Химические опыты.Секреты мыла
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель НОД: развитие творческого мышления, через исследовательскую деятельность, опытно-экспериментальную деятельность, через познание окружающего мира.
Здачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия детей в различных видах деятельности через экспериментирование;
- развивать воображение детей и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира;
- развивать воображение детей и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира и их свойствах;
- развивать психические процессы восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делть простейшие обобщения.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
- формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, сотрудничества;
- сформировать позитивные установки к различным видам творчества;
- сформировать элементарные представления о безопасном поведении в химической лаборатории, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Речевое развитие:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами средствами взаимодействия с окружающими;
- развивать все компоненты устной речи: грамматического строя речи, связной речи;
- обогащать активный словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;
- развивать интерес к различным видам деятельности;
Физическое развитие:
- сохранять и укреплять физическое здоровье детей, проводить профилактику нарушений осанки, дыхательной системы, снимать мышечную усталость;
- развивать координацию и плавность движений;
- развивать крупную и мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_opyty.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) по экспериментированию на тему «Химические опыты. Секреты мыла».
2.1.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Этап 1. Вводная часть - мотивационный, подготовительный этап (продолжительность 5 мин.) | |
Цель этапа: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность; активизация внимания и речевой активности; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата. | Цель этапа: переключение на образовательную деятельность; развитие связной речи. |
Организация детей для просмотра презентации | |
В группу заходит воспитатель, в белом халате и в шапочке, и привлекает внимание детей. Приглашает детей на ковер. - Ребята, здравствуйте! Меня зовут профессор Колбочкина. Сегодня я приглашаю вас в химическую лабораторию. Химия очень интересная и веселая наука, у нее много секретов и познавательных опытов. А вы любите опыты? | Дети самостоятельно играют в игры по интересам. Ребята обращают внимание на взрослого, узнают его. Занимают места на ковре, рядом с профессором, строят догадки относительно предстоящей деятельности, выражают желание посетить химическую лабораторию. Соглашаются, что химия очень интересная и полезная наука, приводят примеры уже известных им химических реакций, проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
- Каждый ученый знает, что самое главное - это техника безопасности, потому что вещества бывают разными, и чтобы наши опыты получились - нужна осторожность и дисциплина. Какие правила техники безопасности вы можете назвать? - Молодцы ребята, вы очень хорошо знакомы с правилами поведения в лаборатории. Воспитатель дополняет знания детей о правилах техники безопасности: находиться в лаборатории в специальной защитной одежде, трогать реагенты только по команде и в перчатках, не пробовать на вкус и не вдыхать без разрешения; помогает ребятам перевоплотиться в ученых. | Ребята внимательно слушают профессора, вспоминают правила техники безопасности, рассуждают о причинах и следствиях неправильного поведения в химической лаборатории, предполагают возможные последствия, затем с удовольствием перевоплощаются в ученых: надевают защитные халаты и шапочки, помогая друг другу. После чего занимают свои места на ковре. |
Слайд 1. Воспитатель запускает первый слайд, на котором автоматически воспроизводится записанный звук скайп-звонка. Слайд 2. При нажатии клавиши «стрелка» на клавиатуре происходит перелистывание слайда и автоматический запуск записанного звука. На экране появляется Профессор Пробиркин, который приветствует ребят и говорит, что очень рад, тому, что они посетили химическую лабораторию; извиняется, что не смог сегодня приехать, так как находится на пороге важного научного открытия. Воспитатель стимулирует детей к диалогу с Профессором Пробиркиным, задает наводящие вопросы. - Здравствуйте профессор. Ребята это мой друг и коллега Профессор Пробиркин, и я очень рада, что вы смогли выйти с нами на связь. Воспитатель подводит вопросы детей к главному вопросу: - Профессор, над чем вы сейчас работаете? | Дети обращают внимание на звук и пытаются определить, откуда слышится звонок. Затем обращают свое внимание на экран, где появляется изображение Профессора Пробиркина. Дети знакомятся с Пробиркиным, выясняют, что им звонит ученый-химик профессор Пробиркин, который в связи с серьезными обстоятельствами не смог сегодня приехать лично, так как находится на пороге важного научного открытия. Ребята заинтересовываются и вступают в диалог, задают ему предполагаемые вопросы: где находится его лаборатория, какое открытие он совершает и над чем именно он работает. |
