:
- продолжать учить показывать и называть основные части тела и лица (голова, живот, спина, руки, ноги, пальцы; глаза, рот, нос, уши, волосы, язык, зубы);
- продолжать учить различать и называть отдельные предметы окружающей действительности (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда, мебель);
- ввести в пассивный словарь обобщающие слова игрушки, посуда, одежда;
- учить наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, едет на машине, бежит и т.п.);
- продолжать учить различать некоторых диких и домашних животных, птиц (части тела − голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога; узнавание по голосам);
- учить различать времена года: зима и лето;
- продолжать знакомить с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе наблюдений и практической деятельности;
- продолжать учить правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей:
- продолжать учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой обстановке;
- учить дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкций);
- развивать умение воспроизводить звукоподражания (би-би, му-му, ав-ав и т.п.);
- учить односложно отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении, по действиям с игрушками;
- учить строить фразы со словами дай, на, иди.
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму:
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию (пальчиковые игры);
- учить выделять указательный и большой пальцы своей руки;
- развивать умение захватывать мелкие предметы щепотью и указательным типом хватания;
- учить проводить плавную непрерывную линию по дорожке, не отрывая карандаша от бумаги;
- учить проводить прямые линии в направлении сверху вниз;
- продолжать учить раскрашивать рисунок, не выходя за контур изображения;
- учить ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу;
- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений и заданий по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Обучение игре:
- воспитывать интерес и эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
- продолжать учить обыгрывать игрушки по подражанию действиям взрослого и показу (игры с машиной, куклой, зайкой, мишкой и др.);
- знакомить с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Дочка проснулась», «Завтрак у дочки», «Оденем дочку», «Прогулка куклы Кати», «Укладываем Катю спать» и т.п.);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле как партнеру по игре, проявлять к ней заботливость, нежность, теплоту;
- учить участвовать в играх-инсценировках эпизодов знакомых сказок, стихов по подражанию взрослому и при его поддержке;
- учить играть рядом, не мешая другим детям.
Изобразительная деятельность:
Лепка:
- продолжать формировать эмоционально положительное отношение к лепке и её результатам;
- продолжать формировать представление о поделках как об изображениях реальных объектов, учить обозначать их словом;
- знакомить со свойствами различных пластичных материалов (глина, тесто, пластилин мягкие, их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы);
- формировать способы обследования предметов перед лепкой (ощупывание);
- продолжать учить раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную формы предметов;
- учить использовать при лепке различные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание;
- учить лепить предметы из двух частей, соединяя части между собой (по подражанию и показу);
- продолжать учить лепить на доске, не разбрасывать пластилин.
Аппликация:
- продолжать воспитывать интерес и эмоционально положительное отношение к выполнению аппликаций и к результатам деятельности;
- формировать представление об аппликации как об изображениях реальных объектов, учить называть предмет и его изображение словом;
- продолжать учить соблюдать основные правила работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации;
- продолжать учить располагать и наклеивать изображения предметов из бумаги разной формы, величины и цвета по подражанию и показу;
- воспитывать умение аккуратного выполнения работы.
Рисование:
- продолжать учить проявлять интерес и эмоционально положительное отношение к выполнению изображений различными средствами и к результатам деятельности;
- формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы, учить называть предмет и его изображение словом;
- учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру);
- продолжать учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами: держать карандаш, фломастер, пользоваться кисточкой и красками;
- учить проводить прямые, закругленные и прерывистые линии различными изобразительными средствами (фломастерами, красками, карандашами, мелками);
- учить передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма − круглый, овальный; величина − большой, маленький; цвет − красный, синий, зелёный, жёлтый);
- учить участвовать в коллективном рисовании.
Конструирование:
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом;
- продолжать знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам его использования для выполнения простейших построек;
- учить узнавать, называть и соотносить готовые постройки с образцом, с реальными объектами;
- учить по подражанию и по показу взрослого выполнять простейшие постройки, обыгрывать их;
- учить производить элементарные сравнения (такой-не такой; большой-маленький);
- воспитывать умение строить в коллективе сверстников.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- продолжать учить сообщать взрослым о своих физиологических потребностях;
- продолжать учить пользоваться туалетом самостоятельно, выходить из туалета чистой, одетой;
- продолжать учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой;
- учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала;
- учить пользоваться носовым платком;
- учить соблюдать определенную последовательность в процессе одевания и раздевания, часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым;
- формировать умение развешивать одежду на стульчик, убирать в кабинку после прогулки;
- продолжать формировать навыки правильного поведения за столом, самостоятельного приема пищи, правильного пользования чашкой, ложкой, салфеткой, учить благодарить за еду.
