Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
консультация на тему
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhol.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Педагог психолог: Быкова Ирина Юрьевна
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Направления деятельности педагога-психолога :
с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.
2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6.Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8. Предоставляет отчетную документацию.
9.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11.При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
9.Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
10.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
11.Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
12.Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
13.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
14.Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
15.Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
с воспитателем
1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
с музыкальным руководителем
1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
3.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
5.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
8.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию
8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
с учителем-логопедом
1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их
саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников
обучает родителей:
• способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
• умению организовывать и направлять разные игры детей;
• методам игрового взаимодействия с ребенком;
• созданию оптимальной развивающей среды дома;
• правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
• групповые тематические консультации для родителей;
• игровые детско-родительские сеансы;
• психологическую диагностику детей.
Знакомит родителей:
• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
• создания условий для успешной социализации детей;
• обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
• потребность к овладению психологическими знаниями;
• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Проводит;
• групповые тематические консультации для родителей:
• индивидуальные консультации для родителей по запросу;
• консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;
Направления деятельности педагога-психолога в лекотеке
1. Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
2. Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.
3. Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.
4. Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
5. Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.
6. Ведет принятую в учреждении и лекотеке документацию, связанную с выполнением должностных обязанностей педагога-психолога.
7. Участвует в проведении родительских собраний, консилиумов, методических объединений, в подготовке и проведении семинаров, консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Консультация для воспитателей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО
Данный материал показывает взаимодействие и направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ, старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическо...
«Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость ...
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ
Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного у...
Доклад на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В нашем выступлении мы расскажем о совместной программе такого в...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...