КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В этой методической разработке описаны методы и приёмы, которые можно использовать при работе с литературным произведением. Основная задача при знакомстве с произведением Л.Н.Толстого " Отец и сыновья" - это воспитательная. Через это произведение мы учим детей доброте, отзывчивости, внимания , взаимопомощи к своим близким и родным людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект конструкта | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Ценность: _Мир и согласие в семье, любовь и дружба между близкими, помощь друг другу._____________________________________________________________________________________________
Тема: __Чтение басни Л.Н.Толстого « Отец и сыновья»________________________________________________________________________________________________
Цель: __Формирование интереса к произведениям художественной литературы.________________________________________________________________________________________________
Образовательные задачи:
Воспитательные
Воспитывать чувства любви, доброты,отзывчивости,к своим близким. Попытаться донести до детей главную мысль произведения:если близкие живут в ссорах друг с другом, не помогают друг-другу – их легко « сломать», они не смогут преодолеть проблемы или испытания жизни. А дружеские отношения в семье, любовь, взаимопомощь помогают преодолеть все трудности.
Обучающие
Познакомить с литературным художественным произведением Л.Н.Толстого « Отец и сыновья».Уточнить значения слов: басня, веник ,прут, согласие, врозь, не одолеет, погубит.
Развивающие
Развитие активной речи ( умения грамотно строить предложения), мышления , воображения, памяти, обогащать словарь детей: : басня, веник ,прут, согласие, врозь, не одолеет, погубит.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
___Формировать положительную установку на участие в образовательной ситуации.____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Материалы: _Книга Л.Н.Толстого (басни) с иллюстрациями .Обязательно должна быть басня « Отец и сыновья»_, картинки с раными ___проявлениями отношений между людьми: дружба, любовь, помощь, ссора, драка и т.д._______________________________________________________________________________________
Понятия: ____Басня, согласие, врозь, веник, прут, не одолеет, погубит.___________________________________________________________________________________________
Планируемые результаты: __Дети проявляют интерес к басне; понимают смысл басни, выделяют в ней главные понятия, строят ответы полным предложением по содержанию, проявляют положительные черты характера ( отзывчивость, толерантность, дружбу по отношению друг к другу._____________________________________________________________________________
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | |||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Педагог с детьми стоят в кругу. Педагог читает стихотворение: Здравствуй небо, здравствуй Земля, здравствуйте мои друзья. 1,2,3,4,5 вместе мы в кругу опять. Будем дружно мы читать, будем дружно мы играть. Педагог показывает веник и спрашивает: « Что это?» Если дети не знают , педагог объясняет. Зачем он нужен? Из чего делают веник? Да и все прутики в венике связаны вместе. Как вы думаете можно ли сломать веник? Мы сегодня с вами прочитаем басню Л.Н.Толстого « Отец и сыновья» В этой басни есть этот предмет и вы узнаете точно можно ли сломать веник. Объяснение детям , что такое басня. Как вы думаете , о ком эта басня? | Дети стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение. Ответы детей. Чтобы подметать. Из прутиков. Ответы детей ( могут быть разные) Об отце и сыновьях. | Дети настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | Краткий подводящий диалог к теме: Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев». Какие произведения об отце и сыновьях вы знаете еще? Какие сказки? Как вы думаете : что общего ,а что разное в сказках и в баснях? | Сказки. « Иванушка-дурачок», « По щучьему велению» Общее: Басни и сказки нас учат хорошему. Отличия: В сказках есть волшебство. А басни могут быть основаны на реальных событиях, которые могут произойти по – настоящему. | Отвечают на вопросы воспитателя. |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого « Отец и сыновья». Приготовьтесь слушать. Педагог читает произведение: « Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались» Вопрос педагога:Что значит в согласии? Педагог читает дальше. «Вот он велел принести веник и говорит: -Сломайте! Сколько они не бились, не могли сломать веник. Вопрос педагога: Почему не могли сломать? Педагог читает дальше: Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья по-одиночке. Вопрос педагога: Почему так легко преломали сыновья прутья? Педагог дочитывает басню до конца.Задает вопрос: Что хотел показать отец приведя пример с веником? | Дети слушают. Ответы детей ( В мире, в дружбе) Ответы детей : ( Все прутики были завязаны вместе.) Ответы детей: Потому что прутья были уже не вместе, а по отдельности. Ответы детей: ( если человек один –ему трудно, а если вместе со своими близкими и живут в согласии- то легче и никто не сможет людей одолеть ( навредить) | Дети внимательно слушают.Понимают то, что читает педагог. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Дети осмысленно отвечают на поставленный вопрос. Отвечают на вопросы. Понимают прочитанное. |
Игровая ситуация | Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Физкультминутка. Педагог: Сейчас мы отдохнём. 1-2-3-4-5 Начинаем мы играть! Все глазки свои закрыли И головки опустили ( приседают) А когда откроем глазки ( встают) Попадем в рассказы, басни ( поднимают вверх руки) Басня даст нам отдохнуть Отдохнём – и снова в путь! | Дети выполняют движения. | Дети с удовольствием отдыхают и выполняют движения физминутки. |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации | Предоставление новой информации. Обсуждение в кругу. Вопросы педагога: Почему отец решил объяснить пример ссор и плохих отношений в семье на венике? Почему , когда близкие люди живут в согласии и любви им легче? Какой вывод можно сделать?