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность:
- учить запоминать и различать знакомые песенки при выборе из двух;
- формировать предпосылки певческой деятельности путем подпевания отдельных слов, окончаний музыкальных фраз, звукоподражаний;
- учить двигаться, ориентируясь на темп и динамику музыки;
- учить выполнять движения под музыку (хлопки над головой, по коленям, справа и слева от себя, поочерёдно выставлять ногу на пятку, пружинку сочетать с фонариками) по показу;
- учить воспроизводить равномерные ритмические рисунки с помощью хлопков, притопывания, игре на музыкальных инструментах;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (ложки, металлофон, бубен, барабан).
Ознакомление с художественной литературой:
- формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
- развивать умение слушать художественный текст с группой детей, реагировать на его содержание;
- учить узнавать при многократном чтении литературные произведения и их героев;
- стимулировать к повторению отдельных слов из стихов и сказок;
- учить рассматривать иллюстрации, узнавать и называть в них знакомых героев произведений;
- воспитывать бережное отношение к книге.
2.2 Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
Показатели развития ребенка | Январь 2020 г. | Май 2020 г. |
Социальное развитие: эмоционально положительно реагирует на общение с близкими людьми, знакомыми взрослыми; выполняет элементарные речевые инструкции в определенной ситуации; пользуется указательным жестом руки и указательным пальцем; использует руку как средство коммуникации, подкрепляя жест знакомым словом; фиксирует взгляд на лице сверстника, партнера по игре, педагога; откликается и называет свое имя; откликается на свою фамилию; идентифицирует себя по полу; узнает на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу; выделяет некоторых сверстников в группе, называет их имена; эмоционально положительно реагирует на сверстника и включается в совместные действия с ним; адекватно ведет себя в привычных ситуациях. | ||
Физическое развитие и физическое воспитание: смотрит на взрослого, поворачивается к нему лицом, когда он говорит; выполняет движения и действия по подражанию взрослому и по показу; входит в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору (стена, веревка); ходит стайкой за воспитателем / ходит по дорожке и следам; ходит друг за другом в колонне, не теряя своего места при движении; бегает друг за другом вслед за воспитателем; прыгает на двух ногах на месте, передвигается прыжками; спрыгивает с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см) с поддержкой; переворачивается из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно; ползает по ковровой дорожке, доске, по гимнастической скамейке; проползает под веревкой, под дугой; бросает мяч в цель двумя руками; ловит мяч среднего размера; прокатывает мяч среднего размера; выполняет правила некоторых подвижных игр. | ||
Познавательное развитие: | ||
Сенсорное воспитание: воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе; соотносит предметы с их изображением в пределах трех-четырех образцов; сличает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий); выбирает основные цвета по названию (красный, желтый); называет основные цвета (красный, желтый); равномерно чередует два цвета; различает и сличает величину предметов: большой, маленький; различает объемные формы (шар, куб, треугольная призма); различает плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник); выполняет группировку предметов (цвет, форма, величина); складывает разрезную предметную картинку из трех частей; складывает с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб; складывает пирамиду из трех-четырех колец способом примеривания; воспроизводит пространственные отношения: внизу, наверху / на, под; выполняет на ощупь выбор предметов разной формы (выбор из двух); выполняет на ощупь выбор величины предметов: большой и маленький; дифференцирует звучание музыкальных инструментов (металлофон, барабан, бубен); реагирует определенным действием на звучание двух музыкальных инструментов; дифференцирует звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех). | ||
Формирование мышления: использует предметы-орудия с фиксированным назначением в практических ситуациях; использует предметы-орудия (сачок, молоточек, стул) в игровых и бытовых ситуациях; пользуется методом проб для решения проблемно-практических задач; выполняет предметную классификацию по показу (две группы). | ||
Формирование элементарных количественных представлений: выделяет 1 и много предметов из группы по образцу; выделяет 2 предмета из группы по подражанию и показу; соотносит количество 1, 2 и много с количеством пальцев; находит 1 и много однородных предметов в специально подготовленной обстановке; составляет равные по количеству группы предметов, используя практические приемы; понимает выражение столько ..., сколько .... | ||
