Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)
Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения
на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА А. КАМЕНЧУКОВОЙ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА ОБ АНГЕЛАХ». («ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»)
Ценность: 1. Проявление доброжелательности, отзывчивости, любви к красоте.
Тема: «Ангелы Исаакиевского собора».
Знакомство детей с декоративным убранством зданий исторического центра г. Санкт-Петербурга
Цель: Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга
Образовательные задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории и культуре города, чувствовать себя в нём комфортно (не бояться посещать музеи, театры и.т.п.); воспитывать культуру поведения на экскурсиях и т.д.
Обучающие: Обогащать активный словарь, совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.
Развивающие: развивать творческие способности и навыки познавательной деятельности через знакомство с произведениями литературы, архитектуры, изобразительного искусства; развивать мыслительные операции, воображение, память.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
предоставлять ребенку возможность выбора в разных видах деятельности; поощрять детскую инициативу, включать импровизацию и презентацию детской работы .
Материалы: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, строительные наборы (деревянный конструктор), картон, бумага для творческой деятельности
Понятия: ангел, купол, собор, церковь
Планируемые результаты: Дети воспринимают литературный текст, образ, насыщаются впечатлениями, увлекаются творческим процессом.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | ||||||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||||||
Организация на совместную деятельность: «Круг» | Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой | Приветствуют друг друга | Дети настроены на общение | |||||||||
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | Краткий подводящий диалог к теме: Ребята, скажите какой у нас с вами скоро праздник? Ответы детей: Рождество, Новый год. Скажите, а как у вас в семье готовятся к этим праздникам? Кто может нам помочь в исполнении наших желаний в Рождественскую ночь/Новый год? Ответы детей. В доме стол накрытый, К нам в гости прилетел маленький ангелочек из «Рождественской сказки про ангелов» Ребята, давайте мы с ним поздороваемся и спросим как его имя? (Возможен вопрос: Есть ли у ангелов имена?) | Мотивирует детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. Стимулирует любознательность детей, интерес. Дети выражают свое мнение по заданному вопросу. Озвучивают знание и жизненный опыт. | ||||||||||
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | - Ребята, а что вы знаете про ангелов? - Что захотел сделать наш маленький ангелочек, когда он видел, как старшие ангелы готовятся к праздникам?
-Произнеся волшебное заклинание, ангелочек превратился в облако, подлетев поближе к земле, он увидел? А какое красивое здание увидел наш ангел? - Ответы детей (Исаакиевский собор) | Дети настроены на общение | ||||||||||
Игровая ситуация | Образный этюд под музыку. Используется видеозапись фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Танец ангелов.(2-е действие) - Ребята, представьте себе, что вы маленькие ангелочки, попробуем вместе с нашим гостем немножко полетать и помочь ему выполнить задания: Ребята делятся на подгруппы: 1-я тройка – исполняют «танец на коньках», 2-я тройка – ангелы разбрасывают снежинки с облаков, 2-я тройка детей «зажигают» звёзды волшебными палочками. (В танце можно использовать серебристый серпантин, мишуру и т.п.) - Молодцы, у вас очень хорошо получилось сделать наш город волшебным, новогодним, праздничным. | Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). | Развитие воображения детей за счёт воссоздания сказок об ангелах. | |||||||||
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации (показ слайдов «Купола Исаакиевского собора») | Произнеся волшебное заклинание, ангелочек превратился в облако, подлетев поближе к земле, он увидел? Ребята, какое красивое здание увидел наш ангел? - Он увидел Исаакиевский собор. А что такое собор? Представление новой информации: отличительные особенности соборов, церквей от других зданий. Ассоциативный момент: Ввод нового материала: сравнение купола с богатырским шлемом. Церковь, собор-богатырь, богатырский шлем.. (можно заранее прочитать с детьми адаптированный вариант былины об Илье Муромце) | Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. | Развитие познавательной активности детей путём включения в проблемные ситуации. Активация словаря | |||||||||
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Представление новой информации (показ слайдов «Ангелы со светильником на Исаакиевском соборе») Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение |
- Правильно ребята, ангелы собирали гирлянды из вкуснейших плодов (апельсинового, мандаринового дерева). Что украшали плодами из райского сада? Какое дерево? Можно дополнительно задать вопрос детям: «Ёлка, это что?» - Для кого готовились эти красивые золотые плоды? Текст сказки: - Какие красивые золотые плоды, - сказал маленький ангел. - Людям они тоже нравятся, - ответили взрослые ангелы.- Поэтому они украшают ими ёлку. Плод мандарина или апельсина напоминает маленькое солнышко посреди зимы. А ещё апельсины напоминают плоды райского дерева, их привозят из мест, где всегда солнце… - Настоящий рай, - сказал маленький ангел.- А для кого же вы собираете эти прекрасные плоды? - Для голодающих и бездомных, для тех, кто не может себе позволить даже в Новый год быть весёлым и радоваться жизни, - ответили взрослые ангелы. - Ребята, я принесла маленькую ёлочку. Предлагаю вам её тоже украсить. | Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Стимулирует любознательность детей, интерес. Дети выражают свое мнение по заданному вопросу. Вовлечение детей в продуктивную деятельность. Стимулирует любознательность, интерес. | Развитие умения отвечать на вопросы воспитателя. Умение делать вывод и его аргументировать. Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям. | |||||||||
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | ||||||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности человека. (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||||||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр познания | Обогащение представлений детей о функциональном назначении и архитектурно-скульптурном решении темы «Ангелы собора» в главных соборах Санкт-Петербурга: Исаакиевский и Казанский собор. Просмотр сказки «Щелкунчик» | Рисунки детей по теме | Раскраски, репродукции, иллюстрации | ||||||||
Центр мастерская | Учить развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми. | «Украшение ёлки» | Изготовление новогодних игрушек-малышек (можно из бросового материала). | Подарок для детей «Рождественская ёлка» | ||||||||
Центр конструирования | Учить создавать несложные постройки, развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми. Умение подбирать необходимые материалы для работы. | Строим «Крепость с церковью» | Наборы деревянных конструкторов (крупный, мелкий) | Совместная работа «Собор-богатырь» | ||||||||
Центр книги | Обогащение представлений детей о функциональном назначении, архитектурном и скульптурном решении соборов, церквей. Обогащение и активация словаря: «ангел», «купол», «собор» | Рассматривание изображений ангелов разных соборов. «В.М. Васнецов «Ангел со светильником». Графика» Репродукции русских художников с изображением церквей, соборов, богатырей. Сказки и былины о русских богатырях. | ||||||||||
Двигательный центр | Используется метод «игрового проживания». Метод предполагает принятие детьми роли персонажа сказки и помогает «прожить» ситуацию. | Образный этюд «Танцующие ангелы» с использованием фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Танец ангелов.(2-е действие) | Изготовление атрибутов для этюда «Ангельские крылышки» | |||||||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | ||||||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||||||
Рефлексивная ситуация | Рассматривание иллюстрации на слайдах «Ангелы Исаакиевского собора», «Новогодняя игрушка «Ангел с фонариком»» | |||||||||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) Сопровождение текста слайдами «Ангелы со светильником на Исаакиевском соборе» | Ребята, посмотрите, какая чудесная ёлочка у нас с вами получилась. Может мы с вами тоже, как и ангелы, будем добрыми, отзывчивыми, подарим нашу красавицу ребятам из детского дома. Им будет очень приятно с нашей ёлочкой встретить Новый год и Рождество. (Возможен вариант подарить ёлочку младшим ребятам в детском саду). Отрывок текста сказки: - Вот бы и мне летать по свету и раздавать плоды всем, кому они нужны. Но я ещё совсем маленький ангел. Он заметил, что ангелы привязывали свои гирлянды к огромному светильнику. «Нужно зажечь его», -подумал маленький ангел. Тут с неба спустился златокудрый ангел и принёс небесный свет. Он зажёг огонь в светильниках, и весь собор осветился. Люди, которые шли в собор, увидели дорогу. - Как красиво, -сказал маленький ангел. Когда в светильниках зажигается огонь, его издалека видно всем людям. От огня летят маленькие искорки. Они попадают в сердца людей и сердца загораются любовью». Маленькому ангелу понравилось, что искорки от огня зажигают сердца людей любовью. Он стал летать со своим светильником и переносить свет от одного собора к другому. Рефлексия: - Дети, расскажите, кого вы любите? Значит, и в ваших маленьких сердечках есть искорки огня. -Ребята, скажите, почему на рождественскую ёлку принято вешать игрушки, изображающие ангела? - Почему раньше новогоднюю ёлку раньше украшали мандаринами и апельсинами? - А как бы вы украсили свою красавицу дома? Почему? | Выражают собственные чувства к проделанной работе. Дети выражают свое мнение по заданному вопросу. | Умение выражать чувства Умение делать вывод и его аргументировать. | |||||||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||||||
Вывод имеет «открытый конец», что соответствует принципу «развивающейся интриги» и показывает, как могут быть использованы полученные знания. | Ангелы никогда не спят. Много лет они смотрят на наш город и стараются делать его всё краше и краше. В следующий раз наш Ангелочек расскажет нам ещё одну историю из жизни Санкт-Петербурга. | Стимулирует любознательность, интерес. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....
Методическая разработка:КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Рассказ В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас добро...