Химические опыты.Секреты мыла
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смирнова Ирина Александровна

Цель НОД: развитие творческого мышления, через исследовательскую деятельность, опытно-экспериментальную деятельность, через познание окружающего мира.

Здачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

- формировать познавательный интерес и познавательные действия детей в различных видах деятельности через экспериментирование;

- развивать воображение детей и творческую активность;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира;

- развивать воображение детей и творческую активность;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира и их свойствах;

- развивать психические процессы восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делть простейшие обобщения.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

- формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, сотрудничества;

- сформировать позитивные установки к различным видам творчества;

- сформировать элементарные представления о безопасном поведении в химической лаборатории, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Речевое развитие:

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами  средствами взаимодействия с окружающими;

- развивать все компоненты устной речи: грамматического строя речи, связной речи;

- обогащать активный словарь детей.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;

- развивать интерес к различным видам деятельности;

Физическое развитие:

- сохранять и укреплять физическое здоровье детей, проводить профилактику нарушений осанки, дыхательной системы, снимать мышечную усталость;

- развивать координацию и плавность движений;

- развивать крупную и мелкую моторику рук.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_opyty.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) по экспериментированию на тему «Химические опыты. Секреты мыла».

2.1.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Этап 1. Вводная часть - мотивационный, подготовительный этап

(продолжительность 5 мин.)

Цель этапа:  стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность; активизация внимания и речевой активности; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата.

Цель этапа:  переключение на образовательную деятельность; развитие связной речи.

Организация детей для просмотра презентации

В группу заходит воспитатель, в белом халате и в шапочке, и привлекает внимание детей. Приглашает детей на ковер.

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут профессор Колбочкина. Сегодня я приглашаю вас в химическую лабораторию. Химия очень интересная и веселая наука, у нее много секретов и познавательных опытов. А вы любите опыты?

Дети самостоятельно играют в игры по интересам.

Ребята обращают внимание на взрослого, узнают его. Занимают места на ковре, рядом с профессором, строят догадки относительно предстоящей деятельности, выражают желание посетить химическую лабораторию.

Соглашаются, что химия очень интересная и полезная наука, приводят примеры уже известных им химических реакций, проявляют интерес к предстоящей деятельности.

- Каждый ученый знает, что самое главное - это техника безопасности, потому что вещества бывают разными, и чтобы наши опыты получились - нужна осторожность и дисциплина. Какие правила техники безопасности вы можете назвать?

- Молодцы ребята, вы очень хорошо знакомы с правилами поведения в лаборатории.

Воспитатель дополняет знания детей о правилах техники безопасности: находиться в лаборатории в специальной защитной одежде, трогать реагенты только по команде и в перчатках, не пробовать на вкус и не вдыхать без разрешения; помогает ребятам перевоплотиться в ученых.

Ребята внимательно слушают профессора, вспоминают правила техники безопасности, рассуждают о причинах и следствиях неправильного поведения в химической лаборатории, предполагают возможные последствия, затем  с удовольствием перевоплощаются в ученых: надевают защитные халаты и шапочки, помогая друг другу. После чего занимают свои места на ковре.

Слайд 1. Воспитатель запускает первый слайд, на котором автоматически воспроизводится записанный звук скайп-звонка.

Слайд 2. При нажатии клавиши «стрелка» на клавиатуре происходит перелистывание слайда и автоматический запуск записанного звука.  

На экране появляется Профессор Пробиркин, который приветствует ребят и говорит, что очень рад, тому, что они посетили химическую лабораторию;  извиняется, что не смог сегодня приехать, так как находится на пороге важного научного открытия.

Воспитатель стимулирует детей к диалогу с Профессором Пробиркиным, задает наводящие вопросы.

- Здравствуйте профессор. Ребята это мой друг и коллега Профессор Пробиркин, и я очень рада, что вы смогли выйти с нами на связь.

Воспитатель подводит вопросы детей к главному вопросу:

- Профессор, над чем вы сейчас работаете?

Дети обращают внимание на звук и пытаются определить, откуда слышится звонок. Затем обращают свое внимание на экран, где появляется изображение Профессора Пробиркина.

Дети знакомятся с Пробиркиным, выясняют, что им звонит ученый-химик профессор Пробиркин, который в связи с серьезными обстоятельствами не смог сегодня приехать лично, так как находится на пороге важного научного открытия.

Ребята заинтересовываются и вступают в диалог, задают ему предполагаемые вопросы: где находится его лаборатория, какое открытие он совершает и над чем именно он работает.

Слайд 2. При нажатии кнопки «стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук.

Профессор Пробиркин мотивирует ребят на предстоящую деятельность: - Ребята, я сейчас работаю над рецептом приготовления мыла. А вы знаете, зачем нужно мыло?

Дети проявляют интерес к данной теме: дают разные ответы, приходят к общему мнению, что на руках собираются грязь и микробы, а мыло их смывает.

Профессор Колбочкин задает проблемную ситуацию:

- А почему именно с мылом? Вот я знаю, что в давние времена, когда мыло еще не изобрели, люди мыли руки с обычным песком.

- Интересно, а у нас получится вымыть руки песком?

Воспитатель предлагает детям проверить эту гипотезу на практике и приглашает к столу экспериментирования, на котором располагается емкости с маслом, песком и с жидким мылом, а также тазики с водой.

- Молодцы ребята, теперь мы знаем, что песком тоже можно вымыть руки, эти знания могут нам пригодиться, когда мыла под руками не окажется.

Ребята сомневаются, что песком можно мыть руки, хотят проверить это суждение на практике. Дети отправляются к столу экспериментирования, встают вокруг него. Вначале пачкают руки растительным маслом, затем пробуют смыть масло водой. После неудачной попытки, кожа остается жирной и липкой. Затем ребята  используют песок, приходят к выводу, что руки стали меньше прилипать, но все же небольшие следы масла остались. Отмечают дискомфорт при мытье рук. И, наконец, используют мыло - делают вывод о том, что руки стали чистыми и приятными, без жирных следов. Руки мыть было приятно и комфортно, и вкусно пахло.

Основной этап (продолжительность 22 мин.)

Цель этапа: развитие творческого мышления, через исследовательскую деятельность; развитие интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Цель этапа: Изучение свойств мыла на практике; знакомство с понятием молекула мыла; изготовление мыла ручной работы.

Профессор Колбочкина:

- Итак, коллеги, мы с вами пришли к выводу, что мыло намного лучше справляется с загрязнениями, чем песок. Как вы думаете, ребята, в чем его секрет?  

- Ребята, вы сделали очень много интересных предположений, а хотите узнать у профессора, как наука отвечает на этот вопрос?

Воспитатель побуждает детей подойти к интерактивной доске.

Слайд 2. При нажатии на кнопку «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук. В процессе воспроизведения воспитатель продолжает нажимать кнопку «Стрелка» и на слайде возникают изображения молекулы мыла и мицеллы (взаимодействие молекулы мыла с водой) о которых говорит Пробиркин.  

Профессор Пробиркин поясняет ребятам, что мыло состоит из частиц - молекул, которые волшебные и имеют с одной стороны нейтральный заряд, с другой отрицательный, которым и захватывают молекулы грязи. Привлекает к помощи своих друзей-исследователей Смешариков.  

Слайд 3. После завершения записанного звука, повторное нажатие кнопки «Стрелка» автоматически переключается слайд и воспроизводится видеофрагмент.

Дети размышляют о том, почему мыло справляется с загрязнениями лучше, чем песок. Строят предположения и догадки. Рассуждают о его полезных свойствах.

Дают предполагаемые ответы: потому что оно мылится, секрет в мыльных пузырях.

Ребята отправляются к интерактивной доске и обращаются с данным вопросом к профессору Пробиркину.

Ребята знакомятся с понятием молекула (частица), смотрят видеофрагмент о молекулах мыла и ее свойствах, узнают, как работает это свойство на практике (молекулы мыла соединяются с молекулами воды и образуют мыльный пузырь, в который ловят молекулу грязи).

Просмотр видеофрагмента о молекуле мыла и ее свойстве (2 мин.)

Цель: формирование первичных представлений о молекулах и ее свойствах; формирование ответственного отношения к культурно-гигиеническим навыкам.

Цель: получение новых знаний; обогащение активного словаря; расширение представлений, имеющихся знаний; активация личного опыта.

Слайд 4. После просмотра видеофрагмента, воспитатель нажимает кнопку «Стрелка», чтобы вернуть изображение профессора на экран для фона.  

Профессор Колбочкина:

- Как интересно! Оказывается, молекулы мыла имеют очень полезное свойство, из-за своего хвостика с отрицательным зарядом – заключать грязь в мыльный пузырь (мицеллу).

- Верно, ребята! Вы все правильно отметили. А как работает это волшебное свойство мыла, нам предстоит проверить опытным путем. Воспитатель приглашает детей за стол экспериментирования.

Дети делятся впечатлениями, наблюдениями об увиденном.  Рассказывают о волшебном свойстве молекулы мыла, что она имеет хвостик с отрицательным зарядом. Замечают, как важно мыть руки с мылом.

Ребята выражают интерес к данному свойству и желают проверить его в действии и отправляются к столу экспериментов для проведения опыта с мыльными пузырями.

Экспериментальная деятельность: «Опыт с мыльными пузырями» (2-3 мин.)

Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование, закрепление теоретических знаний на практике; формирование самостоятельности, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Цель: выполнение опыта по инструкции; сформирование умения видеть и понимать свою деятельность, соотносить теорию с практикой; развитие самостоятельности; развитие дыхательной системы.

Профессор Колбочкина приглашает детей занять свои места за столом, на котором располагаются наборы со всем необходимым:

- Наливаем в пустой стакан цветную жидкость и добавляем к ней мыло. Теперь вставляем трубочку и начинаем в нее дуть.

Ребята воздух нужно выдувать медленно и долго. Ну, что же мы видим?

- Конечно! Какие у вас прекрасные разноцветные пузыри получились!

- А откуда они берутся?

- Верно ребята, молекула мыла соединяется с молекулой воды своим отрицательным «крючком» и вытягивается, образуя мыльный пузырь. Молодцы.

Каждый берет свой экспериментальный набор и следует инструкции воспитателя: наливает цветную жидкость в стакан и добавляет к ней мыло. Затем вставляет трубочку и по команде воспитателя начинает в нее дуть.

Дети дают ответ, что образуются мыльные пузыри (мицеллы).

Дети рассуждают, дают разные варианты ответа. Самостоятельно приходят к выводу, что молекула мыла соединяется с молекулой воды своим отрицательным крючком и вытягивается, образуя мыльный пузырь.

Экспериментальная деятельность «Рисование на ткани» (3 мин.)

Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование; развитие интереса для самостоятельной творческой деятельности; формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Цель: выполнение опыта по инструкции; сформирование умения видеть и понимать свою деятельность, соотносить теорию с практикой; развитие самостоятельности; развитие мелкой моторики рук.

Профессор Колбочкина приглашает детей к демонстрационному столу.

- Ребята, мы с вами познакомились с главным свойством молекулы мыла - вытягивать молекулы грязи и заключать их в мыльный пузырь, это происходит, когда мыло соединяется с водой, а я знаю, что у мыла есть еще одно интересное свойство, но работает оно, только когда мыло сухое.

- Интересно? Может быть, вы сами догадаетесь? Это свойство мыла очень нравится людям, которые, работают с тканью - портным, швеям и закройщикам.

- Молодцы! Догадались! Мылом можно рисовать, а происходит это потому, что молекулы мыла в сухом состоянии очень хрупкие и могут отделяться друг от друга и оставлять следы на ткани.

- Предлагаю немного почувствовать себя модельерами и художниками по костюмам.

- Какие замечательные рисунки у вас получились! Вы творчески подошли к этому занятию!

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас приглашаю вас немного передохнуть.

Дети отправляются к демонстрационному столу, на котором на тарелочках располагаются кусочки мыла (обмылки), и разные виды ткани. Рассматривают.

Ребята хотят узнать еще об одном свойстве мыла, строят предположения и догадки. Рассуждают.

Предполагаемый ответ: мылом можно рисовать.

Дети пробуют рисовать на разных тканях мылом и комментируют, на какой ткани легче и четче линии, какая менее поддается рисованию. Делают вывод о том, что происходит с мылом, почему оно рисует на ткани. Приходят к заключению, что молекулы мыла отделяются и остаются на ткани.

Дети перемещаются на ковер, для проведения физкультминутки.

Физкультминутка (кинезиологические упражнения)

Цель: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие крупной и мелкой моторики рук, активизации умственных способностей, развитие межполушарных связей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Цель: Переключение деятельности, четкое выполнение инструкции.

Дети выполняют предлагаемые упражнения поочередно правой, левой, затем двумя руками вместе: «Кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»;  Упражнение на растяжку «Снеговик» и гимнастика для глаз глазодвигательное упражнение «Глазки».

Профессор Колбочкина:

- Спасибо вам ребята, все постарались!

Дети следуют инструкциям воспитателя, выполняют упражнения, постепенно увеличивая темп, учатся координировать свои движения, концентрировать внимание, отрабатывают плавность и точность двигательных действий.

Постановка цели работы (2 мин)

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи; формирование умения высказывать свою точку зрения; помощь детям в постановке цели работы.

Цель: определение цели практической работы на занятии; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата; установление причинно-следственных связей.

Профессор Колбочкина (удивляется):

- Вот это да! Ребята, какая интересная наука химия, благодаря ей, мы познакомились с волшебными свойствами молекулы мыла! А вот интересно, можно ли в нашей химической лаборатории создать настоящее мыло с его волшебными свойствами?

- Думаю нужно обратиться за помощью к профессору Пробиркину, возможно он сможет нам помочь.

Воспитатель побуждает ребят подойти к интерактивной доске.

Слайд 4. При нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук.

Профессор Пробиркин:

- Конечно, я вам помогу, я как раз сейчас работаю над новым рецептом приготовления мыла,  с удовольствием с вами им поделюсь, правда там не хватает секретного ингредиента.

Профессор Колбочкина:

- Это не страшно, профессор. А вдруг, мы сможем тебе помочь, и этот секретный ингредиент найдется в нашей лаборатории.

Слайд 4. При нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук, при повторном нажатии кнопки «Стрелка» возникает изображение письма и анимация его отправления.

Профессор Пробиркин пересылает детям секретный рецепт, но из-за технических неполадок, письмо приходит частями и его требуется расшифровать.

Слайд 5. При повторном нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре переключается слайд с интерактивной игрой «Собери рецепт мыла»  

- Эх, вот они современные технологии! Ну, ничего страшного, мы этот рецепт сейчас быстро восстановим, правда, ребята? Справимся?

Дети соглашаются, что химия очень интересная наука, и задаются вопросом, можно ли создать мыло в химической лаборатории. Строят предположения.

Приходят к выводу: что мыло создать в химической лаборатории можно, только нужен рецепт.

Дети отправляются к интерактивной доске и обращаются за помощью к Профессору Пробиркину.

Ребята радуются, что профессор Пробиркин согласился поделиться с ними секретным рецептом приготовления мыла.

Дети поддерживают предложение профессора Колбочкиной поискать секретный ингредиент в нашей химической лаборатории и поэкспериментировать.

Ребята принимаются за расшифровку секретного рецепта на интерактивной доске по очереди.

Интерактивная игра «Собери рецепт мыла» (4-5 мин)

Цель: развитие внимания, логического мышления; стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности.

Цель: выполнение задания; формирование навыков работы с интерактивной доской.

Профессор Колбочкина:

- Ребята, нужно соединить части рецепта по форме, которые очень похожи на пазлы.  

Воспитатель подзывает детей по одному.

Ребята находят нужный элемент и по очереди подставляют его к целой части картинки.

Экспериментальная деятельность

«Изготовление мыла ручной работы»  (7 мин.)

Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование; формирование представлений о процессе мыловарения;  развитие интереса для самостоятельной творческой деятельности.

Цель: изготовление мыла ручной работы; формирование эстетического вкуса, творческой активности; закрепление полученных знаний на практике.

Профессор Колбочкина:

- Ну что же, рецепт получен,  приступаем к приготовлению.

Воспитатель надевает перчатки для работы с реактивами, наглядно напоминая ребятам правила поведения в химической лаборатории и приглашает детей к столу экспериментирования.

Воспитатель показывает детям ингредиенты, из которых состоит мыло: мыльная основа, масло, настой из трав, ароматизатор, красители, сухие добавки. Поясняет для чего необходим каждый ингредиент и на что он влияет (мыльная основа – это молекулы мыла, которые заставляют мыло мылиться; масло – смягчает кожу, питает и увлажняет; настой из трав – успокаивает и питает кожу; сухие добавки – используются как скраб, удаляют огрубевшую кожу; ароматизатор – для приятного запаха; красители – для цвета).  

