Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
консультация по теме
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обще развивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район.
Педагог-психолог: Урсуленко Т. Ю.
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Участвует в комплектовании групп.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
- Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
- Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
- Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
- Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
- Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
- Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
- Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
- Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
- Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С учителем-логопедом
- Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
- Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
- Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
- Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
- Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
- Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
- Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
- Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
- Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
В консультативном пункте
- Информирует:
- о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
- о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
- об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
- о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
- о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
- о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
- о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
- о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним.
- Реализует:
- Конвенцию о правах ребенка;
- государственную политику в сфере:
- охраны психологического здоровья детей;
- содействия социальной адаптации;
- социальной защиты;
- социальной реабилитации;
- утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
- экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
- программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
- принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- принцип "здесь и сейчас".
- Проводит психологическую диагностику интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер.
- Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
- Осуществляет психологическую поддержку семьи.
- Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
- Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
- Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
- Знакомит родителей:
- с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
- со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Объясняет родителям значимость:
- создания условий для успешной социализации детей;
- обучения игровому взаимодействию с детьми.
- Формирует:
- психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
- потребность к овладению психологическими знаниями;
- модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
- личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
- предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
- Проводит:
- групповые тематические консультации для родителей:
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
- информационные беседы по телефону;
- игровые сеансы с группой детей, объединенных по направлениям развития (интеллект, коммуникация, эмоционально-волевая сфера);
- индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.
В группе кратковременного пребывания
- Информирует:
- о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
- о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
- об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
- об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
- о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
- о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
- о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
- о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
- о формах игрового взаимодействия в семье;
- о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
- Реализует:
- Конвенцию о правах ребенка;
- государственную политику в сфере:
- охраны психологического здоровья детей;
- содействия социальной адаптации;
- социальной защиты;
- социальной реабилитации;
- утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
- экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
- программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
- принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- принцип "здесь и сейчас".
- Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер.
- Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
- Осуществляет психологическую поддержку семьи.
- Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
- Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
- Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
- Знакомит родителей:
- с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
- со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Объясняет родителям значимость:
- создания условий для успешной социализации детей;
- совместного игрового взаимодействия с ребенком;
- учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
- Формирует:
- психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
- потребность к овладению психологическими знаниями;
- желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
- модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
- личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
- предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
- Проводит:
- групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
- индивидуальные консультации для родителей по запросу;
- встречи с родителями в родительском клубе;
- информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;
- индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";
- консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ор...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО
Данный материал показывает взаимодействие и направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ, старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическо...
«Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость ...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного у...
Доклад на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В нашем выступлении мы расскажем о совместной программе такого в...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...