Рабочая программа кружка по социально-коммуникативному развитию "Азбука общения" (5-6 лет)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»
Теодор Рузвельт
Образовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.
Программа разработана в целях обогащения детей старшей группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 140.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Целевой раздел:
1.1.Пояснительная записка………………………………………… с.3-4
Актуальность
1.2. Паспорт программы ………………………………………….… с.5-6
Цель программы
Задачи программы
Основные принципы работы
Целевые ориентиры
2.Содержательный раздел: ……………………………………………. с.6
Возраст детей Методы |
Формы проведения занятий |
Участники Работа с родителями |
3.Организационный раздел: 3.1. Перспективный план работы кружка ………………………... с.6-7 3.2. Мониторинг ………………………………………………… с. 7-10 Список литературы …………………………………………… ….. с. 10
|
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»
Теодор Рузвельт
Образовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.
Программа разработана в целях обогащения детей старшей группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Составлена с учетом ФГОС ДО на основе «Я-Ты-Мы. Программы социально-эмоционального развития дошкольников» (составитель Князева О.Л.). Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.
Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.
Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.
Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.
1.2. Паспорт программы
Цель: сформировать навык речевого общения у детей старшей группы дошкольного возраста.
Задачи:
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми);
- развивать адекватную оценку деятельности, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- формировать терпимость к мнению собеседника;
- выработать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему;
- взаимопониманию в процессе общения;
- развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
- развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
- развивать и воспитывать внутреннюю составляющую (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю составляющую (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники коммуникации в каждом ребенке.
Основные принципы работы:
- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- связи теории с практикой.
Целевые ориентиры:
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы дети научатся:
- правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- владеть нравственной стороной воспринимаемых действий, событий,
понимать их суть;
- умения радоваться удаче и успеху;
- понимать установки «нельзя» и «надо»;
- общаться со сверстниками, взрослыми и с окружающими людьми;
- давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях;
- находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки;
- выражать свою симпатию к добрым делам и поступкам;
- обращать внимание и следить за своим внешним видом;
- контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми;
- принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;
- научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, употребляя в речи «волшебные» слова;
- научатся культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета;
- научатся быть самостоятельными.
2. Содержательный раздел:
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: (с 1.09.2018 по 31.05.19)
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 25 минут.
Участники: дети старшей группы "Радуга".
Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей старшей группы: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь, март), итоговое открытое занятие (май).
3. Организационный раздел:
3.1. Перспективный план работы кружка
№ | Тема | Количество занятий |
Сентябрь | ||
1 | Вежливая просьба | 1 |
2 | Еще один секрет вежливости | 1 |
3 | Воспитанность и вежливость | 1 |
4 | Семьи большие и маленькие | 1 |
Октябрь | ||
5 | Как дети могут заботиться о взрослых | 1 |
6 | Глупые ссорятся, а умные договариваются | 1 |
7 | Дети хлеб пополам, хоть и голоден сам | 1 |
8 | Кто кого обидел | 1 |
Ноябрь | ||
9 | Я самый главный | 1 |
10 | Обиженные друзья | 1 |
11 | Не завидуй другому | 1 |
12 | С чего начинается дружба | 1 |
Декабрь | ||
13 | Зайчик, который всем помогал | 1 |
14 | Умей увидеть тех, кому нужна помощь | 1 |
15 | Я задаром спас его | 1 |
16 | Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают | 1 |
Январь | ||
17 | Добрые дела | 1 |
18 | Хорошие товарищи | 1 |
19 | Добрейший носорог | 1 |
20 | Почему нельзя драться | 1 |
Февраль | ||
21 | Спасибо за правду | 1 |
22 | Тайное всегда становится явным | 1 |
23 | У ленивого Федорки всегда отговорки | 1 |
24 | Кем быть | 1 |
Март | ||
25 | Мир эмоций (грусть, радость, злость, страх) | 4 |
Апрель | ||
26 | Надо вещи убирать, не придётся их искать | 2 |
27 | Неряха-замараха | 2 |
Май | ||
28 | Я фантазёр | 2 |
29 | Проба на вкус и запах | 2 |
3.2. Мониторинг
Мониторинг уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить уровень развития коммуникативных способностей и
умений детей и каждого ребёнка в отдельности.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня развития коммуникативных способностей мною была использована исследовательская методика «Изучение уровня развития коммуникативных
способностей и умений детей» по Н.Ф. Комаровой. По представленным критериям, можно судить об уровнях коммуникативных способностей: высоком, среднем и низком.
Критерии уровней развития коммуникативных способностей и умений:
1. Низкий уровень (1 балл). Проявляет неустойчивость в игровом
общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками
завладеть игрушками других детей. Контакты со сверстниками
непродолжительны. Общее эмоциональное состояние ребёнка неустойчиво:
спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными
проявлениями по отношению к сверстникам.
2. Средний уровень (2 балла). Спокойно играет рядом с детьми.
Вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет
преобладающее эмоционально-положительное настроение.
