Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_psihologa.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ
Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8. Предоставляет отчетную документацию.
9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
12. Участвует в комплектовании групп.
13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
14. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
15. Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
16. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
11. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
12. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
13. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
14. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
15. Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
16. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
17. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
18. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
19. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10. Участвует в проведении музыкальной терапии.
11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
10. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
13. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С социальным педагогом
1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.
2. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку.
3. Выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей и средой, специалистами разных социальных служб, ведомств и административных органов.
4. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми "группы риска".
5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде.
6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.
7. Взаимодействует с педагогами, родителями или лицами, их заменяющими, специалистами социальных служб.
8. Разрабатывает и на практике применяет для внутреннего пользования систему тестовых заданий для определения уровня социально-психологической адаптации ребенка для разных возрастных групп.
9. Оказывает психологическую помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
С педагогом структурного подразделения в Центре игровой поддержки ребенка
1. Информирует:
o о правилах работы ЦИПР;
o о взаимных правах и обязанностях;
o о целях психолого-педагогической работы с ребенком и его родителями;
o о возрастных нормах развития;
o о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
o об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
o о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
o о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
o о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
o о появлении новых развивающих средств и методик.
2. Реализует:
o Конвенцию о правах ребенка;
o государственную политику в сфере:
▪ охраны психологического здоровья детей;
▪ содействия социальной адаптации;
▪ социальной защиты;
▪ социальной реабилитации;
o утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
o принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
o принцип "здесь и сейчас".
3. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
4. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
5. Создает условия для предупреждения явлений дезадаптации детей в ДОУ.
6. Объясняет родителям значимость:
o создания условий для успешной социализации детей;
o обучения игровому взаимодействию с детьми;
o совместной игры родителя с ребенком;
o учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
7. Знакомит родителей:
o с возрастными и индивидуальными особенностями их детей;
o с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
o со способами обеспечения условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;
o с современными видами игровых средств и оборудования.
8. Формирует:
o психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
o потребность к овладению психологическими знаниями;
o желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель-ских отношений;
o модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;
o личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
o предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
9. Обучает родителей:
o способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
o умению организовывать и направлять разные игры детей;
o методам игрового взаимодействия с ребенком;
o созданию оптимальной развивающей среды дома;
o правилам выбора игровых средств и оборудования.
10. Проводит:
o индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
o групповые тематические консультации для родителей;
o игровые детско-родительские сеансы;
o психологическую диагностику детей.
В консультативном пункте
1. Информирует:
o о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
o о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
o об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
o о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
o о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
o о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
o о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
o о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним.
2. Реализует:
o Конвенцию о правах ребенка;
o государственную политику в сфере:
▪ охраны психологического здоровья детей;
▪ cодействия социальной адаптации;
▪ социальной защиты;
▪ социальной реабилитации;
o утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
o экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
o программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
o принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
o принцип "здесь и сейчас".
3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер.
4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
9. Знакомит родителей:
o с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
o со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
10. Объясняет родителям значимость:
o создания условий для успешной социализации детей;
o обучения игровому взаимодействию с детьми.
11. Формирует:
o психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
o потребность к овладению психологическими знаниями;
o модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
o личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
o предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
12. Проводит:
o групповые тематические консультации для родителей:
o индивидуальные консультации для родителей по запросу;
o консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
o информационные беседы по телефону;
o игровые сеансы с группой детей, объединенных по направлениям развития (интеллект, коммуникация, эмоционально-волевая сфера);
o индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.
В группе кратковременного пребывания
1. Информирует:
o о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
o о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
o об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
o об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
o о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
o о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
o о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
o о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
o о формах игрового взаимодействия в семье;
o о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
2. Реализует:
o Конвенцию о правах ребенка;
o государственную политику в сфере:
▪ охраны психологического здоровья детей;
▪ содействия социальной адаптации;
▪ социальной защиты;
▪ социальной реабилитации;
o утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
o экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
o программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
o принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
o принцип "здесь и сейчас".
3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер.
4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
9. Знакомит родителей:
o с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
o со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
10. Объясняет родителям значимость:
o создания условий для успешной социализации детей;
o совместного игрового взаимодействия с ребенком;
o учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
11. Формирует:
o психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
o потребность к овладению психологическими знаниями;
o желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
o модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
o личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
o предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
12. Проводит:
o групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
o индивидуальные консультации для родителей по запросу;
o встречи с родителями в родительском клубе;
o информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;
o индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";
o консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".
В лекотеке
1. Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2. Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.
3. Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.
4. Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
5. Оказывает психологическую помощь детям младенческого, раннего и дошкольного возрастов и их семьям в разных формах в соответствии с индивидуально-ориентированным планом психолого-педагогического сопровождения ребенка, его семьи и запросами родителей.
6. Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в условиях реализации ФГТ».
В настоящее время нам известно, что все детские сады активно внедряют в свою практику работы Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе....
Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога в контексте взаимодействия с другими специалистами дошкольного учреждения
Вашему вниманию предлагается презентация, в которой представлены возможности куклотерапии, проводимой педагогом-психологом в детском дошкольном учреждении. Предлагаются приемы, которые могут в своей д...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ор...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Консультация для воспитателей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО
Данный материал показывает взаимодействие и направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ, старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическо...
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
Презентация...