Ознакомление с окружающим: показывает и называет основные части тела и лица; показывает и называет отдельные предметы (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда); выделяет по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые игрушки, предметы посуды, одежды; узнает реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц; узнает животных по их голосам (звукоподражание); определяет по изображениям два времени года: лето и зиму; указывает жестом или словом, некоторые предметы и объекты живой и неживой природы: солнце, вода, дерево, трава и др.; адекватно ведет себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя практический опыт взаимодействия с людьми и предметами. | ||
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей: выполняет действия по простым речевым инструкциям в знакомой обстановке; воспроизводит знакомые звукоподражания (би-би, му-му, ав-ав и т.п.); односложно отвечает на простые вопросы о себе и ближайшем окружении; строит фразы со словами дай, на, иди по побуждению взрослого. | ||
Обучение грамоте: выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию; показывает по просьбе взрослого указательный и большой пальцы; захватывает мелкие предметы щепотью / указательным типом хватания; проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги; проводит прямые непрерывные линии слева направо, сверху вниз; ориентируется на листе бумаги: вверху, внизу. | ||
Обучение игре: проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; выполняет по просьбе знакомые игровые действия с игрушками (машина, кукла); выражает положительное эмоциональное отношение к кукле; участвует под руководством взрослого в играх-инсценировках эпизодов сказок, стихов; играет рядом со сверстниками, не мешая другим. | ||
Изобразительная деятельность: | ||
Лепка: проявляет положительное отношение к лепке, к работе с пластичными материалами; соотносит лепные поделки с реальными предметами, называет их словом; лепит по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями / прямыми движениями; использует при лепке приемы: вдавливание / сплющивание / прищипывание; лепит предметы из двух частей, соединяя части между собой (по показу); положительно относится к результатам своей работы. | ||
Аппликация: проявляет положительное отношение к выполнению аппликаций; соотносит аппликации с реальными предметами и объектами, называет их словом; соблюдает основные правила работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации; располагает и наклеивает изображения предметов из бумаги по подражанию и показу; положительно относится к результатам своей работы. | ||
Рисование: проявляет положительное отношение к изобразительной деятельности; соотносит рисунки с реальными объектами и явлениями природы, называет их словом; обследует предмет перед рисованием, обводит по контуру; правильно держит карандаш, фломастер, кисточку; проводит прямые, закругленные и прерывистые линии различными изобразительными средствами; передает в рисунках по показу внешние признаки предметов (форма − круглый, овальный; величина − большой, маленький; цвет − красный, синий, зелёный, жёлтый); положительно относится к результатам своей работы. | ||
Конструирование: проявляет положительное отношение к процессу, результатам конструирования; узнает и называет знакомые постройки и конструкции; выполняет простейшие постройки из строительного материала и палочек; производит элементарные сравнения (такой - не такой; большой - маленький); понимает слова, используемые педагогом при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; обыгрывает постройки по подражанию и по показу. | ||
Воспитание культурно-гигиенических навыков: пользуется туалетом самостоятельно, выходит из туалета чистой, одетой; моет руки после пользования туалетом и перед едой; оценивает свой внешний вид с использованием зеркала; пользуется носовым платком; надевает и снимает часть одежды, при затруднении обращается за помощью; соблюдает определенную последовательность в процессе одевания и раздевания; развешивает одежду на стульчик, убирает в кабинку после прогулки; ест самостоятельно, правильно пользуется чашкой, ложкой, салфеткой; правильно ведет себя за столом при приеме пищи / благодарит за еду. | ||
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность: запоминает и различает знакомые песенки при выборе из двух; подпевает отдельные слова и звукоподражания; двигается в соответствии с изменением темпа музыки; различает «громко-тихо», дифференцирует действия в соответствии с громкостью звука; выполняет движения под музыку по показу; сочетает в движении два действия (пружинка и фонарики и т.п.); извлекает звуки из бубна, барабана, металлофона, стучит ложками; выполняет ритмические рисунки в движениях и в игре на музыкальных инструментах. | ||
Ознакомление с художественной литературой: эмоционально воспринимает литературные произведения и проявляет интерес к ним; слушает текст вместе с группой сверстников и реагирует на его содержание; узнает при многократном чтении литературные произведения и их героев; повторяет отдельные слова из стихов и сказок при поддержке взрослого; рассматривает иллюстрации, узнает и называет знакомых героев произведений; проявляет бережное отношение к книгам. |
Условные обозначения:
+ выполняет самостоятельно, ┴ выполняет с помощью, − не выполняет.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает разновозрастную группу компенсирующего вида в режиме 12-часового пребывания. В группе 11 детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для группы детей первого года обучения.
