Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа по аппликации, лепке по теме
Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в пространстве и развитие ГМН; Ознакомление с окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya_doshkolnyy_vozrast.docx | 59.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой
на 2012-2013 учебный год
с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Предметная область | Тема | Планируемые результаты | Отметка о выполнении программы ____ полугодие | |
базовые понятия | универсальные учебные действия | |||
Сенсорика. ФЭМП | Выделение предметов по цвету среди однородных (красный, желтый) | Цвет Красный Желтый | Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»). | |
Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову | Цвет Красный Желтый | Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого) | ||
Выделение предметов по форме (шар, куб) | Шар Куб | Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога шар (куб) Группировать предметы по форме (шары, кубы) по образцу, по словесной инструкции. Различать тактильно шар, куб | ||
Форма предметов (треугольная призма - крыша) | Треугольная призма (крыша) | Выделять шар, куб, треугольную призму (крышу) по образцу, по словесной инструкции Группировать предметы по форме (шары, кубы, треугольные призмы - крыши) по образцу, по словесной инструкции. Различать тактильно шар, куб, треугольную призму (крышу) | ||
Соотнесение однородных предметов по форме, объединяя их в группы и выделяя по слову. | Шар Куб Треугольная призма (крыша) | Соотносить предметы по форме, объединяя их в группы | ||
Выделение предметов по 2 контрастным величинам | Большой Маленький | Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера) | ||
Величина предметов (большой- маленький, длинный-короткий) | Большой-маленький, длинный-короткий | Выделять предметы заданной величины, используя приемы наложения и приложения. Группировать предметы по признаку величины Соотносить величину предметов Показывать большой и маленький предметы, длинный и короткий Различать тактильно большие и маленькие предметы | ||
Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в группы и выделяя по слову | Большой Маленький Длинный Короткий | Соотносить предметы по размеру, объединяя их в группы: больших и маленьких размеров | ||
Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине. | Красный, желтый Шар Куб Большой Маленький | Выделять предмет заданного цвета, формы, величины по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»), шар (куб), предмет большого (маленького размера). | ||
Соотнесение однородных предметов по цвету, форме и величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову | Цвет Красный Желтый Шар, куб Большой Маленький | Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого), форме и величине. | ||
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий-пушистый через тактильное взаимодействие с предметами | Мяч пластмассовый Игрушка (кошка пушистая) | Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов. | ||
Восприятие предметов по плотности: мягкий-твердый через тактильное взаимодействие с предметами | Кубик деревянный Мяч резиновый | Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов. | ||
Восприятие предметов по цвету синий, зеленый | Цвет Синий Зеленый | Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет синего (зеленого) цвета («Дай синий»). | ||
Форма предметов. Круг | Круг Шар | Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога круг. Соотносить круги, объединяя их в группу Группировать предметы по форме (круги) по образцу, по словесной инструкции Рисовать круг пальцем на крупе Складывать круг из двух полукругов по подражанию, образцу, самостоятельно Соотносить плоскостные и пространственные фигуры (шар-круг) | ||
Форма предметов. Квадрат | Квадрат Куб | Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога квадрат. Соотносить квадраты, объединяя их в группу. Выкладывать квадрат из палочек по образцу, по словесной инструкции Складывать квадрат из 2-4 частей по образцу, по словесной инструкции Соотносить плоскостные и пространственные фигуры (куб-квадрат) | ||
Выделение предметов по количеству один-много | Один Много Сколько? | Выделять один или много предметов. Понимать вопрос «Сколько?» Показывать, называть один, много, отвечая на вопрос сколько? | ||
Восприятие предметов по цвету красный, желтый, синий, зеленый | Цвет Красный Желтый Синий Зеленый | Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого, синего, зеленого) цвета («Дай красный»). | ||
Ориентировка в пространстве | Право, лево, верх, низ, спереди, сзади | Перемещаться в пространстве различных помещений (группы, кабинета) с помощью взрослого, по словесной инструкции Находить предметы в пространстве кабинета по словесной инструкции Раскладывать игрушки в пространстве кабинета по словесной инструкции | ||
Временные представления | Утро, день, ночь; холодно, тепло, дождь, солнце, луна | Изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться; тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их к солнцу; дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности стола и сопровождение словами «кап-кап» Выделять на картинке астрономические символы: солнце, луна Имитировать действия, соответствующих действиям людей, животных в разное время суток (утром, днем, ночью), подражая действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции | ||
Цифры от 1 до 10, прямой счет в пределах десяти | Цифры 1-10 | Считать в прямой последовательности от 1 до 10 Показывать заданные цифры по словесной инструкции Выкладывать цифры от 1 до 10 Соотносить цифры с соответствующим количеством пальцев и предметов Обозначать общее количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождать обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах | ||
Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета | Цвет красный желтый синий зеленый, величина большой-маленький, форма круглый, квадратный | Называть форму, на которую похож тот или иной предмет Группировать предметы по цвету размеру форме Выделять из группы отдельные предметы | ||
Вопрос сколько? | Сколько много один ни одного | Понимать вопрос сколько? Отвечать на вопрос сколько? При ответе пользоваться словами много один ни одного | ||
Сравнение двух равных групп предметов на основе их взаимного сопоставления | поровну | Сравнивать две равные группы предметов на основе их взаимного сопоставления Понимать вопрос поровну ли? | ||
Сравнение двух неравных групп предметов на основе их взаимного сопоставления | Больше, меньше | Сравнивать две неравные группы предметов на основе их взаимного сопоставления Понимать вопросы чего больше? Чего меньше? | ||
Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров | Длинный короткий, широкий узкий, высокий низкий | Сравнивать предметы контрастных размеров соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте) Сравнивать предметы одинаковых размеров, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте) | ||
Сравнение предметов по заданному признаку величины, используя наложения и приложения | Длинный короткий широкий узкий высокий низкий большой маленький одинаковые (равные) по длине/ширине, высоте/величине | Соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, используя прием наложения или приложения Обозначать результаты сравнения словами Длинный короткий широкий узкий высокий низкий большой маленький одинаковые (равные) по длине/ширине, высоте/величине |
Предметно-практическая деятельность | Картинка с листиками (аппликация) | Листик Лист бумаги Желтый лист Клей Наклеить | Намазывать клеем лист Приклеивать желтую листву на лист бумаги | |
Рисование осеннего ковра (листики) | Рисовать Краска Кисть Красное пятно Желтое пятно | Обмакивать кисть в краску Примакивать к листу бумаги Выполнять задание сопряженно | ||
Игры с водой 2х температур (холодная, теплая), переливание | Вода Теплая Холодная Льется Сухой Мокрый | Опускать руки в воду, удерживать их в воде. Зачерпывать стаканчиком воду. Переливать воду из одного стаканчика в другой. Вытирать руки. | ||
Действия с разборными игрушками: пирамидка | Кольцо большое; Кольцо маленькое; Одинаковые Стержень Надеть, снять Пирамидка. | Собирать пирамидку с контрастными по величине кольцами Подбирать по образцу (слову) такое же колечко Надевать колечко на стержень | ||
Действия с разборными игрушками: матрешка | Матрешка Половинка Соединить половинки Подходит, не подходит | Открывать/закрывать, подбирать нужную по размеру часть | ||
