Адаптированная образовательная программа (легкая умственная отсталость)
материал (подготовительная группа)
Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ПМПк МКДОУ № 9 Дата 02.09.2019 № протокола 1 | Утверждаю: Заведующий МКДОУ № 9 _________________ Мещенская С.Н. «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа***
Ф.И. ребенка В. Анастасия
Срок реализации программы:
02.09.2019 г. - 31.05.2020 г.
Составители программы:
Шек Е.В., учитель-дефектолог
Капитонова А.А., воспитатель
Гарбарчук С.С., воспитатель
Согласовано:
Родитель_________
2019 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке:
В. Настя посещает ДОО компенсирующего вида с 02.09.2016 года. Является ребенком-инвалидом (справка МСЭ №0362042 до 06.10.2030 г.).
Воспитывается в полной семье, мама проявляет заинтересованность в успехах дочери, прислушивается к рекомендациям педагогов, водит ребенка на дополнительные занятия со специалистом коррекционного профиля. Мама активно участвует в жизни группы, посещает родительские собрания, детские праздники, совместно с ребенком участвует в художественно-творческих выставках.
Девочка охотно вступает в контакт с взрослыми и сверстниками. Основным способом действия в учебно-познавательной ситуации являются действия по показу и образцу. Затруднено понимание учебных инструкций, требуется их упрощение, разъяснение и поэтапное предъявление. Низкий уровень обучаемости. Необходимы обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь, постоянный контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание самостоятельно не осуществляет.
Сохраняется зависимость продуктивности деятельности и взаимодействия с взрослым от психоэмоционального состояния ребенка: не выполняет требования, упрямится. Работоспособность низкая, общий темп деятельности медленный, необходимо предоставлять большее количество времени для обдумывания и выполнения задания.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключение территориальной ПМПК (протокол №34 от 22.02.2017 г.).
ПМПК рекомендовано:
Форма получения образования: в образовательной организации;
Рекомендуемая программа обучения: адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью;
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: при подаче программного материала использовать наглядные и практические методы, материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.
Особенности психофизического развития ребенка-инвалида, которые необходимо учитывать при разработке и реализации АОП, обусловлены генетическим заболеванием (болезнь Дауна).
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы МКДОУ № 9.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП для третьего - четвертого года обучения.
2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает ДОО в режиме 12-часового пребывания
Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренным для группы детей четвертого года обучения.
Режим дня на теплый период
Режимные моменты/группа | Время |
Прием, свободная деятельность детей | 7.00-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны | 9.00-12.20 |
II завтрак | 10.15-10.25 |
Подготовка к обеду | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-13.00 |
Подготовка ко сну | 13.00-13.10 |
Сон | 13.10-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд | 15.15-16.30 |
Уплотненный ужин | 16.30-17.00 |
Прогулка | 17.15-18.45 |
Свободная деятельность детей | 18.45-19.00 |
Паужин | |
Спокойные игры детей, гигиенические процедуры | |
Сон |
Режим дня на холодный период
Режимные моменты/группа | Время |
Прием, свободная деятельность детей | 7.00-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Непосредственно-образовательная деятельность | 9.00-10.10 |
II завтрак | 10.10-10.20 |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.30-11.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 11.00-12.10 |
Индивидуальные занятия | 11.00-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.45 |
Подготовка ко сну, сон | 12.45-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
НОД, индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.15-16.20 |
Уплотненный ужин | 16.20-16.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Паужин | |
Свободная деятельность детей | |
Гигиенические процедуры | |
Сон |
Сетка организации деятельности в группе № 4 на 2019-2020 учебный год
День недели | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию | |
I половина дня | II половина дня | ||
Понедельник | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи (30 мин.) Подготовка к обучению грамоте (30 мин.) | Лепка (30 мин.) Музыкально-ритмическое занятие (30мин.) | |
Вторник | Интегрированное занятие Математика и формирование мышления (30 мин.) | Аппликация (30 мин.) Физическое воспитание (30 мин.) | |
Среда | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим (30 мин.) | Интегрированное занятие Рисование (30 мин.) Музыкально-ритмическое занятие (30 мин.) Занятие педагога-психолога (30 мин.) | |
Четверг | Интегрированное занятие Математика и развитие сенсорного восприятия (30 мин.) | Ручной труд//Конструирование (30 мин.) | |
Пятница | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи (25 мин.) | Рисование (25 мин.) Физкультурное занятие (25 мин.) |
|
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Учитель-дефектолог:
-формирование, развитие и закрепление представлений, умений и навыков в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы;
-коррекция и развитие познавательных процессов.
Педагог-психолог:
-коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции
-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера
Учитель-логопед:
I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти |
1. Формирование внимания к неречевым звукам. 2. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции. 3. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы. 4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи. 5. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2-х – 3-х звуков. 6. Развитие слухоречевой памяти. |
II. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи |
1. Формирование правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания. 2. Формирование длительного плавного ротового выдоха. 3. Формирование и развитие речевого подражания на базе гласных звуков у, а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции. 4. Обучение длительному и краткому произнесению гласных звуков. 5. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н, г, к, х – в открытых слогах и словах с ними. 6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний с согласными звуками раннего онтогенеза. 5. Формирование элементарных артикуляторных навыков. |
III. Развитие импрессивной речи |
1. Развивать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. 2. Расширение объема понимания обращенной речи. 3. Уточнение и пополнение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам, закрепление умения узнавать предметы по их назначению и описанию. 4. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь). 5. Развитие пассивного предикативного словаря. 6. Развитие понимания грамматических форм: – единственного и множественного числа имен существительных; – существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – падежных окончаний существительных; – предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с; – глаголов, противоположных по значению (надеть – снять; налить – вылить); – единственного и множественного числа глаголов. 7. Продолжение работы над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке, по прочитанной сказке (со зрительной опорой). 8. Закрепление умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции. |
IV. Формирование экспрессивной речи |
1. Вызывание потребности подражать слову взрослого. 2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа: мама, Катя, иди, усы. 3. Развивать умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения. 4. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов. 5. Уточнение и обогащение представлений о размере, форме, цвете предметов: введение в речь соответствующих прилагательных. 6. Расширение словаря за счет употребления наречий места, времени, количества. 7. Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений: я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш. 8. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой. |
Музыкальный руководитель:
- учить подпевать звукоподражания и некоторые слова, подстраиваясь к голосу взрослого
- учить двигаться в такт музыке, выполняя простые танцевальные движения
- участвовать в коллективной игре на различных шумовых инструментах
- формировать дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, динамики, длительности, тембра в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми
Инструктор по физической культуре:
- учить выполнять упражнения по показу и подражанию.
- учить ходить, прямо сохраняя заданное направление.
- учить передавать друг другу большой мяч, стоя в кругу.
- учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.
- учить ловить мячи, разные по размеру.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 6 | Пн.-пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 5 | Пн.-пт. |
Подгрупповое занятие педагога-психолога | 1 | Ср. |
Подгрупповое занятие музыкального руководителя | 2 | Пн, ср. |
Подгрупповое занятие инструктора по ФВ | Вт., пт. | |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Вт, ср, пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Пн. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Вт, чт |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Ср. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность подгруппового занятия 30 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
При реализации адаптированной образовательной программы планируется использование следующих методов и приемов работы: демонстрация действия педагогом, его словесное обозначение и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция взрослого; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий ребенка).
Способами действия ребенка в учебно-познавательной ситуации являются: действия по показу и образцу, в продуктивных видах деятельности- частично сопряженные действия с педагогом.
Реализация программы осуществляется с активным включением родителей в коррекционно-педагогический процесс.
План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.
Месяц | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
Сентябрь | Фотовыставка (коллаж) «Лето – это маленькая жизнь» Развлечение «День Знаний» Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Физкультурно-музыкальное развлечение «Туристический поход» Инд. консультации «Адаптация ребенка в детском саду» Наглядно-информационные материалы «Примите наши правила!» Санбюллетень «Взрослый на дороге – пример для детей» Групповое собрание «Скоро в школу - подготовка к учебному году» Общее родительское собрание: «Воспитываем вместе» Оформление наглядно-информационных материалов «Что должен знать и уметь ребенок подготовительной к школе группы» | Педагоги группы Муз.р-ль, пед-ги гр. Педагоги группы Муз.рук-ль, педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Завед.-щий, ст. вос-ль Учитель-дефектолог Логопед, психолог |
Октябрь | Праздники: « День прыгуна» «Осень, в гости просим» Наглядно-информационные материалы «Обучение дошкольников ПДД в семье», «В машине ребенок!» Стенгазета «Маленький пешеход» рисование плакатов о ПДД дома с детьми Консультация «Подготовка руки к письму» Наглядно-информационные материалы «Развитие коммуникативных навыков – основа успешной школьной адаптации» Экскурсия в школу, посещение урока в 1-м классе | Муз.р-ль, пед-ги гр. Муз.р-ль, пед-ги гр Педагоги группы Педагоги группы Учитель-дефектолог Педагоги группы Учитель-дефектолог, Педагоги группы |
Ноябрь | Выставка «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Фотоколлаж «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Праздник «День Матери» Физкультурно-музыкальное развлечение «Путешествие по сказкам» Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у будущего школьника» | Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Муз.рук-ль, пед-ги гр. Муз.рук-ль, пед-ги гр. Педагоги группы |
Декабрь | Выставка «Новогодний калейдоскоп» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Наглядно-информационные материалы «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой » Праздник «Здравствуй ёлка, здравствуй Новый год» Наглядно-информационные материалы «Безопасность ребенка в зимний период», « Осторожно гололёд!» Общее родительское собрание: «Путешествие по «Стране воспитания» Консультация «Методы профилактики детской заболеваемости» | Педагоги группы Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги групп Пед-ги группы Заведующий, ст. вос-ль Мед. работник |
Январь | Физкультурно-музыкальное развлечение «Зимние забавы» Индивидуальные консультации по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми Наглядно-информационные материалы «Коррекционно-развивающая работа с ребенком в домашних условиях » Групповое собрание : «Родители – активные участники образовательного процесса»» Санбюллетень «Организация прогулок в зимний период» | Муз.рук-ль, педагоги групп Учитель-дефектолог Педагоги группы Педагоги группы Мед. работник |
Февраль | Выставка «23 февраля – День защитников Отечества» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Физкультурно-музыкальное развлечение «День защитников Отечества» Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Педагоги группы Муз.р-ль, пед-и групп Мед. работник |
Март | Выставка стенгазет «8 Марта – день весны» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Праздник «Ах какая мама – загляденье прямо» Развлечение «Масленица» Санбюллетень «Воспитание привычек здорового образа жизни» | Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги группы Муз.р-ль, п-ги группы Мед. работник |
Апрель | Выставка «Пасхльные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Театральная неделя: «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н. сказки «Заюшкина избушка» Посещение городского драматического театра Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» День открытых дверей: концерт | Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги группы Педагоги группы Педагоги группы, ст. воспитатель Муз.ру-ль, п-ги груп |
Май | Спартакиада «День Победы» Праздник «До свидания, детский сад!» Групповое собрание – устный журнал «Итоги работы за учебный год» Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» Общее родительское собрание: «Анализ за год» | Муз.ру-ль, п-ги групы Муз.ру-ль, п-ги групы Педагоги группы Педагоги группы Заведующий, ст. вос-ль |
3.3 Формы контроля
Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдля детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет...
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с умственной отсталостью
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с умственной отсталостью...
Адаптированная образовательная программа (умеренная умственная отсталость)
Цели и задачи адаптированной образовательной программы Цель:Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, форми...
Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью
СодержаниеОбщие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2 Цели и задачи реализации Программы1.2. Планируемые результаты освоения индивидуал...
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...