КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект занятия (младшая группа)

Семенченко Наталья Владимировна

Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_obrazovatelnoy_sitautsii.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семенченко Наталья Владимировна,

воспитатель

МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность: Дружба, доброта, отзывчивость

Тема: В тесноте, да не в обиде (по украинской народной сказке «Рукавичка»)

Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость

Образовательные задачи:

Воспитательные: прививать детям любовь к народным сказкам, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, доброту, отзывчивость, умение сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности.

Обучающие: закрепить умение детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, запоминать и правильно называть героев украинской народной сказки «Рукавичка»; развивать речевое общение со взрослым, умение передавать имитационные движения некоторых животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (продуктивная деятельность).

Развивающие: развивать связанную речь, расширять и обогащать словарный запас, развивать мыслительные операции, воображение, память, развивать у детей творческие способности, конструктивные навыки и умения. 

Материалы: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, кукла Дед, варежки по количеству детей для игры «Подбери пару варежке», 2-3 рукавички из картона разного размера, геометрические фигуры, снежинки, ленточки, бусины разного цвета для украшения рукавички, наборы животных – героев сказки. 

Понятия: рукавичка

Планируемые результаты: дети правильно называют героев сказки «Рукавичка», имеют представление о содержании сказки, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки, применяют полученные навыки в процессе продуктивной и игровой деятельности.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Поскорее встанем в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг!

Мы ногами топнем,

Мы в ладоши хлопнем,

А потом в кругу пойдем,

Друга за руку возьмем!

Дети действуют по тексту стихотворения

Дети настроены на общение

Актуализация знаний детей

Работа с «Моделью трех вопросов»:

  • Что мы знаем?

В гости приходит дед, предлагает отгадать, из какой сказки он пришел.

Дед говорит, что потерял где-то рукавичку.

Воспитатель уточняет у детей, что такое «рукавичка».

Воспитатель предлагает детям помочь дедушке, найти для его рукавички пару (Игра «Подбери пару для рукавички»).

- Где же ты, дедушка, ходил, где потерял рукавичку?

 (В лесу).

  • А я знаю сказку про деда, который потерял в лесу рукавичку. Ребята, как вы думаете, как называется эта сказка?
  • Это украинская народная сказка, которая так и называется «Рукавичка». Хотите ее послушать? Тогда усаживайтесь поудобнее.

Здороваются с дедом, на-зывают сказки, в которых присутствует дед.

Объясняют значение слова «рукавичка»

Подбирают пары варежек, к рукавичке деда не находят пары.

Предположения детей.

Дети выражают согласие, готовятся к слушанию сказки.

Вспоминают из-вестные им сказки.

Подбор синонима.

Сравнивание узоров.

Развитие фантазии.

Настрой на восприя-тие сказки.

2. Содержательный (ценностно-ориентированный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Рассказывание сказки «Рукавичка», сопровождаемое демонстрацией презентации с иллюстрациями к сказке.

- Понравилась ли вам сказка? Как она называется?

- Что вам понравилось больше всего?

Дети слушают сказку, рас-сматривают иллюстрации к ней.

Отвечают на вопросы, выражают свои мысли.

Непосредственное эмоционально-чувст-венное восприятие.

Определение отношения к сказке.

3. Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Называние ценностей, отраженных в произведении; определение характера действующих лиц; извлечение смысла; побуждение детей к выражению своего отношения к персонажам, их поступ-кам, оценке событий.

- Кто первый увидел рукавичку? Кто еще попросился в рукавичку?  

- Почему звери просились в рукавичку? Какое было время года?

- И так всем тесно, что не повернуться! Кого-нибудь не пустили в рукавичку?

- Тогда как можно назвать этих зверей, они какие?

- Звери в сказке не только добрые, хорошие. Про таких говорят, что они дружные: никого не обижали, из рукавички не выгоняли.

- А вы в детском саду дружно живете? Как помогаете друг другу, делитесь игрушками?

- Эта сказка учит нас дружить и приходить на помощь друг другу.

- Чем закончилась сказка «Рукавичка»?

- Что было бы, если бы собачка не нашла рукавичку?

Называют прозвища зве-рей.

Отвечают на вопросы, выражают свои мысли.

Определение цен-ности произведения.

Игровая ситуация

(мотивирует на деятельность, обеспе-чивает деловой заинтересованный настрой).

- Но собачка нашла рукавичку и все звери разбежались, когда она прибежала и громко залаяла.

- Убежала мышка-поскребушка. Как она бежала?

- Ускакала лягушка-попрыгушка. Как она скакала?

- Убежал зайчик-побегайчик. Как он прыгал?

- Как бежала лисичка-сестричка?

- Как убегал волчок-серый бочок?

- Как бежал кабан-клыкан, а как медведюшко-батюшка?

- Все разбежались! Жить теперь им негде, нет у них больше теплой рукавички!

Изображают движения и повадки названных живот-ных.

Обеспечение потреб-ности детей в движе-нии.

Работа с «Моделью трех вопросов»:

  • Что хотим узнать?

Представление новой информации

- Как бы нам друзей всех вместе собрать? Где им теперь жить-поживать, как жить дружно?

- Как мы можем помочь зверям? Что мы можем для них сделать?

