Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ПМПк МКДОУ № 9 Дата __________ № протокола ___ | Утверждаю: Заведующий МКДОУ № 9 _________________ «03» сентября 2018г. |
Адаптированная образовательная программа***
Ф.И. ребенка Федя П
Дата рождения, возраст ______
Срок реализации программы:
03.09.2018-31.05.2019
Составители программы:
Учитель-дефектолог: Ю.О. Пугачева
Воспитатель: А.А.Иванова
Воспитатель: Е.Е. Петрова
Согласовано:
Родитель:___________________
2018 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке:
Федя посещает ДОО компенсирующего вида с ______ года. Является ребенком-инвалидом (справка МСЭ №_____ до _____)
Воспитывается в полной семье, мама проявляет заинтересованность в успехах дочери, прислушивается к рекомендациям педагогов, посещает родительские собрания, детские праздники, совместно с ребенком участвует в художественно-творческих выставках.
Ребенок гиперактивен. Неусидчив. Частая сменяемость настроения. Налюдается постоянное тревожное состояние, психомоторное возбуждение, опасное импульсивное, демонстративное поведение.Низкий уровень обучаемости. Для овладения новыми умениями и навыками требуется неоднократный показ и повторение способа действия. Работоспособность низкая, общий темп деятельности медленный. Необходимы обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь, постоянный контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание самостоятельно не осуществляет. Взаимодействие с детьми носит деструктивный характер.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключениетерриториальной ПМПК (протокол №______ от ______)
ПМПК рекомендовано:
Форма получения образования: в образовательной организации с частичным включением в образовательный процесс;
Рекомендуемая программа обучения: адаптированная образовательная программа дошкольного образования с учетом психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью, имеющего РАС;
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; использование сопряженных действий с педагогом; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы МКДОУ № 9.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП для третьего года обучения.
2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает ДОО в режиме 4-часового пребывания с 8.00 – 12.00 (частичного включения в образовательный процесс)
Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренным для группы детей третьего года обучения.
Режим дня на холодный период
Режимные моменты/группа | Время |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны | 9.00-12.20 |
II завтрак | 10.15-10.25 |
Подготовка к обеду | 12.30-12.40 |
Обед | 12.40-13.00 |
Подготовка ко сну | 13.00-13.10 |
Сон | 13.10-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд | 15.15-16.30 |
Уплотненный ужин | 16.30-17.00 |
Прогулка | 17.15-18.45 |
Свободная деятельность детей | 18.45-19.00 |
Паужин | |
Спокойные игры детей, гигиенические процедуры | |
Сон |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты/группа | Время |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.50 |
Фронтальные занятия | 9.00-10.10 |
II завтрак | 10.15-10.25 |
Занятие | 10.30-11.00 |
Подготовка к прогулке | 11.05-11.15 |
Прогулка, индивидуальные занятия | 11.15-12.15 |
Подготовка к обеду | 12.20-12.30 |
Обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну | 13.00-13.10 |
Сон | 13.10-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Занятия, свободная деятельность | 15.15-16.30 |
Уплотненный ужин | 16.30-17.00 |
Прогулка | 17.10-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Паужин | |
Свободная деятельность детей | |
Гигиенические процедуры | |
Сон |
Сетка организации деятельности в группе № 4 (III,IV год обучения) на 2017-2018 учебный год
День недели | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог | |
I половина дня | II половина дня | ||
Понедельник | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим (25мин.-30 мин.) | 1. Музыкально-ритмическое занятие 9.00-9.30 (30мин.) 2.Лепка (25 мин.-30 мин.) Индивидуальные муз.занятия 11.00-12.10 | |
Вторник | Интегрированное занятие 1.Математика и формирование мышления (25 мин.-30 мин.) 2.Подготовка к обучению грамоте (30 мин.) | Физическое воспитание (под музыку) 9.00-9.30 Аппликация (25 мин.+30 мин.) | |
Среда | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи (30 мин.) Ознакомление с окружающим, развитие речи и социальное развитие (25 мин.) | Интегрированное занятие 1. Рисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие (25 мин.) Рисование (30 мин.) 2. Музыкально-ритмическое занятие 10.30-11.00 (30 мин.) | Социальное развитие и ознакомление с окружающим (25 мин.-30 мин.) |
Четверг | Интегрированное занятие Математика и развитие сенсорного восприятия (25 мин.-30 мин.) | Физкультурное занятие 10.30-11.00
| 1. Ручной труд//Конструирование (25 мин.-30 мин.) 2. Занятия с педагогом-психологом (25 мин.-30 мин.) |
Пятница | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи (25 мин.) Развитие речи и развитие сенсорного восприятия (20 мин.) | Рисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие (20 мин.) Рисование (25 мин.) |
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Учитель-дефектолог:
-формирование, развитие и закрепление представлений, умений и навыков в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы;
-коррекция и развитие познавательных процессов.
