Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
консультация на тему

Быкова Ирина Юрьевна

 

 

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процес­са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhol.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ

                                           Педагог психолог: Быкова Ирина Юрьевна

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 
 

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации  ФГТ

Направления деятельности педагога-психолога :

с руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение  педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

2.  Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).

5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6.Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.

8. Предоставляет отчетную документацию.

9.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

11.При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.

2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.

6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

9.Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК

10.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.

11.Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

12.Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

13.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

14.Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

15.Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.

с воспитателем

1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

с музыкальным руководителем

1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

3.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

5.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

8.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

10.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре

1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.

2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию

8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

с учителем-логопедом

1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их

 саморегуляции  и самоконтроля на занятиях логопеда.

2. Участвует в обследовании детей  с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

 обучает родителей:

•  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

•  умению организовывать и направлять разные игры детей;

•  методам игрового взаимодействия с ребенком;

•  созданию оптимальной развивающей среды дома;

•  правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

•  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

•  групповые тематические консультации для родителей;

•  игровые детско-родительские сеансы;

•  психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

•  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

•  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

•  создания условий для успешной социализации детей;

•  обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

•  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

•  потребность к овладению психологическими знаниями;

•  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

•  личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

•  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит;

•  групповые тематические консультации для родителей:

•  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

•  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;

 Направления деятельности педагога-психолога в лекотеке

1. Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.

2. Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.

3.  Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.

4. Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

5. Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.

6. Ведет принятую в учреждении и лекотеке документацию, связанную с выполнением должностных обязанностей педагога-психолога.

7. Участвует в проведении родительских собраний, консилиумов, методических объединений, в подготовке и проведении семинаров, консультаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО

Данный материал показывает взаимодействие и направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ, старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическо...

«Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость ...

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ  Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного у...

Доклад на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В нашем выступлении мы расскажем о совместной программе такого в...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...