Открывание/ закрывание крышек | Крышка Открыть/ закрыть Крутить Закрутить открутить | Открывать банку с завинчивающимися крышками | ||
Раскладывание больших и маленьких бусин по коробкам | Бусы Коробки Разложить Большие, маленькие Банка | Перекладывать по инструкции из коробки в банку | ||
Работа с пластичным материалом: Раскатывание палочек из пластилина (глины) | Пластилин (глина) Размять Раскатать между ладонями | Разминать пластилин (глину). Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию | ||
Игры с песком, крупой | Песок (крупа) Сыпется Насыпать Пересыпать Найти в песке спрятать | Трогать руками песок, насыпать в миску песок. Пересыпать из одной миски в другую. Находить игрушку в песке. Прятать игрушку в песок | ||
Рисование дорожки | Кисть Краска Дорожка | Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно или по показу | ||
Опускание предметов в сосуды | Горлышко Широкое узкое Предмет большой маленький Подходит Не подходит | Опускать предметы разного размера в соответствующие сосуды. Соотносить размер предмета и отверстие сосуда | ||
Комкание бумаги, салфетки. Аппликация «Снеговик» или «Снежки» | Бумага Салфетка Комок шарик | Сминать бумагу (салфетку) по подражанию. Выполнять аппликацию из салфетки (Снеговик или Снежки) | ||
Аппликация из ваты «Украсим сапожок» (валенок) | Лист бумаги Клей Приклеить Вата | Намазывать клеем лист Приклеивать вату на шаблон сопряженно или по показу. | ||
Аппликация «Украсим шапку» (крупой, бусинками) | Шапка Пластилин Крупа (бусинки) | Украшать шаблон шапки горохом, гречкой и др. крупой (или бусинками) по образцу или собственному замыслу. Выбирать нужную бусинку или крупу. Вдавливать горошины (бусинки) в пластилин. | ||
Лепка «Пуговицы для платья» | Платье Пуговица Круглая Шар Разминать Скатывать Сплющивать Прижимать Прикручивать | Соотносить платья по цветам. Выполнять круговыми движениями ладоней шарик, сплющивать его, прикручивать (прижимать) на шаблон платья. | ||
Рисование «Снежные комочки» (большие и маленькие) | Кисть Краски Круг Большой Маленький | Рисовать предметы округлой формы. Закрашивать красками не выходя за контур. Заполнять свободное пространство листа. | ||
Аппликация «Медведь» | Медведь Голова Лапы Туловище Уши | Намазывать клеем готовые детали. Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно) | ||
Работа с пластичным материалом: Раскатывание палочек из пластилина (глины), скатывание шаров, ощипывание кусочков от столбика «Снег» | Пластилин (глина) Размять Раскатать, скатать, отщипнуть | Разминать пластилин (глину). Скатывание круговыми движениями ладоней шары. Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию, ощипывание кусочков пластилина от столбика. Аппликация «Снег» | ||
Рисование пипеткой «Кап, кап, капель…» | Весна Капель Кап, кап Вода Сосулька Набирать Нажимать | Набирать пипеткой подкрашенную воду. Капать из пипетки над белым листом бумаги, под проговор «кап, кап, кап…» | ||
Построение из строительного материала стола, стула и кровати для куколки | Кубик, кирпичик Стол, стул Кровать Поставить Наложить/ приложить | Сооружать простые предметы мебели (стол, стул, кровать, диван) по показу. Обыгрывать постройки вместе с педагогом. | ||
Рисование вертикальных линий (травка) пальцем или кистью | Кисть Краска Палочка | Рисовать короткие штрихи и линии, правильно держа кисть в руке. | ||
Часть-целое (д/игра «Где чья мама») | Домашние животные и их детеныши Соединить Часть Целое | Находить нужную картинку по инструкции «Дай такую же» («Найди собаку») Собирать картинку из 2х частей по показу или словесной инструкции. Находить к животному его детеныша. | ||
Аппликация «Дерево» или рисование | Дерево Ствол Листья Зеленые Клей Намазать Приклеить | Отрывать маленькие кусочки бумаги от целого листа. Намазывать клеем шаблон дерева (крону). Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно) | ||
«Цветочная поляна» рисование цветных пятен (губкой) | Поляна, цветы Много Губка. краска Набирать Примакивать Прижимать | Обмакивать губку в краску. Прижимать (примакивать) губку на фон, оставляя цветные пятна (цветы) | ||
Рисование дорожки, волнистых линий | Кисть Краска Дорожка | Выполнять, рисовать горизонтальную и волнистую линию сопряженно или по показу | ||
Аппликация «Утенок» | Утенок Туловище Голова, клюв Лапки, хвост Клей, кисть Бумага Намазать Приклеить | Намазывать клеем готовые детали. Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно) | ||
