Программа кружка коммуникативно - речевого развития "Сказка"
материал (средняя группа)
Прививаем детя любовь к чудесному миру сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_skazka.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета Приказом
Муниципального бюджетного дошкольного Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения центра развития ребенка образовательного учреждения детский сад № 11
- детского сада №11 г. Вязьмы Смоленской области г. Вязьмы Смоленской области.
От «31» августа 2016г. №35/01-08 от 31.08.2016 года
Протокол №1
Программа
Коммуникативно-речевого развития дошкольников
«Сказка»
Разработала воспитатель
Иванова М.С.
2018 год
№п/п | Содержание | стр |
I | Целевой раздел | |
Пояснительная записка программы | 3-5 | |
1.1 | Концепция | 3 |
1.2 | Актуальность | 4 |
1.3 | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.4 | Основные принципы | 4 |
1.5 | Ожидаемые результаты | 5 |
II | Содержательный раздел | |
Основные характеристики деятельности | 6 | |
2.1 | Формы работы с детьми | 6 |
2.2 | Формы работы с родителями | 6 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Тематические разделы | 7 |
3.2 | Учебный план | 8-9 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 10 |
3.5 | Информационные источники | 11 |
1. Целевой раздел.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский.
1.1. Концепция.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение интереса к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность
1.2. Актуальность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой – вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
1.3. Цели и задачи
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Основными задачами программы являются:
- Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
- Поддержание и развитие детской эмоциональности.
- Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
- Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
1.4. Основные принципы.
Основными принципами построения программы являются:
- Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг в соответствии с возрастом ребёнка;
- Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
- Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением
1.5. Ожидаемые результаты.
К концу учебного года дошкольники должны:
- Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений;
- Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев, и давать им элементарную оценку;
- Представлять в воображении героев и события;
- Выделять поступки героев, и давать им элементарную оценку;
- Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней;
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения;
- Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, юмор ситуации, поступков.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей возрастом с 3 до 5 лет.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Данная работа организуется в средней группе с сентября по май в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы». Занятия проводятся 1 раз в неделю, в понедельник, 4 раза в месяц.
Ежемесячно проводится углубленная работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 17 произведений.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух занятиях.
2.1. Формы работы с детьми:
- Проблемные ситуации;
- Игровые обучающие ситуации;
- Беседы.
2.2. Формы работы с родителями.
В данном кружке применяются следующие нетрадиционные работы с родителями:
- Познавательная
- Досуговая
Познавательная форма - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Сюда относятся: родительские собрания, консультации, мини-собрания.
Досуговая форма – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: участие родителей в отчетном представлении кружка, выставки работ родителей и детей.
3. Организационный раздел.
3.1. Тематические разделы.
Перспективно – тематический план данной программы включает в себя следующие разделы:
- Нравственный урок
- Воспитание добрых чувств
- Сказка и математика
- Речевая зарядка
- Сказка и экология
- Сказка развивает руки
- Развитие мышления и воображения
3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц | Тема | Кол.-во занятий в месяц | Другие формы работы (совместная деятельность) |
Сентябрь | 1. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» 2.Д.Самойлов.«У слоненка день рождения». | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. Лепка из глины «Подарки для слоненка» |
Октябрь | 1. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги) 2. К. Чуковский «Федорино горе» | 2 2 итого: 4 | Рисование утят ватными палочками. (выставка работ) Конструирование «Избушка бабушки Федоры» |
Ноябрь | 1. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров» 2. Н. Носов. «Заплатка». | 2 2 Итого: 4 | Рисование с элементами аппликации «Тигр» Драматизация сказки |
Декабрь | 1. М. Зощенко. «Показательный ребенок» 2. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы) | 2 2 Итого: 4 | Выставка иллюстраций к сказке (совместно с родителями) Тканевая аппликация «Елка» |
Январь | 1. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги) | 3 Итого: 3 | Рисование «Горшочек меда для Вини – Пуха» |