Высказывают свои идеи.

Умение подбирать необходимые мате-риалы для работы.

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов»:

  • Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Какой должна быть новая рукавичка по величине?

- Почему рукавичка должна быть большой?

- Как определить размер рукавички?

Высказывают свои идеи.

Умение объяснять свои размышления.

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

- Давайте сделаем большую, просторную рукавичку для дружных зверей, чтобы всем в ней хватило места и не было тесно.

Выбирают рукавичку в соответствии с величиной плоскостных зверей.

Умение слушать, выполнять выбранные правила.

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной (самостоятельной) деятельности деть-ми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста пред-стоящей деятельности (типа работ по образцу, по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое (индивидуальное) обсуждение

- Как, чем  же нам украсить рукавичку?

- Как распределить работу, чтобы всем было удобно и никому не мешать? Кто что будет делать?

- Как надо работать, чтобы не поссориться, никого не обидеть? (дружно, сообща).

- Можно жадничать? Будете помогать друг другу?

Дети отправляются в центр искусства, где начинают совместную работу.

Дети определяют свою часть работы, помогают друг дру-гу, не ссорятся, де-лятся. Проявляют творческие способ-ности.

4. Творческий (деятельностный) этап (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающая к образному выражению своего отношения к обсуждаемой ценности). Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные си-туации продуктивного ха-рактера, побуждающие к об-разному выражению своего отношения к обсуждаемой ценности).

Презентация центров актив-ности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в цент-рах активности.

Центр искусства

Учить детей совместно украшать заготовку рукавички, создавать несложные узоры из различных материалов.

Развивать творческий подход, фантазию, воображение.

Учить детей договариваться о распределении действий по совместному украшению рукавички.

Действовать дружно, помогать друг другу, благодарить за помощь.

Совместное украше-ние рукавички

(аппликация)

Заготовка рукавички из цветного картона, сне-жинки, разноцветные ленточки, геометричес-кие фигуры, цветы, бу-сины и т.д., фигурки зверей, клей, кисточки.

Коллективная работа «Дружная рукавичка»

5. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

- Как мы помогли зверям, которые остались без жилья? Что мы для них сделали?

- Какое теперь настроение у зверей из сказки? Почему?

- Покажите, как вы радуетесь своим друзьям?

Дети делятся своими впечатле-ниями.

Эмоциональное удовлетворение

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыс-лового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Рассматривание получившейся поделки. 

- Какая красивая рукавичка у нас получилась! Вам нравится рукавичка?

- Давайте пригласим зверей в новую рукавичку! Все поместились, никому больше не тесно в рукавичке. Теперь все звери опять будут жить вместе, дружно  в нашей рукавичке.

- Вы работали все вместе, дружно, и герои сказки «Рукавичка» благодарят вас за помощь!

Дети оценивают свою работу, радуются.

Дети получают удовлетворение от проделанной работы, чувствуют ее пользу для других.

6. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

- В доме у каждого члена семьи есть свои обязанности, каждый чем-то занимается, выполняет какую-то работу. А что будут делать звери в рукавичке? Как они будут жить: кто будет дрова рубить, кто – кашу варить, кто – на охоту ходить, кто – дом охранять?

Самостоятельная игра-драмати-зация с выходом на собственное словесное творчество.

Заинтересованность самостоятель-ной игрой, умение ее планировать.

Насыщение развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы

с ориентацией на ценности и смыслы сказки «Рукавичка»

  • Центр познания: картины с изображением леса, поля, реки в зимнее время, сюжетные картинки о жизни диких зверей зимой, иллюстрации с изображением жилищ диких зверей, предметные картинки с изображением предметов зимней одежды.
  • Центр книги: книги со сказками о животных («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк») с иллюстрациями различных художников-иллюстраторов, наборы картинок для рассказывания «Колобок», «Теремок», аудиозапись сказки «Рукавичка», мнемотаблицы.
  • Центр игры: настольно-печатные игры «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Чей хвост?», «Чьи следы?», плоскостные и объемные фигурки зверей, макет леса, наборы инструментов, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Новоселье», «Семья».
  • Центр искусства 

изобразительная деятельность: трафареты животных, раскраски по сказкам о животных, карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги разной формы и величины, пластилин, трафареты для лепки, материалы для создания коллажей, соленое тесто и крупные семена для поделок, рисунки и аппликации детей о животных.

театрализованная деятельность: костюмы зверей, шапочки-маски для театрализованных игр, кукольный, настольный, пальчиковый театр, ширма.

  • Центр безопасности и здоровья: мини-музей «Птички-невелички – наши добрые слова», уголок добрых дел «Росток добра», стенгазета «Мой лучший друг».
  • Центр математики: лабиринт «Помоги пройти к домику», настольно-печатные игры «Кто слева, кто справа», «Магнитные пифагорики 3+ », «Лото. Ассоциации», игры на плоскостное моделирование и др.
  • Центр конструирования: объемные и плоскостные строительные наборы (крупный и мелкий конструктор), магнитный конструктор, магнитная мозаика, напольная мозаика.
  • Двигательный центр: маски животных для сюжетных подвижных игр, мячи, ленты, шнуры, канат, обручи, кегли и т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В ...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....