Рабочая программа социально -коммуникативного кружка "Светофорик"
рабочая программа по обж (подготовительная группа) на тему
Задачи кружка: развивать мотивацию к безопасному поведению на улице и на дороге, развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитываь у детей культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения | 58.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96, email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
Рабочая программа
кружка
«СВЕТОФОРИК»
Москва 2016г
Пояснительная записка
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша. Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых- привить детям культуру безопасного поведения. Опираясь на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, пособие Т.Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», материалы парциальной программы «ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнышевой и др. были определены цель кружковой работы, задачи и три основных раздела содержания материала. Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Задачи:
Образовательные:
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
- Научить детей осторожному обращению с огнём.
- Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём (спички, электроприборы и т.д.), об опасных последствиях пожаров в помещении, в лесу.
- Закрепить знания детей о вреде и пользе огня
- Формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы.
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- сформировать у детей знание о правилах безопасного поведения и обращения с пожароопасными предметами;
- научить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту;
Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение.
- Развивать умение анализировать и аргументировать свои суждения, внимание.
- Развивать речь, обогащать активный словарный словарь (пожарная безопасность).
- знать предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (стыки, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы);
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения
- Воспитывать умение слушать, в том числе товарищей, дополнять их ответы.
- Воспитывать уважение, интерес к профессии пожарного.
- воспитывать осознанное поведение в различных ситуациях;
- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Три основных раздела:
1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
2. Пожарная безопасность.
3.Правила дорожного движения.
Ожидаемые результаты.
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие;
- развитие речи;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное;
- познавательное.
Формы работы по реализации кружка «Светофорик»: Интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры.
Программа рассчитана для детей подготовительной группы. Занятия проходят во второй половине дня, два раза в неделю.
Учебный план на 2016/2017 уч. год.
Неделя/ месяц | Тема | Кол-во часов. | |
Сентябрь | |||
1 неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. час. | |
2неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. час. | |
3неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. час | |
4неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
Октябрь | |||
1 неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
3неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
4неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
Ноябрь | |||
1неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
3неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
4неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
Декабрь | |||
1неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
3неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
4неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
Январь | |||
1неделя | Каникулы | ||
2неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
3неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
4неделя | 1- занятие: правила дорожного движения | 1ак. Час. | |
Февраль | |||
1неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
3неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
4неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
Март | |||
1неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. Час. | |
3неделя | 1- занятие: правила дорожного движения 2- занятие: ОБЖ для дошкольников | 1ак. час 1ак. час | |
4неделя | 1-2 занятие: пожарная безопасность | 2ак. Час. | |
Апрель | |||
1неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
2неделя | 1-2 занятие: правила дорожного движения | 2ак. Час. | |
3неделя | 1- занятие: ОБЖ для дошкольников 2- занятие: пожарная безопасность | 1ак. час 1ак. час | |
4неделя | 1-2 занятие: чтение худ- ой литературы | 2ак. Час. | |
Май | |||
1неделя | 1- занятие: правила дорожного движения | 1ак. час | |
2неделя | 1- занятие: пожарная безопасность | 1ак. час | |
3неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. час. | |
4неделя | 1-2 занятие: ОБЖ для дошкольников | 2ак. час. | |
Итого | 67 занятий | 134ак. час |
Сентябрь.
1.Тема: «Как появились правила дорожного движения». Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
2. Тема: «Как устроен светофор». Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
3. Тема: «Правила поведения на природе». Цель: познакомить детей с правилами поведения на природе и возможными опасностями, не навредить животному и растительному миру.
4.Тема: «Опасные насекомые». Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых, рассказать, что среди множества насекомых, есть опасные для человека.
5.Тема: «Труд пожарных». Цель: расширять и углублять знания детей о труде пожарных, закрепить знания о правилах пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду пожарных.
6.Тема: «Превращение утюга». Цель: уточнить знания об утюге, о его назначении, необходимости для жизни человека, совершать умение составлять краткое описание предмета.
7. Тема: «Автомобиль». (Чтение рассказа Н. Носова) Цель: учить детей понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть, учить оценивать поступки героев, учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.
8. Тема: «Дорожные знаки» Цель: дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении, развивать умение выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета, развивать творчество, учить придумывать рисунок и воплощать свой замысел на бумаге.
Октябрь.
1.Тема: «Работа светофора». Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора, воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.
2.Тема: «Путешествие по стране дорожных знаков». Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать пространственную ориентацию.
3.Тема: «Огонь - друг или огонь враг». Цель: формировать с детьми знания о возникновении пожара, познакомить детей с его мерами безопасности, научить осторожно обращаться с огнем.