Режим дня на теплый период
Режимные моменты | Время |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны | 9.00-11.50 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Подготовка к обеду | 12.00-12.15 |
Обед | 12.15-12.45 |
Подготовка ко сну | 12.45-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд | 15.15-16.15 |
Уплотненный ужин | 16.15-16.45 |
Прогулка | 17.00-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Режим дня на холодный период
Режимные моменты | Время |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Фронтальные занятия | 9.00-9.40 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Занятие | |
Подготовка к прогулке | 10.20-10.35 |
Прогулка, индивидуальные занятия | 10.35-11.50 |
Подготовка к обеду | 12.00-12.15 |
Обед | 12.15-12.45 |
Подготовка ко сну | 12.45-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Занятия, свободная деятельность | 15.15-16.15 |
Уплотненный ужин | 16.15-16.45 |
Прогулка | 17.00-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Сетка занятий в группе № 1 на 2019-2020 учебный год
Д/н | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Занятия I половина дня | Занятия II половина дня | ||
Пн. | Интегрированное занятиеОбучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим // Театрализованная деятельность | Лепка | − |
Вт. | Интегрированное занятиеМатематика и развитие сенсорного восприятия (зрительное / тактильно-двигательное восприятие) | Музыкально-ритмическое занятие | − |
Ср. | Интегрированное занятиеОзнакомление с окружающим, развитие речи и социальное развитие | Аппликация // Конструирование | Физкультурное занятие |
Чт. | Интегрированное занятиеМатематика и формирование мышления | Интегрированное занятиеРисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие | − |
Пт. | Интегрированное занятие Развитие речи и развитие сенсорного восприятия (слуховое восприятие) | Физкультурное занятие | − |
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Музыкальный руководитель: развитие индивидуальных музыкально-ритмических способностей; подготовка ребенка к участию в мероприятиях детской досуговой деятельности (праздники и развлечения).
Учитель-дефектолог: формирование, развитие и закрепление представлений, умений и навыков в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы; коррекция и развитие познавательных процессов.
Педагог-психолог: коррекция высших психических функций; развитие коммуникативных навыков через овладение доступными вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Учитель-логопед: расширение понимания речи; развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики; стимуляция звукового подражания и общения с помощью аморфных слов-корней.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн. – Пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 5 | Пн. – Пт. |
Подгрупповое занятие музыкального руководителя | 1 | Вт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Пн., Ср., Чт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Пн. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Вт., Пт. |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Вт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность подгруппового занятия 15 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 12-15 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
При реализации адаптированной образовательной программы планируется использование следующих методов и приемов работы: демонстрация действия педагогом, его словесное обозначение и воспроизведение ребенком действия за педагогом; упрощенная лаконичная инструкция взрослого; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; повышение мотивации и поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий ребенка). Материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.
Организация коррекционно-образовательной работы по программе осуществляется с активным включением родителей. Педагоги осуществляют деятельность по формированию у родителей положительного восприятия собственного ребенка, повышению их педагогической компетентности и обучению приемам продуктивного взаимодействия с ребенком в условиях семейного воспитания.