Слайд 2. При нажатии кнопки «стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук. Профессор Пробиркин мотивирует ребят на предстоящую деятельность: - Ребята, я сейчас работаю над рецептом приготовления мыла. А вы знаете, зачем нужно мыло? | Дети проявляют интерес к данной теме: дают разные ответы, приходят к общему мнению, что на руках собираются грязь и микробы, а мыло их смывает. |
Профессор Колбочкин задает проблемную ситуацию: - А почему именно с мылом? Вот я знаю, что в давние времена, когда мыло еще не изобрели, люди мыли руки с обычным песком. - Интересно, а у нас получится вымыть руки песком? Воспитатель предлагает детям проверить эту гипотезу на практике и приглашает к столу экспериментирования, на котором располагается емкости с маслом, песком и с жидким мылом, а также тазики с водой. - Молодцы ребята, теперь мы знаем, что песком тоже можно вымыть руки, эти знания могут нам пригодиться, когда мыла под руками не окажется. | Ребята сомневаются, что песком можно мыть руки, хотят проверить это суждение на практике. Дети отправляются к столу экспериментирования, встают вокруг него. Вначале пачкают руки растительным маслом, затем пробуют смыть масло водой. После неудачной попытки, кожа остается жирной и липкой. Затем ребята используют песок, приходят к выводу, что руки стали меньше прилипать, но все же небольшие следы масла остались. Отмечают дискомфорт при мытье рук. И, наконец, используют мыло - делают вывод о том, что руки стали чистыми и приятными, без жирных следов. Руки мыть было приятно и комфортно, и вкусно пахло. |
Основной этап (продолжительность 22 мин.) | |
Цель этапа: развитие творческого мышления, через исследовательскую деятельность; развитие интереса к опытно-экспериментальной деятельности. | Цель этапа: Изучение свойств мыла на практике; знакомство с понятием молекула мыла; изготовление мыла ручной работы. |
Профессор Колбочкина: - Итак, коллеги, мы с вами пришли к выводу, что мыло намного лучше справляется с загрязнениями, чем песок. Как вы думаете, ребята, в чем его секрет? - Ребята, вы сделали очень много интересных предположений, а хотите узнать у профессора, как наука отвечает на этот вопрос? Воспитатель побуждает детей подойти к интерактивной доске. Слайд 2. При нажатии на кнопку «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук. В процессе воспроизведения воспитатель продолжает нажимать кнопку «Стрелка» и на слайде возникают изображения молекулы мыла и мицеллы (взаимодействие молекулы мыла с водой) о которых говорит Пробиркин. Профессор Пробиркин поясняет ребятам, что мыло состоит из частиц - молекул, которые волшебные и имеют с одной стороны нейтральный заряд, с другой отрицательный, которым и захватывают молекулы грязи. Привлекает к помощи своих друзей-исследователей Смешариков. Слайд 3. После завершения записанного звука, повторное нажатие кнопки «Стрелка» автоматически переключается слайд и воспроизводится видеофрагмент. | Дети размышляют о том, почему мыло справляется с загрязнениями лучше, чем песок. Строят предположения и догадки. Рассуждают о его полезных свойствах. Дают предполагаемые ответы: потому что оно мылится, секрет в мыльных пузырях. Ребята отправляются к интерактивной доске и обращаются с данным вопросом к профессору Пробиркину. Ребята знакомятся с понятием молекула (частица), смотрят видеофрагмент о молекулах мыла и ее свойствах, узнают, как работает это свойство на практике (молекулы мыла соединяются с молекулами воды и образуют мыльный пузырь, в который ловят молекулу грязи). |
Просмотр видеофрагмента о молекуле мыла и ее свойстве (2 мин.) | |
Цель: формирование первичных представлений о молекулах и ее свойствах; формирование ответственного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. | Цель: получение новых знаний; обогащение активного словаря; расширение представлений, имеющихся знаний; активация личного опыта. |
