РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Юдина Оксана Владимировна

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_or_2017-18_g.docx62.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат№ 16 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

(структурное дошкольное подразделение)

ПРИНЯТА

Советом Образовательного учреждения

Протокол №1 от 29.08.2017 .г

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий ГБОУ № 16

Станпанкова С.Д._________

Приказ №197 от 29.08.2017 г.

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет

Составитель:

воспитатель

Смирнова Оксана Владимировна

Санкт-Петербург.

2017-2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка

3

  1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта

4

  1. Цели деятельности по реализации  адаптированной образовательной программы дошкольного образования  для детей с легкой умственной отсталостью.

5

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

5

  1. Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы.

6

  1. Организация режима пребывания в группе

6

  1. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

11

  1. Учебный план

12

  1. Расписание непосредственно образовательной деятельности

13

2.5. Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

14

  1. Циклограмма планирования воспитательно–образовательной работы в группе со сложной структурой дефекта.

16

  1. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

18

  1. Формы сотрудничества  с семьями воспитанников

20

  1. Планируемые результаты освоения программы

21

  1. Условия реализации программы

22

  1. Список литературы

23


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа, группы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта, является локальным актом ГБОУ ДО, разработанным в соответствии:

 с законами РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

с региональными документами

  • Стратегией  развития  системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;

с локальными документами

  • Уставом ГБОУ
  • Рабочая программа группы разработана на основе следующих образовательных программ:
  • Основная образовательная Программа ГБОУ;
  • Примерная   основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
  • «Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б. Баряева, СПб, 2012.


1.1.Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта

Группу посещают дети от 3 до 8 лет:

дети с детским церебральным параличом, с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологии развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития.

Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети не могут самостоятельно выполнять физические упражнения.

Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Без контроля взрослого дети могут только хаотично бегать по группе, разбрасывая и ломая игрушки.

Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических).

Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.

Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеют. Их формирование возможно только при непосредственном и постоянном участии взрослых.

В эмоциональном развитии детей также отмечается ряд особенностей. Дети проявляют агрессию по отношению к другим детям, педагогам, игрушкам. У некоторых отмечается аутоагрессия. Большинство детей пассивны, избегают трудностей, не проявляют интереса к окружающему миру, избегают контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут), внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.

Для успешного освоения доступного программного материала этой категории детей требуется постоянная помощь со стороны педагогов.


  1. Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

Рабочая программа направлена на:

создание условий для позитивной социализации ребёнка, разностороннее развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

Ведущие цели рабочей программы:

  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
  • максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

Задачи педагогической деятельности:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
  • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
  • составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей;
  • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности;
  • подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого- педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.

Основной целью воспитательной работы в дошкольной группе является коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную среду. Главными задачами, прежде всего, являются развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование предметной деятельности. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС.

1.3.Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа группы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на доступных детям формах работы, учитывающих их индивидуальные способности и возможности. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

  1. Прогнозируемые результаты реализации программы

  • динамика индивидуального развития детей;
  • участие родителей в образовательном процессе;
  • создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга): сентябрь, январь,  апрель- май.

Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем  наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

2.1. Организация режима пребывания в группе

В группе разработаны режимы: 

  • на холодный/тёплый период года; щадящие режимы для детей 3 – 4 группы здоровья и перенёсших заболевание; 
  • адаптационный режим после летнего  периода и для детей, вновь поступивших в ГБДОУ; 
  • гибкие режимы при неблагоприятных погодных условиях для прогулок, в дни проведения праздников; 
  • двигательный режим. 

 

Пояснения к щадящему режиму 

Увеличивается продолжительность дневного сна. Для этого ребёнка укладывают первым и поднимают последним. Обеспечивают спокойную обстановку перед укладыванием. Иногда можно перевести ребёнка на режим, соответствующий более раннему возрасту. 

Увеличивается время, необходимое для приёма пищи. Кормление детей   с повышенной возбудимостью проводится отдельно от всей группы. Соблюдается диета (по показаниям). 

