КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект занятия (младшая группа)
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_obrazovatelnoy_sitautsii.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенченко Наталья Владимировна,
воспитатель
МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: Дружба, доброта, отзывчивость
Тема: В тесноте, да не в обиде (по украинской народной сказке «Рукавичка»)
Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость
Образовательные задачи:
Воспитательные: прививать детям любовь к народным сказкам, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, доброту, отзывчивость, умение сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности.
Обучающие: закрепить умение детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, запоминать и правильно называть героев украинской народной сказки «Рукавичка»; развивать речевое общение со взрослым, умение передавать имитационные движения некоторых животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (продуктивная деятельность).
Развивающие: развивать связанную речь, расширять и обогащать словарный запас, развивать мыслительные операции, воображение, память, развивать у детей творческие способности, конструктивные навыки и умения.
Материалы: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, кукла Дед, варежки по количеству детей для игры «Подбери пару варежке», 2-3 рукавички из картона разного размера, геометрические фигуры, снежинки, ленточки, бусины разного цвета для украшения рукавички, наборы животных – героев сказки.
Понятия: рукавичка
Планируемые результаты: дети правильно называют героев сказки «Рукавичка», имеют представление о содержании сказки, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки, применяют полученные навыки в процессе продуктивной и игровой деятельности.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | ||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат | |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Поскорее встанем в круг, Ты – мой друг, и я – твой друг! Мы ногами топнем, Мы в ладоши хлопнем, А потом в кругу пойдем, Друга за руку возьмем! | Дети действуют по тексту стихотворения | Дети настроены на общение | |
Актуализация знаний детей Работа с «Моделью трех вопросов»:
| В гости приходит дед, предлагает отгадать, из какой сказки он пришел. Дед говорит, что потерял где-то рукавичку. Воспитатель уточняет у детей, что такое «рукавичка». Воспитатель предлагает детям помочь дедушке, найти для его рукавички пару (Игра «Подбери пару для рукавички»). - Где же ты, дедушка, ходил, где потерял рукавичку? (В лесу).
| Здороваются с дедом, на-зывают сказки, в которых присутствует дед. Объясняют значение слова «рукавичка» Подбирают пары варежек, к рукавичке деда не находят пары. Предположения детей. Дети выражают согласие, готовятся к слушанию сказки. | Вспоминают из-вестные им сказки. Подбор синонима. Сравнивание узоров. Развитие фантазии. Настрой на восприя-тие сказки. | |
2. Содержательный (ценностно-ориентированный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. | ||||
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) | Рассказывание сказки «Рукавичка», сопровождаемое демонстрацией презентации с иллюстрациями к сказке. - Понравилась ли вам сказка? Как она называется? - Что вам понравилось больше всего? | Дети слушают сказку, рас-сматривают иллюстрации к ней. Отвечают на вопросы, выражают свои мысли. | Непосредственное эмоционально-чувст-венное восприятие. Определение отношения к сказке. | |
3. Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | ||||
Называние ценностей, отраженных в произведении; определение характера действующих лиц; извлечение смысла; побуждение детей к выражению своего отношения к персонажам, их поступ-кам, оценке событий. | - Кто первый увидел рукавичку? Кто еще попросился в рукавичку? - Почему звери просились в рукавичку? Какое было время года? - И так всем тесно, что не повернуться! Кого-нибудь не пустили в рукавичку? - Тогда как можно назвать этих зверей, они какие? - Звери в сказке не только добрые, хорошие. Про таких говорят, что они дружные: никого не обижали, из рукавички не выгоняли. - А вы в детском саду дружно живете? Как помогаете друг другу, делитесь игрушками? - Эта сказка учит нас дружить и приходить на помощь друг другу. - Чем закончилась сказка «Рукавичка»? - Что было бы, если бы собачка не нашла рукавичку? | Называют прозвища зве-рей. Отвечают на вопросы, выражают свои мысли. | Определение цен-ности произведения. | |
Игровая ситуация (мотивирует на деятельность, обеспе-чивает деловой заинтересованный настрой). | - Но собачка нашла рукавичку и все звери разбежались, когда она прибежала и громко залаяла. - Убежала мышка-поскребушка. Как она бежала? - Ускакала лягушка-попрыгушка. Как она скакала? - Убежал зайчик-побегайчик. Как он прыгал? - Как бежала лисичка-сестричка? - Как убегал волчок-серый бочок? - Как бежал кабан-клыкан, а как медведюшко-батюшка? - Все разбежались! Жить теперь им негде, нет у них больше теплой рукавички! | Изображают движения и повадки названных живот-ных. | Обеспечение потреб-ности детей в движе-нии. | |
Работа с «Моделью трех вопросов»:
Представление новой информации | - Как бы нам друзей всех вместе собрать? Где им теперь жить-поживать, как жить дружно? - Как мы можем помочь зверям? Что мы можем для них сделать? | Высказывают свои идеи. | Умение подбирать необходимые мате-риалы для работы. | |
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов»:
| - Какой должна быть новая рукавичка по величине? - Почему рукавичка должна быть большой? - Как определить размер рукавички? | Высказывают свои идеи. | Умение объяснять свои размышления. | |