Развитие тонкой моторики рук. Работа с сыпучим материалом | Рука, пальцы, ладошка, кулачок, левая рука, правая рука, указательный палец | Выполнять по подражанию пальчиковые упражнения Сжимать и разжимать пальцы рук Пользоваться указательным жестом На сыпучем материале оставлять след от указательного пальца (дождь) по подражанию Захватывать мелкие предметы щепотью | ||
Лепка яблока | Разглаживать скомканные бумажные комочки из цветной бумаги Различать тактильно шар, куб Отрывать кусок пластилина, разминать его, лепить шар (красного, желтого, зеленого цвета) | |||
Работа с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша | Палочки, красный цвет, слева направо, ряд, огород, треугольная призма - крыша | Выкладывать палочки плотно друг за другом слева направо (Забор огорода) Выкладывать вокруг муляжей овощей забор из блоков Дьенеша (треугольных призм) | ||
Определение местоположения предметов посуды в пространстве, группировка предметов посуды по цвету, по размеру | Посуда, ложка, чашка, тарелка, предлоги в, на, красный цвет, синий цвет, зеленый цвет, желтый цвет, большой-маленький | Выполнять действия по подражанию, по словесной инструкции: помести ложку в чашку, ложку из чашки, ложку на тарелку, тарелку на чашку, чашку на блюдце. Группировать предметы посуды по цвету (красный, желтый, синий, зеленый) Группировать предметы посуды по величине (большой-маленький, длинный-короткий) | ||
Развитие тонкой моторики рук | Ворона Воробей птицы большой - маленький | Разглаживать скомканные в шарики листы бумаги с изображением на них контурами птиц. Находить фигурки птиц на ощупь в коробке с фасолью. Собирать картинку птиц из трех частей по образцу. На сыпучем материале оставлять след от указательного пальца по подражанию. Сортировать фасоль и горох (заготовка корма для зимующих птиц) | ||
Конструирование из 4х объемных элементов (шары, кубы) «Заборчика» | Шар Куб Ряд | Выполнять простейшие постройки (заборчик), подражая педагогу и по образцу (после его предварительного анализа) под руководством педагога: выделять основные части постройки, определять необходимые строительные элементы. | ||
Работа с мозаикой | Мозаика красный синий желтый зеленый цвет | Уметь правильно обращаться с мозаикой (брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели) Заполнять панель мозаикой одного цвета при выборе из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора) Выкладывать прямой ряд из мозаики одного цвета Выкладывать два ряда параллельно из мозаики двух цветов |
Ознакомление с окружающим | Осень в гости к нам пришла | Осень Листья Желтый лист Красный лист Лист падает Лист летит Сюжетные и предметные картинки (дерево желтое, листочек, дети гуляют) | Подбирать листочки заданного цвета. Понимать и выполнять инструкцию «Листья упали, собери в корзинку». Выполнять по показу (слову) подуй (лист летит). Показывать нужную картинку по теме осень. Показывать/повторять признаки осени (осень приходит после лета, солнце светит редко, на небе темные тучи, часто идет дождь, листья желтые, красные опадают с деревьев на землю, птицы улетают в теплые края, животные делают запасы, люди надевают куртки, плащи, сапоги) Выделять основные цвета осени (желтый, красный) Узнавать и различать изображение осени от других сезонов (не называя их) | |
Растения и насекомые | Веточка рябины, Ягодки, Муха Листья, Ветка Бусы Красные | Показывать части ветки. Выбирать рябину из 2х картинок (покажи где) Делать бусы из ягод рябины сопряженно Узнавать/называть по картинкам деревья, их части (ствол, листья, корни). Узнавать называть по картинкам цветы их части (стебель, листья, цветок). Узнавать называть на картинках насекомых: пчелы, бабочки, жук, кузнечик, божья коровка. Показывать называть основные части тела насекомых голова-глаза, усики, лапки, туловоще, крылья. Узнавать насекомых по внешнему виду. | ||
Овощи | Помидор, Огурец, Морковь большой, маленький | Показывать названный овощ по инструкции «дай такой же», «дай огурец (помидор)». Соотносить овощи или муляжи с изображением. Выделять предметы большого и маленького размера Понимать обобщающее понятие овощи (выполнять простую классификацию, выделять лишний предмет по обобщающему понятию, по цвету, форме) Показывать один или много овощей Понимать в речи имена существительные в единственном и множественном числе помидор-помидоры Подбирать овощи по форме цвету и размеру. Узнавать овощи по вкусу, на ощупь. Выполнять двухступенчатую инструкцию (возьми огурец и положи его на тарелку) | ||