Слайд 4. После просмотра видеофрагмента, воспитатель нажимает кнопку «Стрелка», чтобы вернуть изображение профессора на экран для фона. Профессор Колбочкина: - Как интересно! Оказывается, молекулы мыла имеют очень полезное свойство, из-за своего хвостика с отрицательным зарядом – заключать грязь в мыльный пузырь (мицеллу). - Верно, ребята! Вы все правильно отметили. А как работает это волшебное свойство мыла, нам предстоит проверить опытным путем. Воспитатель приглашает детей за стол экспериментирования. | Дети делятся впечатлениями, наблюдениями об увиденном. Рассказывают о волшебном свойстве молекулы мыла, что она имеет хвостик с отрицательным зарядом. Замечают, как важно мыть руки с мылом. Ребята выражают интерес к данному свойству и желают проверить его в действии и отправляются к столу экспериментов для проведения опыта с мыльными пузырями. |
Экспериментальная деятельность: «Опыт с мыльными пузырями» (2-3 мин.) | |
Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование, закрепление теоретических знаний на практике; формирование самостоятельности, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Цель: выполнение опыта по инструкции; сформирование умения видеть и понимать свою деятельность, соотносить теорию с практикой; развитие самостоятельности; развитие дыхательной системы. |
Профессор Колбочкина приглашает детей занять свои места за столом, на котором располагаются наборы со всем необходимым: - Наливаем в пустой стакан цветную жидкость и добавляем к ней мыло. Теперь вставляем трубочку и начинаем в нее дуть. Ребята воздух нужно выдувать медленно и долго. Ну, что же мы видим? - Конечно! Какие у вас прекрасные разноцветные пузыри получились! - А откуда они берутся? - Верно ребята, молекула мыла соединяется с молекулой воды своим отрицательным «крючком» и вытягивается, образуя мыльный пузырь. Молодцы. | Каждый берет свой экспериментальный набор и следует инструкции воспитателя: наливает цветную жидкость в стакан и добавляет к ней мыло. Затем вставляет трубочку и по команде воспитателя начинает в нее дуть. Дети дают ответ, что образуются мыльные пузыри (мицеллы). Дети рассуждают, дают разные варианты ответа. Самостоятельно приходят к выводу, что молекула мыла соединяется с молекулой воды своим отрицательным крючком и вытягивается, образуя мыльный пузырь. |
Экспериментальная деятельность «Рисование на ткани» (3 мин.) | |
Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование; развитие интереса для самостоятельной творческой деятельности; формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Цель: выполнение опыта по инструкции; сформирование умения видеть и понимать свою деятельность, соотносить теорию с практикой; развитие самостоятельности; развитие мелкой моторики рук. |
Профессор Колбочкина приглашает детей к демонстрационному столу. - Ребята, мы с вами познакомились с главным свойством молекулы мыла - вытягивать молекулы грязи и заключать их в мыльный пузырь, это происходит, когда мыло соединяется с водой, а я знаю, что у мыла есть еще одно интересное свойство, но работает оно, только когда мыло сухое. - Интересно? Может быть, вы сами догадаетесь? Это свойство мыла очень нравится людям, которые, работают с тканью - портным, швеям и закройщикам. - Молодцы! Догадались! Мылом можно рисовать, а происходит это потому, что молекулы мыла в сухом состоянии очень хрупкие и могут отделяться друг от друга и оставлять следы на ткани. - Предлагаю немного почувствовать себя модельерами и художниками по костюмам. - Какие замечательные рисунки у вас получились! Вы творчески подошли к этому занятию! - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас приглашаю вас немного передохнуть. | Дети отправляются к демонстрационному столу, на котором на тарелочках располагаются кусочки мыла (обмылки), и разные виды ткани. Рассматривают. Ребята хотят узнать еще об одном свойстве мыла, строят предположения и догадки. Рассуждают. Предполагаемый ответ: мылом можно рисовать. Дети пробуют рисовать на разных тканях мылом и комментируют, на какой ткани легче и четче линии, какая менее поддается рисованию. Делают вывод о том, что происходит с мылом, почему оно рисует на ткани. Приходят к заключению, что молекулы мыла отделяются и остаются на ткани. Дети перемещаются на ковер, для проведения физкультминутки. |
Физкультминутка (кинезиологические упражнения) | |
Цель: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие крупной и мелкой моторики рук, активизации умственных способностей, развитие межполушарных связей, снятие мышечного и эмоционального напряжения. | Цель: Переключение деятельности, четкое выполнение инструкции. |