Февраль | 1. Л. Толстой «Мальчик стерег овец» 2. В. Осеева. «Волшебная иголочка» | 2 2 Итого: 4 | Аппликация из ваты «Овечка» . Беседа по содержанию басни. Рисование иллюстраций к сказке |
Март | 1. А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги) 2. К. Чуковский. «Телефон» | 2 2 Итого: 4 | Выставка работ детей и родителей по сказке. Рисование «Портрет слона» |
Апрель | 1. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги) | 4 Итого: 4 | Рисование «Воздушный шар» Эксперимент: воздух в пакете, импровизированный воздушный шар |
Май | 1. В. Бианки. «Первая охота» 2. Н. Носов «Затейники» | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа «Весенний лес» Сочинение нового конца рассказа |
3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц | Тема | Кол.-во занятий в месяц | Другие формы работы (совместная деятельность) |
Сентябрь | 1. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» 2.Д.Самойлов.«У слоненка день рождения». | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. Лепка из глины «Подарки для слоненка» |
Октябрь | 1. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги) 2. К. Чуковский «Федорино горе» | 2 2 итого: 4 | Рисование утят ватными палочками. (выставка работ) Конструирование «Избушка бабушки Федоры» |
Ноябрь | 1. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров» 2. Н. Носов. «Заплатка». | 2 2 Итого: 4 | Рисование с элементами аппликации «Тигр» Драматизация сказки |
Декабрь | 1. М. Зощенко. «Показательный ребенок» 2. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы) | 2 2 Итого: 4 | Выставка иллюстраций к сказке (совместно с родителями) Тканевая аппликация «Елка» |
Январь | 1. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги) | 3 Итого: 3 | Рисование «Горшочек меда для Вини – Пуха» |
Февраль | 1. Л. Толстой «Мальчик стерег овец» 2. В. Осеева. «Волшебная иголочка» | 2 2 Итого: 4 | Аппликация из ваты «Овечка» . Беседа по содержанию басни. Рисование иллюстраций к сказке |
Март | 1. А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги) 2. К. Чуковский. «Телефон» | 2 2 Итого: 4 | Выставка работ детей и родителей по сказке. Рисование «Портрет слона» |
Апрель | 1. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги) | 4 Итого: 4 | Рисование «Воздушный шар» Эксперимент: воздух в пакете, импровизированный воздушный шар |
Май | 1. В. Бианки. «Первая охота» 2. Н. Носов «Затейники» | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа «Весенний лес» Сочинение нового конца рассказа |
Месяц | Тема | Кол.-во занятий в месяц | Другие формы работы (совместная деятельность) |
Сентябрь | 1. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» 2.Д.Самойлов.«У слоненка день рождения». | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. Лепка из глины «Подарки для слоненка» |
Октябрь | 1. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги) 2. К. Чуковский «Федорино горе» | 2 2 итого: 4 | Рисование утят ватными палочками. (выставка работ) Конструирование «Избушка бабушки Федоры» |
Ноябрь | 1. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров» 2. Н. Носов. «Заплатка». | 2 2 Итого: 4 | Рисование с элементами аппликации «Тигр» Драматизация сказки |
Декабрь | 1. М. Зощенко. «Показательный ребенок» 2. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы) | 2 2 Итого: 4 | Выставка иллюстраций к сказке (совместно с родителями) Тканевая аппликация «Елка» |
Январь | 1. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги) | 3 Итого: 3 | Рисование «Горшочек меда для Вини – Пуха» |
Февраль | 1. Л. Толстой «Мальчик стерег овец» 2. В. Осеева. «Волшебная иголочка» | 2 2 Итого: 4 | Аппликация из ваты «Овечка» . Беседа по содержанию басни. Рисование иллюстраций к сказке |
Март | 1. А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги) 2. К. Чуковский. «Телефон» | 2 2 Итого: 4 | Выставка работ детей и родителей по сказке. Рисование «Портрет слона» |
Апрель | 1. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги) | 4 Итого: 4 | Рисование «Воздушный шар» Эксперимент: воздух в пакете, импровизированный воздушный шар |
Май | 1. В. Бианки. «Первая охота» 2. Н. Носов «Затейники» | 2 2 Итого: 4 | Коллективная работа «Весенний лес» Сочинение нового конца рассказа |
3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:
- Ноутбук.
- Книги
- Настольные театры «Теремок», «Заюшкина избушка»
- Кукольный театр «Лисичка – сестричка и серый волк»
Список литературы.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
- Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
- Горбушкина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
ПРОГРАММА КРУЖКА «Я и Мы» (коммуникативно-личностное развитие детей подготовительной к школе группы)
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятел...
Рабочая программа социально -коммуникативного кружка "Светофорик"
Задачи кружка: развивать мотивацию к безопасному поведению на улице и на дороге, развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации....
Рабочая программа кружка по социально-коммуникативному развитию "Азбука общения" (5-6 лет)
laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтОбразовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуни...