КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
материал (младшая группа)
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_obrazovatelnoy.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: Доброта, дружба
Тема: __Дружелюбные звери русской народной сказки «Теремок»
Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость.
Образовательные задачи:
Воспитательные:воспитывать у детей нравственные качества: отзывчивость, доброту, учить сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности,формировать интерес к русским народным сказкам.
Обучающие:закрепить умение детей называть героев русской народной сказки «Теремок»;развивать речевое общение с взрослым, умение имитировать движения животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (конструктивная деятельность)
Развивающие: развивать мыслительные операции, воображение, память, развивать у детей творческие способности, конструктивные навыки и умения.
Материалы:_мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, строительные наборы (деревянный конструктор), наборы геометрических фигур, наборы животных – героев сказки
Планируемые результаты: _Дети правильно называют героев сказки «Теремок», имеют понимание о содержании сказки, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки, применяют полученные навыки в процессе деятельности.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | |||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой | Приветствуют друг друга | Дети настроены на общение |
Актуализация знаний детей | К нам в гости сегодня пришел сказочный герой, и вы с ним хорошо знакомы…(Привлекает внимание детей) Отгадайте загадку и поймете, кто сегодня у нас в гостях. Загадывает загадку: Пи-пи-пи – она сказала, А как мышку называют в сказках? Рассматривание иллюстрации. Как вы думаете, из какой сказки мышка? Ребята, Мышка предлагает вспомнить вам сказку«Теремок» и её героев. Если вы отгадаете загадки, то все герои сказки появятся на лесной опушке. Загадывает загадки: Скачет зверюшка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка - квакушка) Как лягушка прыгала к теремочку?(Побуждает выполнять движения) Всех боится он в лесу: Как зайчик прибежал к теремку? (Побуждает выполнять движения) Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут её… (Лисичка - сестричка) Как лисичка хвостом заметала следы? (Побуждает выполнять движения) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Побуждает выполнять движения) (Волчок – серый бочок) Как волк рыщет по лесу? Зверь лохматый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу? (Мешка – всех давишка) А как медведь косолапый шёл? (Побуждает выполнять движения) | Отгадывают загадку, эмоционально радуются мышке. Отгадывают загадки. Дети имитируют движения, повадки животных под музыкальное сопровождение. | Проявляют интерес к персонажам сказки. Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении. |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | Кто первый пришёл в теремок? Всех пускали жить в теремок? Дружно жили звери в теремке? А вы дома с мамой и папой дружно живёте? Помогаете друг другу?Эта сказка учит,что нужно дружить и помогать друг другу. Чем закончилась сказка? Кто виноват, что теремок развалился? Что могло бы случиться, если бы звери не успели выбежать из теремка? Хоть и виноват медведь, но он ведь не нарочно? | Отвечают на вопросы воспитателя. Выражают собственные мысли. | Вызвать у детей эмоциональный отклик. |
Игровая ситуация | Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Рассматривание иллюстрациина слайде: Все звери разбежались, когда теремочек развалился. А что же можно сделать, что бы опять собрать всех зверей вместе? | Эмоционально реагируют на картинки Дети высказывают предположения. | |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации |
А какие бывают дома по размеру? А какого цвета вы видели дома в нашем городе? А в каком доме вы живёте? | Выражают собственные мысли. | Умение подбирать необходимые материалы для работы. |
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение |
| Ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы. Идут вместе строить новый теремок. С помощью строительного материала собирают дом для зверей. | Умение делать вывод и его аргументировать. Умение слушать, выполнять выбранные правила. Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям. |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познаниев контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр конструирования | Учить создавать несложные постройки, развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми. | Строительная игра «Такие разные теремочки» | Наборы конструкторов (деревянный, лего), фигурки зверей | Совместная постройка «Теремок» | |||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||
Рефлексивная ситуация | Рассматривание иллюстрациина слайде:Ребята, мы помогли героям сказки? Что мы сделали? Какое теперь настроение у наших героев? Почему? Покажите, как вы обычно радуетесь? | Делятся впечатлениями. | ||||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | Какой теремок у нас получился? Вам нравится теремок? Давайте заселим зверей в теремок! Нашим героям он очень понравился! И даже большущий Медведь поместился в теремок! И они опять будут жить все дружно в теремке. Вы работали дружно, сообща и герой сказки «Теремок» благодарят вас за помощь! Теперь звери будут дружно в нем жить! Вот по сказке мы гуляли. И, конечно же, устали. Мы немного отдохнём, Дальше в сказку мы пойдём. | Выражают собственные чувства к проделанной работе. | Умение выражать чувства. | |||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||
Чем могут заниматься звери в теремочке? Что они там будут делать? Чем вы дома обычно занимаетесь, что делаете? | Планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Заинтересованность. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность |
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы с ориентацией на ценности и смыслы выбранного литературного произведения.
Внести:
Центр познания: Иллюстрации с изображением животных, разнообразных домов, информация о том, из чего строят дома.
Центр книги: книги со сказкой «Теремок» с иллюстрациями различных художников – иллюстраторов, аудиозапись сказки, мнемотаблицы.
Центр игры: Игры - вкладыши «Теремок», Д/и «Почини крышу» (с застёжками и пуговицами), «Кому какой домик», строительный материл (крупный, мелкий конструктор), фигурки зверей, макет дома, наборы инструментов,атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Путешествие в сказку»,«Хозяюшки».
Центр искусства (изобразительная деятельность): Трафареты с животными - «Теремок», раскраски по данной тематике, карандаши, мелки, листы бумаги разной формы, пластилин, вырезки из журналов «Какие разные дома» для создания коллажа, соленое тесто и различные семена для изготовления «Угощения для жителей Теремочка», рисунки детей на тему «Новый дом для зверей».
Центр безопасности и здоровья: Плакат «Правила культурного поведения», «Мы друзья!» (не драться, здороваться, не отбирать игрушки у других детей и т.д.).
Центр математики: «Строим большой и маленький теремок », «Построй домик из геометрических фигур», «Сделай теремок из счётных палочек», «Кому какой домик», игры на плоскостное моделирование и др.
Центр искусства (театрализованная деятельность): Костюмы зверей, кукольный, настольный, пальчиковый театр «Теремок», ширма.
Двигательный центр: Маски животных, атрибуты для социоигровой технологии (мячи, клубочки и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....