Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr2.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: Семья. Сказка о дружбе, о взаимопомощи близких.
Тема: Русская народная сказка «Репка»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки. Формировать у детей нравственные качества.
Образовательные задачи:
Воспитательные
- воспитывать нравственные качества: доброта, дружба, благодарность;
- устанавливать доброжелательные отношения с товарищами;
- побуждать детей выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Обучающие
- учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы;
- учить детей, находить выход из сложной ситуации;
- учить отчётливо проговаривать слова;
Развивающие
- Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала);
- продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»);
- развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
для детей с недостаточно развитой речью оказание помощи в правильном произношении слов при высказывании собственной мысли.
Материалы:
центр книги: книги и иллюстрации по сказке «Репка»
центр познания: иллюстрированный материал с разнообразными ситуациями, клей, ватман, ножницы; дидактическая игра «Чей хвостик?»
центр творчества: пластилин, клеёнки, бумага, краски, стаканчики с водой, карандаши, восковые мелки, фломастеры;
центр конструирования: различные виды конструкторов, схемы, образцы, незаконченные работы.
центр театра: маски-шапочки, пальчиковые куклы по сказке, муляж овоща – репка, элементы костюмов для драматизации.
Понятия: доброта, помощь, выручка, щедрость, благодарность.
Планируемые результаты:
- умеют выделять качества людей и сказочных героев;
- проявляют интерес к чтению художественной литературы;
- умеют слушать и понимать речь других;
- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга;
- умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, чему научились, что получилось;
- умеют по-доброму относиться к своим сверстникам во время работы в центрах, проявлять взаимопомощь.
- умеют принимать на себя роли, подбирать костюмы.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | |||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Ребята, сегодня, нас угостили репой. Хотите узнать, как ее посадили и вырастили? Одна семья из сказки легко с этим справились. Хотите узнать о ней? Тогда я предлагаю вам послушать русскую народную сказку. | Дети садятся в круг. Вступают в диалог, проявляют настрой к совместной деятельности. | Контакт с педагогом, настрой на совместную деятельность. |
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев». Предлагаю рассмотреть иллюстрацию из этой сказки и попробовать отгадать о ком эта сказка? (ответы детей) -А может кто-то знает название этой сказки? - Как догадались, что это сказка «Репка»? - Кто из вас запомнил автора этой сказки? -А называется эта сказка, как вы и сказали «Репка». | Рассматривают иллюстрацию. Выражают собственные предположения, мысли и суждения. Знакомятся с названием сказки. | Умеют осознавать то, что уже усвоено; умеют слушать и понимать речь других. |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | - Кто посадил репку? Какой был дед? - Как он ее сажал? Кто покажет? - Какая выросла репка? - Кто стал тянуть репку? - Позвал он кого? Как? - Как ответила бабка? - Что они начали делать вместе? Как? Покажите? - тяжело или легко им было? Кого они позвали? Как? -Сколько их стало тянуть репку? - Кого позвали потом? Как? - Как звали собачку? - Жучка кого позвала? Как она позвала ее? - А кого позвала кошка? Как она позвала мышку? - Мышка, что сделала сначала? Как она разговаривает? - Что они вместе сделали? - Молодцы ребята, ура, вытащили репку!!! | Дети слушают сказку Вступают в ценностный диалог. Выражают собственные предположения, мысли и суждения. | С опорой на наглядность выстраивают ответ Проявляют познавательный интерес в процессе слушания. Проявляют интерес к познанию новых слов. |
Игровая ситуация | Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Ребята, а давайте тоже вытащим репку. Я предлагаю встать паровозиком, как герои сказки и Тянем, по тянем, вытащили репку… | Вытаскивают репку | Вытащили репку и получили удовольствие |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации |
| ||
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение | Педагог определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?) - Предлагаю, вам совместно потрудиться в выбранном центре. Их у нас сегодня организовано пять. Ведет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Варианты вопросов ко всем детям: - Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете? - У кого созрел план? - Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст). Варианты вопросов к отдельным детям: - Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?) - Где можно это сделать? В каком центре? - Тебе нужны помощники? - Кого бы ты хотел видеть своим партнером? (Я рада, хороший выбор.) - Кто еще хочет поделиться своим планом? - Чем бы ты хотел сегодня заняться? - Где ты можешь это выполнить? - Тебе нужен партнер? Затем можно напомнить о важности проблемы, которую нужно решить. В заключении – - Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и приступите к работе. В центре, при необходимости, побуждает детей к деятельности: Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план? Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь? Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)? Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это делать? Тебе нужна помощь (партнер)? Как ты планируешь распределить работу?
| Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность. Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр познания | Дидактическая игра «Чей хвостик? – подобрать хвостики к разным животным | В Центре познания вы сможете подобрать хвостик к разным животным | Иллюстрированный материал с разнообразными животными | Животные с хвостами | |||
Центр мастерская | Изготовление угощения для всех сказочных героев- репа. | В Центре творчества с помощью разнообразных материалов вы сможете нарисовать, вылепить яблоки для угощения всех сказочных героев. | Пластилин, клеёнки, бумага, краски, стаканчики с водой, карандаши, цветные мелки, фломастеры; | Угощение для сказочных героев | ||||
Центр конструирования | Изготовление подарков для сказочных героев. | С помощью различных видов конструктора, используя схемы, незавершённые работы, образцы или по замыслу, вы можете сконструировать подарки для сказочных героев. | Различные виды конструкторов, схемы, образцы, незаконченные работы. | Подарки для лесных жителей. | ||||
Центр театра | Театрализованные игры | В Центре театра вы сможете разыграть этюды. В этом вам могу помочь я, или вы можете воспользоваться карточками. | Предложенные воспитателем этюды, карточки с изображением персонажей для разыгрывания этюдов | Видеосъёмка с последующим просмотром | ||||
Центр книги | Просмотр книг по сказке «Репка» | В центре вы сможете рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Репка» | Разные книги по сказке «Репка» | |||||
Двигательный центр | Физкультминутка «Репка» | Физкульминутка на экране телевизора | Выполнение упражнений под видеосопровождение | Наклейка «Ты молодец!» | ||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||
Рефлексивная ситуация | ||||||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | - Вам понравилось наше занятие? -Что вам понравилось? -Почему тебе (вам) трудно (легко) это было сделать? -Как вы смогли решить проблему? -- Вы помогали друг другу во время выполнения работы? -Как вы назовёте это качество? -Ребята, мне тоже очень понравилось занятие. Вы все большие молодцы, прекрасно справились со своими задачами, реализовали свои планы. | Презентуют продукт своей деятельности. Рассматривают продукты деятельности, участвуют в анализе собственного и коллективного результата. Выражают суждения. Внимательно слушают, проявляют доброжелательное отношение к сверстникам. Получают ответную реакцию от педагога, сверстников. Получают опыт сдерживания своих реакций, согласования интересов с интересами окружающих. | Умеет презентовать свой продукт. Испытывает чувство удовлетворения, переживает чувство гордости. Предоставляет в качестве результата то, что считает своим достижением. Испытывает радость, восхищение от процесса и продукта труда. Умеет выражать свои мысли. Обозначает собственные качества, которые помогли достигнуть результата. | |||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....