КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ
4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: о лени и трудолюбии, трудолюбие всегда вознаграждается.
Тема: чтение украинской народной сказки «Колосок»
Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.
Образовательные задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Воспитывать желание помогать друг другу, меньше бездельничать.
- Учить детей оценивать поступки персонажей.
Обучающие:
- Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».
Развивающие:;
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- совершенствовать диалоговую речь;
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Знакомить с литературным произведением, умение отвечать полноценно на поставленные вопросы, высказывать свое отношение к героям произведения;
Материалы: Книга с иллюстрациями, стулья для детей и воспитателя, экран.
Понятия: колосок - это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –это соломина., молотить - выбивать семена или зёрна из колосьев, мельница – прибор для измельчения колосьев, молоть – размельчать зерно, превращая его в муку.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, стараются строить полные выразительные ответы по содержанию; владеют устной связной речью.
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат | |
Организационно-мотивационный этап Актуализация знаний детей Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). Игровая ситуация. Физминутка. Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); | Мотивация: установка на деятельность. «Становись скорее в круг, Ты мой друг, и я твой! Руку другу подавай, Вместе снами поиграй!» Испекли мы пирог Вот такой вышины Вот такой ширины Вот такой ужины. Все хотим мы съесть пирог! Но кому попадет он в рот? Вот сегодня мы и узнаем кому пирог точно достанется, а кому нет! А для этого мы прочтем сказку. Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Многому нас учит сказка Доброте, терпенью, ласке Сказка мудрость, знанья свет Сказочный вам шлет привет! У каждого народа есть свои сказки. Как вы думаете как называют сказки сочиненные народом? Сегодня мы познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок». Посмотрите внимательно на экран, о ком она? Устраивайтесь поудобнее, слушайте внимательно, после чтения вы мне скажите, какие слова вам были не понятны. «Колоски» - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок? - Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –это соломина. (Воспитатель показывает колосок). -Давайте покажем как растут колоски. По весне поле вспахали, (дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.) Зерном поле засевали. (Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону «сеют») . Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки «солнце») . Землю согревает. (Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми, к полу.) Высоко поднялись колоски, (Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу). К солнышку тянутся они. ( поднимают руки.) Ветер налетает, (Покачивают руками над головой). Колоски качает. Вправо пригнулись, (Наклоняют корпус и руки вправо, влево). Влево качнулись. А как дождичек идёт, (Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами). Рожь водицу пьёт и пьёт. (ладони чашечкой и подносят ко рту пьют) . Вот какая нива! (Поднимают руки, пальцы раздвинуты). До чего ж, красива! (Трясут кистями рук над головой). - Молодцы, садитесь на стульчики. Дети вам понравились герои: петушок и мышата? -Кто вам больше понравился и почему? -Как вы думаете, легко ли было петушку? (Показ иллюстрации) - А от чего ему было сложно? - Действительно хороший петушок, трудолюбивый, добрый, честный и справедливый. - Ребята, петушок трудиля, а чем же занимались мышата, когда петушок трудился? -Кто виноват, что мышата остались без пирогов? Да сами мышата, но почему? -Ребята, а какими были Круть и Верть? - Действительно они ленивые, бездельники, тунеядцы. - Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? | Дети встают в круг. Ситуация заинтересованности в дальнейшей работе. Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли Дети смотрят на экран, проявляют интерес. (Слайд1) Дети слушают сказку. Определяем какие слова для них новые. Разбираем их. Дети повторяют движения за педагогом. Дети отвечают на вопросы, доказывая почему петушок добрый, трудолюбивый, а мышата ленивые. | Вызвать интерес у детей на предстоящую деятельность. Умеют осознавать то, что уже усвоено; умеют слушать и понимать речь других. С опорой на наглядность выстраивают ответ Проявляют познавательный интерес в процессе слушания. Проявляют интерес к познанию новых слов Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к деятельности С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения Демонстрируют совершенствование диалогической форм речи; умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Я думаю, мне кажется. Сотрудничают с взрослым. Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное. Устанавливают причинно- следственные связи. Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в | |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | |||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | ||||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности. | Центр познания | Развитие мелкой моторики и развитие наглядно образного мышления. | Собери пазл «Петушок» | Картинка цельная для образца и пазлы. | Собранная картинка, отличное настроение. | ||||
Центр искусства | Воспитывать любовь к театральной деятельности, эстетический вкус, | Постановка театральной сказки «Колосок» | Куклы петушка, мышат би-ба-бо, колосок и.т.д | ||||||
Центр кулинарии | Приготовление пирога для Мышат и Петушка Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. | В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить любой пирог с любой начинкой (на выбор). | муляжи овощей, фруктов; посуда, кухонные принадлежности, плита, форма для повара | муляжи овощей, фруктов; посуда, кухонные принадлежности, плита, форма для повара | |||||
Центр мастерская | - формировать умение рисовать отдельные предметы овальной и круглой формы; - учить детей закрашивать рисунки кистью, не выходя за пределы контура; - помогать располагать изображение в центре листа. - воспитывать аккуратность - закрепление серого цвета - умение смешивать белый и черный в получении серого. | Рисование «Мышонок» | Лист бумаги, кисти, палитра, гуашь белая и серая. | ||||||
Центр грамоты | -развитие внимания, пополнение словарного запаса. - развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. | Игра «Что готовят из муки?» Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем! В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки. Пирожки, батоны, плюшки, И плетенки и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем. Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь! «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий. | |||||||
Центр игры | |||||||||
Центр конструирования | Учить строить дом из строительных деревянных материалов разного размера по схеме, самостоятельно | Строительство «Хата для петушка и мышат» | Деревянный строительный материал разного размера, схема для строительства. | ||||||
Центр математики | - Закрепить счет в пределах 9. - закрепление цвета; - деление поровну. | Математическая задачка «Разноцветный колосок» | Колосок с 9 зернами 3 разных цветов. Иллюстрации петушка, и 2 мышат. | ||||||
Центр книги | Знакомство с украинскими народными сказками. «Рукавичка» «Соломенный бычок» «Старикова дочка и старухина дочка» «Бородко» | Рассматривание книг и иллюстраций. | Книги украинских народных сказок. | Знания нескольких сказок украинского народа. | |||||
Центр безопасности и здоровья | |||||||||
Двигательный центр | Развитие быстроты реакции, развитие ловкости. | Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?». На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре. | Колосья, музыкальное сопровождение. | ||||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | |||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога |
Действия детей | Планируемый результат | ||||||
Рефлексивная ситуация Обсуждение итогов работы в центрах активности | – Хорошо или плохо заканчивается сказка? – Чем понравилась вам сказка? — Чему учит нас эта украинская народная сказка? Давайте мы с вами поиграем, я вам назову несколько слов, а вы их внимательно послушаете и хлопнете в ладоши какие из этих слов подходят к нашей сказке! Трудолюбие Зло Доброта Отвага Смелость Лень Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности.
| Ребята мы с вами сегодня большие молодцы, хорошо поработали и многое узнали и научились!. Давайте вспомним, какую сказку мы читали сегодня? Я надеюсь, что вы теперь обязательно будете добрыми и трудолюбивыми! Дети делятся впечатлениями друг с другом, демонстрируют продукты деятельности | Беседа с детьми. Уверенность в себе и своих силах, повышение самооценки. | ||||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания.) | |||||||||
Ребятки мы сегодня с такой чудесной сказкой познакомились, вы бы наверно хотели ее рассказать кому-нибудь? А кому если не секрет? | Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Ориентированы на самостоятельную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....