Во время образовательной деятельности – повышенное индивидуальное внимание к ребёнку, профилактика переутомления, снижение продолжительности непосредственно образовательной деятельности. Обеспечение рациональной двигательной активности ребёнка в группе и на прогулке. 

 

Пояснения к адаптационному режиму. 

В период адаптации детей к условиям ГБДОУ после летнего периода отменяется непосредственно образовательная деятельность с детьми, при благоприятных погодных условиях увеличивается продолжительность прогулки, увеличивается время для приёма пищи и дневного сна. Педагоги включают в совместную деятельность с детьми игры, направленные на облегчение прохождения ребёнком периода адаптации к условиям ГДОУ. Продолжительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей детей. 

 

Режим дня на период адаптации 

 

Режимные моменты

(с указанием реализуемых образовательных областей

Продолжительность

Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми (социально-коммуникативное, речевое развитие) 

 

8.00 – 8.30 

Подготовка к завтраку, завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

8.30 – 9.00 

Адаптационные игры (социально-коммуникативное, речевое развитие) 

 

9.00 – 9.15 

Совместная деятельность с детьми в рамках образовательных областей, психолого-педагогическое обследование детей, самостоятельная деятельность детей.

Второй завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

9.15 – 10.40 

Подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

10.40 – 12.00 

Возвращение с прогулки, игры (физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

12.00 – 12.20 

Подготовка к обеду, обед (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие)

 

12.20 – 12.50 

Подготовка ко сну, дневной сон (физическое развитие) 

 

12.50 – 15.00 

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры (речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие)

 

15.00 – 15.30 

Подготовка к полднику, полдник (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

15.30 – 16.00 

Совместная деятельность  с детьми в рамках образовательных областей, самостоятельная деятельность детей  

 

16.00 – 16.30 

Подготовка к прогулке, прогулка: совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей (речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

16.30 – 18.00 

Уход домой 

До 18.00 

Режим дня на холодный период года 

 

Режимные моменты (с указанием реализуемых образовательных областей)

Продолжительность 

Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми, утренняя гимнастика, массаж (социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие) 

 

8.00 – 8.20 

Подготовка к завтраку, завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

8.30 – 8.50 

Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие) 

 

8.50 – 9.00 

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательных областей (по подгруппам),  коррекционная деятельность специалистов с детьми (общая длительность, включая перерывы) 

 

9.00 – 9.50 

Самостоятельная деятельность детей, подготовка ко второму завтраку 

9.50-10.30 

Второй завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

10.30-10.45 

Подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

10.45 – 12.00 

Возвращение с прогулки, игры (физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

12.00 – 12.20 

Подготовка к обеду, обед (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие)

 

12.20 – 12.50 

Подготовка ко сну, дневной сон (физическое развитие) 

 

12.50 – 15.00 

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры (речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

15.00 – 15.30 

Подготовка к полднику, полдник (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

15.30 – 16.00 

 Игры, совместная деятельность  с детьми, в т. ч. коррекционная деятельность специалистов с детьми, самостоятельная деятельность детей (в рамках образовательных областей

 

16.00 – 16.30 

Подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие) 

 

16.30 – 18.00 

Уход домой 

До 18.00 

Режим дня на  тёплый период года 

 

Режимные моменты (с указанием реализуемых образовательных областей

Продолжительность 

Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми, утренняя гимнастика, массаж (физическое, речевое, социально-коммуникативное  развитие) 

 

8.00 – 8.30 

Подготовка к завтраку, завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

8.30 – 9.00 

Игры

 9.00 – 10.30 

Второй завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие ) 

10.30-10.40 

Подготовка к прогулке, прогулка: совместная образовательная деятельность в рамках образовательных областей, коррекционная деятельность специалистов с детьми, игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей, закаливающие мероприятия. (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие) 

 

10.40  – 12.00 

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры (физическое, социально-коммуникативное развитие) 

12.00 – 12.20 

Подготовка к обеду, обед (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

12.20 – 12.50 

Подготовка ко сну, дневной сон (физическое развитие) 

 