4. Тема: «Пожарный - герой, он с огнем вступает в бой». Цель: продолжать знакомить детей с профессией пожарного, воспитывать чувство гордости геройских поступках.
5. Тема: «Съедобные, не съедобные грибы». Цель: закрепить знания о разнообразии грибов, что не все грибы съедобные, что есть полезные грибы и есть вредные и опасные.
6. Тема: «Ядовитые растения». Цель: знакомить детей с особенностями растений, среди которых есть ядовитые и лекарственные.
7.Тема: «Правила поведения пешеходов и пассажиров» Цель: закрепить знания о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте, развивать стремление правильно вести себя в транспорте и на улице.
8.Тема: «Пешеходный переход». Цель: знакомить детей с видами пешеходных переходов, объяснить, что для пешеходов существуют свои правила.
Ноябрь.
1.Тема: «Мы пешеходы». Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице, познакомить с обязанностями пешехода, правилами движения пешеходов по тротуару и через проезжую часть группами и индивидуально.
2. Тема: «Транспорт нашего города». Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, о светофоре, городском транспорте, его видах, развивать память, внимание, логическое мышление.
3.Тема: «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки». Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета, закрепить навыки безопасного обращения с электроприборами.
4.Тема: «Путешествие в прошлое пылесоса». Цель: продолжать знакомить с историей появления бытовых приборов , познакомить с назначением и устройством пылесоса, предметами, которые раньше их заменяли, рассказать о правилах пользования пылесосом, о техники безопасности при работе с электрическими приборами.
5.Тема: «Как устроен наш организм». Цель: дать ребенку первоначальные представления об устройстве организма, чтобы ребенок мог осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену.
6. Тема: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко». Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью своему и окружающих, продолжать знакомить детей с профессией врача и рассказать, как врач помогает людям стать здоровыми.
7.Тема: «Нам на улице не страшно». Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.
8.Тема: «Что мы видели на улице». Цель: учить детей строить последовательный рассказ по серии сюжетных картин, развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, воспитывать навыки коллективной работы, развивать творческие способности детей.
Декабрь.
1. Тема: «Безопасная прогулка по улице от детского сада до школы». Цель: углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице, учить различать дорожные знаки, знать их назначение, воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
2.Тема: «Дорожная разметка». Цель: познакомить с видами дорожной разметки и многополосным движением.
3. Тема: О правилах пожарной безопасности». Цель: Рассказать детям о правилах пожарной безопасности, при использовании спичек, зажигалок, петард, бенгальских огней.
4. Тема: «Пусть елочка новогодняя нам радость принесет». Цель: научить соблюдать правила пожарной безопасности при организации и проведении новогодней елки.
5. «О правильном питании и пользе витаминов» Цель: формировать представление детей о полезных продуктах и очень полезных, в каких продуктах больше всего витаминов.
6. «Правила первой помощи» Цель: познакомить детей с правилами оказания первой помощи , как нужно вести себя, если произошел несчастный случай.
7. Тема: «Регулировщик и его работа». Цель: познакомить с работой регулировщика, научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними.
8.Тема: «Безопасность при любой погоде». Цель: знакомить с правилами поведения на улице зимой, формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности, знакомить с мерами по предотвращению травматизма.
Январь.
1.Тема: « Один дома». Цель: формировать навыки у детей безопасного правильного поведения, если оказался один дома, научить ребенка, как правильно вести себя, если оказался один на один с чужими людьми, имеющие злые умыслы.
2.Тема: « Взаимная забота и помощь в семье». Цель: знакомить детей дошкольного возраста с семьей, как с явлением общественной жизни, используя разнообразные формы работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членах семьи…)
3. Тема: «Опыты со льдом». Цель: закреплять знание свойств льда, уточнять, при помощи чего можно сделать лед не скользким.
4. Тема: «Осторожно – Новый год». Цель: расширять знания о безопасном проведении праздников, о правилах поведения на улице зимой.
5. Тема: «Огонь - важное открытие древнего человека». Цель: познакомить с жизнью древнего человека, дать понятие о том, что такое открытие, рассказать об открытии огня древним человеком.
6. Тема: «Как человек огонь приручил». Цель: познакомить с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека, показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни, акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям.
7.Тема: «Небезопасные зимние забавы». Цель: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катание на санках, на лыжах, на горках.
Февраль.
1.Тема: «Опасные ситуации дома». Цель: научить детей, как обезопасить себя в случае опасных ситуаций, научить детей безопасному пользованию телефоном.
2.Тема: «Если ребенок потерялся». Цель: научить детей правильному поведению, если ребенок потерялся, объяснить, как правильно найти дорогу домой.