Фрукты | Яблоко Груша Банан | Показывать названный фрукт по инструкции «дай такой же», «дай яблоко (грушу)». Соотносить фрукты или муляжи с изображением. Выделять предметы большого и маленького размера Понимать обобщающее понятие фрукты (выполнять простую классификацию, выделять лишний предмет по обобщающему понятию, по цвету, форме) Показывать один или много фруктов. Понимать в речи имена существительные в единственном и множественном числе яблоко-яблоки. Подбирать фрукты по форме цвету и размеру. Узнавать фрукты по вкусу, на ощупь. Выполнять двухступенчатую инструкцию (возьми банан и положи его на тарелку) | ||
Птицы | Птица Сидит Летает Кушает Поет Прыгает | Сосредотачивать внимание на птице в клетке. Наблюдать за действиями по комментарию взрослого: птица сидит, прыгает, летает, кушает, поет Узнавать/называть фигуры-игрушки птиц, предметные картинки с изображением птиц: вороны, воробья Показывать называть основные части тела птиц (голова клюв глаза лапы туловище хвост крылья) Знать, что тело птицы покрыто крыльями Узнавать птиц по внешнему виду. Показывать большую и маленькую птицу | ||
Домашние животные | Кошка. Собака. Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает | Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.) Узнавать/называть домашних животных: кошка, собака, корова, свинья, коза, овца, лошадь по контуру, по частям животного. Понимать обобщающее понятие домашние животные (выполнять простую классификацию, выделять лишний предмет по обобщающему понятию. Показывать называть основные части тела животных) Узнавать домашних животных по внешнему виду, по голосу. Соотносить предметные картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Понимать в речи имена сущ в ед и множ числе (корова-коровы), уменьшит-ласкат форме (котенок, теленок) | ||
Одежда | Теплая куртка Сапожки Мягкая Теплая Толстая Предметы одежды натуральные и в картинках | Понимать инструкцию расстегни/застегни. Выполнять сопряженно застегивание/расстегивание куртки, завязывание шапки. Выбирать картинки с предметами нужными для прогулки осенью (сапоги, куртка, шапка, брюки, зонтик) Выполнять действия для знакомства со свойствами и качествами (гладит, одевает) Узнавать/назвать одежду ее изображение на предметных и сюжетных картинках. Понимать в речи имена существительных в единственном и множественном числе(майка-майки). Подбирать одежду по размеру, цвету Показывать детали одежды карманы воротник | ||
Осень: ненастье | Тучи, дождь, солнце, ветер, листья, лужи, зонт | Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе | ||
Части тела | Руки Ноги Голова Глаза Уши Рот, нос | Показывать части тела сопряженно (по подражанию) на себе, кукле, на картинках Различать правую и левую сторону на своем теле. Выделять себя по половому признаку (я-девочка) Понимать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (рука- руки) | ||
Посуда | Тарелка Ложка Чашка Покорми, напои | Показывать названный предмет Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.) Понимать значение слов и фраз, выполнять действие по сюжету «Покорми куклу» (от сопряженного до самостоятельного выполнения) Подбирать посуду по размеру, цвету. Понимать значение предлогов в, на Выполнять двухступенчатую инструкцию (возьми чашку и поставь ее на стол) Знать функциональное назначение предметов посуды | ||
Игрушки | Кукла Машина Мяч Пирамидка | Удерживать внимание на игрушках. Выполнять заданные действия: дай такую же, покачай куклу, покатай машинку, толкни мяч. Звукоподражать: качаем куклу – ааа, машина – би-би. Показывать игрушки. Совершать адекватные действия с игрушками. Соотносить реальную и нарисованную игрушку. Показывать игрушки определенного цвета, величины. Выполнять простые последовательные инструкции (дай куклу, возьми мяч, посади матрешку в машину) | ||
Новый год | Елка Праздник Шары (огоньки) | Рассматривать елку, наряжать ее шариками Узнавать и показывать атрибуты праздника: елка, дед мороз и др Показывать на предметной и сюжетной картинках с изображение новогодней елки шары определенного цвета и величины. | ||
Обувь | Предметные картинки | Показывать на картинках обувь. Формировать обобщающее слово обувь. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок. Работать с разными видами застежек (липучки, молнии, шнурки) | ||
Головные уборы | Предметные картинки | Показывать на картинках головные уборы. Формировать обобщающее головные уборы. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок. | ||
В гостях у зимушки-зимы | Зима Признаки зимы Снег, белый, пушистый Снежинки Большие, маленькие Холодно Ветер Сюжетные и предметные картинки. | Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую). Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки». Показывать нужную картинку по теме зима. | ||
Дикие животные зимой | Медведь Лиса Заяц Сюжетные и предметные картинки | Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида. Собирать картинку из 2х частей. | ||
Зимние забавы | Зима Холодно Снежинки Снег Снежный ком Сюжетные и предметные картинки | Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую). Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки». Делать по показу (сопряженно) снежные комки из ваты (или пластилина) Показывать нужную картинку по теме зима. | ||
У весны зеленые косички… | Снег тает, ветер, капель, лужи. Сюжетные и предметные картинки | Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя. Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе. Наблюдать за тем как начинает таять снег, сосулька. Показывать нужную картинку по теме весна. | ||
Мебель | Стол Стул Кровать Шкаф | Показывать на картинках и в кабинете предметы мебели. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Выделять лишний предмет из 2-3 предметов | ||
У весны зеленые косички… | Весна Признаки весны Солнце, ветер Сюжетные и предметные картинки. | Выполнять по показу (слову) подуй (ветер дует, лист летит). Показывать нужную картинку по теме весна. | ||
Дикие животные весной | Медведь Лиса Заяц | Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида. | ||
Домашние животные | Кошка. Собака. Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает | Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.) Собирать картинку из 2х частей. | ||
Первоцветы | Предметные картинки | Находить и показывать одинаковые цветы, соотносить их. Собирать картинку из 2х частей | ||
Деревья | Береза Ель Сирень Яблоня Предметные картинки | Показывать части дерева (ствол, ветки, листья) Находить и показывать одинаковые деревья, соотносить их. Собирать картинку из 2х частей | ||
Цветы | Предметные картинки | Показывать части цветка (стебель, лист, цветок). Находить и показывать одинаковые цветы, соотносить их. Выделять лишний предмет из 2-3 картинок. Собирать картинку из 2х частей | ||
Насекомые | Бабочка Божья коровка Муха Муравей | Различать, выделять, показывать насекомых на картинках. Соотносить насекомых одного вида. Выполнять рисунок или аппликацию по показу или словесной инструкции «Божья коровка» (точки) | ||
Птицы | Птица Сидит Летает Кушает Поет Прыгает | Сосредотачивать внимание на птице в клетке. Наблюдать за действиями по комментарию взрослого: птица сидит, прыгает, летает, кушает, поет |
ГМН и ориентировка в пространстве | Рисование ладошками «Ладошки» | Ладошки Краски рисовать | Подставлять ладошку для нанесения краски Выполнять оттиск ладошки на листе бумаги по показу (слову) | |
Рисование пальчиком «Ягодки» (рябина) | Рябина Ягодки Красные ягоды Ветка | Обмакивать палец в краску Выполнять ритмичное действие | ||
Рисование ладошками «Листопад» | Ладошки Краски рисовать | Подставлять ладошку для нанесения краски Печатать листочки ладошкой со сложенными пальцами | ||
Складывание изделий из 2х готовых форм | Часть, целое Верх, низ | Составлять из частей целое изображение. Показывать верх, низ | ||
«Осеннее дерево» | Ствол дерева с ветками Рвем Приклеиваем | Отрывать кусочки бумаги. Приклеивать на «крону» (форму) дерева не выходя за контур | ||
Катание и ловля мяча | Ловить Дуть Катать | Катать шары в определенном направлении | ||
Нанизывание на шнур крупных и мелких бусин | Шнурок Бусинки дырочка | Нанизывать на шнур бусины без соблюдения ритма, чередуя по величине сопряженно, по подсказке, самостоятельно | ||