12.50 – 15.00 

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры, массаж (физическое, социально-коммуникативное развитие)

 

15.00 – 15.30 

Подготовка к полднику, полдник (социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие) 

 

15.30 – 15.50 

Подготовка к прогулке, прогулка: совместная деятельность  с детьми, в т. ч. коррекционная деятельность специалистов с детьми, самостоятельная деятельность детей (в рамках образовательных областей)  

 

15.50 – 18.00 

Уход домой 

До 18.00 

Режим дня при неблагоприятных погодных условиях 

 

Режимные моменты (с указанием реализуемых образовательных областей

Продолжительность 

Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми, утренняя гимнастика, массаж (физическая культура, здоровье, социализация, труд, коммуникация) 

 

8.00 – 8.30 

Подготовка к завтраку, завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, здоровье)

 

8.30 – 8.50 

Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности (социализация, труд) 

 

8.50 – 9.00 

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательных областей (по подгруппам), коррекционная деятельность специалистов с детьми (общая длительность, включая перерывы) 

 

9.00 – 9.50 

Самостоятельная деятельность детей, подготовка ко второму завтраку 

9.50-10.30 

Второй завтрак (социально-коммуникативное, речевое развитие, здоровье) 

10.30-10.45 

 Игры,  совместная деятельность с детьми, индивидуальная работа с детьми,  самостоятельная деятельность детей 

 

10.45 – 12.20 

Подготовка к обеду, обед (социально-коммуникативное, речевое развитие, здоровье) 

 

12.20 – 12.50 

Подготовка ко сну, дневной сон (здоровье) 

 

12.50 – 15.00 

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, игры, массаж (здоровье, социализация, коммуникация) 

 

15.00 – 15.30 

Подготовка к полднику, полдник (социально-коммуникативное, речевое развитие, здоровье) 

 

15.30 – 15.50 

 Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательных областей (старший дошкольный возраст  2 раза в неделю) 

Игры, совместная деятельность  с детьми, в т. ч. коррекционная деятельность специалистов с детьми,  индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей 

 

15.50 – 18.00 

Уход домой 

До 18.00 

Режим двигательной активности 

 

Виды двигательной активности 

Продолжительность 

Утренняя гимнастика 

5 – 6  мин. 

(ежедневно) 

Непосредственно образовательная деятельность 

(образовательная область «Физическая культура») 

10-15 мин. 

(1 раз в неделю) 

Физкультурная минутка 

1-2 мин.(ежедневно в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми) 

Динамическая переменка 

10 мин.(ежедневно) 

Непосредственно образовательная деятельность 

(образовательная область «Музыка») 

10-15 мин. 

(2 раза в неделю) 

Подвижные игры на прогулке 

10 мин. (ежедневно на утренней и вечерней прогулке) 

4-8 мин. (в дни проведения физкультурных занятий) 

Гимнастика после сна 

5 мин.(ежедневно) 

Объём двигательной активности в неделю 

3 ч. 45 мин. –  

4 ч. 15 мин. 

2.2.Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей компенсирующей группы с умеренной и тяжелой степенью отсталости планируется в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка и не превышает 10 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью не зависимо от возраста не превышает 30 мин.,

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 10 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки.


  1. Учебный план

Основные виды непосредственно образовательной деятельности

с воспитателем

(количество в неделю)

Кол-во в неделю

(3- 5 лет)

Кол-во в неделю

(6 – 8 лет)

Социально-коммуникативное развитие и речевое развитие

-----

1

Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное и речевое развитие

2

----

Художественно-эстетическое развитие

2

2

Художественно-эстетическое и физическое развитие

------

2

Познавательное развитие

----

1

Речевое развитие

-----

1

Социально-коммуникативное и познавательное развитие

1

2

Общее количество

5

9


  1. Расписание непосредственно образовательной деятельности

День недели

1 подгруппа (3 – 5 лет)

2 подгруппа (6 – 8 лет)

Понедельник

Утро: 1 Конструктивная игра (сенсорное развитие).