Дети выполняют предлагаемые упражнения поочередно правой, левой, затем двумя руками вместе: «Кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»; Упражнение на растяжку «Снеговик» и гимнастика для глаз глазодвигательное упражнение «Глазки». Профессор Колбочкина: - Спасибо вам ребята, все постарались! | Дети следуют инструкциям воспитателя, выполняют упражнения, постепенно увеличивая темп, учатся координировать свои движения, концентрировать внимание, отрабатывают плавность и точность двигательных действий. |
Постановка цели работы (2 мин) | |
Цель: развитие связной, грамматически правильной речи; формирование умения высказывать свою точку зрения; помощь детям в постановке цели работы. | Цель: определение цели практической работы на занятии; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата; установление причинно-следственных связей. |
Профессор Колбочкина (удивляется): - Вот это да! Ребята, какая интересная наука химия, благодаря ей, мы познакомились с волшебными свойствами молекулы мыла! А вот интересно, можно ли в нашей химической лаборатории создать настоящее мыло с его волшебными свойствами? - Думаю нужно обратиться за помощью к профессору Пробиркину, возможно он сможет нам помочь. Воспитатель побуждает ребят подойти к интерактивной доске. Слайд 4. При нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук. Профессор Пробиркин: - Конечно, я вам помогу, я как раз сейчас работаю над новым рецептом приготовления мыла, с удовольствием с вами им поделюсь, правда там не хватает секретного ингредиента. Профессор Колбочкина: - Это не страшно, профессор. А вдруг, мы сможем тебе помочь, и этот секретный ингредиент найдется в нашей лаборатории. Слайд 4. При нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук, при повторном нажатии кнопки «Стрелка» возникает изображение письма и анимация его отправления. Профессор Пробиркин пересылает детям секретный рецепт, но из-за технических неполадок, письмо приходит частями и его требуется расшифровать. Слайд 5. При повторном нажатии кнопки «Стрелка» на клавиатуре переключается слайд с интерактивной игрой «Собери рецепт мыла» - Эх, вот они современные технологии! Ну, ничего страшного, мы этот рецепт сейчас быстро восстановим, правда, ребята? Справимся? | Дети соглашаются, что химия очень интересная наука, и задаются вопросом, можно ли создать мыло в химической лаборатории. Строят предположения. Приходят к выводу: что мыло создать в химической лаборатории можно, только нужен рецепт. Дети отправляются к интерактивной доске и обращаются за помощью к Профессору Пробиркину. Ребята радуются, что профессор Пробиркин согласился поделиться с ними секретным рецептом приготовления мыла. Дети поддерживают предложение профессора Колбочкиной поискать секретный ингредиент в нашей химической лаборатории и поэкспериментировать. Ребята принимаются за расшифровку секретного рецепта на интерактивной доске по очереди. |
Интерактивная игра «Собери рецепт мыла» (4-5 мин) | |
Цель: развитие внимания, логического мышления; стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности. | Цель: выполнение задания; формирование навыков работы с интерактивной доской. |
Профессор Колбочкина: - Ребята, нужно соединить части рецепта по форме, которые очень похожи на пазлы. Воспитатель подзывает детей по одному. | Ребята находят нужный элемент и по очереди подставляют его к целой части картинки. |
Экспериментальная деятельность «Изготовление мыла ручной работы» (7 мин.) | |
Цель: формирование познавательного интереса и познавательных действий детей через экспериментирование; формирование представлений о процессе мыловарения; развитие интереса для самостоятельной творческой деятельности. | Цель: изготовление мыла ручной работы; формирование эстетического вкуса, творческой активности; закрепление полученных знаний на практике. |
Профессор Колбочкина: - Ну что же, рецепт получен, приступаем к приготовлению. Воспитатель надевает перчатки для работы с реактивами, наглядно напоминая ребятам правила поведения в химической лаборатории и приглашает детей к столу экспериментирования. Воспитатель показывает детям ингредиенты, из которых состоит мыло: мыльная основа, масло, настой из трав, ароматизатор, красители, сухие добавки. Поясняет для чего необходим каждый ингредиент и на что он влияет (мыльная основа – это молекулы мыла, которые заставляют мыло мылиться; масло – смягчает кожу, питает и увлажняет; настой из трав – успокаивает и питает кожу; сухие добавки – используются как скраб, удаляют огрубевшую кожу; ароматизатор – для приятного запаха; красители – для цвета). Слайд 6. Воспитатель нажимает кнопку «Стрелка», чтобы вернуть изображение профессора на экран для фона. | Ребята занимают свои места за столом экспериментов. Сначала дети рассматривают ингредиенты из рук воспитателя, слушают их краткие характеристики. Надевают перчатки, и самостоятельно подготавливают необходимые: добавки, масла, ароматизаторы. Знакомятся с ними, пробуют на ощупь (молотый кофе, сухие цветы, травы, специи), на запах (масла, ароматизаторы), выбирают красители, формочки. |