| Ответы детей: Это было очень понятно. Сыновья сразу поняли. Ответы детей: Так легче справиться с различными трудностями. Людей» не сломать» Нужно жить в любви и дружбе со своими родными. Помогать друг-другу. | Дети слушают вопросы и отвечают на них внимательно подумав. |
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение |
Вопрос педагога: Были ли у вас такие случаи, когда одному вам было тяжело что-то сделать или когда вы ругались со своими близкими . Какие эмоции испытывали? Хорошо ли вам было? А когда вы дружно что-то делаете, любите друг-друга в семье, помогаете своим близким-что вы испытываете? | Дети участвуют в эксперименте. Пробуют сломать веник целиком и по отдельным прутикам. Да это на самом деле так. Вместе прутики не ломаются. А по отдельности-легко. Ответы детей: Трудно. Было тяжело, Огорчение из-за ссоры. Плохое настроение. Радость, хорошее настроение, свет, любовь своих близких, чувство , что ты не один. | Итог говорят сами дети: В ходе беседы сделать вывод о значении теплых . дружеских отношений , согласия и мира в семье для всех членов семьи. |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр познания | «Тренировка» в ценностномповедении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности. | Дела детей.Совместные.Групповые | Совместная группой игра Никитина( Сложи квадрат) или собрать пазл и т.д. | Правильно выполненное задание. Вместе, сообща. | |||
Центр искусства | Инсценировка басни. Используютя костюмы того времени. | Показ инсценировки басни родителям или детям из других групп. | Костюмы, рассматривание иллюстраций из книги Л.Н.Толстого .Басни. | Совместная деятельность детей-инсценировка басни. | ||||
Центр кулинарии | ||||||||
Центр мастерская | Учить детей построению и использованию моделей для пересказа басни и сочинения собственного рассказа с поучением для других. | Дети самостоятельно пересказывают басню « Отец и сыновья» и придумывают и рассказывают свои поучительные басни для других детей. Создают свою книгу по прочитанной басни.Состоит из зарисовок к сюжету произведения. | Использование моделей для пересказа.Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. Замещаемыми объектами будут герои произведения.Заместители-бумажные круги( большой и маленькие) Белый картон, ножницы, цветные карандаши, иллюстрации к прочитанной басни. | Свободный пересказ басни детьми по моделям, придумывание своей поучительной басни, создание книги по прочитанному произведению с картинками детей. | ||||
Центр грамоты | Подбор синонимов к слову согласие. | Дети называют синонимы к слову согласие. | Картинки из книг. | Дети свободно могут придумать синонимы к словам дружба, мир, согласие. Любовь и т.д. | ||||
Центр игры | Игра « Волшебный подарок. | Дети дарят друг другу ценностные подарки ( но не предметы), а нечто реальное из чувств и отношений человеческих. | Диалог, общение, беседа. | Дети понимают значение слов , используемых для обозначения ценностных отношений между людьми. | ||||
Центр конструирования | Конструирование Дома для отца и сыновей. | Дома из деревянного конструктора ,выполненные коллективно небольшими группами детей. | Деревянный настольный конструктор. | Построенные дома для отца и сыновей детьми ( малыми подгруппами) | ||||
Центр математики | Дидактическая игра « Сколько прутиков в венике?» | Ответы детей. Колличественный счет. | Прутики. | Ответы детей. | ||||
Центр книги | Рассматривание иллюстраций к басне « Отец и сыновья» | Дети рассматривают иллюстрации, делятся впечатлениями. | Книга « Отец и сыновья» Басни.Л.Н.Толстой. | Дети воспроизводят действия героев. Пересказывают прочитанную басню по ролям. | ||||
Центр безопасности и здоровья | ||||||||
Двигательный центр | ||||||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||
Рефлексивная ситуация | Что же мы сегодня узнали? Чему научились? Чем понравилась вам эта басня Л.Н.Толстого? | Дети отвечают на вопросы: Мы научились тому, что нужно жить дружно ( В группе, в семье).Так легче справиться с трудностями. Дети отвечают: Басня учит нас быть добрыми по отношению к своим близким, помогать близким, не ссориться. | Дети подробно и глубоко отвечают на поставленные вопросы. Дети отвечают на вопрос. Вопросы не вызывают у детей трудностей в ответах. | |||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | -Что у вас получилось? - В чём вы испытывали трудности? -Легко ли вам было работать в группах? - Почему? | Дети по подгруппам презентуют свою работу, давая развёрнутые ответы по проделанной работе. | Дети делятся впечатлениями, эмоциями, оценивают свою работу и сверстников. | |||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||
Педагог предлагает рассказать басню своим родителям( используя подготовленную модель или книгу, созданную детми. | Дети рассказывают басню Л.Н.Толстого своим родителям. Делятся с ними впечатлениями о прочитанном. | Дети свободно могут пересказать басню родителям и объяснить смысл прочитанного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе пересказа произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёзд
Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....