КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шелехова Ольга Александровна

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных  ориентаций.  Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня)  В этой методической разработке описаны методы и приёмы, которые можно использовать при работе с литературным произведением. Основная задача при знакомстве с произведением Л.Н.Толстого " Отец и сыновья" - это воспитательная. Через это произведение мы учим детей доброте, отзывчивости, внимания , взаимопомощи к своим близким и родным людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект конструкта38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).

Ценность: _Мир и согласие в семье, любовь и дружба между близкими, помощь друг другу._____________________________________________________________________________________________

Тема: __Чтение басни Л.Н.Толстого « Отец и сыновья»________________________________________________________________________________________________

Цель: __Формирование интереса к произведениям художественной литературы.________________________________________________________________________________________________

Образовательные задачи:

Воспитательные  

Воспитывать чувства любви, доброты,отзывчивости,к своим близким. Попытаться донести до детей главную мысль произведения:если близкие живут в ссорах друг с другом, не помогают друг-другу – их легко « сломать», они не смогут преодолеть проблемы или испытания жизни. А дружеские отношения в семье, любовь, взаимопомощь помогают преодолеть все трудности.

Обучающие

 Познакомить с  литературным художественным произведением Л.Н.Толстого « Отец и сыновья».Уточнить значения слов: басня, веник ,прут, согласие, врозь, не одолеет, погубит.

Развивающие

Развитие активной речи ( умения грамотно строить предложения), мышления , воображения, памяти, обогащать словарь детей: : басня, веник ,прут, согласие, врозь, не одолеет, погубит.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

 ___Формировать положительную установку на участие в образовательной ситуации.____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Материалы: _Книга Л.Н.Толстого (басни) с иллюстрациями .Обязательно должна быть басня « Отец и сыновья»_, картинки с раными ___проявлениями отношений между людьми: дружба, любовь, помощь, ссора, драка и т.д._______________________________________________________________________________________

Понятия: ____Басня, согласие, врозь, веник, прут, не одолеет, погубит.___________________________________________________________________________________________

Планируемые результаты: __Дети проявляют интерес к басне; понимают смысл басни, выделяют в ней главные понятия, строят ответы полным предложением по содержанию, проявляют положительные черты характера ( отзывчивость, толерантность, дружбу по отношению друг к другу._____________________________________________________________________________

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Педагог с детьми стоят в кругу. Педагог читает стихотворение: Здравствуй небо, здравствуй Земля, здравствуйте мои друзья. 1,2,3,4,5 вместе мы в кругу опять. Будем дружно мы читать, будем дружно мы играть.

Педагог показывает веник и спрашивает: « Что это?» Если дети не знают , педагог объясняет.

Зачем он нужен?

Из чего делают веник?

Да и все прутики в венике связаны вместе.

Как вы думаете можно ли сломать веник?

Мы сегодня с вами прочитаем басню Л.Н.Толстого

« Отец и сыновья» В этой басни есть этот предмет и вы узнаете точно можно ли сломать веник.

Объяснение детям , что такое басня.

Как вы думаете , о ком эта басня?

Дети стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Ответы детей.

Чтобы подметать.

Из прутиков.

Ответы детей ( могут быть разные)

Об отце и сыновьях.

Дети настроены на общение.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Краткий подводящий диалог к теме:

Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев».

Какие произведения об отце и сыновьях вы знаете еще?

Какие сказки?

Как вы думаете : что общего ,а что разное в сказках и в баснях?

Сказки.

« Иванушка-дурачок», « По щучьему велению»

Общее: Басни и сказки нас учат хорошему.

Отличия: В сказках есть волшебство. А басни могут быть основаны на реальных событиях, которые могут произойти по – настоящему.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Сегодня мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого « Отец и сыновья». Приготовьтесь слушать.

Педагог читает произведение:

« Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались»

Вопрос педагога:Что значит в согласии?

Педагог читает дальше.

«Вот он велел принести веник и говорит:

-Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать веник.

Вопрос педагога: Почему не могли сломать?

Педагог читает дальше:

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья по-одиночке.

Вопрос педагога: Почему так легко преломали сыновья прутья?

Педагог дочитывает басню до конца.Задает вопрос:

Что хотел показать отец приведя пример с веником?

Дети слушают.

Ответы детей ( В мире, в дружбе)

Ответы детей : ( Все прутики были завязаны вместе.)

 Ответы детей: Потому что прутья были уже не вместе, а по отдельности.

Ответы детей: ( если человек один –ему трудно, а если вместе со своими близкими и живут в согласии- то легче и никто не сможет людей одолеть ( навредить)

Дети внимательно слушают.Понимают то, что читает педагог.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Дети осмысленно отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на вопросы. Понимают прочитанное.

Игровая ситуация

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Физкультминутка.

Педагог: Сейчас мы отдохнём.

1-2-3-4-5

Начинаем мы играть!

Все глазки свои закрыли

И головки опустили ( приседают)

А когда откроем глазки ( встают)

Попадем в рассказы, басни ( поднимают вверх руки)

Басня даст нам отдохнуть

Отдохнём – и снова в путь!

Дети выполняют движения.