3. Высокий уровень (3 балла). Охотно и активно общается с детьми
и выступает с предложениями по поводу игр. Относится к сверстникам
дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные
состояния. Ребёнок способен по собственной инициативе проявить
сочувствие.
Коммуникативные способности и умения:
1. Вступать в игровое общение со сверстниками
2. Договариваться о совместных действиях в игре
3. Осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре
4. Игры рядом, подражание действиям
5. Развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог
6. Доброжелательное отношение между детьми
Результаты наблюдений фиксировались в сводной таблице 1, где против
фамилии каждого ребёнка отмечается его уровень коммуникативных
способностей и умений по каждому критерию, который он демонстрировал в
общении.
В итоге были получены следующие результаты, которые наглядно
показывают, как общую картину развития коммуникативных способностей и
умений, так и результаты каждого ребёнка.
Таблица 1.
Результаты диагностики развития коммуникативных умений у старших
дошкольников на начало года.
№ п/п | Имя ребенка | Вступать в игровое общение со сверстниками | Договариваться о совместных действиях в игре | Осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре | Игры рядом, подражание действиям | Развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог | Доброжелательное отношение между детьми | Количество баллов | Уровень развития |
1 | Артём В. | + | - | + | + | - | - | 1 | Низкий |
2 | Елисей К. | + | + | + | + | - | + | 2 | Средний |
3 | Ксюша Б. | + | + | - | + | + | + | 2 | Средний |
4 | Лиза З. | + | + | - | + | + | - | 2 | Средний |
5 | Кирилл З. | + | + | + | + | - | - | 2 | Средний |
6 | Полина З. | + | + | + | + | - | + | 2 | Средний |
7 | Денис Б. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
8 | Тимофей Г. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
9 | Егор М. | + | - | - | + | - | - | 1 | Низкий |
10 | Полина Р. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
Проведя диагностику уровня коммуникативных способностей и умений
у старших дошкольников, получили следующие результаты, представленные
в таблице 1. Таким образом, на начало учебного года: - высокий уровень показали 3 дошкольника – 30%; - средний уровень показали 5 дошкольников – 50%; - низкий уровень показали 2 дошкольника - 20%;
- в целом группа показала средний уровень коммуникативных умений (средний балл – 2,1).
Исследовав уровень коммуникативных способностей и умений у детей
исследуемой группы, я выявила, что наиболее развиты у детей такие
способности и умения: вступать в игровое общение со сверстниками,
договариваться о совместных действиях в игре. Хуже всего развито умение развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог и доброжелательное отношение между детьми.
Таблица 2.
Результаты диагностики развития коммуникативных умений у старших
дошкольников на конец года.
№ п/п | Имя ребенка | Вступать в игровое общение со сверстниками | Договариваться о совместных действиях в игре | Осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре | Игры рядом, подражание действиям | Развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог | Доброжелательное отношение между детьми | Количество баллов | Уровень развития |
1 | Артём В. | + | - | + | + | - | + | 2 | Средний |
2 | Елисей К. | + | + | + | + | - | + | 2 | Средний |
3 | Ксюша Б. | + | + | + | + | + | + | 3 | Средний |
4 | Лиза З. | + | + | + | + | + | - | 3 | Средний |
5 | Кирилл З. | + | + | + | + | - | - | 2 | Средний |
6 | Полина З. | + | + | + | + | + | + | 3 | Средний |
7 | Денис Б. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
8 | Тимофей Г. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
9 | Егор М. | + | + | - | + | - | + | 2 | Средний |
10 | Полина Р. | + | + | + | + | + | + | 3 | Высокий |
Проведя диагностику уровня коммуникативных способностей и умений
у старших дошкольников, получили следующие результаты, представленные
в таблице 2. Таким образом, на конец учебного года: - высокий уровень показали 6 дошкольников – 60%; - средний уровень показали 4дошкольника – 40%; - низкий уровень показали 0 дошкольников - 0%. В целом группа показала уровень коммуникативных умений выше среднего (средний бал – 2,6).
Литература:
1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками», Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.
2. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников» Составитель Князева О.Л., Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.
3. Яхнин Л.Л. Азбука вежливых слов. Стихи./Л.Л. Яхнин; - М.: Оникс, 2012.- 2.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи. / О.С. Ушакова, Е.Н. Струнина. – М.: изд. Центр Вентана – Граф, 2007.-191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": картотека подвижных игр на развитие сотрудничества между сверстниками в возрастной группе «Дружные ребята»
Цели и основные задачи:Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям о...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»
Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".
Дидактические игры для организации познавательной деятельности в возрастной группе во вторую половину дня «Делу время, потехе час»....
Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.
Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....
Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....
Рабочая программа, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплесной образовательной программой дошкольного образования "Детство"...
рабочая программа "Мы-вместе" (социально-коммуникативное развитие
Важным направлением дошкольного образования является создание условий для обогащения личного субъектного опыта поведения, деятельности и взаимодействия дошкольников со взросл...