Педагог-психолог:
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции
-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера
Учитель-логопед:
I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти |
1. Формирование внимания к неречевым звукам. 2. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции. 3. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы. 4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи. 5. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2-х – 3-х звуков. 6. Развитие слухоречевой памяти. |
II. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи |
1. Формирование правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания. 2. Формирование длительного плавного ротового выдоха. 3. Формирование и развитие речевого подражания на базе гласных звуков у, а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции. 4. Обучение длительному и краткому произнесению гласных звуков. 5. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н, г, к, х – в открытых слогах и словах с ними. 6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний с согласными звуками раннего онтогенеза. 5. Формирование элементарных артикуляторных навыков. |
III. Развитие импрессивной речи |
1. Развивать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. 2. Расширение объема понимания обращенной речи. 3. Уточнение и пополнение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам, закрепление умения узнавать предметы по их назначению и описанию. 4. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь). 5. Развитие пассивного предикативного словаря. 6. Развитие понимания грамматических форм: – единственного и множественного числа имен существительных; – существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – падежных окончаний существительных; – предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с; – глаголов, противоположных по значению (надеть – снять; налить – вылить); – единственного и множественного числа глаголов. 7. Продолжение работы над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке, по прочитанной сказке (со зрительной опорой). 8. Закрепление умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции. |
IV.Формирование экспрессивной речи |
1. Вызывание потребности подражать слову взрослого. 2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа: мама, Катя, иди, усы. 3. Развивать умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения. 4. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов. 5. Уточнение и обогащение представлений о размере, форме, цвете предметов: введение в речь соответствующих прилагательных. 6. Расширение словаря за счет употребления наречий места, времени, количества. 7. Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений: я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш. 8. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой. |
Музыкальный руководитель:
- формировать дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, динамики, длительности, тембра в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми
- подпевать звукоподражания и некоторые слова, подстраиваясь к голосу взрослого
- учить двигаться в такт музыке, выполняя простые танцевальные движения
- участвовать в коллективной игре на различных шумовых инструментах
Инструктор по физической культуре:
- учить внимательно, смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
- учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
- учить ходить по канату приставным шагом.
- учить катанию большого мяча друг другу.
- учить играть в подвижные игры.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн.-пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 5 | Пн.-пт. |
Подгрупповое занятие музыкального руководителя | 2 | Пн, ср. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Пн, вт, чт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Пн. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Пн, чт. |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Пн. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность подгруппового занятия 25 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 25 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
При реализации адаптированной образовательной программы планируется использование следующих методов и приемов работы: демонстрация действия педагогом, его словесное обозначение и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция взрослого; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий ребенка).
Условия освоения программы: обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего; длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; специальная помощь в развитии средств альтернативной коммуникации с возможным привлечением компьютерных технологий; создание особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в детском саду; разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми; активное использование зрительных опор, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в активную работу.
Способами действия ребенка в учебно-познавательной ситуации являются: подражание действиям взрослого и действия по показу, в продуктивных видах деятельности-сопряженные действия с педагогом.
Реализация программы осуществляется с активным включением родителей в коррекционно-педагогический процесс.
План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.
Месяц | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
Сентябрь | Фотовыставка (коллаж) «Лето – это маленькая жизнь» Развлечение «День Знаний» Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Физкультурно-музыкальное развлечение «Туристический поход» Инд. консультации «Адаптация ребенка в детском саду» Наглядно-информационные материалы «Примите наши правила!» Санбюллетень «Взрослый на дороге – пример для детей» Групповое собрание «Скоро в школу - подготовка к учебному году» Общее родительское собрание: «Воспитываем вместе» Оформление наглядно-информационных материалов «Что должен знать и уметь ребенок подготовительной к школе группы» | Педагоги группы Муз.р-ль, пед-ги гр. Педагоги группы Муз.рук-ль, педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Завед.-щий, ст. вос-ль Учитель-дефектолог Логопед, психолог |
Октябрь | Праздники: « День прыгуна» «Осень, в гости просим» Наглядно-информационные материалы «Обучение дошкольников ПДД в семье», «В машине ребенок!» Стенгазета «Маленький пешеход» рисование плакатов о ПДД дома с детьми Консультация «Подготовка руки к письму» Наглядно-информационные материалы «Развитие коммуникативных навыков – основа успешной школьной адаптации» Экскурсия в школу, посещение урока в 1-м классе | Муз.р-ль, пед-ги гр. Муз.р-ль, пед-гигр Педагоги группы Педагоги группы Учитель-дефектолог Педагоги группы Учитель-дефектолог, Педагоги группы |
Ноябрь | Выставка «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Фотоколлаж «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Праздник «День Матери» Физкультурно-музыкальное развлечение «Путешествие по сказкам» Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у будущего школьника» | Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Муз.рук-ль, пед-ги гр. Муз.рук-ль, пед-ги гр. Педагоги группы |
Декабрь | Выставка «Новогодний калейдоскоп» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Наглядно-информационные материалы «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой » Праздник «Здравствуй ёлка, здравствуй Новый год» Наглядно-информационные материалы «Безопасность ребенка в зимний период», « Осторожно гололёд!» Общее родительское собрание: «Путешествие по «Стране воспитания» Консультация «Методы профилактики детской заболеваемости» | Педагоги группы Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги групп Пед-ги группы Заведующий, ст. вос-ль Мед.работник |
Январь | Физкультурно-музыкальное развлечение «Зимние забавы» Индивидуальные консультации по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми Наглядно-информационные материалы «Коррекционно-развивающая работа с ребенком в домашних условиях » Групповое собрание : «Родители – активные участники образовательного процесса»» Санбюллетень «Организация прогулок в зимний период» | Муз.рук-ль, педагоги групп Учитель-дефектолог Педагоги группы Педагоги группы Мед.работник |
Февраль | Выставка «23 февраля – День защитников Отечества» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Физкультурно-музыкальное развлечение «День защитников Отечества» Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Педагоги группы Муз.р-ль, пед-и групп Мед.работник |
Март | Выставка стенгазет «8 Марта – день весны» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Праздник «Ах какая мама – загляденье прямо» Развлечение «Масленица» Санбюллетень «Воспитание привычек здорового образа жизни» | Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги группы Муз.р-ль, п-ги группы Мед.работник |
Апрель | Выставка «Пасхльные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Театральная неделя: «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н. сказки «Заюшкина избушка» Посещение городского драматического театра Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» День открытых дверей: концерт | Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги группы Педагоги группы Педагоги группы, ст. воспитатель Муз.ру-ль, п-гигруп |
Май | Спартакиада «День Победы» Праздник «До свидания, детский сад!» Групповое собрание – устный журнал «Итоги работы за учебный год» Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» Общее родительское собрание: «Анализ за год» | Муз.ру-ль, п-гигрупы Муз.ру-ль, п-гигрупы Педагоги группы Педагоги группы Заведующий, ст. вос-ль |
3.3 Формы контроля
Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.
Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью...
Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью
В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....
Адаптированная образовательная ПРОГРАММА обучения и воспитания для ребенка с НОДА и ЗПР
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств ...
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Коррекционная педагогика...
Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью
СодержаниеОбщие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2 Цели и задачи реализации Программы1.2. Планируемые результаты освоения индивидуал...