Дети с удовольствием отдыхают и выполняют движения физминутки.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

Предоставление новой информации. Обсуждение в кругу.

Вопросы педагога:

Почему отец решил объяснить пример ссор и плохих отношений в семье на венике?

Почему , когда близкие люди живут в согласии и любви им легче?

Какой вывод можно сделать?

 

Ответы детей: Это было очень понятно. Сыновья сразу поняли.

Ответы детей:

Так легче справиться с различными трудностями. Людей» не сломать»

 Нужно жить в любви и дружбе со своими родными. Помогать друг-другу.

Дети слушают вопросы и отвечают на них внимательно подумав.

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

  • Педагог предлагает проверить на эксперименте соответствует ли эта басня действительности.
  • ( эксперимент с веником)

Вопрос педагога: Были ли у вас такие случаи, когда одному вам было тяжело что-то сделать или когда вы ругались со своими близкими . Какие эмоции испытывали? Хорошо ли вам было?

А когда вы дружно что-то делаете, любите друг-друга в семье, помогаете своим близким-что вы испытываете?

Дети участвуют в эксперименте. Пробуют сломать веник целиком и по отдельным прутикам.

Да это на самом деле так. Вместе прутики не ломаются. А по отдельности-легко.

Ответы детей: Трудно. Было тяжело, Огорчение из-за ссоры. Плохое настроение.

Радость, хорошее настроение, свет, любовь своих близких, чувство , что ты не один.

Итог говорят сами дети:

В ходе беседы сделать вывод о значении теплых . дружеских отношений , согласия и мира в семье для всех членов семьи.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

«Тренировка» в ценностномповедении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности.

Дела детей.Совместные.Групповые

Совместная группой игра Никитина( Сложи квадрат) или собрать пазл и т.д.

Правильно выполненное задание. Вместе, сообща.

Центр искусства

Инсценировка басни. Используютя костюмы того времени.

Показ инсценировки басни родителям или детям из других групп.

Костюмы, рассматривание иллюстраций из книги Л.Н.Толстого .Басни.

Совместная деятельность детей-инсценировка басни.

Центр кулинарии

Центр мастерская

Учить детей построению и использованию моделей для пересказа басни и сочинения собственного рассказа с поучением для других.

Дети самостоятельно пересказывают басню « Отец и сыновья» и придумывают и рассказывают свои поучительные басни для других детей.

Создают свою книгу по прочитанной басни.Состоит из зарисовок к сюжету произведения.

Использование моделей для пересказа.Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. Замещаемыми объектами будут герои произведения.Заместители-бумажные круги( большой и маленькие)

Белый картон, ножницы, цветные карандаши, иллюстрации к прочитанной басни.

Свободный пересказ басни детьми по моделям, придумывание своей поучительной басни, создание книги по прочитанному произведению с картинками детей.

Центр грамоты

Подбор синонимов к слову согласие.

Дети называют синонимы к слову согласие.

Картинки из книг.

Дети свободно могут придумать синонимы к словам дружба, мир, согласие. Любовь и т.д.

Центр игры

Игра « Волшебный подарок.

Дети дарят друг другу ценностные подарки ( но не предметы), а нечто реальное из чувств и отношений человеческих.

Диалог, общение, беседа.

Дети понимают значение слов , используемых для обозначения ценностных отношений между людьми.

Центр конструирования

Конструирование Дома для отца и сыновей.

Дома из деревянного конструктора ,выполненные коллективно небольшими группами детей.

Деревянный настольный конструктор.

Построенные дома для отца и сыновей детьми ( малыми подгруппами)

Центр математики

Дидактическая игра « Сколько прутиков в венике?»

Ответы детей. Колличественный счет.

Прутики.

Ответы детей.

Центр книги

Рассматривание иллюстраций к басне « Отец и сыновья»

Дети рассматривают иллюстрации, делятся впечатлениями.

Книга « Отец и сыновья» Басни.Л.Н.Толстой.

Дети воспроизводят действия героев. Пересказывают прочитанную басню по ролям.

Центр безопасности и здоровья

Двигательный центр

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Что же мы сегодня узнали? Чему научились?

Чем понравилась вам эта басня Л.Н.Толстого?

Дети отвечают на вопросы: Мы научились тому, что нужно жить дружно ( В группе, в семье).Так легче справиться с трудностями.

Дети отвечают: Басня учит нас быть добрыми по отношению к своим близким, помогать близким, не ссориться.

Дети подробно и глубоко отвечают на поставленные вопросы.

Дети отвечают на вопрос. Вопросы не вызывают у детей трудностей в ответах.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

-Что у вас получилось?

- В чём вы испытывали трудности?

-Легко ли вам было работать в группах?

- Почему?

Дети по подгруппам презентуют свою работу, давая развёрнутые ответы по проделанной работе.

Дети делятся впечатлениями, эмоциями, оценивают свою работу и сверстников.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Педагог предлагает рассказать басню своим родителям( используя подготовленную модель или книгу, созданную детми.

Дети рассказывают басню Л.Н.Толстого своим родителям. Делятся с ними впечатлениями о прочитанном.

Дети свободно могут пересказать басню родителям и объяснить смысл прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....