Утро: 1 Конструктивная игра (сенсорное развитие).. 2.Социально- коммуникативное развитие (труд, безопасность) и познавательное развитие

Вечер: 3. Речевое развитие (чтение художественной литературы)

Вторник

Утро: 1 Художественно- эстетическое развитие (МУЗО), социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) и речевое развитие

Утро: 1 Художественно-эстетическое

развитие (МУЗО).

Вечер: 2. Социально-коммуникативное развитие (КГН, игровая деятельность) и речевое развитие

Среда

Утро: 1. Социально- коммуникативное развитие Игровая деятельность и речевое развитие.

2.ЦСРИ

Утро:1. Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) и речевое развитие. 2.ЦСРИ

Вечер: 1. Социально-коммуникативное развитие (КГН, игровая деятельность). 2. Познавательно-речевое развитие

(сенсорное и речевое развитие).

Четверг

Утро: 1 Художественно- эстетическое развитие (рисование), физическое развитие (развитие моторики), социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) и речевое развитие

Утро: 1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) и физическое развитие (развитие моторики).

Вечер:2.Социально-коммуникативное

развитие (игровая деятельность) и речевое развитие .

Пятница

Утро:1. Художественно- эстетическое развитие (лепка/аппликация).

Утро:1. Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация).

Вечер:1.Социально-коммуникативное развитие (труд, безопасность) и

познавательное развитие


  1. Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

Решение программных образовательных задач осуществляется:

  • в совместной деятельности детей и взрослых
  • в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, музыкальной, двигательной, в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования из разного материала, восприятия художественной литературы и фольклора) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей;
  • в процессе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • во взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную и подгрупповую форму организации образовательной работы с воспитанниками.

Она строится на:

  • субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
  • диалогическом общении взрослого с детьми;
  • продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:

  • обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

1-я половина дня 

 (совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей) 

2-я половина дня 

(совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Физическое развитие

  • Приём детей на воздухе в тёплое время года 
  • Утренняя гимнастика 
  • Гигиенические процедуры (умывание) 
  • Подвижные игры на прогулке 
  • Физкультурные занятия: игровые, сюжетные 
  • Подвижные игры 
  • Физкультминутки  
  • Динамические переменки 
  • Релаксационные упражнения 
  • Массаж 
  • Формирование навыков самообслуживания 
  • Игры и упражнения на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук 
  • Индивидуальная работа по развитию движений 
  • Гимнастика после сна 
  • Выполнение правил личной гигиены 
  • Совместная двигательная деятельность в физкультурном уголке группы и на прогулке 
  • Формирование навыков самообслуживания 
  • Индивидуальная работа по развитию движений 
  • Комплексы закаливающих процедур (облегчённая одежда в группе; воздушные ванны; ходьба по ребристым дорожкам после сна; обширное умывание) 
  • Игры и упражнения на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук

Социально-коммуникативное развитие 

  • Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы 
  • Этика быта, трудовые поручения 
  • Формирование навыков культуры общения 
  • Театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера 
  • Сюжетные игры 
  • Чтение, рассматривание  книг 
  • Индивидуальная работа с детьми 
  • Ситуативные беседы при проведении режимных моментов 
  • Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
  • Индивидуальные игры 
  • Совместные игры 
  • Все виды совместной деятельности детей и педагогов, предполагающие общение, взаимодействие со сверстниками 
  • Индивидуальная работа с детьми 
  • Эстетика быта 

 

Познавательное развитие 

  • Непосредственно образовательная деятельность 
  • Дидактические игры 
  • Экскурсии по участку 
  • Конструктивная деятельность 
  • Оформление выставок 
  • Рассматривание предметных, сюжетных картинок, иллюстраций 
  • Индивидуальная работа 
  • Сюжетные игры 
  • Рассматривание книг, картинок 
  • Развивающие, дидактические игры 
  • Конструктивная деятельность 
  • Досуги 
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие 

  • Чтение художественной литературы 
  • Упражнения на развитие всех сторон речи 
  • Создание речевой развивающей среды  
  •  Поощрение речевой активности детей 
  • Индивидуальная работа 
  • Сюжетные игры 
  • Рассматривание книг, картинок 
  • Развивающие, дидактические игры 
  • Досуги 
  • Индивидуальная работа

