КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
материал (младшая группа)

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_obrazovatelnoy.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность: Доброта, дружба

Тема: __Дружелюбные звери русской народной сказки «Теремок»

Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость.

Образовательные задачи:

Воспитательные:воспитывать у детей нравственные качества: отзывчивость, доброту, учить сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности,формировать интерес к русским народным сказкам.

Обучающие:закрепить умение детей называть героев русской народной сказки «Теремок»;развивать речевое общение с взрослым, умение имитировать движения животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (конструктивная деятельность)

Развивающие: развивать мыслительные операции, воображение, память,  развивать у детей творческие способности, конструктивные  навыки и умения.

Материалы:_мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, строительные наборы (деревянный конструктор), наборы геометрических фигур, наборы животных – героев сказки

Планируемые результаты: _Дети правильно называют героев сказки «Теремок», имеют понимание о содержании сказки, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки, применяют полученные навыки в процессе деятельности.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Приветствуют друг друга

Дети настроены на общение

Актуализация знаний детей

К нам в гости сегодня пришел сказочный герой, и вы с ним хорошо знакомы…(Привлекает внимание детей) Отгадайте загадку и поймете, кто сегодня у нас в гостях. Загадывает загадку:

Пи-пи-пи – она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая… (Мышка)

А как мышку называют в сказках?

Рассматривание иллюстрации.

Как вы думаете, из какой сказки мышка?

Ребята, Мышка предлагает вспомнить вам сказку«Теремок» и её героев. Если вы отгадаете загадки, то все герои сказки появятся на лесной опушке.

Загадывает загадки:

Скачет зверюшка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка - квакушка)

 Как лягушка прыгала к теремочку?(Побуждает выполнять движения)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (Зайчик - побегайчик)

Как зайчик прибежал к теремку? (Побуждает выполнять движения)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса! А зовут её… (Лисичка - сестричка)

Как лисичка хвостом заметала следы? (Побуждает выполнять движения)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Побуждает выполнять движения)

(Волчок – серый бочок)

Как волк рыщет по лесу?

Зверь лохматый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу? (Мешка – всех давишка)

А как медведь косолапый шёл? (Побуждает выполнять движения)

Отгадывают загадку, эмоционально радуются мышке.

Отгадывают загадки.

Дети имитируют движения, повадки  животных под музыкальное сопровождение.

Проявляют интерес к персонажам сказки.

Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Кто первый пришёл в теремок? Всех пускали жить в теремок? Дружно жили звери в теремке? А вы дома с мамой и папой дружно живёте? Помогаете друг другу?Эта сказка учит,что нужно дружить и помогать друг другу.

Чем закончилась сказка? Кто виноват, что теремок развалился? Что могло бы случиться, если бы звери не успели выбежать из теремка? Хоть и виноват медведь, но он ведь не нарочно? 

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выражают собственные мысли.

Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Игровая ситуация

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Рассматривание иллюстрациина слайде: Все звери разбежались, когда теремочек развалился. А что же можно сделать, что бы опять собрать всех зверей вместе?

Эмоционально реагируют на картинки

Дети высказывают предположения.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

  • Интересно, если у зверей появится новый дом – теремочек они опять стали бы жить дружно? Как вы думаете? Почему?Как мы можем помочь зверям? Что мы можем сделать?Из чего мы можем построить теремок?

А какие бывают дома по размеру? А какого цвета вы видели дома в нашем городе? А в каком доме вы живёте?

Выражают собственные мысли.

Умение подбирать необходимые материалы для работы.

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

  • А какой должен быть теремок, что бы в нём поместились все звери? Давайте строить новый дом, большой, чтоб и Мишка влез, построим терем до небес. А как мы будем вместе работать? Дружно, сообща. Можно жадничать? Будете помогать друг другу?

Ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.

Идут  вместе строить новый теремок.

С помощью строительного материала собирают дом для зверей.

Умение делать вывод и его аргументировать.

Умение слушать, выполнять выбранные правила.

Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познаниев контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр конструирования

Учить создавать несложные постройки, развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми.

Строительная игра «Такие разные теремочки»

Наборы конструкторов (деревянный, лего), фигурки зверей

Совместная постройка «Теремок»

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Рассматривание иллюстрациина слайде:Ребята, мы помогли героям сказки? Что мы сделали? Какое теперь настроение у наших героев? Почему? Покажите, как вы обычно радуетесь?

Делятся впечатлениями.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Какой теремок у нас получился? Вам нравится теремок? Давайте заселим зверей в теремок! Нашим героям он очень понравился! И даже большущий Медведь поместился в теремок! И они опять будут жить все дружно  в теремке. Вы работали дружно, сообща и герой сказки «Теремок» благодарят вас за помощь! Теперь звери будут дружно в нем жить!

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Выражают собственные чувства к проделанной работе.

Умение выражать чувства.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Чем могут заниматься звери в теремочке? Что они там будут делать? Чем вы дома обычно занимаетесь, что делаете?

Планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

высказывают эмоциональный отклик.

Заинтересованность.

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность

Насыщение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы с ориентацией на ценности и смыслы выбранного литературного произведения.

Внести:

Центр познания: Иллюстрации с изображением животных, разнообразных домов, информация о том, из чего строят дома.

Центр книги: книги со сказкой «Теремок» с иллюстрациями различных художников – иллюстраторов, аудиозапись сказки, мнемотаблицы.

Центр игры: Игры - вкладыши «Теремок», Д/и «Почини крышу» (с застёжками и пуговицами), «Кому какой домик», строительный материл (крупный, мелкий конструктор), фигурки зверей, макет дома, наборы инструментов,атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Путешествие в сказку»,«Хозяюшки».

Центр искусства (изобразительная деятельность): Трафареты с животными - «Теремок», раскраски по данной тематике, карандаши, мелки, листы бумаги разной формы, пластилин, вырезки из журналов «Какие разные дома» для создания коллажа, соленое тесто и различные семена для изготовления «Угощения для жителей Теремочка», рисунки детей на тему «Новый дом для зверей».

Центр безопасности и здоровья: Плакат «Правила культурного поведения», «Мы друзья!» (не драться, здороваться, не отбирать игрушки у других детей и т.д.).

Центр математики: «Строим большой и маленький  теремок », «Построй домик из геометрических фигур», «Сделай теремок из счётных палочек», «Кому какой домик», игры на плоскостное моделирование и др.

Центр искусства (театрализованная деятельность): Костюмы зверей, кукольный, настольный, пальчиковый театр «Теремок», ширма.

Двигательный центр: Маски животных, атрибуты для социоигровой технологии (мячи, клубочки и т.д.).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В ...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....