Профессор Колбочкина раздает распечатанный рецепт мыла каждому ребенку для самостоятельного приготовления и дает детям свободу творчества, уточняя, что использовать они могут любые ингредиенты, указанные в рецепте. Индивидуально помогает каждому, кто нуждается в помощи. | Дети самостоятельно работают по инструкции, используют дозаторы, пипетки. Мыльную основу заливают в формочку, добавляют масло, ароматизатор по выбору, и добавки на свое усмотрение (у каждого своя добавка). |
Слайд 6. При нажатии на кнопку «Стрелка» на клавиатуре воспроизводится записанный звук. По окончании деятельности Профессор Пробиркин делает важное наблюдение: - Ребята, когда я наблюдал за вашей работой, то, кажется, совершил Научное открытие! Оказывается, единого секретного ингредиента не существует - у каждого он свой потому, что все мы разные и у всех разные вкусы! Мне нужно скорее зафиксировать свое научное открытие, а с вами я прощаюсь, спасибо вам и до свидания. | Ребята соглашаются, что добавки, ароматизаторы и масла каждый выбирал по своему вкусу, а значит и мыло у каждого получилось свое, уникальное. Приходят к выводу, что секретный ингредиент у каждого свой. Радуются, что смогли помочь профессору Пробиркину совершить научное открытие. Прощаются с ним и благодарят. |
Заключительный этап (рефлексия) (2-3 мин.) | |
Цель этапа: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; подведение итогов, развитие умения высказывать и обобщать увиденное; получение обратной связи. | Цель этапа: получить положительную оценку своей деятельности; умение видеть результат своей деятельности. |
Профессор Колбочкина сообщает ребятам, что мылу нужно некоторое время, чтобы застыть и предлагает рассказать детям о том, какое мыло у них получилось, какие ингредиенты они добавили и почему. Профессор Колбочкина: - Как же много я сегодня узнала о мыле. Даже подумать не могла, что у простого мыла так много секретов! А какой секрет сегодня узнали вы? Профессор говорит о том, что в их химической лаборатории еще очень много всего неизведанного, и предлагает ребятам обдумать тему следующего экспериментирования. Прощается с ребятами. Благодарит за продуктивную деятельность. | Ребята анализируют свою деятельность, воспроизводят алгоритм приготовления мыла, описывают ингредиенты и их назначения. Дети отвечают что, узнали о молекулах мыла, о свойствах мыла, делятся впечатлениями о проведенных опытах, проговаривают сделанные ранее выводы. Заинтересовываются другими новыми интересными опытами, предлагают свои темы для новых опытов, обещают еще посетить химическую лабораторию. Прощаются. Благодарят. |
- Информационные ресурсы:
- Смешарики. Пинкод. Физика и Химия, фрагмент из познавательного мультфильма [https://youtu.be/59n1e6vVivM];
- Кинезиологические упражнения [https://infourok.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya-gimnastika-dlya-mozga-1488825.html];
- Опыты с мылом и мыльными пузырями. Игры-экспериментирование для детей дошкольного возраста [https://multiurok.ru/files/igra-eksperimentirovanie-s-mylom-dlia-detei-doshko.html];
- Рецепт приготовления мыла. Как сделать мыло своими руками. [https://handsmake.ru/mylo-ruchnoi-raboty.html];
- Изображения к игре взяты с сайта [http://images.yandex.ru], находящиеся в свободном доступе.
Приложение №1. Материал для распечатывания «Рецепт мыла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыты Секрет воды.
Конспект совместно познавательной деятельности с детьми по теме Вода....
ПЕРВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
В данной статье рассматривается вопрос о приемственности получаемых знаний, особенно в рамках естественнонаучного образования....
«В стране запахов» (Химические эффекты)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности. Область "Познание"....
График закладки химических реагентов для обработки и дезинфекции воды в бассейне.
Чистотаа воды напрямую зависит от точности закладки химичеких реагентов....
Опыты Секрет воды
Углубить представления детей о существенных характеристиках предметов, о свойствах воды, о наличии элементарных причинно – следственных связей....
Развлечение для детей «Простые физические и химические опыты»
опыты и эксперименты...
Буклет для родителей "Занимательные химические эксперименты в детском саду"
Занимательные опыты и эксперименты для детей старшей и подготовительной групп....