Слайд 6. Воспитатель нажимает кнопку «Стрелка», чтобы вернуть изображение профессора на экран для фона.

Ребята занимают свои места за столом экспериментов. Сначала дети рассматривают   ингредиенты из рук воспитателя, слушают их краткие характеристики.   Надевают перчатки, и самостоятельно подготавливают необходимые: добавки, масла, ароматизаторы. Знакомятся с ними, пробуют на ощупь (молотый кофе, сухие цветы, травы, специи), на запах (масла, ароматизаторы), выбирают красители, формочки.

Профессор Колбочкина раздает распечатанный рецепт мыла каждому ребенку для самостоятельного приготовления и дает детям свободу творчества, уточняя, что использовать они могут любые ингредиенты, указанные в рецепте. Индивидуально помогает каждому, кто нуждается в помощи.

Дети самостоятельно работают по инструкции, используют дозаторы, пипетки. Мыльную  основу заливают в формочку, добавляют масло, ароматизатор по выбору, и добавки на свое усмотрение (у каждого своя добавка).

Слайд 6. При нажатии на кнопку «Стрелка» на клавиатуре  воспроизводится записанный звук.

По окончании деятельности Профессор Пробиркин делает важное наблюдение:

- Ребята, когда я наблюдал за вашей работой, то, кажется, совершил Научное открытие! Оказывается, единого секретного ингредиента не существует - у каждого он свой потому, что все мы разные и у всех разные вкусы! Мне нужно скорее зафиксировать свое научное открытие, а с вами я прощаюсь, спасибо вам и до свидания.

Ребята соглашаются, что добавки, ароматизаторы и масла каждый выбирал по своему вкусу, а значит и мыло у каждого получилось свое, уникальное. Приходят к выводу, что секретный ингредиент у каждого свой.  Радуются, что смогли помочь профессору Пробиркину совершить научное открытие. Прощаются с ним и благодарят.

Заключительный этап (рефлексия) (2-3 мин.)

Цель этапа: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; подведение итогов, развитие умения высказывать и обобщать увиденное; получение обратной связи.

Цель этапа: получить положительную оценку своей деятельности; умение видеть результат своей деятельности.

Профессор Колбочкина сообщает ребятам, что мылу нужно некоторое время, чтобы застыть и предлагает рассказать детям о том, какое мыло у них получилось, какие ингредиенты они добавили и почему.

Профессор Колбочкина:

- Как же много я сегодня узнала о мыле. Даже подумать не могла, что у простого мыла так много секретов! А какой секрет сегодня узнали вы?

Профессор говорит о том, что в их химической лаборатории еще очень много всего неизведанного, и предлагает ребятам обдумать тему следующего экспериментирования.

Прощается с ребятами. Благодарит за продуктивную деятельность.

Ребята анализируют свою деятельность, воспроизводят алгоритм приготовления мыла, описывают ингредиенты и их назначения.

Дети отвечают что, узнали о молекулах  мыла, о свойствах мыла, делятся впечатлениями  о проведенных опытах, проговаривают сделанные ранее выводы.

Заинтересовываются другими новыми интересными опытами, предлагают свои темы для новых опытов, обещают еще посетить химическую лабораторию.

Прощаются. Благодарят.

  1. Информационные ресурсы:

Приложение №1. Материал для распечатывания «Рецепт мыла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты Секрет воды.

Конспект совместно познавательной деятельности с детьми по теме Вода....

ПЕРВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

В данной статье рассматривается вопрос о приемственности получаемых знаний, особенно в рамках естественнонаучного образования....

«В стране запахов» (Химические эффекты)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности. Область "Познание"....

График закладки химических реагентов для обработки и дезинфекции воды в бассейне.

Чистотаа воды напрямую зависит от точности закладки химичеких реагентов....

Опыты Секрет воды

Углубить представления детей о существенных характеристиках предметов, о свойствах воды, о наличии элементарных причинно – следственных связей....

Буклет для родителей "Занимательные химические эксперименты в детском саду"

Занимательные опыты и эксперименты для детей старшей и подготовительной групп....