Рисование пальчиком Дождик «кап-кап» | Дождик Капает Рисовать | Обмакивать палец в краску Выполнять ритмичные действия под проговор взрослого: дождик кап-кап-кап | ||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Части тела Действия: поднять/ опустить Сжать Над собой Перед собой В стороны | Выполнять движения по показу педагога: поднять руки вверх, положить руки на голову, положить руки на стол перед собой, сжимать и разжимать кулачки | ||
Конструирование из брусочков | Дорожка Кирпичик Приложить | Плотно и ровно прикладывать детали друг к другу сопряженно (по показу) | ||
Построение башни из кубиков | Башня Кубик Поставить Наложить | Ровно накладывать детали друг на друга | ||
Аппликация «Игрушки на елку» | Елка Игрушки для елки Наряжать Верх Низ | Намазывать клей на готовые детали. Прикладывать к силуэту елки Наблюдать за действиями взрослого | ||
Размазывание внутри контура пластилин (шаблон шапки) | Контур Внутри Размазать | Разминать пластилин в руках. Отрывать маленькие кусочки от целого куска. Размазывать внутри контура шапки пластилин по показу или словесной инструкции. | ||
Шнуровка | Шнурок Дорожка Сверху-вниз Слева-направо Продевать Дырочка Вставлять Тянуть | Выполнять простую дорожку сопряженно (или по показу) сверху-вниз, снизу-вверх, слева-направо | ||
Рисование «Дождик» | Дождик Капает Рисовать | Обмакивать палец в краску Выполнять ритмичные действия под проговор взрослого: дождик кап-кап-кап | ||
Ориентировка в помещении | Лево, право Верх, низ Под, над В, у, к | Выполнять инструкции педагога в помещении (кабинете). Находить предмет по инструкции («Посмотри под…», «Возьми над…» и т.д.) | ||
Рисование вертикальных линий (трава, ежик) | Линия, палочка | Рисовать короткие штрихи и линии, правильно держа карандаш в руке | ||
Рисование волнистых линий «Утки на воде» | Краска Кисть Линия | Обмакивать кисть в краску. Рисовать волнистые линии сопряженно или по показу | ||
Рисование пальчиком «Кошка» (или «Собака») | Кошка (собака) Краска Обмакивать Прижимать След | Обмакивать палец в краску. Прижимать к силуэту животного палец, оставляя след. | ||
Рисование ватными палочками «Поросенок» | Точка Краска Обмакнуть Прижимать | Обмакивать ватную палочку в краску. Прижимать палочку к силуэту поросенка, оставляя точки. | ||
Построение башни из кубиков | Башня Кубик Поставить Наложить | Ровно накладывать детали друг на друга. | ||
Аппликация «Цветы» | Поляна, цветы Много Клей, кисть Намазать Прижать | Намазывать готовые детали клеем. Прижимать детали к фону. Заполнять свободное пространство листа. | ||
Рисование ладошками «Птица» | Ладошки Краски Рисовать | Подставлять ладошку для нанесения краски. Выполнять оттиск ладошки на листе бумаги по показу (слову) | ||
Перемещение различных предметов вперед и назад, вправо, влево по горизонтальной плоскости (столу, полу) по образцу, по словесной инструкции | Вперед-назад, вправо-влево | Перемещать различные предметы вперед и назад, вправо-влево по горизонтальной плоскости (столу, полу) по образцу, по словесной инструкции | ||
Рисование вертикальных линий | Линия сверху вниз снизу вверх | Проводить вертикальные линии по зрительным опорам в виде точек. Ориентироваться на плоскости альбомного листа (изображать линии сверху вниз, снизу вверх) | ||
Рисование горизонтальных линий | Линия слева направо справа налево | Проводить горизонтальные линии по зрительным опорам в виде точек. Ориентироваться на плоскости альбомного листа (изображать линии слева направо, справа налево) |
0 - нет результата (БП и УУД отсутствуют);
1 - показывает результат с помощью взрослого (БП используют по подсказке взрослого; УУД выполняются ребенком по подражанию или по образцу);
2 – результативность частичная (БП называет, объясняет по подсказке взрослого; отдельные УУД выполняются самостоятельно, другие по образцу);
3 – высокая результативность (БП сформировано, ребенок использует его самостоятельно; УУД выполняются ребенком самостоятельно, ребенок осуществляет их перенос в новые условия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""
Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)
особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с уо...
Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"
Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошк...
«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...