Художественно-эстетическое развитие 

  • Музыкальные занятия 
  • Игры музыкальные, хороводные 
  • Непосредственно  образовательная деятельность художественно-эстетического цикла 
  • Праздники 
  • Выставки произведений декоративно-прикладного искусства 
  • Выставки детского творчества 
  • Слушание народной, классической, детской музыки 
  • Музыкальные дидактические игры 
  • Игра на музыкальных инструментах 
  • Пение, упражнения на развитие голосового аппарата 
  • Развитие танцевальных, музыкально-ритмических движений 
  • Использование музыки в повседневной жизни детей 
  • Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире 
  • Игры и упражнения на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук 
  • Рассматривание  репродукций картин, иллюстраций 
  • Рассматривание народной игрушки 
  • Игра в народные игрушки-забавы 
  • Слушание музыки 
  • Самостоятельное музыцирование 
  • Игры и упражнения на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук 
  • Художественное творчество 
  • Индивидуальная работа

 

  1. Циклограмма планирования воспитательно–образовательной работы

в группе со сложной структурой дефекта.

Реализация образовател. областей

Интеграция образовател.

областей

Содержание работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

УТРО

Инд. совм. деят-сть с восп-лем

Физическое развитие

Познавательное развитие

конструктивная игра

музыкально-художественная

деятельность

занятия в ЦСРИ

музыкально- художественная деятельность

лепка/аппл икация

Социально- коммуник ативное развитие

Художест венно- эстетичес кое развитие

Речевое развитие

рисование

-

Образ.

деятельн. в режимных момен.

- воспитание культурно- гигиенических навыков, навыков самостоятельности (объяснение, показ, действия «рука в руке», напоминание, ситуативная игра)

Организ. среды для самост.

деят.

Обогащение материалами игр.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, совместные игровые действия с воспитателем

ПРОГУЛКА

Непосредственно образовательная деятельность

-наблю-дение за живым объектом

-подвиж-ная игра, игровые упражнения

-наблю-дение за неживой природой

- подвиж-ная игра, игровые упражнения

- наблюдени е за трудом взрослых

- подвижная игра, игровые упражнени я

-наблю-дение за транспортом

- подвиж-ная игра, игровые упражнения

- наблю-дение за живым объектом

- подвиж-ная игра, игровые упражнени я

РАБОТА ПЕРЕД СНОМ

  • воспитание культурно- гигиенических навыков, навыков самостоятельности
  • чтение потешек, стихотворений, слушание музыки

ВЕЧЕР

Инд. совм. деят-сть с восп-лем.

Непосредственно образовательная деятельность

игры на развитие кгн и самообслуж ивания

подвижная игра

игра на сенсорноеразвитие

отобразительная игра

игры по рекоменда циям специалист ов

игры с бытовыми предметами и орудиями

игра по изодеятельности

-

подвижная игра

Образоват.

деят. в режим. момен.

- воспитание культурно- гигиенических навыков ( объяснение, показ, действия «рука в руке», напоминание, ситуативная игра),

Организ. среды для самост.деят.

- развитие мелкой моторики рук и общей моторики, развитие движений.

ПРОГУЛКА

Все мероприятия планируются также, как и в первую половину дня.

ВЗАИМОД. С РОДИТ.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые) Совместные праздники, досуги, занятия.

Совместное творчество. Анкетирование. Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы. Чтение детям. Показ кукольного театра

  1. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Содержание совместной деятельности детей и взрослых организуется по комплексно- тематическому принципу.

Сроки

Лексические темы

Праздники, знаменательные даты

Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

Сентябрь

1 -3 неделя

Адаптация детей к условиям ДОУ

Детский сад.

Знакомство детей друг с другом.

Формирование дружеских

доброжелательных отношений между детьми.

Знакомство (или продолжение знакомства) с детским садом как

ближайшим социальным окружением ребёнка, предметное окружение, правила поведения в детском саду.

