ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

 Мария Александровна

В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, а так же для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата врача-невропатолога, медсестры ЛФК, медсестры по массажу, для детей с нарушением зрения врача-офтальмолога и сестры-ортоптистки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

МАКСИМОВИЧ М.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3» Энгельсского муниципального района Саратовской области

     Достижение целевых ориентиров, предусмотренных федеральным государственным  стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), являются результатом совместной, правильно организованной работы всех членов педагогического коллектива. Особое внимание во ФГОС ДО уделяется психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы, поэтому большую значимость приобретает организация взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и специалистами как условие интеграции и согласованности их действий.

Стандарт направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ). В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе.  При неуклонном росте числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательного учреждения и семьи.

Коррекционная работа в рамках дошкольного образования должна быть направлены на:

  1.  обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
  2.  освоение детьми с ОВЗ образовательной программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. [1: с. 12]

В нашем дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение  детей с ОВЗ, а именно детей с нарушением зрения и детей с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Основной целью коррекционной работы является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.

Эффективность коррекционно-педагогических, лечебно- оздоровительных мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, а так же для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата врача-невропатолога, медсестры ЛФК, медсестры по массажу, для детей с нарушением зрения врача-офтальмолога и сестры-ортоптистки.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ:

- Организация работы в рамках ведущей деятельности;

 - Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;

 -  Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;

 - Тесное взаимодействие с семьей и ближайшим окружением ребенка.

Основные направления коррекционно- педагогической работы в ДОУ:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми);
  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
  • Развитие сенсорных функций;
  •  Развития внимания, памяти, мышления;
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом;
  • Воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
  • Социальная адаптация.

Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется через оказание детям
          специальной медицинской помощи

 - Занятия по лечебной физкультуре;

- Занятия на тренажерах;

- Массаж;

- Организация лечения глазных болезней;

- Гимнастика для глаз.

Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ реализуется через оказание детям:

- психологической помощи;

- педагогической помощи;

- логопедической помощи;

- социальной помощи.

  В дошкольном учреждении психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ фиксируется в таких документах как:

1)  Журнал записи детей на психолого-медико-педагогический консилиум;

2) Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов;

3) Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников имеющих затруднения в развитии (Приложение 1);

4) Протокол психологического наблюдения за поведением ребенка на занятиях и во время режимных моментов и др.

    Однако, одним из главных условий качества коррекционно-педагогической работы, является искренняя заинтересованность педагога в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога – психолога с узкими специалистами ДОУ, а также содержание работы по взаимодействию со школой

1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя. 2. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре. 3. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопед...

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»

В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...