План работы с родителями на 2019 -2020 учебный год
Тема | Форма взаимодействия | Ответственные | |
Сентябрь | «Адаптация ребёнка в детском саду» | Индивидуальные консультации, наглядно-информационные материалы | Медицинский работник, педагог-психолог, педагоги |
«Роль родителей в реализации АООП и АОП» | Групповое собрание | Педагоги группы | |
«Лето, я и моя семья» | Фотовыставка | Педагоги группы | |
«Примите наши правила» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
Октябрь | «Осенняя ярмарка!» | Выставка поделок из природного материала | Педагоги группы |
«Приёмы коррекционно-развивающей работы в домашних условиях» | Практические занятия | Педагоги группы | |
«Разноцветная осень» | Совместный досуг детей и родителей | Педагоги группы, музыкальный руководитель | |
«Профилактика Гриппа и ОРВИ» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
Ноябрь | «Секреты семейного воспитания» | Общее родительское собрание – круглый стол | Заведующий, старший воспитатель |
«Обучение ребёнка навыкам самообслуживания в семье и дома» | Индивидуальные практические советы | Педагоги группы | |
«День матери» | Совместный досуг детей и родителей | Педагоги группы, музыкальный руководитель | |
«Безопасность ребёнка – забота взрослых» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
Декабрь | «Если ребёнок часто болеет» | Наглядно-информационные материалы, консультации | Медицинский работник, педагоги группы |
«В царстве матушки-Зимы» | Выставка детско-взрослых творческих работ | Педагоги группы, родители | |
«Как и во что играть с детьми» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
«Зимние каникулы весело и с пользой» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
«Здравствуй, ёлка!» | Совместный досуг детей и родителей | Педагоги группы, музыкальный руководитель | |
Январь | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми | Индивидуальные беседы | Специалисты ДОУ |
«Как организовать выходной с ребёнком» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
«Социальное партнёрство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника» | Групповое родительское собрание | Педагоги группы | |
«Безопасность ребёнка в зимний период» | Наглядно - информационные материалы | Педагоги группы, медицинский работник | |
«Зимние забавы» | Совместный досуг детей и родителей | Педагоги группы, музыкальный руководитель | |
Февраль | « Профилактика гриппа и ОРВИ» | Консультация | Медицинский работник, педагоги группы |
«На защите Родины» | Выставка детско-взрослых творческих работ | Педагоги группы | |
«Армейский магазин» | Совместный досуг детей и родителей | Музыкальный руководитель, педагоги | |
«Музыка и физкультура» | Наглядно-информационные материалы | Музыкальный руководитель | |
Март | «Социализация дошкольника – путь к успешному обучению в школе» | Общее родительское собрание - круглый стол | Заведующий, старший воспитатель |
«Организация самостоятельной деятельности детей» | Индивидуальные консультации | Педагоги группы | |
«Игры и упражнения для сенсорного развития детей» | Индивидуальные консультации | Учитель-дефектолог | |
«Портрет любимой мамочки» | Фотовыставка | Педагоги группы, родители | |
«Сегодня мамин праздник!» | Детский праздник совместно с родителями | Педагоги групп, музыкальный руководитель | |
Апрель | «Всех пап и мам приглашаем в гости к нам!» | День открытых дверей | Заведующий, творческая группа, педагоги группы |
«Умелые руки не знают скуки» | Выставка совместных детско-взрослых творческих работ | Педагоги группы, родители | |
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг | Анкетирование | Педагог-психолог | |
«Как обеспечить безопасность ребёнка в быту» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы | |
«В гости к солнышку идём» | Совместный досуг детей и родителей | Музыкальный руководитель, педагоги | |
Май | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми | Индивидуальные беседы | Специалисты ДОУ, педагоги группы |
«Итоги работы за учебный год» | Групповое родительское собрание | Педагоги группы | |
«Использование природных факторов для закаливания детского организма» | Наглядно-информационные материалы | Педагоги группы, медицинский работник |
3.3 Формы контроля
Мониторинг усвоения задач адаптированной образовательной программы ребенком осуществляется два раза в год (январь, май). При оценивании сформированности умения или навыка учитывается степень самостоятельности его демонстрации при выполнении заданий: выполняет самостоятельно, выполняет с помощью, не выполняет.
По окончании срока реализации программы, произошедшие изменения фиксируются в листе динамического наблюдения в соответствии с задачами программы на основании результатов повторной диагностики, наблюдения за ребенком, бесед с родителями.
3.4 Учебно-методическое и программное обеспечение
- Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М: «Просвещение», 1991.
- Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П.Носковой. − М.: Педагогика, 1984.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Трудовое воспитание умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях // Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. − М.: Просвещение, 1985.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. − М.: Просвещение, 2009.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. − 2002.− № 4.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников / Под редакцией Л.С. Сековец. − М.: АРКТИ, 2005.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: содержание и технологии организации коррекционной работы средствами музыки / Под ред. Медведева Е.А. − М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005.
- Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. − М.: Педагогика, 1984.
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдля детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет...
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...
Рабочая программа по разделу: «Социальное развитие» в старшей группе для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовател...
Адаптированная образовательная программа (легкая умственная отсталость)
Цели и задачи адаптированной образовательной программыЦель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходо...
Паспорт инновационного продукта (Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной степени в возрасте от 4 до 5 лет"
Паспорт инновационного продукта...
Пояснительная записка к образовательной программе "Открываем горизонты" (оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью)
В пояснительной записке отражено основное назначение предлагаемой программы – выявление детей с умеренной умственной отсталостью, определение интеллектуального потенциала ребенка, развитие сохра...