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) | - Давайте сделаем большую, просторную рукавичку для дружных зверей, чтобы всем в ней хватило места и не было тесно. | Выбирают рукавичку в соответствии с величиной плоскостных зверей. | Умение слушать, выполнять выбранные правила. | |
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной (самостоятельной) деятельности деть-ми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста пред-стоящей деятельности (типа работ по образцу, по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое (индивидуальное) обсуждение | - Как, чем же нам украсить рукавичку? - Как распределить работу, чтобы всем было удобно и никому не мешать? Кто что будет делать? - Как надо работать, чтобы не поссориться, никого не обидеть? (дружно, сообща). - Можно жадничать? Будете помогать друг другу? | Дети отправляются в центр искусства, где начинают совместную работу. | Дети определяют свою часть работы, помогают друг дру-гу, не ссорятся, де-лятся. Проявляют творческие способ-ности. |
4. Творческий (деятельностный) этап (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающая к образному выражению своего отношения к обсуждаемой ценности). Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные си-туации продуктивного ха-рактера, побуждающие к об-разному выражению своего отношения к обсуждаемой ценности). Презентация центров актив-ности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в цент-рах активности. | Центр искусства | Учить детей совместно украшать заготовку рукавички, создавать несложные узоры из различных материалов. Развивать творческий подход, фантазию, воображение. Учить детей договариваться о распределении действий по совместному украшению рукавички. Действовать дружно, помогать друг другу, благодарить за помощь. | Совместное украше-ние рукавички (аппликация) | Заготовка рукавички из цветного картона, сне-жинки, разноцветные ленточки, геометричес-кие фигуры, цветы, бу-сины и т.д., фигурки зверей, клей, кисточки. | Коллективная работа «Дружная рукавичка» | |||
5. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||
Рефлексивная ситуация | - Как мы помогли зверям, которые остались без жилья? Что мы для них сделали? - Какое теперь настроение у зверей из сказки? Почему? - Покажите, как вы радуетесь своим друзьям? | Дети делятся своими впечатле-ниями. | Эмоциональное удовлетворение | |||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыс-лового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | Рассматривание получившейся поделки. - Какая красивая рукавичка у нас получилась! Вам нравится рукавичка? - Давайте пригласим зверей в новую рукавичку! Все поместились, никому больше не тесно в рукавичке. Теперь все звери опять будут жить вместе, дружно в нашей рукавичке. - Вы работали все вместе, дружно, и герои сказки «Рукавичка» благодарят вас за помощь! | Дети оценивают свою работу, радуются. | Дети получают удовлетворение от проделанной работы, чувствуют ее пользу для других. | |||||
6. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||
- В доме у каждого члена семьи есть свои обязанности, каждый чем-то занимается, выполняет какую-то работу. А что будут делать звери в рукавичке? Как они будут жить: кто будет дрова рубить, кто – кашу варить, кто – на охоту ходить, кто – дом охранять? | Самостоятельная игра-драмати-зация с выходом на собственное словесное творчество. | Заинтересованность самостоятель-ной игрой, умение ее планировать. |
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы
с ориентацией на ценности и смыслы сказки «Рукавичка»
- Центр познания: картины с изображением леса, поля, реки в зимнее время, сюжетные картинки о жизни диких зверей зимой, иллюстрации с изображением жилищ диких зверей, предметные картинки с изображением предметов зимней одежды.
- Центр книги: книги со сказками о животных («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк») с иллюстрациями различных художников-иллюстраторов, наборы картинок для рассказывания «Колобок», «Теремок», аудиозапись сказки «Рукавичка», мнемотаблицы.
- Центр игры: настольно-печатные игры «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Чей хвост?», «Чьи следы?», плоскостные и объемные фигурки зверей, макет леса, наборы инструментов, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Новоселье», «Семья».
- Центр искусства
изобразительная деятельность: трафареты животных, раскраски по сказкам о животных, карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги разной формы и величины, пластилин, трафареты для лепки, материалы для создания коллажей, соленое тесто и крупные семена для поделок, рисунки и аппликации детей о животных.
театрализованная деятельность: костюмы зверей, шапочки-маски для театрализованных игр, кукольный, настольный, пальчиковый театр, ширма.
- Центр безопасности и здоровья: мини-музей «Птички-невелички – наши добрые слова», уголок добрых дел «Росток добра», стенгазета «Мой лучший друг».
- Центр математики: лабиринт «Помоги пройти к домику», настольно-печатные игры «Кто слева, кто справа», «Магнитные пифагорики 3+ », «Лото. Ассоциации», игры на плоскостное моделирование и др.
- Центр конструирования: объемные и плоскостные строительные наборы (крупный и мелкий конструктор), магнитный конструктор, магнитная мозаика, напольная мозаика.
- Двигательный центр: маски животных для сюжетных подвижных игр, мячи, ленты, шнуры, канат, обручи, кегли и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе пересказа произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёзд
Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....