Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Полевая Юлия Анатольевна

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr2.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность: Семья. Сказка о дружбе, о взаимопомощи близких.

Тема: Русская народная сказка «Репка»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки. Формировать у детей нравственные качества.

Образовательные задачи:

Воспитательные

  • воспитывать нравственные качества: доброта, дружба, благодарность;
  • устанавливать доброжелательные отношения с товарищами;
  • побуждать детей выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.

Обучающие

  • учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы;
  • учить детей, находить выход из сложной ситуации;
  • учить отчётливо проговаривать слова;

Развивающие

  • Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала);
  • продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»);
  • развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

для детей с недостаточно развитой речью оказание помощи в правильном произношении слов при высказывании собственной мысли.

Материалы: 

центр книги: книги и иллюстрации по сказке «Репка»

центр познания: иллюстрированный материал с разнообразными ситуациями, клей, ватман, ножницы; дидактическая игра «Чей хвостик?»

центр творчества: пластилин, клеёнки, бумага, краски, стаканчики с водой, карандаши, восковые мелки, фломастеры;

центр конструирования: различные виды конструкторов, схемы, образцы, незаконченные работы.

центр театра: маски-шапочки, пальчиковые куклы  по сказке, муляж овоща – репка, элементы костюмов для драматизации. 

Понятия: доброта, помощь, выручка, щедрость, благодарность.

Планируемые результаты:

- умеют выделять качества людей и сказочных героев;

- проявляют интерес к чтению художественной литературы;

- умеют слушать и понимать речь других;

- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга;

- умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, чему научились, что получилось;

- умеют по-доброму относиться к своим сверстникам во время работы в центрах, проявлять взаимопомощь.

- умеют принимать на себя роли, подбирать костюмы.

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Ребята, сегодня, нас угостили репой. Хотите узнать, как ее посадили и вырастили?

Одна семья из сказки легко с этим справились. Хотите узнать о ней? Тогда я предлагаю вам послушать русскую народную сказку.

Дети садятся в круг.

Вступают в диалог, проявляют настрой к совместной деятельности.

Контакт с педагогом, настрой на совместную деятельность.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев».

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию из этой сказки и попробовать отгадать о ком эта сказка? (ответы детей)

-А может кто-то знает название этой сказки?

- Как догадались, что это сказка «Репка»?

- Кто из вас запомнил автора этой сказки?

-А называется эта сказка, как вы и сказали «Репка».

Рассматривают иллюстрацию.

Выражают собственные предположения, мысли и суждения.

Знакомятся с названием сказки.

Умеют осознавать то, что уже усвоено;

 умеют слушать и понимать речь других.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

- Кто посадил репку? Какой был дед?

- Как он ее сажал? Кто покажет?

- Какая выросла репка?

- Кто стал тянуть репку?

- Позвал он кого? Как?

- Как ответила бабка?

- Что они начали делать вместе? Как? Покажите?

- тяжело или легко им было?

Кого они позвали? Как?

-Сколько их стало тянуть репку?

- Кого позвали потом? Как?

- Как звали собачку?

- Жучка кого позвала? Как она позвала ее?

- А кого позвала кошка?

Как она позвала мышку?

- Мышка, что сделала сначала? Как она разговаривает?

- Что они вместе сделали?

- Молодцы ребята, ура, вытащили репку!!!

Дети слушают сказку

Вступают в ценностный диалог.

Выражают собственные предположения, мысли и суждения.

С опорой на наглядность выстраивают ответ

Проявляют познавательный интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов.

Игровая ситуация

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Ребята, а давайте тоже вытащим репку. Я предлагаю встать паровозиком, как герои сказки и Тянем, по тянем, вытащили репку…

Вытаскивают репку

Вытащили репку и получили удовольствие

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

 

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

Педагог определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?)

- Предлагаю, вам совместно потрудиться в выбранном центре. Их у нас сегодня организовано пять.

Ведет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Варианты вопросов ко всем детям:  

- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете?

- У кого созрел план?

- Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст).

Варианты вопросов к отдельным детям:

- Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?)

- Где можно это сделать? В каком центре?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

(Я рада, хороший выбор.)

- Кто еще хочет поделиться своим планом?

- Чем бы ты хотел сегодня заняться?

- Где ты можешь это выполнить?

- Тебе нужен партнер?

 Затем можно напомнить о важности проблемы, которую нужно решить.

В заключении –

- Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и приступите к работе.

В центре, при необходимости, побуждает детей к деятельности:

Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?

Как ты это будешь делать?

С чего ты начнешь?

Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?

Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это делать?

Тебе нужна помощь (партнер)?

Как ты планируешь распределить работу?

  • Ты можешь помочь другу в выполнении работы?

Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность.

Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

Дидактическая игра «Чей хвостик? – подобрать хвостики к разным животным

В Центре познания вы сможете подобрать хвостик к разным животным  

Иллюстрированный материал с разнообразными животными

Животные с хвостами

Центр мастерская

Изготовление угощения для всех сказочных героев- репа.

В Центре творчества с помощью разнообразных материалов вы сможете нарисовать, вылепить яблоки для угощения всех  сказочных героев.

Пластилин, клеёнки, бумага, краски, стаканчики с водой, карандаши, цветные мелки, фломастеры;

Угощение для сказочных героев

Центр конструирования

Изготовление подарков для сказочных героев.

С помощью различных видов конструктора, используя схемы, незавершённые работы, образцы или по замыслу, вы можете сконструировать подарки для сказочных героев.

Различные виды конструкторов, схемы, образцы, незаконченные работы.

Подарки для лесных жителей.

Центр театра

Театрализованные игры

В Центре театра вы сможете разыграть этюды. В этом вам могу помочь я, или вы можете воспользоваться карточками.

Предложенные воспитателем этюды, карточки с изображением персонажей для разыгрывания этюдов

Видеосъёмка с последующим просмотром

Центр книги

Просмотр книг по сказке «Репка»

В центре вы сможете рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Репка»

Разные книги по сказке «Репка»

Двигательный центр

Физкультминутка «Репка»

Физкульминутка на экране телевизора

Выполнение упражнений под видеосопровождение

Наклейка «Ты молодец!»

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

- Вам понравилось наше занятие?

-Что вам понравилось?

-Почему тебе (вам) трудно (легко) это было сделать?

-Как вы смогли решить проблему?

-- Вы помогали друг другу во время выполнения работы?

-Как вы назовёте это качество?      

-Ребята, мне тоже очень понравилось занятие. Вы все большие молодцы, прекрасно справились со своими задачами, реализовали свои планы.

Презентуют продукт своей деятельности.

Рассматривают продукты деятельности, участвуют в анализе собственного и коллективного результата.

Выражают суждения.

Внимательно слушают, проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.

Получают ответную реакцию от педагога, сверстников. Получают опыт сдерживания своих реакций, согласования интересов с интересами окружающих.

Умеет презентовать свой продукт.

Испытывает чувство удовлетворения, переживает чувство гордости.

Предоставляет в качестве результата то, что считает своим достижением.

Испытывает радость, восхищение от процесса и продукта труда.

Умеет выражать свои мысли.

Обозначает собственные качества, которые помогли достигнуть результата.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В ...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....