Экскурсии по группе, в

музыкальный и физкультурный залы

4 неделя Предметы обихода

(умывание, уход за телом)

Знакомить детей с предметами обихода и действиями с ними во время умывания.

Октябрь

Предметы обихода

(умывание, уход за телом)

Части лица

Закрепить представления детей о

предметах обихода и действиях с ними во время умывания.

Познакомить детей с частями лица.

Выставка творчества

«Осенний вальс цветов»

Ноябрь

Части тела и лица

26 ноября - День матери России

Познакомить детей с частями тела. Закрепить умения узнавать и показывать (называть) части лица.

Подарки для мам.

Коллективная творческая работа

Декабрь

Игрушки Новогодний Праздник

Знакомить с игрушками.

Новогодний подарок для

Родителей

Январь

Игрушки Одежда

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) игрушки.

Познакомить с предметами одежды.

Коллективная творческая

работа «Зима»

Февраль

Одежда

Посуда

23 февраля – День защитника отечества

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) предметы одежды.

Познакомить с предметами посуды.

Подарки для пап и дедушек

Март

Посуда

Продукты питания Праздник

«Только для тебя мамочка моя!»

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) предметы посуды.

Знакомить с продуктами питания.

Подарки для мам и бабушек

Апрель

Продукты питания

Мебель

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) продукты питания.

Познакомить с мебелью.

Коллективная творческая

работа «Весна»

Май

Мебель

Домашние животные

9 мая – День Победы

27 мая – День рождения Санкт- Петербурга

Закрепить умения узнавать и показывать (называть) предметы мебели.

Познакомить детей с домашними животными, учить узнавать их на картинке.

Коллективная творческая работа

«Праздничный салют!»

Июнь

Повторение

1 июня –

международный день защиты

детей

Закрепить пройденные лексические темы.

Коллективная творческая работа


  1. Формы сотрудничества с семьями воспитанников

Задача педагогов группы – установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Сроки

Формы взаимодействия

Тема

Информационно-аналитический и диагностический этап

Цель: Изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников. Сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности). Семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации

Сентябрь

Анкетирование родителей и т.д.

Анкетирование «Что умеет и любит делать ваш ребёнок?» (Сбор анамнестических данных вновь поступивших детей).

«Я и мой ребенок в детском саду»

Организационно-педагогический этап

Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

Октябрь

Родительское собрание

Установочное

Ноябрь, март

Круглый стол

«Помоги мне это сделать

самому»

В течение учебного года

- индивидуальные консультации и беседы;

-обновление информации на форуме группы (раз в неделю);

- наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы);

- дни открытых дверей (2 раза в год);

- подготовка к культурно-массовым мероприятиям;

- совместная деятельность с детьми (игры, выставки);

- оформление групп и дошкольного образовательного учреждения, благоустройство территории ДОУ

-посещение семей воспитанников.

«Рекомендации для родителей»

«Готовимся к празднику вместе» (изготовление костюмов)

Выставка творчества

Мастерская Деда Мороза»

Май

Родительское собрание

«Лето – это маленькая жизнь»

  1. Планируемые результаты освоения программы.

 Физическое развитие

  • Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
  • Выполнять движения по подражанию взрослому;
  • Ходить по дорожке и следам;
  • Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;
  • Захватывать мелкие предметы щепотью.

Социально-коммуникативное развитие

- Эмоционально, мимически реагировать на ласковые обращения знакомого взрослого;

  • Эмоционально откликаться на появление близких взрослых;
  • Понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
  • Принимать помощь взрослого во время непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах;
  • Откликаться на свое имя;
  • Положительно реагировать на педагогов и детей;
  • Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними;
  • Не совершать неадекватные действия с игрушками;
  • Выполнять элементарные манипуляции с игрушками;
  • Выполнять простейшие навыки самообслуживания и КГН по подражанию (с небольшой помощью взрослого);
  • Соблюдать элементарные правила поведения в группе и на прогулке;
  • Выполнять простейшие трудовые действия с помощью взрослого.