3.Тема: « Школа пешехода». Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения.
4.Тема: «Помни правила ГАИ, это правила твои». Цель: расширять знания о правилах поведения на улице, научить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки.
5.Тема: «Почему огонь полезен и опасен». Цель: закрепить знания о полезной и разрушительной силе огня, о правилах пожарной безопасности во время пожара.
6.Тема: «Огонь - важное открытие древнего человека». Цель: познакомить с жизнью древнего человека, дать понять, что такое открытие, рассказать об открытии огня древним человеком.
7. Тема «Знакомство с работой спасателей». Цель: формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать, воспитывать уважение к труду спасателей.
8.Тема: рисование « Мы – спасатели». Цель: развивать умение отражать в рисунке работу спасателей, учить самостоятельно, выбирать материал для рисования, воспитывать уважение к смелым людям.
Март.
1. Тема: «Правила поведения на улице». Цель: закрепить правила поведения на улице, учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге, убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.
2. Тема: «Правила поведения при любой погоде». Цель: знакомить с правилами поведения на улице зимой, формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.
3.Тема: «Знакомство с машиной скорой помощи». Цель: продолжать знакомство с таким специальным транспортом, как машина «скорой помощи», его назначением.
4. Тема: «Как вызвать «скорую помощь»?». Цель: закреплять умение набирать номер «скорой помощи», правила общения по телефону с работниками этой службы, воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.
5.Тема: «Изучение запрещающих знаков». Цель: познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками, закрепить знания о ранее изученных знаках.
6. Творческая работа «Чтобы не было беды». Цель: учить изображать в рисунке или аппликации ситуацию, которая может быть опасной, учить располагать сюжет на всем листе.
7.Беседа: « Пожарная безопасность дома». Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности, воспитывать осторожное обращение с огнем.
8. Тема: « Спички не тронь – в спичках огонь». Цель: закрепить понятие о том, что спички – это не игрушка, воспитывать осторожное обращение с огнем.
Апрель.
1.Тема: «Школа пешеходных наук». Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, о пешеходном переходе, светофоре.
2.Рисование на тему «Машины нашей улицы». Цель: развивать навыки рисования различных видов наземного транспорта, учить располагать рисунок на всем листе, создавая сюжет.
3.Тема «Игра ПДДейка». Цель: активизировать и проверить знания о видах транспорта и назначении некоторых дорожных знаков, развивать стремление к изучению Правил дорожного движения.
4.Тема: «Огонь злой, огнь добрый». Цель: развивать представление о пользе и опасности огня, научить мерам предосторожности при обращении с огнем.
5.Тема: «Если малыш поранился». Цель: закрепить знания об оказании первой медицинской помощи при ссадинах, порезах, ожогах, и других небольших травмах.
6.Творческое рассказывание « Помоги Коле советом». Цель: учить составлять рассказ-совет, предостерегающий от шалостей, опасных для жизни и здоровья.
7. Тема: « Стихи для чтения и заучивания». Цель: развития общей культуры, восприятия поэзии, формирования кругозора.
8. Чтение книги А. Иванова « Как неразлучные друзья дорогу переходили». Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.
Май.
1.Тема «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выявить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении.
2.Тема «Велосипед на улицах города». Цель: способствовать формированию культуры поведения на дорогах, учить различать дорожные знаки, учить определять места для игр катания на велосипеде, познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедов.
3.Тема: игра «Четвертый лишний». Цель: закрепить знания о пожарной безопасности.
4.Телевикторина «Автогонщики, вперед». Цель: активизировать и проверить имеющиеся у детей знания о Правилах дорожного движения, совершенствовать умение ориентироваться на макете города, развивать воображение.
5. Игра «Загадки - отгадки». Цель: формировать умение отгадывать загадки, учить объединять предметы в группы.
6. Показ сказки « Весёлые знаки». Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.
Список литературы.
1. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
2. Г.Д. Беляевская, Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева. «Правила дорожного движения для детей».
3. Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».
4. Е.Ф. Прилепко «Пожарная безопасность для дошкольников».
5. О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения».
6. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
7. Т.А. Шорыгина «О правилах пожарной безопасности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
Рабочая программа коммуникативного кружка "Болтунишки".
Рабочая программа коммуникативного кружка "Болтунишки" предназначена для обучение дошкольника интонационной выразительности, кторая в свою очередь является необходимым компонентом процесса формировани...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Капельки Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Направление: адаптация к условиям ДОУ для воспитанников: 2 – 3 лет Составитель: А.В. Жебровская, воспитатель.
Содержание:Паспорт программы...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...
- Мне нравится (1)