 Познавательное развитие

  • Фиксировать взгляд на предметах во время действия с ними, прослеживать взглядом их движения;
  • Узнавать (показывать) себя, родителей на фотографии; показывать или называть предметы одежды, мебели, посуды и пр.;
  • Узнавать знакомых животных;
  • Сличать основные цвета, группировать по цвету; Складывать разрезные картинки;
  • Сличать геометрические формы и фигуры, две величины.

Речевое развитие

  • Пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • Пользоваться рукой или жестом для решения коммуникативных задач;
  • Эмоционально реагировать на чтение художественной литературы;
  • Воспроизводить знакомые звукоподражания лепетные слова;
  • Выполнять действия по простой речевой инструкции, подкрепленным жестом или без жеста;

Художественно-эстетическое развитие

  • Положительно реагировать на работу с художественным материалом;
  • Раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями по подражанию;
  • Использовать приемы вдавливания, сплющивания совместно со взрослым;
  • Пользоваться кисточкой для нанесения клея, наклеивать заготовку;
  • Проводить прямые, прерывистые, волнистые, закругленные линии различными художественными средствами.


4. Условия реализации рабочей программы

 Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез,. 2012
  2. «Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева, СПб, 2012.
  3. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Под редакцией Н.Ф. Дементьевой. Москва, 1993.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  5. Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие / Под редакцией        А. Зарин. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
  6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»- Ярославль: Академия развития, 2006.
  7. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать»- СПб.: «Кристалл»; «Валери СПб», 1997.
  8. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности». «КАРО», СПб, 2007
  9. 2007Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Творческий центр «Сфера», М., 2007.
  10. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1985.
  11. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. Серия: Азбука развлечений. – СПб.: «Издательство Союз», - 2000.
  12. . Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Баряева Л.Б.. Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена; Издательство «Союз», 2001.
  15. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие.

- СПб.: «Детство-Пресс», 2006.

  1. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  2. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Детство- Пресс», 2007
  3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2007.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.:

«Издательство «Скрипторий 2003»,2007.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.:

«Издательство «Скрипторий 2003»,2007.

  1. Дешар Марион. Рисуем пальчиками. - М.: «Махаон», 2014
  2. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: «Мозаика-Синтез»,2003.
  3. . Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. - М,: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез,2005.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез,2005.
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1992.
  7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. Каро, 2010.

5. Список литературы

Малые фольклорные формы:

«Ладушки», «Кисонька-Мурысенька», «Ай, ду-ду», «Гуси вы, гуси», «Едем, едем на лошадке» (шведск. Песенка в обр. И. Токмаковой), «Заинька», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота», «Киска, киска», «Котик серенький», « На зеленом на лужку», «Наша Маша»,

«Наши уточки», «Сидит, сидит заинька», «Солнышко-ведрышко!», «Петушок, золотой гребешок», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока», «Топ, топ» (польск.), «Топ-топ» (кабард.-балкар.), «Травка-муравка», «Водичка-водичка», «Жили у бабуси», «Буренушка»,

«Пошел кот под мосток», «У Аленки в гостях».

Произведения классической и современной литературы для детей:

Я.  Аким  «Мама»,  «Елка  наряжается»;  А.  Барто  из  серии  «Игрушки»,  «Машенька»,

«Капитан», «Собака»; В. Берестов «Больная кукла», «Про машину»; Е. Благина «С добрым утром»,  «Дождик»,  «Мы пускаем пузыри»;   А. Бродский  «Солнечные зайчики»;  С.Маршак

«Мяч», «Елка»; А Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»; Н. Саконская «Где мой пальчик?»; Е Серова «Колокольчик», «Одуванчик»; Я. Тайц «Поезд», «Кубик на кубик»; И. Токмакова  «Как  на  горке  снег,  снег»;  К.  Ушинский  «Васька»,  «Два  козлика», «Уточки»,

«Коровка»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Собака», «Утка с Утятами», «Медвежонок»; К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа -это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индив...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающее полную...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) МБДОУ № 1 «Звездочка» (далее –Программа) разработана ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Разработана в соотвентствии с ФАОП  ДОдля обучающихся с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...